Логопедические занятия с ребенком, имеющим аутизм

3489

Общая информация

Ключевые слова: аутизм, развитие речи, логопедические занятия

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Рольбина Н.П. Логопедические занятия с ребенком, имеющим аутизм // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 4. С. 74–75.

Полный текст

В своей практике мне довелось заниматься с учеником Кириллом К., которому был поставлен диагноз детский аутизм.

Родители мальчика хотели, чтобы ребенок с сохранным интеллектом, но с определенными особенностями поведения и восприятия учился не в коррекционной, а в общеобразовательной школе. И директор, заслуженный учитель Садкова Маргарита Николаевна, зачислила мальчика в первый класс.

Кирилл посещал школу без желания, часто пропускал уроки, не выполнял домашние задания и на занятиях не включался в работу, а просто присутствовал. Директор предложила мне включить мальчика в логопедическую группу. Отказаться я не решилась.

В первое время Кирилл не шел на контакт, игнорировал меня, не реагировал на вопросы, не выполнял задания. Было нелегко. Имея дефектологическое образование и немалый опыт работы со школьниками, я впервые столкнулась с особенностями ребенка с РАС. Пришлось дополнительно изучать методическую литературу по данному вопросу, советоваться с коллегами из других учреждений, которые в своей работе имели опыт работы с такими детьми. Моей задачей было установить доверительный контакт и вовлечь мальчика в процесс учебы, а также оказать помощь в усвоении школьной программы по русскому языку.

В моем профессиональном арсенале собрано много дидактических игр и пособий, способствующих развитию вербальной, сенсорной и зрительной памяти, расширению словарного запаса, развитию творческих способностей школьника. Многие из этих пособий разработаны мною. В случае с Кириллом начинать пришлось с применения игровых приемов. Ниже я описываю некоторые из них.

Игра «Правая-левая» используется при изучении и закреплении определенных грамматических правил. Например, «парные согласные». После повторения темы перед учеником ставится задача: научиться различать звонкие и глухие парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Учитель называет слова поочередно: «балка — палка, дом — том, загар — сахар, жар — шар». Ученик поднимает правую руку, если в слове звонкий согласный, левую — если глухой. Эта игра способствует развитию сенсорной и вербальной памяти. Для развития зрительной памяти я использовала наклейки с соответствующими буквами. Эту игру можно с успехом использовать и при изучении союзов и предлогов, предлогов и приставок, глаголов I и II спряжения.

Аналогичную игру для разнообразия можно назвать «Глазки стреляют». Наиболее продуктивной эта игра будет при закреплении темы «Словарные слова». Учитель поочередно называет однокоренные слова: одно правильное, другое с ошибкой или наоборот. Ученик смотрит в правую сторону, если считает, что слово произнесено правильно, и в левую, если с ошибкой. Например: «Кровать — кравать, вогон — вагон». При произнесении слов учитель усилением голоса акцентирует внимание ученика на гласной в 1-м слоге.

При изучении темы «Безударные гласные, проверяемые ударением» используется другой прием: учитель диктует слова, правильно их произнося или с искажением, а ученик записывает только проверочные слова. Например, учитель диктует слова «зиленый лист», а ученик пишет слово «зелень», подчеркивает ударный слог и ставит ударение в слове.

Большой популярностью у детей пользуется игра «Спрятанные буквы». На листе бумаги (лучше в клетку) рисуется одна большая печатная буква. К ней дополняют элементы других букв. Конечная цель — включить все буквы алфавита. Игра используется для профилактики дисграфии.

Успешно справившись с программой начальной школы, Кирилл перешел в среднее звено. К этому времени мальчик в школе освоился, привык к требованиям педагогов, выполнял задания, проявляя большой интерес к занятиям и активно их посещая.

На моих занятиях по-прежнему применялись игровые приемы. Мы стали использоваться кроссворды, составленные совместными усилиями шарады, логарифмы. Мы совместно с Кириллом переделывали известные фразы или сочиняли свои на заданную тему. Например: «Стоит замолчать, и тебя услышат», « Игра приходит и уходит, а кушать хочется всегда», «Зимой метели пели, зимой цвела пурга», «К нам лето прилетело на крыльях ветерка» и др.

В старших классах мы с Кириллом составляли планы конспектов, писали тезисы. Мальчик на всем протяжении учебы показывал хорошие знания. Начальную школу, а затем и 9 класс, Кирилл закончил на 4 и 5.

В настоящее время Кирилл осваивает компьютер и планирует продолжить обучение. Экспрессивная речь так и не появилась, но это не мешает ему усваивать новые знания и искать свой путь в жизни.

Информация об авторах

Рольбина Надежда Павловна, учитель-логопед высшей категории, отличник образования, ветеран труда, ГБОУ г. Москвы СОШ № 1143,, Москва, Россия, e-mail: rolbina.nadezhda@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1766
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 3489
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0