Нежелательное поведение является одной из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители при воспитании и обучении ребенка с РАС. Как правило, нежелательное поведение помогает ребенку привлечь внимание взрослых, получить доступ к желаемым предметам или действиям или же, наоборот, избежать неприятных для него занятий, функцией нежелательного поведения также может быть аутостимуляция.В сентябре 2010 года с жалобами на проблемное поведение в ЦПМССДиП обратилась мама 6-летнего мальчика с РАС.
Описание ребенка
На момент начала занятий ребенок посещал подготовительную группу детского сада. Несмотря на достаточное развитие большинства вербальных навыков, у него отмечались выраженные трудности в навыках просьбы, в игровых, социальных и групповых навыках. Мальчик проявлял повышенный интерес к нажиманию на всевозможные кнопки, любил играть с водой.
Проблемное поведение проявлялось следующим образом: каждый раз, проходя мимо подъездов, ребенок убегал от взрослого, подбегал к подъезду и начинал нажимать на все кнопки домофона. При попытке взрослого прервать это поведение мальчик начинал кричать, вырывался, убегал к другому подъезду (рис. 1).
На основании собственных наблюдений за поведением ребенка, беседы с мамой и другими членами семьи: бабушкой, папой и старшей сестрой, а также на основании анализа данных, полученных с использованием таблицы АВС, было сделано предположение о том, что функцией проблемного поведения является получение желаемого — нажимание на кнопки домофона для получения сенсорных ощущений.
Для коррекции нежелательного поведения были использованы одновременно несколько методов, в том числе процедура гашения нежелательного поведения и дифференциальное усиление альтернативных реакций.
Процедура гашения: когда ребенок пытался нажимать на кнопки домофона, педагог закрывала рукой кнопки и таким образом не давала возможности мальчику получить доступ к желаемому действию. Если он бурно протестовал — сердился, кричал, то педагог воздерживалась от словесных порицаний, укоризненных взглядов, качания головой, успокоительных действий и спокойно продолжала блокировать реакцию. В процессе блокирования реакции молчала (рис. 2).

Дифференциальное усиление альтернативных реакций (спокойно пройти мимо подъезда, не забегая в него): во время прогулки педагог держала ребенка за руку, старалась быстро провести мимо подъезда и поощряла похвалой или лакомством в тех случаях, когда он спокойно проходил мимо подъезда (рис. 3).
Для снижения мотивационной ценности домофона каждые 5 минут педагог предоставляла ребенку возможность нажимать кнопки игрушечного телефона и активно побуждала его это делать. Игрушка была доступна ребенку только на прогулке (рис. 4).

Занятия, во время которых педагог гуляла с ребенком в течение 3-х часов, проводились три раза в неделю (рис. 5).

Рис. 5
Результаты
На протяжении 3-х месяцев частота случаев нежелательного поведения на прогулках снизилась с 15-ти до 5-ти событий за сессию и менялась по нисходящему тренду (см. график).
Мальчик перестал убегать от мамы, стал спокойно проходить мимо подъездов. Теперь он не забегает в чужие подъезды, самостоятельно подходит к своему и нажимает на домофоне кнопки только своей квартиры (рис. 6).
Художник Ольга Широкова

Рис. 6
График.
Количество подбеганий к подъезду.
По вертикали: сессия (от 5-ти до 15-ти).
По горизонтали: частота нежелательного поведения.
