Я читаю. Методическое пособие

1644

Общая информация

Ключевые слова: обучение чтению, расстройства аутистического спектра, развитие коммуникативных навыков, развитие компетенций учащихся

Рубрика издания: Учебные и методические пособия

Для цитаты: Чистякова Л.А. Я читаю. Методическое пособие // Аутизм и нарушения развития. 2008. Том 6. № 1. С. 31–40.

Полный текст

 

«Я ЧИТАЮ...»

Рабочая тетрадь по чтению состоит из текстов и упражнений. Данное пособие разрабатывалось для работы с детьми, имеющими нарушения в формировании навыка чтения (на уровне текста). Его также можно использовать для обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основная цель пособия - развитие осознанного чтения.

Задачи пособия:

-    совершенствовать технику чтения;

-     развивать умение ориентироваться в тексте (выделять название рассказа, находить заданное предложение (для ответа) или слово - ответ);

-     развивать навык пересказа прочитанного текста.

Данное пособие представлено в виде рабочей тетради, включающей рассказы и задания к ним. Работа над одним текстом может длиться от 1 до 3 дней, что зависит от сложности рассказа и особенностей восприятия прочитанного детьми.

Весь сборник разделен на три части (по степени усложнения). Так, в первой части предлагаются рассказы из 3-6 предложений и задания к ним. В следующей части рассказы усложняются, постепенно вводятся более распространённые предложения и диалогическая речь. Третья часть включает в себя произведения известных отечественных и зарубежных авторов, которые отличаются более сложным смысловым содержанием.

К каждому тексту обязательно предлагаются вопросы и лист для письменных ответов.

В более лёгком варианте вопросы предлагаются к каждому предложению (что помогает детям в поиске ответов) и содержат в себе структуру ответов. При усложнении материала - несколько слов в вопросе заменяются синонимами, меняется последовательность вопросов.

К большинству текстов составлены планы - подсказки для пересказа прочитанного. Предложенные в плане слова берутся из текста и не меняются. На первом этапе - это первые слова из каждого предложения.

Например:

Рыбка.

У Пети рыбка. Она живёт в банке. Рыбка очень маленькая. Петя кормит рыбку. Она ест корм.

1.      У Пети ...

2.      Она живёт ...

3.      Рыбка очень ...

4.      Петя кормит ...

5.      Она ест ...

В тетрадях 2 и 3 план к тексту может содержать слова-подсказки, выбранные из середины предложения или замененные словом-синонимом.

Остальные обучающие упражнения чередуются с занимательными (ребусы, кроссворды, раскрашивание...).

Дети занимаются по данному пособию в классе и дома.

Классная работа включает:

-       Повторение домашнего текста прошлого урока, проверка выполнения заданий по нему.

-       Чтение нового текста и вопросов к нему.

-       Поочередное чтение (по предложению).

-       Устное выполнение дополнительных заданий к тексту.

-                Пересказ по плану.

Домашняя работа включает:

-                Чтение текста.

-         Письменное выполнение заданий к тексту.

Данное пособие может быть рекомендовано учителям школ, родителям, учителям- дефектологам.

Литература

  1. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – М.: Аквариум, СПб: Дельта, 1996.
  2. Тикунова Л.И. Учимся писать изложение и сочинение. 1 класс: рабочие тетради: в 2-х частях. – М.: Росткнига, 2005.

Информация об авторах

Чистякова Людмила Андреевна, педагог-дефектолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ludmilatchistyakova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1447
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1644
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 12