Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10246Новости 1979Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях 223

|

Шумакова Н.Б.
доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055
e-mail: n_shumakova@mail.ru

Аннотация

Проблема определения возможностей и способов оценки творческого потенциала столь же актуальна, как и дискуссионна. Возрастающее внимание к ней связано с признанием креативности одним из ключевых «навыков XXI века» и потребности в его развитии. В статье анализируются современные зарубежные подходы к измерению креативности с целью выявления основных тенденций и перспектив развития этого направления. Измерение креативности через призму когнитивных, конативных, эмоциональных переменных и факторов окружения – исторически устоявшаяся и, в то же время, широко распространенная практика. Указаны два основных подхода к измерению творческого потенциала: ресурсный, основанный на изучении способностей и личностных характеристик, связанных с творчеством и целостный – через измерение креативности с помощью задач из разных областей, имитирующих реальную творческую работу. Обсуждаются достоинства и недостатки существующих методов измерений. Выделен самый современный и многообещающий инструмент оценки творческого потенциала – EPoC. Обозначен новый вектор в измерении творческого потенциала детей на основе динамической оценки и учета зоны ближайшего развития – уход от констатации уровня проявления креативности к применению методов оценки индивидуального «профиля креативности» для определения оптимальных вариантов развития творческого потенциала, профориентации и экспертизы творческих программ.

Ключевые слова: креативность, творческий потенциал семьи, методы оценки творческого потенциала

Рубрика: Психология развития

Тип: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100401

Получена: 29.10.2021

Принята в печать: 06.12.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Богоявленская Д.Б. Механизм творчества: почему мы открываем новое // Вопросы философии. 2021. № 9. С. 82–89. DOI:10.21146/0042-8744-2021-9-82-89
  2. Богоявленская Д.Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 14–21. DOI:10.17759/chp.2019150202
  3. Валуева Е.А., Лаптева Е.М., Овсянникова В.В. Оценка эффективности программы развития эмоциональных способностей у школьников старших классов // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 70–79. DOI:10.17759/jmfp.2018070207
  4. Доний Е.И., Шумакова Н.Б. Сравнительный анализ когнитивных характеристик и креативности младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 3. С. 110–123. DOI:10.17759/psyedu.2020120307
  5. Павлова Е.М., Корнилова Т.В. Триада «толерантность к неопределенности – эмоциональный интеллект – интуитивный стиль» и самооценка креативности у лиц творческих профессий // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 107–117. DOI:10.17759/psyedu.2019110109
  6. Петрова С.О. Методология и методы изучения одаренности в современных российских психологических исследованиях // Вопросы психологии. 2019. № 4. С.78–88.
  7. Петрова С.О., Щебланова Е.И. Диагностические возможности и ограничения теста «Необычное использование» (по данным исследований способностей, одаренности и творческого мышления) [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 4. С. 92–105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnosticheskie-vozmozhnosti-i-ogranicheniya-testa-neobychnoe-ispolzovanie-po-dannym-issledovaniy-sposobnostey-odarennosti-i (дата обращения: 09.12.2021).
  8. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. Москва: «Институт психологии РАН», 2019. 736 c.
  9. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. Москва: Карьера Пресс, 2013. 528 с.
  10. Щебланова Е.И. Исследовательские методологии и методы изучения креативности в отечественной психологии [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 4. С. 39–53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskie-metodologii-i-metody-izucheniya-kreativnosti-v-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 09. 12.2021).
  11. Advancing creativity theory and research: A sociocultural Manifesto / V.P. Glăveanu [et al.] // Journal of Creative Behaviour. 2020. Vol. 43. № 5. P. 741–745. DOI:10.1002/jocb.395
  12. Analysis of the descriptive and psychometric characteristics of the internal structure of the RIBS in Spanish / V. Lopez-Fernández [et al.] // Creativity Research Journal. 2019. Vol. 31. № 2. P. 229–235. DOI:10.1080/10400419.2019.1577123
  13. Assessing Creativity: A palette of possibilities [Электронный ресурс] / Eds. R.E. McClure, J. Garrett. Billund: The LEGO Foundation, 2020. 64 р. URL: www.legofoundation.com/media/2825/assessing-creativity_may2020.pdf (дата обращения: 09.12.2021).
  14. Barbot B., Besancon M., Lubart T. Assessing creativity in the classroom // The Open Education Journal. 2011. Vol. 4. №. 2. Р. 58–66. DOI:10.2174/1874920801104010058
  15. Barbot B., Besancon M., Lubart T. The generality-specificity of creativity: Exploring the structure of creative potential with EPoC // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 2. Р. 178–187. DOI:10.1016/j.lindif.2016.06.005
  16. Corazza G.E., Glăveanu V.P. Potential in Creativity: Individual, Social, Material Perspectives, and a Dynamic Integrative Framework // Creativity Research Journal. 2020. Vol. 32. № 1. P. 81–91. DOI:10.1080/10400419.2020.1712161
  17. Cramond B. Assessing Creativity: A palette of possibilities. Appendix. Choosing a creativity assessment that is fit for purpose [Электронный ресурс]. Billund: The LEGO Foundation, 2020. 34 p. URL: https://www.legofoundation.com/media/2345/appendix_assessingcreativity_pdf.pdf (дата обращения: 09.12.2021).
  18. Evaluation of Potential Creativity (EPoC) [Электронный ресурс] // TÜZDER: Tüm üstün zekalılar derneği. URL: https://tuzder.org/bbt/epoc/ (дата обращения: 09.12.2021).
  19. Fasko D. Associative theory [Электронный ресурс] // Encyclopedia of Creativity / Eds. M.A. Runco, S. Pritzker. Vol. I. San Diego: Academic Press, 1999. P. 135–139. URL: https://books.google.ru/books?id=cpc7CJH1-s8C&lpg=PP1&hl=ru&pg=PA135#v=onepage&q&f=false  (дата обращения: 09.12.2021).
  20. Increased creative thinking in narcolepsy / C. Lacaux [et al.] // Brain. 2019. Vol. 142. № 7. P. 1988–1999. DOI:10.1093/brain/awz137
  21. Kanlı E. Assessment of Creativity: Theories and Methods // Creativity-A Force to Innovation / Ed. J. Pooja. London: IntechOpen, 2020, pp. 125–147. DOI:10.5772/intechopen.93971
  22. Lubart T., Barbot B., Besancon M. Creative potential: assessment issues and the EPoC Battery // Estudios de Psicologia. 2019. Vol. 40. № 3. P. 1–23. DOI:10.1080/02109395.2019.1656462
  23. Lubart T., Besançon M., Barbot B. EPoC: Evaluation of Potential Creativity. Manual. Paris: Hogrefe, 2012. 126 p.
  24. Lubart T., Zenasni F. Creative Potential and its Measurement [Электронный ресурс] // International Journal for Talent Development and Creativity. 2013. Vol. 1. № 2. P. 41–50. URL: https://www.academia.edu/22350554/Creative_Potential_and_its_Measurement?bulkDownload=thisPaper-topRelated-sameAuthor-citingThis-citedByThis-secondOrderCitations&from=cover_page (дата обращения: 09.12.2021).
  25. Plucker J.A., Beghetto R.A., Dow G.T. Why isn’t creativity more important to educational psychologists? Potentials, pitfalls, and future directions in creativity research // Educational Psychologist. 2004. Vol. 39. № 2. P. 83–96. DOI:10.1207/s15326985ep3902_1
  26. Rhodes M. An analysis of creativity // Phi Delta Kappan. 1961. Vol. 42. № 7. P. 305–311. DOI:10.2307/20342603
  27. Ronksley-Pavia M. Enhancing creativity for gifted and talented students: a visual art classroom perspective [Электронный ресурс] // Talent Education. 2014. Vol. 28. P. 32–44. URL: https://www.researchgate.net/publication/260002057_Enhancing_creativity_for_gifted_and_talented_students_A_visual_arts_classroom_perspective (дата обращения: 20.10.2021).
  28. Selby E.C, Shaw E.J, Houtz J.C. The creative personality // Gifted Child Quarterly. 2005. Vol. 49. № 4. P. 300–314. DOI:10.1177/001698620504900404
  29. Sen S. A Reliability Generalization Meta-Analysis of Runco Ideational Behavior Scale // Creativity Research Journal. 2021. Vol. 33. P. 1–17. DOI:10.1080/10400419.2021.1960719
  30. Sternberg R.J., Lubart T.I. Defying the Crowd: Cultivating Creativity in a Culture of Conformity. New York: Free Press, 1995. 336 p.
  31. The Expression of Users’ Creative Potential in Virtual and Real Environments: An Exploratory Study / S. Bourgeois-Bougrinea [et al.] // Creativity Research Journal. 2020. Vol. 32. № 1. P. 55–65. DOI:10.1080/10400419.2020.1712162
  32. Urban K.K. Assessing creativity: The Test for Creative Thinking – Drawing Production (TCT-DP) [Электронный ресурс] // International Education Journal. 2005. Vol. 6. № 2. P. 272–280. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ854980.pdf (дата обращения: 02.10.2021).
  33. Yamin T.S. New Dynamic Approach to Measure Creativity: Implications for Identification and Education // The SAGE Handbook of Gifted and Talented Education / Eds. B. Wallace, D. Sisk. London: SAGE Publications Ltd, 2018. P. 92–103. DOI:10.4135/9781526463074.n10
  34. Zbainos D., Tziona A. Investigating Primary School Children’s Creative Potential Through Dynamic Assessment // Frontiers in psychology. 2019. Vol. 10, Article ID 733. 9 p. DOI:10.3389/fpsyg.2019.00733
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика