Аутизм и нарушения развития
2006. Том 4. № 1. С. 54–56
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Летний лагерь "Живая нить"
Общая информация
Ключевые слова: аутизм, нарушения развития, организация летнего отдыха, летний лагерь
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Костин И.А. Летний лагерь "Живая нить" // Аутизм и нарушения развития. 2006. Том 4. № 1. С. 54–56.
Полный текст
Детский экологический центр «Живая Нить», наряду с плановой работой с детьми и взрослыми с особенностями развития в течение всего учебного года, традиционно организует для них и членов их семей летний загородный лагерь.
За одну смену в лагере отдыхают 23-25 семей с инвалидами самого разного возраста: от 3-х до 30 лет и старше. Заболевания и нарушения развития также широко варьируют: умственная отсталость различной степени и этиологии, генетические синдромы, хронические заболевания ЦНС, аутизм. Почти половина всех пациентов - дети с ДЦП различных форм и степеней тяжести. В лагерное сообщество также входят и нормально развивающиеся дети (братья и сестры пациентов, дети сотрудников), к тому же лагерь базируется на границе Тульской и Московской областей в санатории "Велегож", где много отдыхающих, и среда в лагере оказывается естественно интегративной. Это представляется важным: ведь, несмотря на все сложности, нередкие конфликты, а порой и откровенное взаимное неприятие, в таких условиях обе стороны – и «здоровый» мир, и сообщество инвалидов – учатся, по крайней мере, учитывать существование друг друга.
Итак, каждая смена собирает очень разных по своим возможностям, возрасту и уровню развития людей. Это ставит перед педагогами нелегкую задачу организовать для каждого подопечного наиболее адекватные формы работы, чтобы и нормально развивающимся ребятам, и тяжелым инвалидам – было интересно, чтобы каждый мог реализовать свои возможности и включиться в общую жизнь лагеря. Эта задача – «достучаться» до каждого ребенка – заставляет вести одновременно несколько направлений психолого-педагогической работы.
Ее основу составляют три творческие мастерские: изобразительного искусства, керамическая и рукодельная. Дидактическая составляющая в работе мастерских не является доминирующей, она сочетается со стимулированием творческого самовыражения ребят. Сильнее всего творческий аспект проявляется, конечно, в работе изобразительной мастерской. Попутно в мастерских может решаться целый ряд лечебно-педагогических задач. Так работа с глиной позволяет улучшить мелкую моторику рук, развить их силу и укрепить общую выносливость, дает возможность лучше почувствовать свое тело и освоить его схему, преодолеть брезгливость перед пачкающим материалом. Работа с бисером в мастерской рукоделия, помимо стимуляции мелкой произвольной моторики, развивает способность следовать заданной программе, ориентироваться на образец.
Следует подчеркнуть индивидуальный характер работы в творческих мастерских: с каждым «учеником» отдельно работает «мастер». Причем каждая мастерская предоставляет реальные возможности для работы всем: в рукоделии можно делать сложную картину из бисера в течение нескольких дней, а можно, обмотав шерстяные нитки вокруг картонного колечка, за 15 минут работы получить красивый цветной помпончик.
Наряду с мастерскими, в лагере "Живая нить" каждый день открыта игровая комната. Она покрыта чистым ковровым покрытием (что существенно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые на таком покрытии могут безопасно ползать) и содержит необходимый набор разнообразных игрушек. В лагере не занимаются игротерапией; задача игротеки – предоставить детям с очень ограниченным игровым опытом возможность освоить различные виды игр как индивидуально, так и в микрогруппах. При этом педагоги опираются на простые сюжетные игры, игры с правилами (такие как лото, кегли, домино) и дидактические игры (различные мозаики, шнуровки, дидактические пособия). Для подростков и юношей в игротеке организован групповой психологический тренинг.
Еще одна традиционно используемая в лагере форма групповой работы – хороводные игры, специально подобранные для каждой возрастной группы. К сожалению, подобные игровые формы почти совсем ушли из быта современных городских детей и молодых людей; между тем они предоставляют целый спектр ярчайших переживаний, являясь своего рода школой чувств для всех: от дошкольников до юношей. В хороводах лагеря с удовольствием участвуют и дети с особенностями развития, и здоровые, в том числе дети «со стороны», которые часто поначалу завороженно наблюдают за происходящим в круге, а потом робко присоединяются.
Для склонных к вербальному творчеству ребят теперь работает литературная студия. Ее участники, помимо сочинения стихов и сказок, учатся описывать свои чувства и переживания, вызываемые происходящим в лагере. Существенной частью лагерной жизни является подготовка спектакля, который дается обычно в конце смены. В этих спектаклях практически любой ребенок, даже со значительными ограничениями речи, движений и сложностями в произвольной организации поведения, может уверенно почувствовать себя на сцене, под взглядами зрителей.
Важно сказать несколько слов о жизни родителей детей-инвалидов в лагере. Нельзя забывать, что отдохнуть и набраться сил за недели пребывания в лагере должны не только их дети, но и они сами! Известно, что взаимодействие родителей, имеющих детей с проблемами развития, дает колоссальную эмоциональную поддержку. Поэтому в лагере приветствуется неформальное общение родителей, обсуждаются и одобряются все их инициативы.
В результате в лагере "Живая нить" формируется очень теплое дружеское сообщество, основанное на взаимном уважении и взаимопомощи, что помогает получить эмоциональный заряд всем его участникам на целый год вперед.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 399
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 67
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0