Аутизм и нарушения развития
2007. Том 5. № 4. С. 32–41
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Программа работы с детьми, имеющими первый уровень речевого недоразвития.*
Общая информация
* Окончание. Начало см. в № 2 за 2007 г.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, нарушения речи, коррекция речевых нарушений
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Климонтович Е.Ю. Программа работы с детьми, имеющими первый уровень речевого недоразвития. // Аутизм и нарушения развития. 2007. Том 5. № 4. С. 32–41.
Полный текст
Формирование общеупотребительной речи
Простая фраза
На протяжении всего периода занятий с ребенком педагог проводит работу по формированию навыка простейшего диалога, использованию слов «здравствуйте», «до свидания». Педагог каждый раз в начале занятия задает ребенку вопросы о том, с кем он пришёл, какая погода на улице и т. д. На начальном этапе достаточно того, чтобы ребенок отвечал на такие вопросы «да» или «нет», в дальнейшем форма ответа должна представлять простую фразу, пусть и стереотипно повторяемую каждый раз. Главным критерием служит адекватность ответа вопросу. На данном этапе работы по развитию речи основная цель, стоящая перед педагогом, - формирование простой фразы. Работа проводится в два этапа: предложение из двух слов (подлежащего и сказуемого), предложение из подлежащего, сказуемого и дополнения. На данном этапе педагог помогает ребенку: дает образцы ответов на вопросы, помогает составить предложение. Пока от ребенка не требуется четкого произнесения слов и окончаний.
Работа считается выполненной тогда, когда ребенок без затруднений может произнести все предложения после предъявления картинки.
Пример.
Мальчик ест кашу.
Далее работаем с картинками по этому образцу.
III. Работа с текстом
Художественная литература - могучий стимул и универсальное средство овладения языком. Художественные тексты как стимул для формирования более качественной речи используются на всех этапах работы. На первых этапах ребенок усваивает элементы художественных текстов, затем - в качестве материалов и средств своей собственной речи. Важно заметить, что текст, выбранный по соображениям легкости, скорее всего ребенку будет не интересен. Дети с задержкой формирования речи часто воспринимаются окружающими моложе своего возраста, и в соответствии с этим подбирается литература для чтения. Намечая последовательность изучения текстов, педагог должен учитывать реальный возраст ребенка, объем фоновых знаний, а не только уровень речевого развития.
На данном этапе развития речи целью работы с текстом является научить ребенка слушать чтение, выделять знакомые названия предметов и действий, показывать их на картинке.
Эта работа может считаться завершённой тогда, когда ребенок сможет следить за чтением, показывать на картинке те персонажи, о которых идет речь, отвечать на вопросы по тексту. Вопросы должны носить конкретный характер и предполагать однозначный ответ. Задавая вопросы, педагог, в основном, ориентируется на картинку, а не на устный рассказ, который много сложнее.
Ниже приведены образцы работы с текстами разной сложности. Как иллюстрации к текстам использовались картинки Н.Э. Радлова из хорошо известного альбома «Рассказы в картинках».
Педагог по картинкам рассказывает своими словами историю, параллельно обращаясь к ребенку с уточняющими вопросами. Рекомендуется таким же образом разбирать сказки В. Сутеева, Э. Успенского, для начала выбирая более простые варианты.
а) Педагог рассказывает историю. Важно обратить внимание ребенка на то, какого цвета курочка, какого цвета цыплята. Уточнить, кто что делает. И уже потом разобрать, какого цвета стали цыплята, когда вылезли из трубы.
б) Разобрать историю по вопросам:
- Кто нарисован на первой картинке?
-Курица. Цыплята.
- Они испачкались и стали чёрными.
а) Рассмотреть картинки вместе с ребенком.
б) Педагог рассказывает историю.
Жил был Ёжик. Однажды решил он навестить своего друга Зайца. Взял он палку, чтобы опираться на нее в дороге. И еще он завязал в узелок несколько яблочек и морковку - подарок Зайцу. Шёл Ёжик по дорожке и очень устал, а до домика Зайца было еще далеко. Решил он немного отдохнуть. Выбрал удобное местечко под большим деревом. Нашёл большой сухой листик вместо одеяла. А узелок с подарками положил на растущий рядом гриб мухомор. Крепко заснул ёжик. Даже не заметил, что прошёл сильный дождь. Проснулся он отдохнувшим и решил поскорее отправляться дальше. Оглянулся по сторонам, а узелк с подарками не видно, только сидит камешке маленький Лягушонок. Огорчилс Ёжик. Вздохнул. И вдруг слышит: «Это ты случайно потерял белый узелок? То что лежит на шляпке огромного гриб Ква-ква?». Это сказал Лягушонок. Ёж удивился - про какой огромный гриб говорит лягушонок. «Я потерял белый узел правда, но он лежал на маленьком грибке теперь и грибок, и узелок пропали». «К ха-ха, ква-ха-ха, никуда они не пропа Просто прошел грибной дождик, и г вырос. Во-он там, высоко твой узелог «Может ты и прав, попробую пошари там палкой». Ёжик встал на цыпочки, задрал голову и увидел свой узелок. Ура! Он палкой столкнул его со шляпки гриба. «Спасибо тебе, Лягушонок! Пойдем со мной в гости к Зайцу? Поиграем, поужинаем». Лягушонок с радостью согласился, и они вместе отправились в путь.
Если ребенок не может пока ответить на вопросы, отвечает педагог.
б) Педагог рассказывает историю.
Жили были бабушка Маша и котенок Мурзик. Любила бабушка сидеть на скамеечке, греться на солнышке и вязать носки внукам. Мурзик тоже любил греться на солнышке и играть на лужайке возле своей хозяйки. А ещё Мурзику очень хотелось поиграть клубком! Как-то раз пришли бабушка с котенком на лужайку. Бабушка села на скамейку. Котенок играл в траве, бабушка вязала и сама не заметила, как заснула. Котенок тихонько подобрался к клубку, тронул его лапкой. Клубок был очень похож на мячик! Такой кругленький. Толкнул его лапкой котенок, а клубок и покатился с горки. Котенок за ним. Клубок катился-катился и размотался. Только кончик ниточки остался. Глупый котёнок так и не смог понять, куда клубочек от него убежал? А бабушка, когда проснулась, пошла искать клубочек. Нашла кончик ниточки. Начала ее сматывать, и клубочек опять появился. Котёнок был очень удивлен.
6) Задать ребенку вопросы:
- Кто нарисован на первой картинке?
- Куда направляется Ежик? (Если ребенок затрудняется с ответом, отвечает педагог).
- Что нарисовано на второй картинке?
- Что случилось, пока Ежик спал?
-Где оказался узелок?
- Куда пошли Ёжик и Лягушонок?
а) Внимательно рассмотреть картинки:
- Кто нарисован на первой картинке?
в) Педагог показывает ребенку, как смотать и размотать клубок.
г) Педагог задает вопросы по картинкам. Если ребенок затрудняется с ответом, помогает ему.
- Кто нарисован на первой картинке?
- Что нарисовано на второй картинке?
- Почему клубок покатился по дорожке?
- Что пришлось делать бабушке?
Работа считается успешно завершенной, если ребенок, не отвлекаясь, может прослушать историю целиком и самостоятельно отвечать на вопросы по ходу рассказа. Одна и та же история разбирается с ребенком много раз, пока поставленная цель не будет достигнута.
Раздел 5. Рекомендации родителямВ возрасте 3-4 года ребенок в норме уже свободно ориентируется в таких понятиях как цвет, форма, размер, имеет представление о схеме тела, рисует замкнутые линии карандашом, красками старается имитировать рисунок взрослого, постепенно овладевает навыками классификации предметов по заданным признакам. В речи отмечается усложнение простого предложения, появляется сложное предложение, усваиваются дательный и творительный падежи, появляются сложноподчиненные предложения, служебные части речи, постепенно появляются падежные окончания, развивается сложное предложение, появляются приставки, притяжательные местоимения, постепенно формируется правильное употребление простых предлогов и союзов. Слоговая структура нарушается только в незнакомых длинных словах, формируется произношение шипящих и аффрикат. Между тремя и четырьмя годами происходит дальнейшее формирование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, усваиваются сравнительные степени наречий, усваивается согласование прилагательных с существительными, предлоги по, до, вместо, после, частицы, союзы. К 4-4,5 годам звуковая сторона речи усвоена, грамматический строй сформирован. В соответствии с этим можно сформулировать основные задачи и темы работы с ребенком, имеющим задержку речевого развития:
1. Расширение и уточнение представлений ребенка о цвете, форме и размере.
2. Постепенное изучение схемы тела.
3. Развитие пространственных представлений.
4. Обучение играм по правилам.
5. Создание основы для развития графических навыков
6. Развитие творческих способностей (лепка, рисование, игра).
7. Развитие мотивационной основы речевой деятельности.
8. Расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи, развитие артикуляционных возможностей.
10. Формирование свободного высказывания.
Определяя круг занятий с ребенком, взрослый должен представлять себе, к какой цели он стремится, твердо знать, что должен уметь ребенок в норме, и использовать в целях развития все время, проводимое с ребенком. То есть создать вокруг развивающую среду. Все взаимодействие родителей с ребенком, даже бытовое, всегда должно быть подчинено идее развития. Весь процесс домашних занятий хорошо разделить на собственно занятия, развивающие игры и бытовые моменты, в процессе которых закрепляются знания или полученные навыки.
Первая задача, стоящая перед родителями, - уточнить и пополнить пассивный словарь ребенка и по возможности ввести в его словарь хотя бы лепетные варианты названий обиходных предметов, имена самого ребенка и близких ему людей, наиболее распространенные глаголы, названия основных цветов и производные от них прилагательные.
Сформулирую советы родителям практически неговорящего ребенка. Главная задача в таком случае вызвать у ребенка желание пользоваться речью.
Начинать следует с побуждения ребенка к общению, необходимо создавать такие ситуации, когда ребенок будет получать удовольствие от общения со взрослыми. Проще всего налаживать контакт в процессе игры. Можно взять любимую игрушку ребенка - машинку, зверушку, куклу, лодочку или кораблик. Организовать с ней простейшую игру. Желательно, чтобы эта игра была совместной, но если ребенок пассивен, то играет только взрослый, сопровождая свои действия звукоподражаниями и простыми комментариями. Голос взрослого должен быть негромким, ласковым, выражение лица спокойным и доброжелательным. Повторять звукоподражания нужно много раз, и если ребенок в конце концов повторит за взрослым произносимые звуки, необходимо похвалить ребенка. Не просить его повторить или сказать что-либо. Стараться естественным образом вызвать у него желание попробовать повторять за взрослым. Все слова из выбранного словаря взрослый повторяет много раз в день. Следует обращать внимание ребенка на движение губ взрослого. Параллельно с этим во время режимных моментов - одевания, кормления, гуляния, купания - взрослый отрабатывает бытовую лексику, постоянно повторяя одни и те же слова. Сначала отрабатываются первые 8-10 слов. Во время одевания - названия предметов одежды и простых действий, во время сервировки стола - названия столовых предметов. Во время приготовления еды - названия продуктов. При этом взрослый говорит медленно, четко, короткими фразами. Если ребенок начинает повторять за взрослым, не следует добиваться от него правильного произнесения слова. Необходимо выражать удовольствие и хвалить ребенка за малейшую попытку повторения. Когда первые 10-15 слов уверенно усвоены ребенком, подбираются следующие 10-15 слов и отрабатываются взрослым по тому же принципу.
Игра в лото, состоящее из карточек с изображениями знакомых ребенку предметов, помогает закрепить уже известный словарь. Одновременно игра в лото и другие настольные игры позволяет постепенно приучить ребенка к действиям по правилам, что необходимо для дальнейшего развития и обучения.
Игры с кубиками дают возможность закрепить представление о цвете, сформировать простейшие пространственные представления. Кроме того, развивают у ребенка возможности имитации действий взрослого. Имитация лежит в основе любого обучения, в частности, речи.
В процессе всех занятий с ребенком необходимо его хвалить. Если у него что-то не получается, разумно перейти к следующему занятию, а потом опять вернуться к тому, что не получилось.
Одновременно полезно приучать ребенка держать карандаш. Сначала проводить рукой ребенка линии, а затем и предоставлять ему самому такую возможность. Для этих целей хорошо использовать пластиковую доску с фломастерами, желательно большого размера. Летом хорошо рисовать на асфальте мелками.
Необходимо приучать ребенка слушать чтение. Хорошо, если ребенок любит слушать музыкальные сказки, но чтение это не заменяет. Начинать лучше с рассказов своими словами по картинкам в книжках. Для этого хорошо использовать сказки Сутеева. Очень полезно рассказывать сказки на ночь, где проговариваются события прошедшего дня. Это позволяет ребенку лучше их осмыслить. Вечерняя сказка не должна быть длинной или возбуждающей, но всегда доброй с хорошим концом. Подбирать слова желательно те же, что отрабатывались в течение дня.
На следующем этапе основной целью становится дальнейшее пополнение словаря, улучшение артикуляционных навыков, развитие диалога, усложнение графических заданий, работа над отработкой понятий форма, размер. Для улучшения мелкой моторики хорошо использовать лепку, мозаику.
Формат этой статьи не позволяет в подробностях рассмотреть все рекомендации по домашнему развитию ребенка. Рассмотрим подробнее приемы развития подвижности артикуляционных навыков, диалога, поскольку развитие речи - главная цель данной консультации.
Развитие артикуляционных навыков хорошо начинать в форме игры. Взрослый и ребенок показывают друг другу языки, надувают щеки, вытягивают губы, растягивают губы в улыбку, поднимают язык на губу и стараются дотянуться до носа, пробуют пощелкать, поднять язык за верхние зубы, вылизать блюдце, облизать ложку, попробовать лакать, как кошечка. В какую игровую форму облекут это родители - целиком предоставляется их фантазии. Единственное ограничение - не соединять эти игры с едой и гигиеническими процедурами, так как могут возникнуть социально неприемлемые привычки - вылизывание тарелки или лакание из чашки, например.
Развитие диалога становится возможным тогда, когда у ребенка накопился уже некоторый активный словарь, состоящий из понятных окружающим слов. Хочу оговориться - диалог может осуществляться и междометиями, и лепетными словами, и жестами, но мы говорим о полноценном речевом общении.
Для развития диалога рекомендуется создавать ситуации, стимулирующие речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми. Во-первых, вопросы, задаваемые ребенку, строятся так, чтобы они содержали готовый ответ: Что ты будешь пить - чай или компот? Ребенку достаточно выбрать нужное слово. Этот же прием используется и в игре в лото. Желательно, чтобы диалог был живым, то есть связанным с реальной бытовой или игровой ситуацией. Необходимо провоцировать речевую активность самого ребенка, создавая ситуации, когда он должен попросить любимую игрушку, чашку, ложку и т.д. Для развития диалога хорошо использовать простые сюжетные игры: поить чаем мишек и куклу, воспроизводить диалог между игрушками. Как правило, ребенок начинает принимать участие в разговоре с куклами, повторяя слова взрослого. Во время бытового общения детей приучают вслушиваться в речь взрослого и таким образом закрепляют образцы речевых конструкций, которыми может пользоваться ребенок.
Все приведенные рекомендации направлены на стимуляцию речевой активности. В большинстве случаев они оказываются достаточно эффективными. Как правило, у ребенка довольно скоро возникает потребность в активном речевом общении. Родители должны всячески поощрять ее.
Активное усвоение материала в объеме, представленном в данном пособии, позволяет нам перейти на следующий, более сложный уровень обучения - формирование грамматического строя речи, расширение словаря, включая, прежде всего, личные местоимения, формирование сложных синтаксических связей. Если весь путь от практического отсутствия речи к развернутой речи разделить на три этапа, то в данном пособии мы рассмотрим содержание работы на первом этапе. Первый этап развития речи включает в себя период от практического отсутствия речи до речи, состоящей из простых предложений, сформированных базовых умений в сфере звукового анализа, сформированном представлении о слоговой структуре речи, простейшем представлении о правильной артикуляции звуков речи, усвоенных базовых представлениях о цвете, форме, величине.
Литература
- Бенилова С.Ю. Доброжелательный взгляд на общение с детьми. - М.: Прометей, 2002.
- Бенилова С.Ю. Особые дети - особое общение. - М., 2000.
- Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит. - М.: Айрис-пресс, 2001.
- Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? - М.: Айрис-пресс, 2002.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, 2005.
- Логопедия. Учебник для ВУЗов/ Под. ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: ВЛАДОС, 1998.
- Мастюкова Е.М., Ульянова Р.К. Особенности речевого разбития у детей с ранним детским аутизмом, проявляющимся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС // Аутизм и нарушения развития. - 2003, № 3.
- Методические рекомендации к пособию Забрамная С.С. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». - М.: ВЛАДОС, 2003.
- Новиковская О.А. Логопедическая грамматика. - С-Пб.: КОРОНА принт, 2004.
- Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной.-М., 1968.
- Резниченко Т.С. Занимательный букварь для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Изд. «ГНОМ и Д»,2001.
- Резниченко Т.С, Ларина О.Л. Русский язык - от игры к знаниям. Для детей 4-6 лет. - С-Пб.: Нева, 2004.
- Сутеев В. Сказки. Любое издание.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2004.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1657
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 971
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0