Понять, чтобы помочь (из опыта работы с родителями)

882

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, работа с родителями

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Феррои Л.М., Панюшева Т.Д. Понять, чтобы помочь (из опыта работы с родителями) // Аутизм и нарушения развития. 2011. Том 9. № 3. С. 30–39.

Полный текст

 

Большинство родителей, узнав, что у их ребенка нарушено развитие, испытывают скорбь, отчаяние...

Постановка ребенку тяжелого диагноза вызывает у родителей, родственников и ближайшего социального окружения и другие реакции. Возникают самые разные чувства: отрицания, вины, гнев, страх, близкие испытывают растерянность. Эти чувства, тесно связанные с отсутствием практических знаний о конкретном диагнозе, о том, что он подразумевает, чего ожидать, какие имеются перспективы развития для ребенка, с какими нормативами сравнивать ход его развития, какой педагогический подход правильный и пр., нередко погружают родителей в ощущение безысходности и родительской несостоятельности. Обычно это усугубляется реакциями окружающих на нестандартное поведение ребенка в общественных местах, когда взрослому необходимо одновременно действовать сразу «на двух фронтах»: «организовывать» свое чадо и реагировать на нападки окружающих.

«Что же делать, и как жить с этим дальше?» — вопрос, с которым родители приходят к специалисту. С одной стороны, специалист чаще всего видит своей основной задачей работу с ребенком. Но многолетний опыт работы в ЦПМССДиП показывает, что не менее важной является работа с родителями, при которой возможен более устойчивый результат в педагогической работе: ведь ребенок почти все время проводит в стенах своего дома, в семье, тогда как занятия со специалистами обычно бывают не чаще, чем раз или два в неделю. Отношение родителя к проблеме сказывается на всем: его взаимодействии с ребенком, вере в успех, на качестве выполнения домашних упражнений и заданий.

В процессе нашей практической деятельности родилась идея о том, как организовать взаимодействие специалистов с родителями для повышения качества жизни всей семьи, достижения положительных изменений в поведении и развитии ребенка, для улучшения детско- родительских отношений, помощи родителям в понимании и принятии своего ребенка таким, какой он есть.

В данной статье будет представлено описание одной из возможных стратегий построения взаимодействия специалистов с родителями для достижения указанных целей. Мы назвали эту форму работы «Родительский клуб».

Прежде чем организовать клуб, специалист должен уяснить, какие цели он себе ставит, чего хочет достичь в результате.

Цели и задачи «Родительского клуба»:

•       повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу в интересах развития ребенка;

•       содействие сплочению родительского коллектива: снижение тревожности в связи с проблемами ребенка, получение взаимной поддержки;

•       выработка коллективных решений и единых требований в коррекционной работе, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию ребёнка;

•       обмен родительским опытом, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей.

Принципы, на которые мы опирались в ходе работы:

•       уважительное общение с учетом культурных, религиозных, национальных и этнических особенностей родителей;

•       безоценочное отношение к детям: у каждого свои особенности, свой ход развития, от которых зависит постановка ближайших задач в работе педагога;

•       совместная работа в системе «родитель — специалист», «родитель — ребенок», «родитель — ребенок — специалист», что делает родителей действительно равноответственными участниками педагогического процесса;

•       установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

Важными условиями эффективности работы с родителями являются:

•      установка специалиста на работу с родителями как на работу с единомышленниками;

•      доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо возможной обвиняющей позиции);

•      заинтересованность педагога в решении проблем ребенка (вместо формального общения «для галочки»);

•      системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «разовых» мероприятий).организация работы:

«Родительский клуб» могут посещать родители тех детей, которые посещают групповые и/или индивидуальные занятия, а также родители детей, которые прошли первичную диагностику, но пока не зачислены на коррекционные занятия.

В формат работы «Родительского клуба» входят общие собрания, на которых присутствуют все родители, а также индивидуальные встречи с родителями. Общие встречи оптимально проводить один раз в два месяца. Частота индивидуальных встреч зависит от запроса родителей, но даже при отсутствии инициативы с их стороны обязательно раз в полгода проходит встреча по результатам наблюдений специалиста за развитием ребенка.

Также необходимо указать, что как работу с родителями мы рассматриваем их обязательное присутствие на индивидуальных коррекционных занятиях с ребенком, где они обязательно вовлекаются во взаимодействие в системе «родитель — ребенок — педагог». Вариантом такой формы работы являются «дни открытых дверей», когда на индивидуальное занятие приглашаются родители других детей.

Также может быть организовано удаленное взаимодействие со специалистами (педагогом, дефектологом, логопедом, психологом и др.): например, родителям дается возможность получить телефонную консультацию по определенным дням в оговоренное время; возможность написать и получить ответ по электронной почте.

В организации общих родительских встреч можно выделить восемь этапов.

1.    Выбор темы с ориентировкой на проблемы детей и на запрос родителей. Например, проведение микроисследова­ния в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

2.    Определение целей конкретного родительского собрания.

3.    Обобщение организаторами собрания (специалистами) научно-методической литературы и опыта работы по рассматриваемой проблеме.

4.    Определение формы проведения родительского собрания. Например: круглый стол, родительская конференция, мини-группы, лекции, интерактивные игры, практический семинар.

5.    Подготовка материалов: разработка приглашений, анкет, рекомендаций и памяток для родителей.

6.    Приглашение родителей и других участников собрания.

7.    Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

8.             Проведение встречи с родителями.

Сам метод работы — это интерактивное обучение, при котором родители встречаются со специалистами, задают им вопросы, овладевают конкретными умениями и навыками, обсуждают проблемные ситуации, делятся опытом собственной педагогической деятельности. Это реально помогает взаимодействию педагогов и родителей в работе с учетом их интересов и предпочтений.

Критерий успешности работы с родителями — их включенность в педагогический процесс.

Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; посещение ЦПМССДиП в «дни открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее были выделены качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к совместной деятельности детей и взрослых. Анализ включенности родителей позволил выделить следующие группы:

•      родители, которые умеют и с удовольствием участвуют в педагогическом процессе, видят ценность работы специалистов;

•      «родители-исполнители», которые принимают участие при условии значимой мотивации;

•      «родители — критические наблюдатели»: некоторые из них считают, что это труд специалиста — «вылечить их ребенка», другие полагают: «вырастет — все пройдет», «заговорит, всему есть свое время», «меня воспитывали так же» — и приходят «для галочки».

Наибольшие усилия специалистов требуются для включения в работу родителей двух последних групп. В результате описанной выше специальной работы с родителями повысился уровень их вклю­ченности, развивались активность и инициатива.

В коррекционной работе с детьми с нарушениями развития трудно обойтись без поддержки родителей. Во всех случаях, когда удавалось привлечь семью к работе с ребенком, повышалась продуктивность коррекционной работы.

Отдельной непростой задачей является работа с теми родителями, которые мало вовлечены в работу с ребенком.

Например, не сопровождают его на индивидуальных или групповых занятиях, находятся в маргинальной позиции (стесняются показываться с ребенком на людях). В работе с ними возможна, например, переписка. Эту письменную форму мы используем для информирования родителей или другого взрослого об успехах детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности, поздравления родителей, советы, рекомендации и пожелания по воспитанию детей. Если специалисты не выпускают родителей из поля зрения и периодически информируют о ходе занятий, о малейших успехах ребенка, то появляется больше шансов вовлечь их в работу и взаимодействие с ребенком.

Пример: мама водила 3-летнего без- речевого сына с диагнозом аутизм на коррекцию и присутствовала на занятиях, выполняя все рекомендации специалиста. Отец мальчика был только на первичном его обследовании у специалиста. Во время одной из встреч мама поделилась своими переживаниями по поводу того, что муж винит ее во всех проблемах, связанных с ребенком, и с сыном никак не взаимодействует. Педагог попыталась вовлечь отца в педагогический процесс и помочь ему увидеть успехи в развитии ребенка. С согласия отца мама мальчика передала специалисту адрес его электронной почты. Специалист стала писать папе мальчика подробные письма по результатам занятий с ребенком. Он начал отвечать. Поначалу эти ответы были очень сухие и короткие, постепенно он стал писать пространнее, переписка начала походить на диалог. В одном из писем отец ребенка спросил мнения педагога о том, всегда ли его сын будет «таким» или он может измениться. В этом вопросе педагог почувствовала готовность папы к сотрудничеству. После этого специалист пригласила его без сына на одно из занятий с другим более проблемным ребенком (предварительно получив разрешение от его родителей), где присутствовали оба родителя. Цель этого визита заключалась в том, чтобы он, с одной стороны, увидел, насколько разные бывают трудности в развитии детей, а также то, как другие взрослые участвуют в занятиях своих детей. После этого удалось пригласить папу на групповое занятие, в котором также участвовал его сын (мама присутствовала на всех занятиях). В ходе этой встречи папа не сразу смог включиться во взаимодействие с детьми, был очень застенчив. Но постепенно, глядя на поведение других родителей, стал активнее и с поддержкой специалиста принял участие в педагогическом процессе. После этих встреч удалось пригласить папу на индивидуальное занятие с ребенком: здесь он увидел, насколько в индивидуальной коррекционной работе у ребенка упорядочивается поведение, он следует простым речевым инструкциям и т.д. В ходе этого занятия папе было предложено делать видеозапись урока: с одной стороны, это помогало ему самому внимательнее наблюдать за своим ребенком и больше замечать, с другой стороны, это втягивало его во взаимодействие со специалистом. Поскольку на следующую встречу он обещал принести саму запись, можно было сделать вывод о том, что контакт укрепился.

С того момента многое изменилось: папа регулярно присутствует на занятиях, изготавливает практические пособия для занятий своего сына, начал задавать вопросы, по своей инициативе участвовать в занятиях, присутствовал на общем родительском собрании. В настоящее время с семьей и ребенком продолжается работа, мальчику сейчас 5 лет.

Пример проведения заседания «Родительского клуба».

тема: «здравствуйте! будем знакомы!».

Этапы предварительной работы
дефектолога и психолога

Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой, атмосферой дружеских взаимодействий.

Началась встреча с приветствия и знакомства. На данном (первом) собрании родителям были предложены интерактивные игры и задания для совместного выполнения.

Например, игра «Давайте познакомимся!»: взрослые передают друг другу эмоциональную куклу. При передаче куклы взрослый должен представиться, рассказать о себе; другой участник, получив куклу, должен поблагодарить за знакомство, представиться и передать куклу следующему участнику. Таким образом кукла передается по кругу, объединяя взрослых. На нашем первом собрании все сели в круг и рассказали немного о себе. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минута знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим в кругу, не раз в течение собрания нужно было вместе обсудить ситуацию или вопрос.

После знакомства родителям предлагается следующее задание:

Педагог говорит: «Сегодня, находясь в комнате, где занимаются ваши дети, вы учитесь постигать формулы родительской педагогики. Обратите внимание на листочки перед вами, рассмотрите их: одна сторона у них чистая, а на другой стороне анкета, которую вам необходимо заполнить. Этот метод работы станет традицией наших родительских собраний».

Процедура проведения: на чистой стороне листа — задание для родителей (предлагаются фломастеры, карандаши, и их просят нарисовать что-то так, как рисуют их дети).

Действия родителей: сначала родители читают анкету, размышляют над вопросами, пишут свои ответы. Затем вспоминают, как рисуют их дети, и начинают в буквальном смысле копировать графические умения своих детей.

Действия педагогов: они подходят к каждому участнику и преобразовывают рисунки, создавая порой из линий и каракуль какой-то осмысленный образ. Этот метод работы поможет родителю взаимодействовать со своим ребенком, даже если ребенок не умеет рисовать. (Рис. 1).

По мере завершения данного задания из рисунков была собрана скатерть и подписана: каждый участник дарил одну букву своего имени.

Такая форма работы со взрослыми включает родителей, помогает им впоследствии стать активными участниками занятий группы детей, стать для своих детей непременными помощниками и партнерами по играм.

Далее родителям был предложен просмотр фильма «На пути к диалогу» о работе в одной из групп детей с нарушениями развития по формированию навыков общения.

В самом конце встречи собирались анкеты, в которых были отражены проблемы, больше всего волнующие родителей. Проблемы — запрос со стороны родителей — учитывались при выборе тем для последующих собраний «Родительского клуба».

 

 

 

анКета

Уважаемые родители!

Спасибо Вам за посещение «Родительского клуба»

Будем благодарны за ответы на следующие вопросы
(анкеты подписывать не обязательно, мы с уважением относимся
к желанию сохранить анонимность):

 

Вопросы

«Да»

«Нет»

«Не знаю»

1

Было ли Вам интересно?

 

 

 

2

Хотите ли Вы посетить «Родительский клуб» еще раз?

 

 

 

3

Была ли Вам полезна информация, представленная в рамках этой встречи?

 

 

 

4

Изменилось ли Ваше отношение к затронутым на данной встрече вопросам?

 

 

 

5

Хотите ли Вы принимать участие в работе «Родительского клуба», сотрудничать с ведущими специалистами клуба и друг с другом?

 

 

 

6

Следите ли Вы за статьями в журналах, программами по телевидению на тему о воспитании детей, коррекционной помощи семье и детям? Из каких источников Вы получаете информацию о вопросах коррекционной помощи и воспитания?

Если «да», то укажите источники здесь:_______________________

 

 

 

 

 

 

 

7

Хотели бы Вы получить дополнительную консультацию? Если «да», то по какому вопросу:________________________________________

 

 

 

 

В какой дополнительной помощи Вы нуждаетесь?______________

 

 

 

8

Испытываете ли Вы затруднения в общении с детьми, другими взрослыми? Какие причины, по Вашему мнению, этих трудностей?

 

 

 

 

 

 

 

9

Готовы ли Вы рассказать о проблемах воспитания в Вашей семье? Укажите, какие проблемы семейного воспитания Вас волнуют?

 

 

 

 

 

 

10

О каких особенностях Вашего ребенка Вы желали бы рассказать?

 

 

 

 

 

11

Можете ли Вы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?

 

 

 

12

Интересны ли Вам перечисленные темы, которые могут быть подняты на следующих встречах «Родительского клуба: «Сделай детский уголок царством ощущений!»: в данной теме обсуждаются: виды игрушек и организация предметного пространства ребенка, т.е. подбор мебели и игрового материала.

 

 

 

 

«Мир, остановись, я хочу слезть»: данная тема содержит информацию о вестибулярном аппарате, вестибулярной стимуляции, о сенсорном упорядочивании и т.д..

 

 

 

 

«Эмоциональное и социальное развитие ребенка»: лекция по детской психологии; реакции ребенка в разных ситуациях могут показать взрослым, в чем нуждается ребенок и т.д.

 

 

 

 

«Общие проблемы поведения детей»: лекция о психолого-педагогических проблемах, которые приходится решать педагогам и родителям. В центре внимания вопросы коррекции поведения детей и развития речи.

 

 

 

 

«Игры, в которые играют наши дети»: демонстрация детских игр, видеоролик, игры, которые подходят нашим детям, и почему они необходимы?

 

 

 

 

«На пути к диалогу!»: опыт групповой работы коммуникативной группы; работа в системе родитель - ребенок - педагог/дефекто- лог/психолог.

 

 

 

13

Уважаемые родители, дополните, пожалуйста, список тем для проведения тематических родительских собраний:________________________________________________________________

 

 

 

14

Что, по Вашему мнению, включает в себя понятие «Родительский клуб»?

Ваши замечания и пожелания:_______________________________________________________

 

 


*Примечание: заполненные анкеты просматривают только ведущие специалисты, работающие с данными семьями. Бланковая система записей — это помощь в проведении семинаров- практикумов с родителями в режиме индивидуальной и мини-групповой работы.

Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагогам, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они на это способны, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда будет результат.

На сегодняшний день можно утверждать, что у нас как педагогов сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало хорошие результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками педагогам, создалась атмосфера взаимного уважения. Опыт работы показал: позиция родителей как педагогов в отношении своих детей стала более гибкой. Теперь они при взаимодействии с детьми чувствуют себя более компетентными. Родители стали проявлять искренний интерес не только к своему ребенку, но и к другим детям с той же проблемой, научились выражать восхищение достижениями детей, эмоционально их поддерживать. Все без исключения родители посещают родительские собрания и активно участвуют в организации любого мероприятия. По результатам посещаемости собраний в группе больше нет родителей-наблюдателей, а есть родители-партнеры. 

Информация об авторах

Феррои Людмила Мамедовна, методист, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей и подростков ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: kitykova@gmail.com

Панюшева Татьяна Дмитриевна, кандидат психологических наук, психолог, Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва, Россия, e-mail: tatiana_pan@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1201
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 882
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5