Многоязычие и креативность в контексте когнитивной регуляции

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 8 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Проведен критико-аналитический обзор результатов современных исследований, направленных на изучение креативности полилингвов, преимущества которых связаны с когнитивной регуляцией (executive functions). Цель настоящего теоретического исследования — рассмотреть неразрешенные концептуальные и методологические вопросы, препятствующие построению единых теоретических конструктов и фундаментальных теоретических положений. Полнота обзора определялась через выявление основных тенденций в решении поставленной проблемы. По результатам исследования современного состояния проблемы обосновывается необходимость в постнеклассическом, трансдисциплинарном подходе для интеграции нейро- и когнитивных наук, социо- и психолингвистики, педагогической психологии и педагогики с целью построения целостной модели линейных и нелинейных связей многоязычия с креативностью. Практическая значимость перспективных исследований заключается в использовании полученных данных в разработке эффективных нейрообразовательных технологий, стимулирующих развитие у обучающихся с разным языковым статусом когнитивных функций, обеспечивающих развитие творческих способностей в образовательном процессе.

Общая информация

Ключевые слова: многоязычие, креативность, творческие способности, трансдисциплинарная перспектива исследований

Рубрика издания: Психология образования и педагогическая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140305

Финансирование. Работа выполнена за счет гранта Академии наук Республики Татарстан, предоставленного молодым кандидатам наук (постдокторантам) с целью защиты докторской диссертации, выполнения научно-исследовательских работ, а также выполнения трудовых функций в научных и образовательных организациях Республики Татарстан в рамках Государственной программы Республики Татарстан «Научно-технологическое развитие Республики Татарстан».

Поступила в редакцию 01.07.2025

Поступила после рецензирования 04.09.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Шишова, Е.О., Хотинец, В.Ю. (2025). Многоязычие и креативность в контексте когнитивной регуляции. Современная зарубежная психология, 14(3), 62–71. https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140305

© Шишова Е.О., Хотинец В.Ю., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Подкаст

Полный текст

Введение

Постановка и поиск новых путей решения проблемы развития творческих способностей детей с разным языковым статусом (монолингвизм/билингвизм/трилингвизм/полилингвизм) и разными лингвистическими способностями с позиций постнеклассической науки усиливает импульс в становлении прорывных идей, использовании новых методологических стратегий и разработок в широком междисциплинарном русле: от философско-методологических проблем постнеклассической рациональности до конкретных прикладных разработок в области неройкогнитивной науки, психологии развития, когнитивной психологии, педагогической психологии. Постнеклассическая наука характеризуется становлением трандисциплинарности и полипарадигмальности, что актуализирует разработку интегративных моделей развития. Эти модели строятся на взаимодействии разных наук: психологии, педагогики, нейрокогнитивных наук, лингвистики и культурологии, что ведет к содержательному обогащению системы знаний в целом (Гусельцева, 2020).

Методологические основы исследования

Настоящее исследование строится на системном критическом анализе международных и российских научных работ в сфере нейронауки, психологии и лингвистики, включающем тематическую классификацию эмпирических данных, сравнительную оценку методологических подходов, а также интегративный синтез нейрокогнитивных, психолингвистических и психолого-педагогических конструктов.

Направления исследований связи многоязычия с креативностью

Результаты исследований связи многоязычия с креативностью можно условно разделить на два направления (Fürst, Grin, 2021, 2023; van Dijk et al., 2019; Kharkhurin, 2010; Kharkhurin, Wei, 2015; Kerrigan et al. 2017; Ikizer, Ramírez-Esparza, 2018; Leikin, Tovli, Woldo 2020; Shishova, 2020; Gunnerud et al., 2020).
Первое направление включает в себя относительно косвенные доказательства о связи двуязычия/многоязычия с определенными когнитивными способностями, которые могут иметь отношение к креативности. Такие способности, как правило, включают когнитивную регуляцию: общий ментальный контроль и когнитивную гибкость, в большей степени выраженные у билингвов (Bialystok, Craik, 2022; Bialystok, 2017; Хотинец, Медведева, 2021; Bialystok, Craik, Luk 2012). Другие исследования, показывают, что эти способности могут иметь отношение к творчеству, включающему металингвистическую осведомленность и, как следствие, метапознание и общее интеллектуальное развитие (Marsh, Hill 2009). Несмотря на относительно большое количество исследований, связь между многоязычием и креативностью почти никогда не рассматривается в качестве основного исследовательского вопроса, отсюда косвенный характер результатов исследования.
Второе направление включает исследования, в которых связи между многоязычием и креативностью уделяется особое внимание. Полученные результаты демонстрируют статистически значимую положительную корреляцию между многоязычием (особенно сбалансированным билингвизмом/мультилингвизмом) и показателями дивергентного мышления (беглость, гибкость, оригинальность идей), измеряемыми тестами типа Торренса (TTCT) или Гилфорда. Преимущества часто наблюдаются в вербальных задачах (например, альтернативное использование значений, генерация синонимов/антонимов, сочинение историй) и в невербальных (фигурные тесты Торренса). Эффект более выражен у индивидов с высоким и сбалансированным владением языками (balanced bilinguals/multilinguals) по сравнению с теми, у кого один язык лишь доминирует. Вместе с тем преимущества фиксируется в большей мере у эритажных билингвов с одновременным или последовательным усвоением языков в детстве. Исследования связи между этими конструктами в основном прослеживается в студенческих выборках (Fürst, Grin, 2021), в детских популяциях установлены неоднозначные результаты (Booton et al., 2021).

Проблемы исследования исполнительных функций и креативности в контексте многоязычия

Ключевыми в исследованиях являются вопросы влияния executive functions на креативные способности и их посреднической роли в отношении интеллекта и творческих способностей, двуязычия/многоязычия, мультикультурного опыта и креативности (Sampedro, Peña, 2019; Soleimani, Yousefi, Ghazanfarianpour, 2021; Crenshaw, Miller, 2022; Zhao et al., 2023; Khotinets, Shishova, 2023; Rogers et al., 2023; Ferreria, 2024; Arán Filippetti, Krumm, 2020; Zabelina, Andrews-Hanna, Friedman, 2019; Berry, 2019; Braver, West, 2008).
По результатам эмпирических исследований отмечаются преимущества executive functions у билингвов в сравнении с монолингвами (Grundy, 2020; Ware, Kirkovski, Lum, 2020), проявляющиеся в сознательном контроле целенаправленного поведения (Tao, Zhu, Liu, 2023). В обзорах особое внимание уделяется исследованиям, в которых применяется моделирование структурными уравнениями (SEM). Современные исследования (Gullifer, Titone, 2020) вводят понятие «языковой энтропии» для описания многогранности социальных контекстов, в которых функционирует билингв. Показано, что когнитивные преимущества билингвизма проявляются ярче всего в условиях высокой энтропии, которая возникает при активном взаимодействии и взаимопроникновении языковых систем. Именно этот процесс, а не просто знание двух языков, способствует развитию исполнительных функций (Gullifer, Titone, 2020, Хотинец и др., 2024).
В настоящее время в мировой науке проводятся все больше нейрокогнитивных исследований, посвященных изучению особенностей в архитектонике мозга между билингвами и монолингвами (Bialystok, 2017; Vinerte, Sabourin, 2019; Grundy, Anderson, Bialystok, 2017).

Обсуждение

Наряду с полученными результатами некоторые концептуальные и методологические вопросы остаются открытыми.
Одной из ключевых проблем в изучении многоязычия остается терминологическая и методологическая разрозненность. Накопление слабо верифицируемых гипотез и размытых теоретических конструктов диктует необходимость фундаментальной работы по упорядочению научного аппарата. Приоритетной задачей становится проведение масштабных исследований на репрезентативных выборках с использованием стандартизированного инструментария. Критически важным является учет комплекса факторов: от социоэкономического статуса и возраста до особенностей языкового опыта и культурного окружения респондентов.
Следует отметить, что во многих исследованиях смешиваются эффекты многоязычия и мультикультурализма, что не позволяет должным образом контролировать культурное разнообразие.
Во-вторых, многие исследования, как правило, сосредоточены на сбалансированных билингвах без обращения к другим видам билингвизма, трилингвизма и полилингвизма. Многоязычные способности не обязательно ограничиваются сочетанием эритажного языка и языка принимающей страны, необходимо учитывать возможности приобретения навыков владения более чем двумя языками (Fürst, Grin, 2021, 2023). Мало изучен билингвизм в образовательной ситуации обучения иностранным языкам, когда билингвы могли бы достичь не только беглости на неродном языке, но и развитие творческих способностей в образовательном процессе. Более того, связь двуязычия и креативности часто анализируется с использованием выборок, полностью состоящих из мигрантов. Отметим, что понимание связей между многоязычием и креативностью должно охватывать более широкий спектр интерактивных ситуаций и критериев выбора респондентов (Ghonsooly, Showqi, 2012). Поскольку существует значительное количество исследований, результаты которых демонстрируют факты о том, что многокультурный опыт связан креативностью, появляется необходимость систематически его контролировать в исследовательской деятельности (Gruszka, Tang, 2017; Karwowski, Lebuda, 2016).
В-третьих, при проведении исследований необходимо учитывать внутреннюю и внешнюю валидность, чтобы иметь возможность сравнивать результаты исследований разных авторов и получать обобщенные данные (Pasarín-Lavín et al., 2023). Чаще всего креативность измеряется с помощью одних и тех же тестов: задачи на дивергентное мышление, содержательная валидность которых недостаточно согласуется с сущностью изучаемого феномена.
В-четвертых, в науке отсутствует четкое понимание о причинно-следственных связях между многоязычием и креативностью и их направленности. В частности, развитие способности к декодированию культурных кодов происходит за счет формирования творческих способностей или же развитие речи на разных языках ведет за собой развитие творческого мышления и креативности носителей языков (по Выготскому Л.С.).
В-пятых, появилась необходимость в использовании нейровизуализационных методов в нейрокогнитивных исследованиях (Wang, Sakata, Moriguchi, 2021; Паникратова и др., 2022). Ключевым методологическим вызовом остается вопрос о том, может ли переход от поведенческих исследований к нейровизуализационным методам преодолеть существующие противоречия в изучении взаимосвязи многоязычия и когнитивных функций. Особую сложность представляет интерпретация нейробиологических различий при отсутствии значимых поведенческих расхождений между индивидами с разным языковым статусом. Несмотря на обнаруживаемые структурные различия в организации мозга у билингвов и монолингвов, современные данные не подтверждают устойчивой связи между многоязычием и специфической активацией определенных блоков мозга, связанных с креативностью и когнитивным контролем (García-Pentón et al., 2016). В этой связи актуализируется потребность в разработке более дифференцированных теоретических моделей и формулировке проверяемых гипотез, раскрывающих природу связей мультилингвизма с функциями когнитивной регуляции и творческими способностями на поведенческом и нейронном уровнях. Перспективным направлением представляется организация трансдисциплинарных лабораторных исследований со строгим методологическим дизайном, с комплексным подходом к анализу различных контекстов, что позволит обеспечить более валидную интерпретацию получаемых данных. Отмечается, что необходимы лонгитюдные нейрокогнитивные исследования для получения всестороннего понимания того, как креативность включается в образовательные условия обучения иностранным языкам для достижения академических результатов (Tzachrista, Gkintoni, Halkiopoulos, 2023).

Литература

  1. Виленская, Г.А. (2016). Исполнительные функции: Природа и развитие. Психологический Журнал, 37(4), 21—31. URL: https://lib.ipran.ru/paper/26468884 (дата обращения: 25.09.2025).
    Vilenskaya, G.A. (2016). Executive functions: Nature and development. Psychological Journal, 37(4), 21—31. (In Russ.). URL: https://lib.ipran.ru/paper/26468884 (viewed: 25.09.2025).
  2. Гусельцева, М.С. (2020). Рациональность как проблема современности. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование, 2, 12—30. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2020-2-12-30
    Guseltseva, M.S. Rationality as a problem of modernity. RSUH/RGGU Bulletin. Psychology. Pedagogics. Education Series, 2, 12—30. (In Russ.). https://doi.org/10.28995/2073-6398-2020-2-12-30
  3. Паникратова, Я.Р., Власова, Р.М., Лебедева, И.С., Синицын, В.Е., Печенкова, Е.В. (2022). Возможности методов нейровизуализации и нейростимуляции для развития теории системной динамической локализации высших психических функций. Культурно-историческая психология, 18(3), 70—80. https://doi.org/10.17759/chp.2022180310
    Panikratova, Ya.R., Vlasova, R.M., Lebedeva, I.S., Sinitsyn, V.E., Pechenkova, E.V. (2022). Scope and Perspectives of Neuroimaging and Neurostimulation to Develop the Theory of Systemic and Dynamic Localization of Higher Mental Functions. Cultural-Historical Psychology, 18(3), 70—80. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2022180310
  4. Хотинец, В.Ю., Медведева, Д.С. (2021). Особенности речемыслительной деятельности детей монолингвов и естественных билингвов. Психологический журнал, 42(2), 25—35. https://doi.org/10.31857/S020595920014236-5
    Khotinets, V.Yu., Medvedeva, D.S. (2021). Peculiarities of speech-thinking activity in children with monolingualism and natural bilingualism. Psychological Journal, 42(2), 25—35. (In Russ.). https://doi.org/10.31857/S020595920014236-5
  5. Хотинец, В.Ю., Шишова, Е.О., Новгородова, Ю.О., Медведева Д.С., Кожевникова, О.В. Связь функций регуляции активности и управления когнитивными процессами у младших школьников-билингвов и монолингвов на ранних этапах изучения английского языка. Образование и саморазвитие, 19(3), 181—197. https://doi.org/10.26907/esd.19.3.1360
    Khotinets, V.Y., Shishova, E.O., Novgorodova, Y.O., Medvedeva, D.S., Kozhevnikova, O.V. (2024). Relationship of Activity Regulation Functions with Executive Functions in Junior School Children Bilingual and Monolingual at the Early Stages of Learning English. Education and Self Development, 19(3), 181—197. (In Russ.). https://doi.org/10.26907/esd.19.3.1360
  6. Arán Filippetti, V., Krumm, G. (2020). A hierarchical model of cognitive flexibility in children: Extending the relationship between flexibility, creativity and academic achievement. Child Neuropsychology, 26(6), 770—800. https://doi.org/10.1080/09297049.2019.1711034
  7. Berry, J.W. (2019). Acculturation: A personal journey across cultures. London: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781108589666
  8. Bialystok, E. (2017). The bilingual adaptation: How minds accommodate experience. Psychological Bulletin, 143(3), 233—262. https://doi.org/10.1037/bul0000099
  9. Bialystok, E., Craik, F.I.M. (2022). How does bilingualism modify cognitive function? Attention to the mechanism. Psychonomic Bulletin & Review, 29(4), 1246—1269. https://doi.org/10.3758/s13423-022-02057-5
  10. Bialystok, E., Craik, F.I.M., Luk, G. (2012). Bilingualism: Consequences for mind and brain. Trends in Cognitive Sciences, 16(4), 240—250. https://doi.org/10.1016/j.tics.2012.03.001
  11. Booton, S., Hoicka, E. O'Grady, A., Chan, H., Murphy, V. (2021). Children's divergent thinking and bilingualism. Thinking Skills and Creativity, 41, Article 100918. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100918
  12. Braver, T.S., West, R. (2008). Working memory, executive control, and aging. In: F.I.M. Craik, T.A. Salthouse (Eds.), The handbook of aging and cognition (pp. 311—372). New York: Psychology Press. https://doi.org/10.4324/9780203837665
  13. Crenshaw, K.C., Miller, S.E. (2022). Creativity and executive function in school-age children: Effects of creative coloring and individual creativity on an executive function sorting task. Psi Chi Journal of Psychological Research, 27(1), 81—90. https://doi.org/10.24839/2325-7342.JN27.1.81
  14. Ferreria, M.H. (2024). Distinguishing the roles of mental imagery and relational reasoning in creativity: A review and methodological proposal. PsyArXiv. https://doi.org/10.31234/osf.io/wynx5
  15. Fürst, G., Grin, F. (2021). Multicultural experience and multilingualism as predictors of creativity. International Journal of Bilingualism, 25(5), 1486—1494. https://doi.org/10.1177/13670069211019468
  16. Fürst, G., Grin, F. (2023). Multilingualism, multicultural experience, cognition, and creativity. Frontiers in Psychology, 14, Article 1155158. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1155158
  17. García-Pentón, L., Fernandez Garcia, Y., Costello, B., Duñabeitia, J.A., Carreiras, M. (2016). The neuroanatomy of bilingualism: How to turn a hazy view into the full picture. Language, Cognition and Neuroscience, 31(3), 303—327. https://doi.org/10.1080/23273798.2015.1068944
  18. Ghonsooly, B., Showqi, S. (2012). The effects of foreign language learning on creativity. English Language Teaching, 5(4), 161—167. https://doi.org/10.5539/elt.v5n4p161
  19. Grundy, J.G. (2020). The effects of bilingualism on executive functions: An updated quantitative analysis. Journal of Cultural Cognitive Science, 4(2), 177—199. https://doi.org/10.1007/s41809-020-00062-5
  20. Grundy, J.G., Anderson, J.A.E., Bialystok, E. (2017). Neural correlates of cognitive processing in monolinguals and bilinguals. Annals of the New York Academy of Sciences, 1396(1), 183—201. https://doi.org/10.1111/nyas.13333
  21. Gruszka, A., Tang, M. (2017). «The 4P's Creativity Model and its Application in Different Fields». In: M. Tang, C.H. Werner (Eds.), Handbook of the management of creativity and innovation: Theory and practice (pp. 51—71). New Jersey: World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd. https://doi.org/10.1142/9789813141889_0003
  22. Gullifer, J.W., Titone, D. (2020). Characterizing the social diversity of bilingualism using language entropy. Bilingualism: Language and Cognition, 23(2), 283—294. https://doi.org/10.1017/S1366728919000026
  23. Gunnerud, H.L., Ten Braak, D., Reikerås, E.K.L., Donolato, E., Melby-Lervåg, M. (2020). Is bilingualism related to a cognitive advantage in children? A systematic review and meta-analysis. Psychological Bulletin, 146(12), 1059—1083. https://doi.org/10.1037/bul0000301
  24. Ikizer, E.G., Ramírez-Esparza, N. (2018). Bilinguals’ social flexibility. Bilingualism: Language and Cognition, 21(5), 957—969. https://doi.org/10.1017/S1366728917000414
  25. Karwowski, M., Lebuda, I. (2016). The big five, the huge two, and creative self-beliefs: A meta-analysis. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 10(2), 214—232. https://doi.org/10.1037/aca0000035
  26. Kerrigan, L., Thomas, M.S.C., Bright, P., Filippi, R. (2017). Evidence of an advantage in visuo-spatial memory for bilingual compared to monolingual speakers. Bilingualism: Language and Cognition, 20(3), 602—612. https://doi.org/10.1017/S1366728915000917
  27. Kharkhurin, A.V. (2010). Bilingual verbal and nonverbal creative behavior. International Journal of Bilingualism, 14(2), 211—226. https://doi.org/10.1177/1367006910363060
  28. Kharkhurin, A.V., Wei, L. (2015). The role of code-switching in bilingual creativity. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 18(2), 153—169. https://doi.org/10.1080/13670050.2014.884211
  29. Khotinets, V.Y., Shishova, E.O. (2023). Cultural and educational environment in the development of younger schoolchildren's creative potential. Frontiers in Psychology, 14, Article 1178535. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1178535
  30. Leikin, M., Tovli, E., Woldo, A. (2020). The interplay of bilingualism, executive functions and creativity in problem solving among male university students. Creativity Studies, 13(2), 308—324. https://doi.org/10.3846/cs.2020.10397
  31. Marsh, D., Hill, R. (2009). Study on the contribution of multilingualism to creativity: Compendium part one. Luxembourg: European Commission.
  32. Pasarín-Lavín, T., Álvarez, A., Garcia, T., Rodríguez, C. (2023). Relationship between Executive Functions and Creativity in Children and Adolescents: A Systematic Review. Children, 10(6), Article 1002. https://doi.org/10.3390/children10061002
  33. Plucker, J.A., Beghetto, R.A., Dow, G.T. (2004). Why isn't creativity more important to educational psychologists? Potentials, pitfalls, and future directions in creativity research. Educational Psychologist, 39(2), 83—96. https://doi.org/10.1207/s15326985ep3902_1
  34. Rhodes, M. (1961). An analysis of creativity. Phi Delta Kappan, 42(7), 305—310. URL: http://www.jstor.org/stable/20342603 (viewed: 25.09.2025).
  35. Rogers, C.J., Tolmie, A., Massonnié, J., Thomas, M.S.C. (2023). Complex cognition and individual variability: A mixed methods study of the relationship between creativity and executive control. Frontiers in Psychology, 14, Article 1191893. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1191893
  36. Runco, M.A. (2007). A hierarchical framework for the study of creativity. New Horizons in Education, 55(3).
  37. Sampedro, A., Peña, J. (2019). Executive functions mediate the association between bilingualism and creativity in preadolescents. Thinking Skills and Creativity, 34, Article 100605. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2019.100605
  38. Shishova, E.O. (2020). Executive functions and communicative competence development in preschool bilingual children. In: ARPHA Proceedings: VI International Forum on Teacher Education, 3 (pp. 2347—2356). Kazan: Kazan Federal University. https://doi.org/10.3897/ap.2.e2347
  39. Simonton, D.K. (1995). Exceptional personal influence: An integrative paradigm. Creativity Research Journal, 8(4), 371—376. https://doi.org/10.1207/s15326934crj0804_3
  40. Soleimani, M., Yousefi, R., Ghazanfarianpour, S. (2021). The role of intelligence profiles and executive functions (Selective Attention and Switching) in predicting creativity components. Journal of Modern Rehabilitation, 14(3), 177—190. https://doi.org/10.18502/jmr.v14i3.7716
  41. Sternberg, R.J., Lubart, T.I. (1995). Defying the crowd: Cultivating creativity in a culture of conformity. New York: Free Press.
  42. Tao, Y., Zhu, Z., Liu, Y. (2023). The influence of bilingual experience on executive function under emotional interference: Evidence from the N1 component. Frontiers in Psychology, 14, Article 1107994. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1107994
  43. Tzachrista, M., Gkintoni, E., Halkiopoulos, C. (2023). Neurocognitive Profile of Creativity in Improving Academic Performance — A Scoping Review. Education Sciences, 13(11), Article 1127. https://doi.org/10.3390/educsci13111127
  44. van Dijk, M., Kroesbergen, E.H., Blom, Е., Leseman, P.P.M. (2019). Bilingualism and creativity: Towards a situated cognition approach. Journal of Creative Behavior, 53(2), 178—188. https://doi.org/10.1002/jocb.238
  45. Vinerte, S., Sabourin, L. (2019). Reviewing the bilingual cognitive control literature: Can a brain-based approach resolve the debate? Canadian Journal of Experimental Psychology, 73(2), 118—134. https://doi.org/10.1037/cep0000174
  46. Wang, J., Sakata, C., Moriguchi, Y. (2021). The neurobehavioral relationship between executive function and creativity during early childhood. Developmental Psychobiology, 63(7), Article e22205. https://doi.org/10.1002/dev.22205
  47. Ware, A.T., Kirkovski, M., Lum, J.A.G. (2020). Meta-analysis reveals a bilingual advantage that is dependent on task and age. Frontiers in Psychology, 11, Article 1458. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01458
  48. Yurtsever, A., Anderson, J.A.E., Grundy, J.G. (2023). Bilingual children outperform monolingual children on executive function tasks far more often than chance: An updated quantitative analysis. Developmental Review, 69, Article 101084. https://doi.org/10.1016/j.dr.2023.101084
  49. Zabelina, D.L., Andrews-Hanna, J.R., Friedman, N.P. (2019). Unity and diversity of executive functions in creativity. Consciousness and Cognition, 68, 47—56. https://doi.org/10.1016/j.concog.2018.12.005
  50. Zhao, X., Zhang, W., Tong, D., Maes, J.H.R. (2023). Creative thinking and executive functions: Associations and training effects in adolescents. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 17(1), 79—90. https://doi.org/10.1037/aca0000392

Информация об авторах

Евгения Олеговна Шишова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогической психологии, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет (ФГАОУ ВО КФУ), старший научный сотрудник ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (Казанский филиал), Казань, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4903-9021, e-mail: evgeniya.shishova@kpfu.ru

Вера Юрьевна Хотинец, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии, Удмуртский государственный университет (ФГБОУ ВО «Удгу»), Ижевск, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9515-9433, e-mail: khotinets@mail.ru

Вклад авторов

Шишова Е.О. — разработала теоретическую основу, провела исследование и анализ результатов современных исследований, подготовила черновик рукописи, участвовала в интерпретации результатов и доработке текста.
Хотинец В.Ю. — разработала дизайн проекта, теоретико-методологические основы исследования, осуществляла научное руководство.
Все авторы обсуждали результаты и участвовали в подготовке окончательного варианта рукописи.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 160
В прошлом месяце: 60
В текущем месяце: 4

 Скачиваний PDF

За все время: 56
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 5

 Всего

За все время: 216
В прошлом месяце: 89
В текущем месяце: 9