Современная зарубежная психология
2025. Том 14. № 3. С. 62–71
doi:10.17759/jmfp.2025140305
ISSN: 2304-4977 (online)
Многоязычие и креативность в контексте когнитивной регуляции
Резюме
Контекст и актуальность. Проведен критико-аналитический обзор результатов современных исследований, направленных на изучение креативности полилингвов, преимущества которых связаны с когнитивной регуляцией (executive functions). Цель настоящего теоретического исследования — рассмотреть неразрешенные концептуальные и методологические вопросы, препятствующие построению единых теоретических конструктов и фундаментальных теоретических положений. Полнота обзора определялась через выявление основных тенденций в решении поставленной проблемы. По результатам исследования современного состояния проблемы обосновывается необходимость в постнеклассическом, трансдисциплинарном подходе для интеграции нейро- и когнитивных наук, социо- и психолингвистики, педагогической психологии и педагогики с целью построения целостной модели линейных и нелинейных связей многоязычия с креативностью. Практическая значимость перспективных исследований заключается в использовании полученных данных в разработке эффективных нейрообразовательных технологий, стимулирующих развитие у обучающихся с разным языковым статусом когнитивных функций, обеспечивающих развитие творческих способностей в образовательном процессе.
Общая информация
Ключевые слова: многоязычие, креативность, творческие способности, трансдисциплинарная перспектива исследований
Рубрика издания: Психология образования и педагогическая психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140305
Финансирование. Работа выполнена за счет гранта Академии наук Республики Татарстан, предоставленного молодым кандидатам наук (постдокторантам) с целью защиты докторской диссертации, выполнения научно-исследовательских работ, а также выполнения трудовых функций в научных и образовательных организациях Республики Татарстан в рамках Государственной программы Республики Татарстан «Научно-технологическое развитие Республики Татарстан».
Поступила в редакцию 01.07.2025
Поступила после рецензирования 04.09.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Шишова, Е.О., Хотинец, В.Ю. (2025). Многоязычие и креативность в контексте когнитивной регуляции. Современная зарубежная психология, 14(3), 62–71. https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140305
© Шишова Е.О., Хотинец В.Ю., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Подкаст
Полный текст
Литература
- Виленская, Г.А. (2016). Исполнительные функции: Природа и развитие. Психологический Журнал, 37(4), 21—31. URL: https://lib.ipran.ru/paper/26468884 (дата обращения: 25.09.2025).
Vilenskaya, G.A. (2016). Executive functions: Nature and development. Psychological Journal, 37(4), 21—31. (In Russ.). URL: https://lib.ipran.ru/paper/26468884 (viewed: 25.09.2025). - Гусельцева, М.С. (2020). Рациональность как проблема современности. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование, 2, 12—30. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2020-2-12-30
Guseltseva, M.S. Rationality as a problem of modernity. RSUH/RGGU Bulletin. Psychology. Pedagogics. Education Series, 2, 12—30. (In Russ.). https://doi.org/10.28995/2073-6398-2020-2-12-30 - Паникратова, Я.Р., Власова, Р.М., Лебедева, И.С., Синицын, В.Е., Печенкова, Е.В. (2022). Возможности методов нейровизуализации и нейростимуляции для развития теории системной динамической локализации высших психических функций. Культурно-историческая психология, 18(3), 70—80. https://doi.org/10.17759/chp.2022180310
Panikratova, Ya.R., Vlasova, R.M., Lebedeva, I.S., Sinitsyn, V.E., Pechenkova, E.V. (2022). Scope and Perspectives of Neuroimaging and Neurostimulation to Develop the Theory of Systemic and Dynamic Localization of Higher Mental Functions. Cultural-Historical Psychology, 18(3), 70—80. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2022180310 - Хотинец, В.Ю., Медведева, Д.С. (2021). Особенности речемыслительной деятельности детей монолингвов и естественных билингвов. Психологический журнал, 42(2), 25—35. https://doi.org/10.31857/S020595920014236-5
Khotinets, V.Yu., Medvedeva, D.S. (2021). Peculiarities of speech-thinking activity in children with monolingualism and natural bilingualism. Psychological Journal, 42(2), 25—35. (In Russ.). https://doi.org/10.31857/S020595920014236-5 - Хотинец, В.Ю., Шишова, Е.О., Новгородова, Ю.О., Медведева Д.С., Кожевникова, О.В. Связь функций регуляции активности и управления когнитивными процессами у младших школьников-билингвов и монолингвов на ранних этапах изучения английского языка. Образование и саморазвитие, 19(3), 181—197. https://doi.org/10.26907/esd.19.3.1360
Khotinets, V.Y., Shishova, E.O., Novgorodova, Y.O., Medvedeva, D.S., Kozhevnikova, O.V. (2024). Relationship of Activity Regulation Functions with Executive Functions in Junior School Children Bilingual and Monolingual at the Early Stages of Learning English. Education and Self Development, 19(3), 181—197. (In Russ.). https://doi.org/10.26907/esd.19.3.1360 - Arán Filippetti, V., Krumm, G. (2020). A hierarchical model of cognitive flexibility in children: Extending the relationship between flexibility, creativity and academic achievement. Child Neuropsychology, 26(6), 770—800. https://doi.org/10.1080/09297049.2019.1711034
- Berry, J.W. (2019). Acculturation: A personal journey across cultures. London: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781108589666
- Bialystok, E. (2017). The bilingual adaptation: How minds accommodate experience. Psychological Bulletin, 143(3), 233—262. https://doi.org/10.1037/bul0000099
- Bialystok, E., Craik, F.I.M. (2022). How does bilingualism modify cognitive function? Attention to the mechanism. Psychonomic Bulletin & Review, 29(4), 1246—1269. https://doi.org/10.3758/s13423-022-02057-5
- Bialystok, E., Craik, F.I.M., Luk, G. (2012). Bilingualism: Consequences for mind and brain. Trends in Cognitive Sciences, 16(4), 240—250. https://doi.org/10.1016/j.tics.2012.03.001
- Booton, S., Hoicka, E. O'Grady, A., Chan, H., Murphy, V. (2021). Children's divergent thinking and bilingualism. Thinking Skills and Creativity, 41, Article 100918. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100918
- Braver, T.S., West, R. (2008). Working memory, executive control, and aging. In: F.I.M. Craik, T.A. Salthouse (Eds.), The handbook of aging and cognition (pp. 311—372). New York: Psychology Press. https://doi.org/10.4324/9780203837665
- Crenshaw, K.C., Miller, S.E. (2022). Creativity and executive function in school-age children: Effects of creative coloring and individual creativity on an executive function sorting task. Psi Chi Journal of Psychological Research, 27(1), 81—90. https://doi.org/10.24839/2325-7342.JN27.1.81
- Ferreria, M.H. (2024). Distinguishing the roles of mental imagery and relational reasoning in creativity: A review and methodological proposal. PsyArXiv. https://doi.org/10.31234/osf.io/wynx5
- Fürst, G., Grin, F. (2021). Multicultural experience and multilingualism as predictors of creativity. International Journal of Bilingualism, 25(5), 1486—1494. https://doi.org/10.1177/13670069211019468
- Fürst, G., Grin, F. (2023). Multilingualism, multicultural experience, cognition, and creativity. Frontiers in Psychology, 14, Article 1155158. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1155158
- García-Pentón, L., Fernandez Garcia, Y., Costello, B., Duñabeitia, J.A., Carreiras, M. (2016). The neuroanatomy of bilingualism: How to turn a hazy view into the full picture. Language, Cognition and Neuroscience, 31(3), 303—327. https://doi.org/10.1080/23273798.2015.1068944
- Ghonsooly, B., Showqi, S. (2012). The effects of foreign language learning on creativity. English Language Teaching, 5(4), 161—167. https://doi.org/10.5539/elt.v5n4p161
- Grundy, J.G. (2020). The effects of bilingualism on executive functions: An updated quantitative analysis. Journal of Cultural Cognitive Science, 4(2), 177—199. https://doi.org/10.1007/s41809-020-00062-5
- Grundy, J.G., Anderson, J.A.E., Bialystok, E. (2017). Neural correlates of cognitive processing in monolinguals and bilinguals. Annals of the New York Academy of Sciences, 1396(1), 183—201. https://doi.org/10.1111/nyas.13333
- Gruszka, A., Tang, M. (2017). «The 4P's Creativity Model and its Application in Different Fields». In: M. Tang, C.H. Werner (Eds.), Handbook of the management of creativity and innovation: Theory and practice (pp. 51—71). New Jersey: World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd. https://doi.org/10.1142/9789813141889_0003
- Gullifer, J.W., Titone, D. (2020). Characterizing the social diversity of bilingualism using language entropy. Bilingualism: Language and Cognition, 23(2), 283—294. https://doi.org/10.1017/S1366728919000026
- Gunnerud, H.L., Ten Braak, D., Reikerås, E.K.L., Donolato, E., Melby-Lervåg, M. (2020). Is bilingualism related to a cognitive advantage in children? A systematic review and meta-analysis. Psychological Bulletin, 146(12), 1059—1083. https://doi.org/10.1037/bul0000301
- Ikizer, E.G., Ramírez-Esparza, N. (2018). Bilinguals’ social flexibility. Bilingualism: Language and Cognition, 21(5), 957—969. https://doi.org/10.1017/S1366728917000414
- Karwowski, M., Lebuda, I. (2016). The big five, the huge two, and creative self-beliefs: A meta-analysis. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 10(2), 214—232. https://doi.org/10.1037/aca0000035
- Kerrigan, L., Thomas, M.S.C., Bright, P., Filippi, R. (2017). Evidence of an advantage in visuo-spatial memory for bilingual compared to monolingual speakers. Bilingualism: Language and Cognition, 20(3), 602—612. https://doi.org/10.1017/S1366728915000917
- Kharkhurin, A.V. (2010). Bilingual verbal and nonverbal creative behavior. International Journal of Bilingualism, 14(2), 211—226. https://doi.org/10.1177/1367006910363060
- Kharkhurin, A.V., Wei, L. (2015). The role of code-switching in bilingual creativity. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 18(2), 153—169. https://doi.org/10.1080/13670050.2014.884211
- Khotinets, V.Y., Shishova, E.O. (2023). Cultural and educational environment in the development of younger schoolchildren's creative potential. Frontiers in Psychology, 14, Article 1178535. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1178535
- Leikin, M., Tovli, E., Woldo, A. (2020). The interplay of bilingualism, executive functions and creativity in problem solving among male university students. Creativity Studies, 13(2), 308—324. https://doi.org/10.3846/cs.2020.10397
- Marsh, D., Hill, R. (2009). Study on the contribution of multilingualism to creativity: Compendium part one. Luxembourg: European Commission.
- Pasarín-Lavín, T., Álvarez, A., Garcia, T., Rodríguez, C. (2023). Relationship between Executive Functions and Creativity in Children and Adolescents: A Systematic Review. Children, 10(6), Article 1002. https://doi.org/10.3390/children10061002
- Plucker, J.A., Beghetto, R.A., Dow, G.T. (2004). Why isn't creativity more important to educational psychologists? Potentials, pitfalls, and future directions in creativity research. Educational Psychologist, 39(2), 83—96. https://doi.org/10.1207/s15326985ep3902_1
- Rhodes, M. (1961). An analysis of creativity. Phi Delta Kappan, 42(7), 305—310. URL: http://www.jstor.org/stable/20342603 (viewed: 25.09.2025).
- Rogers, C.J., Tolmie, A., Massonnié, J., Thomas, M.S.C. (2023). Complex cognition and individual variability: A mixed methods study of the relationship between creativity and executive control. Frontiers in Psychology, 14, Article 1191893. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1191893
- Runco, M.A. (2007). A hierarchical framework for the study of creativity. New Horizons in Education, 55(3).
- Sampedro, A., Peña, J. (2019). Executive functions mediate the association between bilingualism and creativity in preadolescents. Thinking Skills and Creativity, 34, Article 100605. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2019.100605
- Shishova, E.O. (2020). Executive functions and communicative competence development in preschool bilingual children. In: ARPHA Proceedings: VI International Forum on Teacher Education, 3 (pp. 2347—2356). Kazan: Kazan Federal University. https://doi.org/10.3897/ap.2.e2347
- Simonton, D.K. (1995). Exceptional personal influence: An integrative paradigm. Creativity Research Journal, 8(4), 371—376. https://doi.org/10.1207/s15326934crj0804_3
- Soleimani, M., Yousefi, R., Ghazanfarianpour, S. (2021). The role of intelligence profiles and executive functions (Selective Attention and Switching) in predicting creativity components. Journal of Modern Rehabilitation, 14(3), 177—190. https://doi.org/10.18502/jmr.v14i3.7716
- Sternberg, R.J., Lubart, T.I. (1995). Defying the crowd: Cultivating creativity in a culture of conformity. New York: Free Press.
- Tao, Y., Zhu, Z., Liu, Y. (2023). The influence of bilingual experience on executive function under emotional interference: Evidence from the N1 component. Frontiers in Psychology, 14, Article 1107994. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1107994
- Tzachrista, M., Gkintoni, E., Halkiopoulos, C. (2023). Neurocognitive Profile of Creativity in Improving Academic Performance — A Scoping Review. Education Sciences, 13(11), Article 1127. https://doi.org/10.3390/educsci13111127
- van Dijk, M., Kroesbergen, E.H., Blom, Е., Leseman, P.P.M. (2019). Bilingualism and creativity: Towards a situated cognition approach. Journal of Creative Behavior, 53(2), 178—188. https://doi.org/10.1002/jocb.238
- Vinerte, S., Sabourin, L. (2019). Reviewing the bilingual cognitive control literature: Can a brain-based approach resolve the debate? Canadian Journal of Experimental Psychology, 73(2), 118—134. https://doi.org/10.1037/cep0000174
- Wang, J., Sakata, C., Moriguchi, Y. (2021). The neurobehavioral relationship between executive function and creativity during early childhood. Developmental Psychobiology, 63(7), Article e22205. https://doi.org/10.1002/dev.22205
- Ware, A.T., Kirkovski, M., Lum, J.A.G. (2020). Meta-analysis reveals a bilingual advantage that is dependent on task and age. Frontiers in Psychology, 11, Article 1458. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01458
- Yurtsever, A., Anderson, J.A.E., Grundy, J.G. (2023). Bilingual children outperform monolingual children on executive function tasks far more often than chance: An updated quantitative analysis. Developmental Review, 69, Article 101084. https://doi.org/10.1016/j.dr.2023.101084
- Zabelina, D.L., Andrews-Hanna, J.R., Friedman, N.P. (2019). Unity and diversity of executive functions in creativity. Consciousness and Cognition, 68, 47—56. https://doi.org/10.1016/j.concog.2018.12.005
- Zhao, X., Zhang, W., Tong, D., Maes, J.H.R. (2023). Creative thinking and executive functions: Associations and training effects in adolescents. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 17(1), 79—90. https://doi.org/10.1037/aca0000392
Информация об авторах
Вклад авторов
Шишова Е.О. — разработала теоретическую основу, провела исследование и анализ результатов современных исследований, подготовила черновик рукописи, участвовала в интерпретации результатов и доработке текста.
Хотинец В.Ю. — разработала дизайн проекта, теоретико-методологические основы исследования, осуществляла научное руководство.
Все авторы обсуждали результаты и участвовали в подготовке окончательного варианта рукописи.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Метрики
Просмотров web
За все время: 160
В прошлом месяце: 60
В текущем месяце: 4
Скачиваний PDF
За все время: 56
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 5
Всего
За все время: 216
В прошлом месяце: 89
В текущем месяце: 9