Использование игр с правилами для установления сотрудничества и преодоления импульсивности в работе с ребенком с высокофункциональным аутизмом

749

Общая информация

Ключевые слова: аутизм, игра, игра с правилами, адаптация к школе

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Сударикова М.А. Использование игр с правилами для установления сотрудничества и преодоления импульсивности в работе с ребенком с высокофункциональным аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2012. Том 10. № 2. С. 52–54.

Полный текст

Импульсивность, трудности принятия и следования правилам и Социальным нормам — эти особенности поведения часто встречаются у детей с аутистическими расстройствами и могут стать серьезным препятствием для адаптации ребенка к школе. При хороших интеллектуальных способностях, большом желании учиться и общаться с ребятами стойкие нарушения поведения делают невозможным для ребенка обучение в классе, что ограничивает его социализацию: у ребенка нет возможности быть с другими детьми, вместе играть, дружить, учиться общению и взаимодействию. Поэтому очень важно, проводя коррекционную работу с такими детьми, уделять особое внимание обучению направлять, планировать свое поведение и принимать внешние условия, правила. Одним из способов решения этих задач является обучение детей играм по правилам. В арсенале педагогов и психологов много подобных игр, рассчитанных на детей разного возраста.

В этой статье я хочу описать игру, которая помогла мне в работе с ребенком 7-ми лет. Состояние мальчика характеризовалось сохранным интеллектом, взрослой речью и выраженными поведенческими трудностями.

На момент начала занятий с Колей (имя изменено) он учился в первом классе и легко справлялся с учебной программой. Но заниматься мальчик мог только один на один с педагогом, все внимание которого было направлено на организацию его поведения. На перемене Коля бегал по коридору вместе с другими детьми. Когда кто-то из детей начинал кричать, прыгать, драться, Коля немедленно повторял все эти действия. Детей он пытался обнимать, порой делал это слишком сильно, продолжая держать ребенка, даже если тот сопротивлялся и просил прекратить.

На индивидуальных занятиях с психологом Коля стремился играть только в интересующие его игры, разговаривать на интересующие его темы. Войдя в кабинет, сразу же подбегал к игрушкам, начинал хаотично перебирать их, при этом никак не реагировал на обращенные к нему просьбы, не отвечал на вопросы. Если что-то мальчику не нравилось, он начинал кричать, плеваться, разбрасывать и портить игрушки.

Для занятий с Колей мне нужна была игра достаточно сложная, но настолько интересная, чтобы он мог играть в нее продолжительное время, и в которой соревновательный момент был бы минимальным. Также важно было развивать в игре моторные навыки ребенка, его способность регулировать свои движения, тонус мышц, следить за положением тела. Не менее важным было создать ситуацию, где ясно обозначены роли и различия между этими ролями, когда необходимо следить за действиями партнера по игре и менять свое поведение в зависимости от поведения партнера.

Я использовала упражнение из телесно-ориентированного тренинга, направленное на развитие телесных границ. В этой игре есть две роли, и в нее можно играть как вдвоем, так и в группе. Правила игры такие: участники располагаются с двух сторон комнаты, чтобы между ними было свободное пространство. Первый участник будет учиться говорить «стоп». Второй будет ему в этом помогать и одновременно учиться останавливаться: он будет медленно приближаться к первому, пристально глядя ему в глаза (в роли второго участника может быть несколько детей или взрослых). Задача первого — смотреть на второго. И когда первый участник захочет, он может остановить второго. Для этого он должен поставить свою ладонь вертикально, протянуть руку в сторону остальных участников и громко сказать «стоп!». В этот момент второй участник должен прекратить движение и замереть в том положении, в котором его застала команда. Пока первый участник держит вытянутую руку, второй должен оставаться неподвижными. Но как только первый опустит руку, второй снова может двигаться и приближаться к партнеру. Второму запрещено прикасаться к нему, и даже если первый подпустит к себе очень близко, он должен двигаться так, чтобы не касаться первого участника. Когда первый участник понимает, что не хочет более близкого приближения второго, он может сказать «все, хватит», и тогда эта часть упражнения заканчивается, и участники могут поменяться ролями.

Обучение правилам игры проходило постепенно. Сначала в роли первого участника Коля сидел на стульчике. А я приближалась к нему, делая злобное выражение лица, иногда грозила ему пальцем, делала неодобрительные замечания. При моем приближении Коле становилось трудно даже усидеть на стуле, он начинал заваливаться, отворачиваться. В этот момент я просила маму помочь мальчику оставаться на стуле, выставить ладонь перед собой. После подсказки мальчик говорил «стоп!». Я замирала, и он с удовольствием смотрел в мою сторону. Коля довольно быстро научился четко говорить «стоп» и оставаться на стуле, но при этом, произнеся команду, сразу же «ронял» руку. В этот момент помогала мама, поддерживая его руку. Когда Коля научился держать руку и убирать ее самостоятельно, мы стали меняться ролями. Теперь Коле следовало напугать меня! И мальчик повторял поведение, которое до этого было продемонстрировано ему мной. Для начала нужно было научиться двигаться медленно и останавливаться на сигнал стоп. Здесь снова Коле помогала мама. Она находилась рядом и придерживала сына, когда нужно было остановиться и замереть. Вначале я останавливала Колю на очень короткий промежуток времени, но после того как он научился останавливаться самостоятельно, я стала увеличивать то время, которое он должен был провести неподвижно. После того как Коля освоился в обеих ролях, мы стали приближать условия проведения игры к обычным: убрали стульчик, чтобы Коле нужно было держаться на ногах. В этом поначалу ему также нужна была помощь мамы, но со временем все реже. Для мальчика самым трудным в этой игре было сохранять контакт глазами. Этот момент данной игры труден для любых участников, даже для детей и взрослых с типичным развитием. Поэтому в работе с Колей я не требовала обязательного сохранения глазного контакта. Я напоминала мальчику о том, что нужно смотреть, и он мог ненадолго взглянуть на меня. Иногда он сам смотрел в мою сторону, и такое поведение я обязательно отмечала и поощряла. Легче всего Коле было смотреть на партнера по игре в паузе, после команды «стоп», когда никто не двигался. И в эти моменты Коля научился продолжительное время удерживать контакт глазами.

Обучение этой игре стало основой для дальнейшего продуктивного сотрудничества с ребенком. Мальчик начал быстрее отзываться на слова, действовать более целенаправленно, уменьшилась импульсивность. На занятиях Коля быстрее включался в совместную деятельность, стал способен отложить деятельность, относящуюся к своему специфическому интересу, на потом. Со временем Колю подключили к занятиям в группе сверстников, где он принял правила и старается их выполнять. В ближайшей перспективе — интеграция Коли в малокомплектный класс.

Эти изменения стали возможны благодаря совместным согласованным усилиям группы специалистов и родителей ребенка. Была проведена большая работа, которая требует специального, отдельного обсуждения. Целенаправленно работая и решая маленькие конкретные проблемы, мы можем создать условия для достижения более глобальных целей. В данном случае — это социализация ребенка, его интеграция в коллектив сверстников. 

Информация об авторах

Сударикова М.А., педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: msudarikova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1232
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 749
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0