Группа подготовки к школе для детей с отклоняющимся развитием. Профилактика школьной неуспешности. Методика и организация занятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ЦПМССДиП*

141

Аннотация

Продолжение публикации по методике и организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ЦПМССДиП. Начало см. в № 4, 2004 г.

Общая информация

* Окончание

Ключевые слова: группа подготовки к школе, дети с нарушениями развития, ОВЗ, коррекционная работа

Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Для цитаты: Выгодская И.Г., Кукаркина Е.Б., Лущекина Е.А., Субботина Е.В. Группа подготовки к школе для детей с отклоняющимся развитием. Профилактика школьной неуспешности. Методика и организация занятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ЦПМССДиП // Аутизм и нарушения развития. 2006. Том 4. № 4. С. 40–48.

Полный текст

ЗАНЯТИЕ 14.

 

Задачи:

1) Продолжить развитие произвольного внимания, умения ориентироваться в числовых рядах, следовать сложной программе действий.

2) Познакомить детей с названиями десятков до ста. Формировать навык счета десятками.

3) Повторить пройденный материал.

 

Материалы:

- фломастеры для бумаги и доски, простые карандаши;

- бланки с заданиями (рис. 18 – 27).

 

Ход занятия.

Организационный момент.

 

Параллельные числовые ряды (сложные варианты заданий)

 

1) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 18): в детском парке Бим и Бом выбрали аттракцион “Самолет”. Чтобы самолет взлетел, должны зажечься сигнальные огни: звездочки и фонарики. Найдите звездочку с цифрой 1 — обведите ее по контуру красным цветом, теперь фонарик  тоже с цифрой 1 — раскрасьте его желтым, и так далее: сперва звездочку, потом фонарик — до последней цифры (10).

Рис. 18. Задание к занятию 14.

 

Часть задания можно оставить на дом, с тренировкой показа и называния цифр в указанном порядке.

2) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 19): посмотрите на таблицу — в ней цифры двух видов, какие? (“толстые” и “тонкие”). А сколько этих цифр? (по 8 каждого вида). Отыщите все “тонкие” цифры по порядку от 1 до 8.

Рис. 19. Задание к занятию 14.

 

Дети по очереди показывают и называют цифры.

П.: Теперь покажите все “толстые" цифры, но в обратном порядке, от 8 до 1.

Дети показывают и называют. В обоих случаях можно устроить “соревнование” с секундомером (если возможности детей в группе это позволяют).

П.: Внимание! Кто сумеет показать цифры так, как указано в схеме вверху листа: “тонкую” 1 – “толстую” 8, “тонкую” 2 – “толстую” 7 и т. д.

Если данный вариант задания для детей слишком сложен, можно упростить его — попеременно показывать оба ряда цифр только в прямом или только в обратном порядке. Можно также предварительно обвести цифры двумя цветами, в соответствии с выбранным вариантом последующего показа.

3) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 20).

Рис. 20. Задание к занятию 14.

 

Это задание отличается от предыдущего увеличением количества цифр в рядах, большей перцептивной сложностью (нет таблицы), отсутствием схемы показа цифр. Как и предыдущее, задание можно выполнять в разных вариантах, на усмотрение П.: с предварительным раскрашиванием цифр двумя цветами или без него:

 а) попеременно показать “большие” и “маленькие” цифры в прямом порядке;

б) в обратном порядке;

в) один ряд в прямом, другой — в обратном порядке.

 

Называние десятков до ста. Счет десятками

 

1) П. записывает в столбик на доске цифры от 1 до 9: вот ваши знакомые цифры, у всех них вы были “в гостях”. Кто вспомнит еще одну цифру, которая здесь не написана? (это цифра 0). “0” вроде бы ничего не значит, пустое место. Но он может превратить любую из наших знакомых цифр в новое число. Вот посмотрите (П. дописывает к единице ноль). Что получилось? (10). Значит ноль превращает единицу в десятку. А если добавить 0 к цифре 2? 2 — это две единицы, а теперь это будет два десятка, или число “двадцать”.

П. дописывает 0 к остальным цифрам: такая запись числа (показывает 20, 30, 40 ...) означает: два десятка, три десятка, четыре десятка. Эти числа имеют свои имена. П. называет подряд числа от 10 до 90. Потом подписывает внизу число 10: а если дописать 0 к 10, получится десять десятков. Такое число называется “сто”.

2) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 21): в детском парке выступал силач. Он поднимал гири разных размеров. Маленькие были полегче, а большие — очень тяжелые. Силач начал с самой легкой гири. Сколько килограммов она весила? (10 килограммов). Раскрасьте цифры на гирях по порядку, от 10 до 50, и остановитесь. Теперь назовите, сколько килограммов весила каждая гиря. Оставшуюся часть задания доделайте дома.

Рис. 21. Задание к занятию 14.

 

3) П. раздает детям бланки с заданием (рис. 22): из города, в котором был детский парк, Бим и Бом могли добраться до своего дома на автобусе. Им надо было проехать 100 километров. Вдоль дороги расставлены таблички, на которых написано, сколько километров проехал автобус. Какая цифра на табличке рядом с автобусом? (10). Какая будет следующая? (20).

Рис. 22. Задание к занятию 14.

 

Дети прослеживают маршрут автобуса от таблички к табличке, называя соответствующие цифры.

П.: обратите внимание, что нарисовано рядом с каждой табличкой? (елочка, пенек, дорожный знак и пр.). Справа в таблице нарисованы те же самые картинки. Впишите рядом числа, написанные на табличках.

После выполнения задания можно провести контрольный опрос: П. называет предмет, а ребенок говорит, на каком километре пути он находится.

 

Разминка.

П. раздает детям бланки, на которых в одной части написаны десятки, по порядку, в ряд или в столбик; в другой — названия десятков печатными буквами. Названия расположены беспорядочно.

П.: соедините линией каждое число с нужным названием.

 

Контрольные задания.

1) П.: итак, Бим и Бом вернулись домой. На столе их ждала посылка от их новых друзей — гномов. Они прислали мальчикам сладкие пироги и жевательный мармелад. Бим и Бом решили позвать гостей и стали резать пироги и раскладывать мармелад. Давайте им поможем.

П. раздает детям бланки с заданием (рис. 23).

Рис. 23. Задание к занятию 14.

 

П. обсуждает с детьми, как можно разрезать квадратный пирог на две или четыре части, какой формы куски при этом получаются. Затем предлагается самостоятельно “разрезать” круглый пирог на 4 равные части и прямоугольный на 3.

(Последнее задание обычно вызывает у детей затруднения. Можно выполнить его на доске совместно).

Затем детям предлагается сосчитать, сколько каких фигурок мармелада было у Бима и Бома. Каждый вид фигурок (мишки, крокодилы и черепахи) дети пронумеровывают разными цветами, а общее количество записывают внизу, рядом с соответствующей картинкой.

2) П.: в гости к Биму и Бому пришли Веселые Гусеницы. После ужина мальчики стали рассказывать Гусеницам о своем путешествии и показывать, чему они научились. Вы тоже многому научились и, наверное, сумеете самостоятельно выполнить эти задания.

П. последовательно раздает детям несколько бланков с заданиями для самостоятельного выполнения.

а) Рис. 24; П.: дорисуйте картинки и узор по клеткам.

Рис. 24. Задание к занятию 14.

 

б) Рис. 25; П.: впишите цифры в пустые квадратики (верхняя часть бланка); заполните пропуски цифрами или точками (нижняя часть бланка).

Рис. 25. Задание к занятию 14.

 

в) Рис. 26; П.: соедините линиями примеры и правильные ответы на них (часть А.); проставьте между цифрами нужные знаки (часть Б.).

Рис. 26. Задание к занятию 14.

 

г) Рис. 27; П.: это нора мышонка. Он заготавливает себе зернышки на зиму и хочет, чтобы в каждом мешочке было по 7 зерен. Запишите, сколько зерен уже лежит в мешочках. Дорисуйте недостающие зернышки и запишите, сколько вы добавили в каждый мешочек.

Рис. 27. Задание к занятию 14.

 

П.: только вечером Бим и Бом закончили свой рассказ о стране Математике и распрощались с гостями. С вами они тоже прощаются и желают вам успехов в школе!

 

Завершающий организационный момент.

Домашнее задание:

- доделать бланки с заданиями.

 

 

 

 

РИТМИКА

 

 

 

Задачи:

1)    Учить выполнять разнонаправленные и перекрестные движения.

2)     Закреплять умение прохлопывать ритмы.

3)    Тренировать умение точно и быстро воспроизводить движения по показу.

4)     Учить ритмично выполнять движения, сочетая их с ритмом стихов.

5)    Закреплять умение двигаться, подражая животным.

6)    Продолжать отрабатывать навык двигаться в соответствии с характером мелодии.

  ЗАНЯТИЕ 19.

 

         Материалы и атрибуты:

- колокольчик,

- игрушка на руку - обезьянка.

         Музыкальное сопровождение:  "Песенка о ремонте” муз. В.Шаинского, “Кукарача”. 

         Ход занятия.

         Звонок колокольчика, построение.

         Приветствие. Танец маляров.

 

Упражнения:

1.     Сидя на коленях, руки вытянуть вперед на уровне груди.

П.: Ребята, покажите мне ладошки! - дети показывают ладони (пальцы направлены вверх). П.: А теперь спрячьте ладошки - кисти рук опускаются (пальцы направлены в пол) – повторить движение несколько раз.

П.: А теперь покажите мне только правую ладошку, а левую спрячьте… теперь поменяйте руки - одновременная смена рук повторяется несколько раз.

      2. Сидя на ягодицах, ноги пред собой согнуть в коленях.

П.: Представьте, что у вас под ступнями непослушные пружинки. Они толкают ваши ступни снизу, а вы стараетесь нажимать на них - поднять ступни, не отрывая от пола пятки и опустить (повторить несколько раз).  Затем поднимать пятки, не отрывая от пола пальцы ног.

         Повторить те упражнения предыдущих занятий, которые дети еще не очень хорошо выполняют.

Ритмические упражнения:

1.     П. прохлопывает простые  ритмы до 5-ти хлопков (сочетания быстрых и медленных долей), дети повторяют.

Повтор ритмических упражнений (см. предыдущие занятия).

 

Стихи с движением

П. разыгрывает, как к ребятам в гости пришла обезьянка (игрушка на руку).

 

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Левой ножкой: топ-топ!

Правой ножкой: топ-топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Ручки вниз – наклонились.

На пол руки положили.

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько.

А потом мы отдохнем,

Посидим и спать пойдем![1]

 

Танец обезьянок (муз. «Кукарача»)

И.П. – ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, руки в стороны, согнуты в локтях, кисти направлены вверх, ладони повернуты вперед, пальцы растопырены.

         1 часть

1 и 2 такты  - 2 раза топнуть правой ногой, 2 раза топнуть левой ногой (повторить 2 раза) – основное движение.

3, 4 такты – моталочка руками перед собой.

5, 6 такты - повторить движение 1 и 2 тактов.

7, 8 такты – покачивание  верхней частью туловища из стороны в сторону, пританцовывая.

9, 10 такты – повторение основного движения.

11, 12 такты – прыгая на правой  ноге (вторая нога согнута в колене перед собой), повернуться вокруг себя в левую сторону один раз.

13, 14 такты - основное движение.

15, 16 такты – прыгая на левой ноге, повернуться в правую сторону один раз.

         2 часть

1-4 такты – повороты вокруг себя в правую сторону.

5-8 такты – повороты вокруг себя в левую сторону.

9-16 такты – импровизация детей.

         3 часть – повторение движений 1 части.

         4 часть

1-4 такты – «обезьянки шалят» – лечь на спину, выполнять хаотичные движения руками, ногами движение – «велосипед».

5-8 такты – из положения лежа на спине - опереться на руки и ноги, поднять туловище над полом и походить в таком положении.

         5 часть – повторение 1 части. В конце показать руками «нос», приставив растопыренные руки к носу.

 

Игра  «Обезьянка перед зеркалом»

П.:  Обезьянка очень любит кривляться перед зеркалом. Ребята, вы знаете, как зеркало отражает, повторяет все движения? (удобно, когда в помещении есть зеркало, чтобы дети могли подойти и покрутиться перед ним).

Сначала педагог проводит тренировку: выполняет простые движения, а дети стараются как можно точнее повторять все действия педагога. Движения для начала должны быть очень простыми, затем, по мере освоения детьми игры, педагог предлагает усложнять движения.

Дети делятся на пары и становятся друг напротив друга, договариваются: кто из них будет обезьянкой, а кто ее отражением в зеркале. Затем по команде педагога «обезьянки» начинают выполнять движения, а «отражения» повторяют за ними. П. обращает внимание детей на то, что зеркало отражает все до мельчайших подробностей, и дети должны быть очень внимательны и повторять даже невольные движения. П. смотрит, у кого лучше получается и называет самое точное «зеркало». Потом дети меняются ролями.

        

Поклон.

 

ЗАНЯТИЕ 20.

 

         Материалы и атрибуты: 

- колокольчик,

- игрушка – обезьянка;

- деревянные ложки.

         Музыкальное сопровождение: “Песенка о ремонте” муз. В.Шаинского, «Кукарача».

 

         Ход занятия.

         Звонок колокольчика, построение.

         Приветствие. Танец моляров.

Упражнения:

1. Повторить упражнения – см. занятие 19.

2. Сидя, вытянуть ноги вперед, руки согнуты в локтях – двигаться в таком положении (как бы «шагать, сидя») вперед, потом назад, колени стараться не сгибать.

          Ритмические упражнения:

1. П. предлагает представить, как по лесу идет медведица с медвежонком:  у мамы-медведицы шаги большие, а у медвежонка – маленькие, пока медведица делает один шаг, медвежонок делает два шага. Дети показывают руками, поочередно поднимая и опуская их на колени,  как шагают звери (быстро и медленно). Затем одной рукой выполнять медленные движения (шаги медведицы), а  другой – быстрые. Одна рука делает одно движение, а другая одновременно – два.

2. Повторить простые ритмы из 5-ти хлопков. Прохлопать ритмы деревянными ложками, протопать ногами.

        

Стихи с движением:

Мы капусту рубим,       - руки согнуты в локтях, ладони повернуты одна к другой, совершать разнонаправленные движения

                                      в направлении вверх-вниз.

Мы морковку трем.      - кисти сжаты в кулачки перед собой, разнонаправленные движения руками в направлении вперед-назад.

Мы капусту солим,       - показать соответствующее движение двумя руками.

Мы морковку жмем, жмем.- кисти рук то разжимаются, то сжимаются.

 

Стихи про обезьянку – см. занятие 19.

Танец «Кукарача» – см. занятие 19. Повторение и закрепление движений.

Игра «Обезьянка перед зеркалом».

Поклон.

 

ЗАНЯТИЕ 21.

 

         Материалы и атрибуты:

- колокольчик;

- обезьянка;

- деревянные ложки.

         Музыкальное сопровождение: “Песенка о ремонте” муз. В.Шаинского, «Кукарача», «Песенка кота Леопольда» («Если добрый ты…») муз. Б.Савельева.

 

         Ход занятия.

         Звонок колокольчика, построение.

         Приветствие. Танец  маляров.

Упражнения: повторить упражнения – занятия 19, 20.

Ритмические упражнения: см. занятия 19, 20.

 

Стихи с движением. Кошка.

П. предлагает детям внимательно слушать слова стихотворения и выполнять соответствующие движения. В зависимости от возможностей детей,  П. может и не показывать движения, а предоставить детям самостоятельно изобразить кошку.

 

Осторожно, словно кошка,

До дивана от окошка

На носочках я пройдусь,

Лягу и в кольцо свернусь.

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

А теперь крадусь, как кошка,

Спинку я прогну немножко.

Я из блюдца молочко

Полакаю язычком[2]

        

Танец Кота Леопольда[3].

Прослушивание песни, беседа о характере мелодии, разучивание движений 1-го куплета.

         Описание движений

И.П. – стоя, ноги в 1-й позиции, руки на поясе.

Вступление:

1 фраза: на счет «раз» – правую ногу поставить в сторону на пятку,

                   «два», «три» – 3 раза ударить носком правой ноги о пол, не отрывая пятки,

                   «четыре» – вернуться в исходное положение.

2 фраза – то же левой ногой;

3-4 фразы: повторить движения 1-й и 2-й фраз;

5 фраза: И.П. – ноги слегка расставлены, руки внизу. Руки плавно поднимаются через стороны вверх, на счет «четыре» – хлопок над головой, одновременно с руками пружинящее движение стопами вверх 5 раз (колени не сгибаются).

6 фраза: руки через стороны плавно опускаются вниз, ноги так же пружинят;

7-8 фразы: повторение движений 5-6 фраз.

                   1 фигура

Запев: И.П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки  в стороны.

1 фраза: на слово «дождик» -  слегка присесть, наклонить корпус влево,           

коснуться правой рукой кисти левой руки,

         на слово «по земле» – вернуться в И.П., руки в стороны;

2 фраза – то же левой рукой;

3-4 фразы – повторить движения 1-2 фраз. (Всего 4 раза).

Припев:

1 фраза: «если» – хлопок над головой, присесть,

         «ясный день» – руки в стороны, выпрямиться;

2 фраза: повторение движений 1-й фразы;

3-4 фразы: «а когда наоборот – скучно» - повороты туловища вправо-влево, расслабленные руки болтаются («тряпичные куклы»).

Повторить движения 1-4 фраз.

Проигрыш: повторяются движения вступления.

Игра «Кошки – мышки».

Повторить стихотворение про обезьянок и танец «Кукарача».

Поклон.

 

ЗАНЯТИЕ 22.

 

         Материалы и атрибуты:

- колокольчик;

- обезьянка.

         Музыкальное сопровождение: “Песенка о ремонте” муз. В.Шаинского, «Кукарача», «Песенка кота Леопольда» («Если добрый ты…») муз. Б.Савельева.

 

         Ход занятия

Повторяются  и отрабатываются упражнения и танцы 21-го занятия.

Танец  Кота Леопольда -  разучивание композиции до конца.

                   2 фигура

Запев:

1-2 фразы: «слышишь, как звенят в небе высоко» – маховые скрещивающиеся движения руками над головой, на «пружинке» – 4 раза;

3-4 фразы: «солнечных лучей струны» – круговые маховые движения руками, на «пружинке».

Припев:

1 фраза: «если» – наклон вперед, правую руку вытянуть  вперед ладонью вверх, левую в сторону,

            «добрый ты» – выпрямиться;

2 фраза: повторить движения, поменяв руки.

3-4 фразы: «А когда наоборот» – повороты туловища вправо-влево, расслабленные руки болтаются («тряпичные куклы»).

Повторить движения с 1-й по 4-ю фразы.

Проигрыш: повторяются движения вступления.

                   3 фигура

Запев:

1-2 фразы: «с каждым поделись радостью своей» – постепенно поднимать руки вверх, поочередно сгибая и разгибая кисти в соответствии с ритмом музыки;

3-4 фразы: «рассыпая смех звучно» – руки через стороны сверху вниз, также поочередно сгибая и разгибая кисти рук.

Припев:

1 фраза: «если» - правую ногу на пятку, полуоборот корпуса направо, руки развести в стороны, как бы играя на гармошке (кисти в кулаках);

            «песни петь» – ногу приставить, руки, согнутые в локтях, свести вместе перед собой.

2 фраза: «с ними веселей» – повторить движения 1-й фразы;

3-4 фразы: «А когда наоборот – скучно» - повороты туловища вправо-влево, расслабленные руки болтаются.

Повторить движения с 1-й по 4-ю фразы.

Проигрыш: импровизация.

Припев: повторить движения припева 3-го куплета.

Заключение:

1-4 фразы: повороты направо и налево, руками показать «нос»;

5 фраза: имитируя кошку, на «мягких лапках» шаги вперед, на счет «четыре» – кот как бы поправляет на шее бант (завязывает его потуже);

6 фраза: так же отходит назад и поправляет бант;

7-8 фразы: покружиться на месте и с концом музыки застыть в галантной позе Кота Леопольда (руки у банта).

 

Игра: повторение игр по желанию детей.

Поклон.

  ЗАНЯТИЕ 23.

 

         Материалы и атрибуты: - колокольчик;

- обезьянка;

- деревянные ложки, погремушки.

         Музыкальное сопровождение: «Песенка о ремонте» муз. В.Шаинского, «Кукарача», «Песенка Кота Леопольда» муз. Б.Савельева, "Маленький танец" муз. С.Кулау (вариации) [4].

         Ход занятия

         Звонок колокольчика, построение.

         Приветствие. Танец  маляров.

Упражнения: повторение.

Ритмические упражнения: повторение. Простукивание ритмов с помощью погремушек.

 

Танец с погремушками.

         Описание движений.

1 часть

И.П. – дети стоят в круге, в каждой руке – погремушка, руки опущены вниз. С началом музыки руки согнуть в локтях, подняв погремушки на уровень груди.

- 3 ритмичных движения погремушками перед собой в такт музыке, на четвертое - полуприсед с поворотом корпуса вправо, повторить движение с поворотом корпуса влево (основное движение). Повторить основное движение еще раз.

- Погремушки спрятать за спину, повернуться на полупальцах вокруг себя один раз (погремушки не должны греметь), повторить поворот в другую сторону.

2 часть

- держа погремушки перед собой, сделать три шага  к центру круга, остановиться и два раза ударить  погремушками, выполнить те же движения назад (вернуться в исходную позицию); повторить  еще раз;

- спрятать руки за спину, повернуться вокруг себя, остановиться и сделать три ритмичных движения погремушкой в правой руке (левая при этом остается за спиной, корпус слегка повернут за рукой), повторить поворот и движение левой рукой.

Композиция повторяется два раза. Закончить повторением основного движения.

Игра с погремушками.

Погремушки по количеству детей разложены на полу, звучит любая мелодия, под которую дети импровизируют, когда П. нажимает паузу, дети должны как можно быстрее взять одну игрушку в руку.  Затем одна игрушка убирается, и игра продолжается. Теперь тот ребенок, которому погремушки не досталось, выбывает из игры. Продолжать пока не останется один самый "быстрый" ребенок. Обязательно похвалить всех детей.

Поклон.

 

ЗАНЯТИЕ 24.

 Подготовка к заключительному утреннику, в который включаются композиции и игры последнего цикла занятий.      

Повторение, закрепление материала, пройденного на занятиях 19 – 23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб.: Дельта, 1997.

[2] Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб.: Дельта, 1997.

 

[3] Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. - СПб., 2000.

[4]  Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. - СПб., 2000.

 

Литература

  1. Выгодская И. Г., Берковская Н. В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5-7 лет. — М.: Линка-Пресс, 1999.
  2. Ахутина Т. В., Манелис Н. Г., Пылаева Н. М., Хотылева Т. Ю. Путешествие Бима и Бома в страну Математику. Пособие по подготовке детей к школе. — М.: Линка-Пресс, 1999.
  3. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. — М.: Теревинф, 2001.
  4. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике детей. — СПб., 2000.
  5. Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – СПб., Дельта, 1997.

Информация об авторах

Выгодская Ингрид Григорьевна, учитель-логопед, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Кукаркина Елена Борисовна, педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ekukar1954@mail.ru

Лущекина Елена Андреевна, Педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Субботина Е.В., педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, e-mail: subbota2004@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 463
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 141
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1