Аутизм и нарушения развития
2010. Том 8. № 2. С. 57–62
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Формирование речевой коммуникации у детей с аутизмом. Из опыта работы учителя-логопеда*
Общая информация
* Окончание. Начало см. в № 1 (28). 2010 г.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, логопедические занятия, логопедическая коррекция, планирование занятий
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Сульженко О.Ю. Формирование речевой коммуникации у детей с аутизмом. Из опыта работы учителя-логопеда // Аутизм и нарушения развития. 2010. Том 8. № 2. С. 57–62.
Полный текст
Из опыта работы учителя-логопеда
Перспективное планирование коррекционной логопедической работы со школьниками с синдромом ДА*
ПЛАН
Развитие навыков звуко-слогового анализа
III. РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
1. Словообразование
I квартал |
II квартал |
III квартал |
1) формирование навыков образования уменьшительноласкательных форм существительных; 2) формирование навыков образования притяжательных и относительных прилагательных от существительных; 3) формирование навыков образования новых существительных от существительных с помощью суффиксов; 4) формирование навыков образования существительных от глаголов с помощью суффиксов; |
5) автоматизация навыков образования уменьшительноласкательных форм существительных; 6) совершенствование навыков образования относительных и притяжательных прилагательных от существительных; 7) совершенствование навыков образования новых существительныхотсуществитель- ных с помощью суффиксов; 8) совершенствование навыков образования существительных от глаголов с помощью суффиксов; 9) формирование навыков образования прилагательных сравнительной степени; |
11) автоматизация навыков образования относительных и притяжательных прилагательных от существительных; 12) автоматизация навыков образования новых существительных от существительных с помощью суффиксов; 13) автоматизация навыков образования существительных от глаголов с помощью суффиксов; 14) автоматизация навыков образования новых глаголов с помощью приставок; 15) автоматизация навыков образования прилагательных сравнительной степени; 16) формирование навыков образования наречий сравнительной степени от прилагательных; |
|
10) формирование навыков образования новых глаголов с помощью приставок; |
17) формирование навыков образования новых слов способом словосложения |
2. Словоизменение
3. Грамматическое оформление фразы
IV. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
1. Формирование диалогической речи
I квартал |
II квартал |
III квартал |
A. Формирование навыков однословных ответов. Б. Формирование структуры утвердительного или отрицательного полного ответа на основе вопроса. B. Формирование навыков распространения предложения с подбором второстепенных членов предложения по вопросам. Г. Формирование навыков беседы с опорой на сигнальные карточки вопросов. |
A. Продолжить формирование навыков однословных ответов. Б. Продолжить формирование структуры утвердительного или отрицательного полного ответа на основе вопроса. B. Продолжить формирование навыков распространения предложения с подбором второстепенных членов предложения по вопросам. Г. Продолжить формирование навыков беседы с опорой на сигнальные карточки вопросов. |
A. Закрепление навыков однословных ответов. Б. Закрепление структуры утвердительного или отрицательного полного ответа на основе вопроса. B. Закрепление навыков распространения предложения с подбором второстепенных членов предложения по вопросам. Г. Закрепление навыков беседы с опорой на сигнальные карточки вопросов. |
2. Развитие монологической речи
I квартал |
II квартал |
III квартал |
1) Формирование навыков составления простого предложения по наглядному действию по вопросам (карточки с вопросами «кто?» или «что», «что делает?»); 2) формирование навыков составления предложения по собственному наглядному действию (комментирование с личным местоимением I лица) по вопросам (карточки с вопросами); |
12) совершенствование навыков комментирования (в том числе собственного) наглядного действия по вопросам (карточки с вопросами); 13) совершенствование навыков распространения предложения (в том числе комментирование) по наглядному действию с помощью дополнительных вопросов (карточки с вопросами); 14) совершенствование навыков составления рассказа по следам наглядного действия; |
25) автоматизация навыков комментирования (в том числе собственного) наглядного действия по вопросам (карточки с вопросами); 26) автоматизация навыков распространения предложения (в том числе комментирование) по наглядному действию с помощью дополнительных вопросов (карточки с вопросами); 27) автоматизация навыков составления рассказа по следам наглядного действия; |
3) формирование навыков распространения предложения (в том числе комментирование) по наглядному действию с помощью дополнительных вопросов (карточки с вопросами); 4) формирование навыков пересказа рассказа по следам наглядного действия с опорой на карточки с вопросами; 5) формирование навыков составления предложения по сюжетной картинке по вопросам; 6) формирование навыков пересказа рассказа по цепочке опорных картин; 7) формирование умения подбирать признаки объекта по плану и вопросам, и по схеме; 8) формирование навыков составления рассказа-описания по плану и схеме с помощью вопросов; 9) формирование навыков пересказа рассказа по сюжетной картине по вопросам основным и дополнительным; 10) формирование навыков пересказа текста по вопросам основным и дополнительным; 11) формирование навыков составления рассказов по серии картин (2-3) по плану и вопросам. |
15) формирование навыков составления рассказа по следам наглядного действия; 16) автоматизация навыков составления предложения по сюжетной картинке по вопросам; 17) автоматизация навыков пересказа рассказа по цепочке опорных картин; 18) совершенствование умения подбирать признаки объекта по схеме, плану и вопросам; 19) продолжить формирование навыков составления рассказа-описания по плану и вопросам; 20) продолжить формирование навыков составления рассказов-описаний по схеме; 21) формирование навыков составления рассказа по сюжетной картинке по вопросам и опорным словам; 22) продолжить формирование навыков пересказа текста по плану и вопросам; 23) формирование навыков составления рассказов по серии из 2-4-х картин по плану и вопросам, и по опорным словам; 24) формирование навыков составления рассказа из собственного опыта по плану и вопросам; |
28) автоматизация умения подбирать признаки объекта по схеме, плану и вопросам; 29) автоматизация навыков составления рассказа по сюжетной картинке по вопросам и опорным словам; 30) автоматизация навыков пересказа текста по плану, вопросам и опорным словам; 31) автоматизация навыков составления рассказов по серии из 2-5-ти картин по плану и вопросам, и по опорным словам; 32) автоматизация навыков составления рассказа из собственного опыта по плану и вопросам; 33) формирование навыков пересказа текста с элементами творчества; 34) формирование навыков составления рассказов по аналогии на сюжеты авторских произведений • с заменой персонажей • с заменой обстановки • моделирование возможных ситуаций 35) формирование навыков работы с текстом со скрытым смыслом. |
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1776
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1150
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2