Аутизм и нарушения развития
2007. Том 5. № 2. С. 42–47
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Программа работы с детьми, имеющими первый уровень речевого недоразвития
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, речевое недоразвитие, логопедия, логопедическая коррекция, нарушения речи
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Климонтович Е.Ю. Программа работы с детьми, имеющими первый уровень речевого недоразвития // Аутизм и нарушения развития. 2007. Том 5. № 2. С. 42–47.
Полный текст
Введение
Цель программы - формирование у ребенка основ общеупотребительной речи. То есть она предназначена для того, чтобы облегчить первый шаг ребенка от без- речия к речи. При всем многообразии коррекционных программ для детей с речевой патологией программы логопедической работы с неговорящими детьми в условиях амбулаторного приема и в домашних условиях практически не разработаны. Средства, выбранные мной для достижения этой цели, отобраны по принципу наибольшей эффективности в многолетней логопедической работе. Опыт практической работы ЦПМССДиП показывает, что в случаях длительного отсутствия речи прямая активизация экспрессивной речи малоэффективна. Некоторые исследователи предлагали использовать чтение для стимуляции появления речи у неговорящих детей (Л.П. Голубева, Н.Е. Старосельская, Т.С. Резниченко). Практика показала эффективность этого приема. Среди многочисленных пособий для начального периода обучения чтению, доступных в настоящее время, только одно пособие «Занимательный букварь» Т.
С. Резниченко рассчитан на обучение чтению послоговым методом детей с тяжелыми нарушениями речи. В начале обучения в качестве основного методического приема ребенка знакомят не с названиями букв и правилами чтения, а демонстрируют, как читаются слоги, слова, буквы. Это обусловлено тем, что, по мнению ряда исследователей, дошкольникам с тяжелыми речевыми нарушениями труднодоступно осознание правил аналитико-синтетического метода. Сначала - это совместное пошаговое выполнение действий по речевой инструкции различной степени развернутости, в зависимости от особенностей ребенка, затем - по наглядной программе. Далее, по мере формирования навыка, осуществляется постепенное уменьшение участия педагога вплоть до самостоятельных действий ребенка по освоенной программе. Напоминаю, что главная задача педагога в данном случае - формирование устной речи и обучение чтению служит приемом коррекции. Именно методика Т. С. Резниченко использована в Разделе 3 данного пособия.
Программа представлена в виде рабочей тетради для логопедов и родителей. Она состоит из четырех разделов: 1 - работа над артикуляцией и дикцией; 2 - развитие слухового восприятия; 3 - обучение чтению; 4 - развитие понимания речи; формирование словарного запаса и основ связной речи. В 5-м разделе - рекомендации родителям.
Материал, представленный в пособии, не разбит на уроки, что дает возможность из набора упражнений выбирать задания в оптимальной для данного ребенка последовательности в соответствии с индивидуальным планом. Каждое занятие составляется из материала всех четырех разделов. Внутри каждого раздела материал сформирован по принципу усложнения заданий. Все задания рекомендуется повторять несколько раз, последовательно усложняя задачу, стоящую перед ребенком. Условно можно разделить способы проведения работы на 3 - 4 уровня. В полной мере этот подход относится к уровням:
Уровень А. Пассивное ознакомление с материалом.
Уровень Б. Ребенок отвечает на вопросы педагога, показывая на картинках ответы.
Уровень В. Ребенок отвечает на вопросы одним словом.
Уровень Г. Ребенок отвечает на вопрос простой фразой.
В настоящей публикации представлены три раздела пособия.
Раздел I.
1) Применительно к работе над артикуляцией степень сложности определяется следующим образом: упражнения проводятся с механической помощью, по показу, перед зеркалом, по инструкции. Артикуляционные упражнения делаются на каждом занятии. Необходимо следить, чтобы время их проведения не превышало 5-7 минут.
2) В подразделе II упражнения, направленные на улучшение дикции, следует выполнять в заданной последовательности.
Раздел 2.
Выполнение заданий желательно проводить в последовательности, заданной в пособии. Эти задания, как правило, очень нравятся детям и на первых занятиях значительно улучшают контакт с ребенком. Брать следующее задание рекомендуется только после того, как предыдущее безошибочно выполнено несколько раз.
Раздел 3.
В разделе три представлен материал «Занимательного букваря» Т.С. Резниченко. Темы с 1-й по 5-ю. Методические приемы подачи материала даны в тексте пособия. Материал приведен последовательно. Если ребенок хорошо усвоил первые 5 тем букваря раньше, чем остальной материал, дальнейшие занятия проводятся по букварю.
Раздел 1. Работа над артикуляцией и дикцией
Рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних резцов.
1. Высунуть язык до упора.
2. Кончик языка плотно прижимается к нижним зубам, спинка языка выгибается и направляется толчком от корня.
3. Поднять широкий язык на верхнюю губу.
4. Поднять язык за верхние зубы.
5. Зубы вместе — губы растянуты в улыбке, вытянуты в трубочку. Чередовать «улыбку» и «трубочку» под счет до пяти.
1. Четко и громко произнести звук «А». Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних зубов.
2. Четко и громко произнести звук «О». Челюсть опущена на расстояние меньшее, чем при произнесении звука «А», на полтора пальца, губы несколько вытянуты, впереди округлены, кончик языка опущен вниз и оттянут от нижних передних зубов.
3. Четко и громко произнести звук «У». Челюсть опущена на расстояние, равное одному мизинцу, губы сильно вытянуты вперед и округлены больше, чем при произнесение звука «О».
4. Четко и громко произносить звук«Ы». Расстояние между зубами несколько меньше, чем при произнесении звука «У». Губы растянуты в улыбку.
5. Четко и громко произнести звук «Э». Нижняя челюсть опущена на расстояние в полтора пальца, зубы слегка обнажены, язык кончиком касается нижних резцов.
6. Четко и громко произнести звук «И». Кончик языка касается нижних зубов, спинка сильно напряжена и поднята к передней части твердого неба. Губы рас-
тянуты и прижаты к обнаженным зубам.
7. Произнести звук «Й». Кончик языка касается нижних зубов, спинка языка сильно напряжена и поднята к передней части твёрдого неба.
8. Произнести звуки ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ.
9. Произносить вслед за педагогом:
10. Повторить вслед за педагогом:
III
1. Глубокий вдох (плечи не поднимаются) — медленный выдох.
2. Дуть на ватку, чтобы она катилась по столу.
3. Дуть на лодочку, чтобы она плавала в мисочке.
4. Играть на дудочке, надувать шарики.
5. Произносить на выдохе гласные: А - У, О — У.
IV
1. Повторить за педагогом:
а) один хлопок,
б) два хлопка,
в) три хлопка,
г) один хлопок - пауза - два хлопка, д) два хлопка - пауза - один хлопок.
Раздел 2. Развитие слухового восприятия
1. Выделить из ряда заданный гласный звук.
а) Когда ты услышишь «А», хлопни в ладоши:
о-у-ы-А-ы-а-у-о-А-у-А-А-ы-и-ы-А
б) Когда ты услышишь «О», хлопни в ла-
доши:
О-у-ы-а-ы-а-у-О-а-у-О-А-ы-и- О-О- ы-а.
в) Когда ты услышишь «У», хлопни в ладоши:
о-У-ы-а-ы-а-У-о-а-У-о-а-ы-и- У-У-ы-а.
г) Когда ты услышишь «Ы», хлопни в ладоши:
о-у-Ы-а-Ы-а-у-о-а-у-о-а-Ы-и-Ы-у- Ы-а.
д) Когда ты услышишь «Э», хлопни в ладоши:
о-у-Э-а-ы-а-у-о-а-у-о-а-Э-и- ы-у-ы-а.
е) Когда ты услышишь «И», хлопни в ладоши:
о-у-И-а-ы-а-у-о-И-а-у-о-а-ы-И-ы-у- ы-а.
ж) Когда ты услышишь «Я», хлопни в ладоши:
о-у-Я-ы-а-у-ю-и-а-Я-у-о-ё-ы-и-Я-ы-у- ы-а.
з) Когда ты услышишь «Ю», хлопни в ладоши:
и-у-Ю-я-ы-е-Ю-я-о-ё-Ю-о-ы-я-у-Ю-я- а-Ю.
и) Когда ты услышишь «Ё», хлопни в ладоши:
и-у-ю-Ё-я-ы-е-Ё-я-о-Ё-ю-о-ы-я-у-Ё-я- а-Ё.
к) Когда ты услышишь «Е», хлопни в ладоши:
и-у-ю-ё-я-ы-Е-Е-я-о-ё-ю-о-ы-я-у-Е-я- а-Е.
2. Выделить из ряда слова, начинающиеся на заданный гласный звук (гласный звук в заданных словах должен быть под ударением).
а) Когда ты услышишь слово, начинающееся на «А», хлопни в ладоши:
АЗБУКА, уши, Оля, Ира, осы, ослик, экран и т. д.
б) Когда ты услышишь слово, начинающееся на «У», хлопни в ладоши:
аист, уши, Оля, Ира, осы, юбка, ослик, Яша, экран, ива, ёжик, армия, Аня, енот, индюк, астры, ёлка, это, яблоко, юла, яркий, адрес, Ося.
в) Когда ты услышишь слово, начинающееся на «О», хлопни в ладоши:
аист, уши, Оля, Ира, осы, юбка, ослик,
Яша, экран, ива, ёжик, армия, Аня, енот, индюк, астры, ёлка, это, яблоко, юла, яркий, адрес, Ося.
г) Когда ты услышишь слово, начинающееся на «Э», хлопни в ладоши:
аист, уши, Оля, Ира, осы, юбка, ослик, Яша, экран, ива, ёжик, армия, Аня, енот, индюк, астры, ёлка, это, яблоко, юла, яркий, адрес, Ося.
д) Когда ты услышишь слово, начинающееся на «Я», хлопни в ладоши:
аист, уши, Оля, Ира, осы, юбка, ослик, Яша, экран, ива, ёжик, армия, Аня, енот, индюк, астры, ёлка, это, яблоко, юла, яркий, адрес, Ося.
е) Когда ты услышишь слово, начинающееся на «Ю», хлопни в ладоши:
аист, уши, Оля, Ира, осы, юбка, ослик, Яша, экран, ива, ёжик, армия, Аня, енот, индюк, астры, ёлка, это, яблоко, юла, яркий, адрес, Ося.
ж) Когда ты услышишь слово, начинающееся на «Ё», хлопни в ладоши:
аист, уши, Оля, Ира, осы, юбка, ослик, Яша, экран, ива, ёжик, армия, Аня, енот, индюк, астры, ёлка, это, яблоко, юла, яркий, адрес, Ося.
з) Когда ты услышишь слово, начинающееся на «Е», хлопни в ладоши:
аист, уши, Оля, Ира, осы, юбка, ослик, Яша, экран, ива, ёжик, армия, Аня, енот, индюк, астры, ёлка, это, яблоко, юла, яркий, адрес, Ося.
Раздел 3. Обучение чтению
1. Повторить за педагогом. Педагог показывает слог и называет его. Педагог читает слоги. Ребенок должен следить глазами по строчкам. Желательно вести пальчиком ребенка по строчке синхронно чтению. Ребенок повторяет каждый прочитанный педагогом слог:
МА ПА БА ДА
2. Выбрать карточку с названным педагогом слогом. То есть выбрать карточку, соответствующую прочитанному в букваре слогу. Педагог называет и показывает нужный слог.
3. Прочитать слоги в Букваре (сначала с помощью педагога).
4. Выбрать карточку со слогом, названным педагогом.
Тема считается изученной, когда ребенок уверенно читает слоги, предъявляемые в любом порядке, выбирает названный педагогом слог из четырех.
После каждого занятия пополняется набор слоговых карточек. Каждое следующее занятие начинается с чтения по карточкам всех слогов, изученных к этому моменту. В колоде должно быть по две карточки каждого слога. Предъявляются карточки достаточно быстро.
1. Повторить за педагогом. Педагог читает по слогам слова. Ребенок должен следить глазами по строчке. Желательно вести пальчиком ребенка по строчке синхронно чтению. Ребенок повторяет каждый прочитанный педагогом слог. Потом слово целиком.
МА - МА ПА - ПА
БА - БА ДА - МА
2. Найти слоги «МА», «ПА», «БА», «ДА».
3. Читать слова.
4. Составлять из карточек слова по инструкции логопеда. Педагог показывает слово в букваре, ребенок составляет его по образцу из карточек с помощью педагога.
5. Составить словасамостоятельно по образцу.
6. Составить названное педагогом слово без образца.
Тема считается изученной, когда ребенок легко прочитывает все слова в любой последовательности. Также показывает слоги, из которых состоят слова, по инструкции логопеда и может сложить из карточек все слова.
III
1. Повторить за педагогом. Работа проводится аналогично предыдущим заданиям:
ША ЖА КА ЛА
2. Выбрать карточку со слогом, названным педагогом. То есть выбрать карточку, соответствующую прочитанному в букваре слогу. Педагог называет и показывает нужный слог.
3. Прочитать слоги в букваре (сначала с помощью педагога).
4. Выбрать карточку со слогом, названным педагогом.
Тема считается изученной, когда ребенок уверенно читает слоги, предъявляемые в любом порядке, выбирает названный педагогом слог из четырех.
МАША ПАША
ДАША КАША
ЛАПА ЛАМА
ЖАБА МА-КА-КА
Найти слог «МА», «ПА», «БА», «ДА», «ША», «ЖА», «КА», «ДА»
5. Составлять слова из черно-белых карточек по инструкции логопеда. Педагог показывает слово в букваре, ребенок составляет его по образцу с помощью педагога.
6. Составить слова самостоятельно по образцу.
7. Составить названное педагогом слово без образца.
Тема считается изученной, когдаребе- нок легко прочитывает все слова в любой последовательности. По инструкции логопеда показывает слоги, из которых состоят слова, и может сложить из карточек все слова. Может читать слова.
IV
1. Выучить буквы.
а) Повторять за педагогом
А О У Ю Я
б) Покажи «А».
в) Покажи «О»
г) Покажи «У»
д) Покажи «Ю»
е) Покажи «Я».
2. Читать буквы на карточках (показывать карточки быстро).
V
1. Повторять за педагогом:
ЯМА ЮЛА АДА
2. Читать слова.
3. По образцу с помощью педагога составлять слова из черно-белых карточек по инструкции педагога.
4. Составлять слова из черно-белых карточек по инструкции педагога самостоятельно.
5. Составить названное педагогом слово без образца.
VI
1. Выучить буквы.
а) Повторять за педагогом:
Ы И Е Ё Э
б) Покажи «Ы»
в) Покажи «И»
г) Покажи «Е»
д) Покажи «Ё»
е) Покажи «Э».
2. Читать буквы на карточках (показывать карточки быстро).
VII
1. Повторить за педагогом:
ГА ФА РА КА
2. Выбрать карточку со слогом, названным педагогом. То есть выбрать карточку, соответствующую прочитанному в букваре слогу. Педагог называет и показывает нужный слог.
4. Прочитать слоги в букваре (сначала с помощью педагога).
5. Выбрать карточку со слогом, названным педагогом.
Тема считается изученной, когда ребенок уверенно читает слоги, предъявляемые в любом порядке, выбирает названный педагогом слог из четырех.
VIII
1. Повторить за педагогом:
РАМА ПАРА
ФАРА ЧАПА
ЖАРА ДАЧА
УДАЧА ЮРА ИРА
2. Найти слоги «РА», «ПА», «ЧА», «ДА», «ЖА», «ФА».
3. Читать слова. Составлять слова из черно-белых карточек по инструкции логопеда. Педагог показывает слово в букваре, ребенок составляет его по образцу с помощью педагога.
4. Составить слова самостоятельно по образцу.
5. Составить названные педагогом слова без образца.
Тема считается изученной, когда ребенок легко прочитывает все слова в любой последовательности. Показывает слоги, из которых состоят слова, по инструкции логопеда и может сложить из карточек все слова.
IX
1. Повторить за педагогом:
ТА ВА ЗА СА
Далее - по приведенному выше алгоритму.
2. Повторить за педагогом:
ИВА САША ВАЗА
ТАМАРА ВАТА БАЗА
ЖАРА САЛАКА
3. Читать слова.
4. Выбрать из кассы слогов нужные (те, из которых состоят слова).
5. Сложить слова.
X
1. Повторить за педагогом:
ХА ЦА НА ЩА
2. Повторить за педагогом:
ЧАЩА ХАТА УХА НАТАША НАУКА КАНАВА ПАНАМА КАНАДА
3. Читать слова.
4. Выбрать из кассы слогов слоги, нужные для сложения этих слов.
5. Сложить слова из слогов.
6. Читать слоговую таблицу.
7. Находить названный педагогом слог и показывать его.
Слоговая таблица
БА |
ЛА |
ТА |
ВА |
МА |
ФА |
ГА |
НА |
ХА |
ДА |
ПА |
ЦА |
ЖА |
РА |
ЧА |
ЗА |
СА |
ША |
КА |
|
ЩА |
Дальнейшие занятия проводятся по букварю.
Продолжение читайте в следующем но
мере... А
Рекомендованная литература и пособия:
1. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика. — СП-б.: КОРОНА-поинт, 2004.
2. Резниченко Т.С. Занимательный букварь для детей с тяжелыми нарушениями речи. -М.: ГНОМ и Д., 2001.
3. Резниченко Т.С. , Ларина О.Д. Русский язык — от игры к знаниям. Для детей 4-6 лет. - СП-б. : Издательский дом «Нева», 2004.
4. Сутеев В.Г. Сказки. Любое издание.
5. Настольные игры: «Лото», «Домино», «Парочки» на возраст 3-6 лет.
6. Набор цветных кубиков.
7. Лото «Геометрические фигуры».
Литература
- Новиковская О.А. Логопедическая грамматика. – СП-б.: КОРОНА-поинт, 2004.
- Резниченко Т.С. Занимательный букварь для детей с тяжелыми нарушениями речи. -М.: ГНОМ и Д., 2001.
- Резниченко Т.С. , Ларина О.Д. Русский язык – от игры к знаниям. Для детей 4-6 лет. - СП-б. : Издательский дом «Нева», 2004.
- Сутеев В.Г. Сказки. Любое издание.
- Настольные игры: «Лото», «Домино», «Парочки» на возраст 3-6 лет.
- Набор цветных кубиков.
- Лото «Геометрические фигуры».
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1467
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 1460
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1