Аутизм и нарушения развития
2008. Том 6. № 1. С. 31–40
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Я читаю. Методическое пособие
Общая информация
Ключевые слова: обучение чтению, расстройства аутистического спектра, развитие коммуникативных навыков, развитие компетенций учащихся
Рубрика издания: Учебные и методические пособия
Для цитаты: Чистякова Л.А. Я читаю. Методическое пособие // Аутизм и нарушения развития. 2008. Том 6. № 1. С. 31–40.
Полный текст
«Я ЧИТАЮ...»
Рабочая тетрадь по чтению состоит из текстов и упражнений. Данное пособие разрабатывалось для работы с детьми, имеющими нарушения в формировании навыка чтения (на уровне текста). Его также можно использовать для обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Основная цель пособия - развитие осознанного чтения.
Задачи пособия:
- совершенствовать технику чтения;
- развивать умение ориентироваться в тексте (выделять название рассказа, находить заданное предложение (для ответа) или слово - ответ);
- развивать навык пересказа прочитанного текста.
Данное пособие представлено в виде рабочей тетради, включающей рассказы и задания к ним. Работа над одним текстом может длиться от 1 до 3 дней, что зависит от сложности рассказа и особенностей восприятия прочитанного детьми.
Весь сборник разделен на три части (по степени усложнения). Так, в первой части предлагаются рассказы из 3-6 предложений и задания к ним. В следующей части рассказы усложняются, постепенно вводятся более распространённые предложения и диалогическая речь. Третья часть включает в себя произведения известных отечественных и зарубежных авторов, которые отличаются более сложным смысловым содержанием.
К каждому тексту обязательно предлагаются вопросы и лист для письменных ответов.
В более лёгком варианте вопросы предлагаются к каждому предложению (что помогает детям в поиске ответов) и содержат в себе структуру ответов. При усложнении материала - несколько слов в вопросе заменяются синонимами, меняется последовательность вопросов.
К большинству текстов составлены планы - подсказки для пересказа прочитанного. Предложенные в плане слова берутся из текста и не меняются. На первом этапе - это первые слова из каждого предложения.
Например:
Рыбка.
У Пети рыбка. Она живёт в банке. Рыбка очень маленькая. Петя кормит рыбку. Она ест корм.
1. У Пети ...
2. Она живёт ...
3. Рыбка очень ...
4. Петя кормит ...
5. Она ест ...
В тетрадях 2 и 3 план к тексту может содержать слова-подсказки, выбранные из середины предложения или замененные словом-синонимом.
Остальные обучающие упражнения чередуются с занимательными (ребусы, кроссворды, раскрашивание...).
Дети занимаются по данному пособию в классе и дома.
Классная работа включает:
- Повторение домашнего текста прошлого урока, проверка выполнения заданий по нему.
- Чтение нового текста и вопросов к нему.
- Поочередное чтение (по предложению).
- Устное выполнение дополнительных заданий к тексту.
- Пересказ по плану.
Домашняя работа включает:
- Чтение текста.
- Письменное выполнение заданий к тексту.
Данное пособие может быть рекомендовано учителям школ, родителям, учителям- дефектологам.
Литература
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – М.: Аквариум, СПб: Дельта, 1996.
- Тикунова Л.И. Учимся писать изложение и сочинение. 1 класс: рабочие тетради: в 2-х частях. – М.: Росткнига, 2005.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1478
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1677
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4