Формирование речевой коммуникации у детей с аутизмом. Из опыта работы учителя-логопеда*

1150

Общая информация

* Окончание. Начало см. в № 1 (28). 2010 г.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, логопедические занятия, логопедическая коррекция, планирование занятий

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Сульженко О.Ю. Формирование речевой коммуникации у детей с аутизмом. Из опыта работы учителя-логопеда // Аутизм и нарушения развития. 2010. Том 8. № 2. С. 57–62.

Полный текст

 

Из опыта работы учителя-логопеда

Перспективное планирование коррекционной логопедической работы со школьниками с синдромом ДА*

ПЛАН

Развитие навыков звуко-слогового анализа

I квартал

II квартал

III квартал

1)       формирование навыка определения позиции звука в слове;

2)  закрепление навыка дифференциации понятий «звук», «буква»;

3)  анализ слогов открытых и закрытых;

7)       автоматизация навыка определения количества слогов;

8)  автоматизация умения составления слоговой схемы слова (1-2 слога);

9)       автоматизация навыка звуко-слогового анализа слов из 2-3 слогов без стечения согласных;

14) автоматизация навыков определения позиции звуков в слове (односложные слова со стечением согласных, слова из двух открытых слогов со стечением согласных, из закрытого и открытого слогов со стечением согласных, слова из 3-х и более слогов);

4)  формирование умения составления слоговой схемы слова (1-2 слога)

5)  формирование умения составлять звуко-слоговую схему слов из 1-3 открытых слогов;

6)    развитие навыка отражения твердости, мягкости звука в звукобуквенных схемах;

10)    формирование навыков составления звукобуквенных схем1-3-сложныхсловсосте- чением согласных;

11)    формирование навыков составления звукобуквенных схем 1-3-сложных слов с мягкими согласными;

12)     автоматизация понятия ударение и развитие умения выделять ударный слог;

13)  формирование понятия о йотированных гласных;

15)    автоматизация навыков составления графических схем слов;

16)    автоматизация навыков различения, выделения и обозначения в графических схемах твердых и мягких согласных;

17)    формирование навыков отражения в звукобуквенных схемах йотированных гласных в 3-х позициях:

•   в начале слова

•  после другой гласной

•   после мягкого и твердого знака

18)    формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа и составление графических схем слов со сложной слоговой структурой, со стечением согласных, сложных слов.

 

III. РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

1. Словообразование

I квартал

II квартал

III квартал

1)      формирование навыков образования уменьшительно­ласкательных форм существительных;

2) формирование навыков образования притяжательных и относительных прилагательных от существительных;

3) формирование навыков образования новых существительных от существительных с помощью суффиксов;

4)       формирование навыков образования существительных от глаголов с помощью суффиксов;

5)     автоматизация навыков образования уменьшительно­ласкательных форм существительных;

6)     совершенствование навыков образования относительных и притяжательных прилагательных от существительных;

7)  совершенствование навыков образования новых существительныхотсуществитель- ных с помощью суффиксов;

8)  совершенствование навыков образования существительных от глаголов с помощью суффиксов;

9) формирование навыков образования прилагательных сравнительной степени;

11)    автоматизация навыков образования относительных и притяжательных прилагательных от существительных;

12)    автоматизация навыков образования новых существительных от существительных с помощью суффиксов;

13)      автоматизация навыков образования существительных от глаголов с помощью суффиксов;

14)    автоматизация навыков образования новых глаголов с помощью приставок;

15)    автоматизация навыков образования прилагательных сравнительной степени;

16)    формирование навыков образования наречий сравнительной степени от прилагательных;

 

10) формирование навыков образования новых глаголов с помощью приставок;

17) формирование навыков образования новых слов способом словосложения


 

2. Словоизменение

I квартал

II квартал

III квартал

1) формирование навыков образования форм множественного числа существительных;

2) формирование навыков согласования существительных с притяжательными местоимениями I лица единственного числа;

3) формирование навыков образования форм множественного числа глаголов;

4) формирование навыков согласования существительных с глаголами в роде и числе;

5) формирование навыков согласования личных местоимений I лица единственного числа с глаголами в настоящем времени;

6)  формирование навыков согласования существительных с притяжательными местоимениями II лица единственного числа;

7) формирование навыков согласования существительных с прилагательными в роде, числе;

8) формирование навыков согласования существительных и числительных;

9) формирование навыков изменения глаголов по временам (прошедшее время);

10)    формирование навыков согласования личных местоимений I лица единственного числа с глаголами в прошедшем времени;

11)    формирование навыков образования форм Род. пад. ед. и множ. числа существительных;

14)    автоматизация навыков образования форм множественного числа существительных;

15)      автоматизация навыков согласования существительных с местоимениями I и II лица единственного числа;

16)      дифференциация употребления притяжательных местоимений I и II лица единственного числа;

17)      автоматизация навыков согласования существительных с глаголами в роде и числе;

18)    автоматизация навыков согласования личных местоимений I лица единственного и множественного числа с глаголами в роде и числе;

19)       формирование навыков согласования существительных с притяжательными местоимениями II и III лица единственного числа и множественного числа;

20)      автоматизация навыков согласования существительных и числительных;

21)    автоматизация навыков образования форм Род. пад. ед. и множ. числа существительных;

22)     формирование навыков образования форм Твор. пад. ед. и множ. числа существительных;

23)     формирование навыков образования форм Дат. пад. ед. и множ. числа существительных;

28) автоматизация навыков изменения существительных по числам и падежам;

29) автоматизация навыков согласования:

•    существительных и прилагательных в роде, числе и падеже

существительных и глаголов в роде и числе

•   существительных и числительных в роде и падеже

•   существительных и притяжательных местоимений

личных местоимений;

30)    автоматизация навыков изменения глаголов по временам и видам;

31)    автоматизация навыков употребления простых и сложных предлогов.

12)    формирование навыков изменения глаголов по временам (будущее время);

13)    формирование навыков употребления простых предлогов;

24)      автоматизация употребления простых предлогов;

25) формирование употребления сложных предлогов;

26)    формирование навыков согласования существительных с прилагательными в роде, числе и падеже;

27)   развитие умения различать глаголы совершенного и несовершенного вида;

 

 

3. Грамматическое оформление фразы

 

 

IV. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

1. Формирование диалогической речи

I квартал

II квартал

III квартал

A.     Формирование навыков однословных ответов.

Б. Формирование структуры утвердительного или отрицательного полного ответа на основе вопроса.

B.     Формирование навыков распространения предложения с подбором второстепенных членов предложения по вопросам.

Г. Формирование навыков беседы с опорой на сигнальные карточки вопросов.

A.    Продолжить формирование навыков однословных ответов.

Б. Продолжить формирование структуры утвердительного или отрицательного полного ответа на основе вопроса.

B.    Продолжить формирование навыков распространения предложения с подбором второстепенных членов предложения по вопросам.

Г. Продолжить формирование навыков беседы с опорой на сигнальные карточки вопросов.

A.  Закрепление навыков однословных ответов.

Б. Закрепление структуры утвердительного или отрицательного полного ответа на основе вопроса.

B.  Закрепление навыков распространения предложения с подбором второстепенных членов предложения по вопросам.

Г. Закрепление навыков беседы с опорой на сигнальные карточки вопросов.

 

2. Развитие монологической речи

I квартал

II квартал

III квартал

1)     Формирование навыков составления простого предложения по наглядному действию по вопросам (карточки с вопросами «кто?» или «что», «что делает?»);

2)     формирование навыков составления предложения по собственному наглядному действию (комментирование с личным местоимением I лица) по вопросам (карточки с вопросами);

12)   совершенствование навыков комментирования (в том числе собственного) наглядного действия по вопросам (карточки с вопросами);

13) совершенствование навыков распространения предложения (в том числе комментирование) по наглядному действию с помощью дополнительных вопросов (карточки с вопросами);

14) совершенствование навыков составления рассказа по следам наглядного действия;

25)    автоматизация навыков комментирования (в том числе собственного) наглядного действия по вопросам (карточки с вопросами);

26)    автоматизация навыков распространения предложения (в том числе комментирование) по наглядному действию с помощью дополнительных вопросов (карточки с вопросами);

27)    автоматизация навыков составления рассказа по следам наглядного действия;

3)      формирование навыков распространения предложения (в том числе комментирование) по наглядному действию с помощью дополнительных вопросов (карточки с вопросами);

4) формирование навыков пересказа рассказа по следам наглядного действия с опорой на карточки с вопросами;

5)      формирование навыков составления предложения по сюжетной картинке по вопросам;

6) формирование навыков пересказа рассказа по цепочке опорных картин;

7) формирование умения подбирать признаки объекта по плану и вопросам, и по схеме;

8) формирование навыков составления рассказа-описания по плану и схеме с помощью вопросов;

9)      формирование навыков пересказа рассказа по сюжетной картине по вопросам основным и дополнительным;

10)    формирование навыков пересказа текста по вопросам основным и дополнительным;

11)    формирование навыков составления рассказов по серии картин (2-3) по плану и вопросам.

15)    формирование навыков составления рассказа по следам наглядного действия;

16)    автоматизация навыков составления предложения по сюжетной картинке по вопросам;

17)    автоматизация навыков пересказа рассказа по цепочке опорных картин;

18)  совершенствование умения подбирать признаки объекта по схеме, плану и вопросам;

19)     продолжить формирование навыков составления рассказа-описания по плану и вопросам;

20)      продолжить формирование навыков составления рассказов-описаний по схеме;

21)    формирование навыков составления рассказа по сюжетной картинке по вопросам и опорным словам;

22)   продолжить формирование навыков пересказа текста по плану и вопросам;

23)      формирование навыков составления рассказов по серии из 2-4-х картин по плану и вопросам, и по опорным словам;

24)    формирование навыков составления рассказа из собственного опыта по плану и вопросам;

28)      автоматизация умения подбирать признаки объекта по схеме, плану и вопросам;

29)    автоматизация навыков составления рассказа по сюжетной картинке по вопросам и опорным словам;

30)    автоматизация навыков пересказа текста по плану, вопросам и опорным словам;

31)    автоматизация навыков составления рассказов по серии из 2-5-ти картин по плану и вопросам, и по опорным словам;

32)    автоматизация навыков составления рассказа из собственного опыта по плану и вопросам;

33)    формирование навыков пересказа текста с элементами творчества;

34)    формирование навыков составления рассказов по аналогии на сюжеты авторских произведений

•  с заменой персонажей

•  с заменой обстановки

•   моделирование возможных ситуаций

35)    формирование навыков работы с текстом со скрытым смыслом.

 

Информация об авторах

Сульженко Ольга Юрьевна, педагог-логопед ЦПМСС "Зеленая ветка", г. Москва, Москва, Россия, e-mail: tsemruk@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1776
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1150
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2