Портрет человека с расстройствами аутистического спектра в кинематографе

2555

Аннотация

В фильмографии, затрагивающей проблемы аутизма, образы людей с расстройствами аутистического спектра варьируются, но при этом достаточно достоверно воспроизводятся их характерные клинико-психологические особенности. Анализируются 7 фильмов, созданные в период с 1998 по 2010 годы.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, кинематограф, социальный портрет, фильмы о людях с аутизмом

Рубрика издания: Творчество

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Малышева Д.И., Феофанов В.Н. Портрет человека с расстройствами аутистического спектра в кинематографе // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 1. С. 50–54.

Полный текст

 

Любое необычное явление, конечно же, вызывает интерес в обществе и рано или поздно находит свое отражение в кинематографе, не только в научных или документальных, но и в художественных фильмах, тех, которые показывают в кинотеатрах или которые в выходные большими компаниями смотрят дома с попкорном. В некоторых фильмах в качестве элемента киноповествования как фоновый персонаж, в роли второго плана или в качестве главного героя на фоне истории (любовной, социально-политической, биографической и т.п.) выступает человек с расстройством аутистического спектра. Необходимо отметить, что за последнее время значительно возросло количество подобных картин. Преимущественно все они зарубежные, хотя есть и пара отечественных фильмов, относящихся скорее к документальному жанру. Посредством содержательного анализа кинообразов героев с аутизмом можно более подробно рассмотреть специфику данного расстройства. В зависимости от сюжета кинофильма портреты людей с РАС различаются, но при этом в разных фильмах очень схожими показаны их основные клинико-психологические особенности.

В качестве эмпирического материала нашего анализа выступают 7 фильмов, отснятые в период с 1998 по 2010 гг. Каждая из этих картин достойна того, чтобы выделить время для ее просмотра. Какие-то ленты отражают реальные истории людей («Темпл Грандин» — история успеха знаменитой американки), некоторые показывают вымышленные истории на фоне реальных событий («Меня зовут Кхан» — о трагедии башен-близнецов и гонениях на мусульман), в других же аутистическое расстройство выступает скорее как причуда главного героя («Без ума от любви» — любовная история между двумя нестандартными героями).

Стоит отметить, что фильмы для настоящего анализа были подобраны таким образом, чтобы в картине в той или иной форме был назван диагноз (аутизм либо синдром Аспергера). Героями для кинолент режиссеры чаще выбирали мужчин в возрасте приблизительно от 17-ти до 30-ти лет.

Следует дать краткое описание каждого фильма.

Начнем с самой старой картины из нашего списка — «Человек дождя» (Rain­Man, 1998, США). Стоит отметить феноменальную игру актера Дастина Хоффма­на, который сам создавал образ главного героя, строя его на основе психологических портретов знаменитых людей с РАС. Поэтому в фильме, содержание которого, видимо, известно каждому, мы видим сложный и весьма точный потрет человека с аутизмом.

Далее следует кинолента «Без ума от любви» (Mozartandthe Whale, 2005, США). Здесь представлена целая группа людей с РАС, имеющих разнообразные особенности. Собрал их вместе парень, лишенный умения общаться и выражать свои чувства. Однажды в это общество приходит девушка. Он — математический гений. Она — творческая личность. Он поражает нас своей добротой и открытостью. Она — искренностью и прямотой. Он — Кит. Она — Моцарт. Они открывают зрителям совершенно особые грани реальности.

Следом идет кинофильм «Бен Икс» (BenX, 2009, Бельгия, Нидерланды), где герой — подросток, который «живет» в компьютерной игре и не адаптирован к реальной жизни. Окружающие не понимают его: ровесники издеваются, учителя избегают, родители терпят. «Чтобы что-то произошло, кто-то должен умереть», — и для этого Бен разрабатывает гениальный план игры.

Еще один фильм «Адам» (Adam, 2009, США) рассказывает историю Адама, у которого умирает отец, и ему нужно как-то приспосабливаться к жизни среди людей, найти близкого человека. Этим человеком становится новая соседка. Лента показывает взаимоотношения этих двух совершенно разных людей, они раскрываются друг перед другом, и в результате каждый получает бесценный опыт.

Картина «Меня зовут Кхан» (My Name Is Khan, 2010, Индия) пожалуй, самая тяжелая из списка. Она о трагедии 11 сентября 2001 года, которая разделила жизнь мусульман Америки на периоды до нападения террористов и после. Как следствие, в некоторых семьях отношения разрушаются. Наш герой растерян и очень расстроен тем, что горячо любимая женщина его покинула. Чтобы вернуть ее, он предпринимает трогательное и вдохновляющее путешествие через всю Америку.

Кинофильм «Рай океана» (Haiyang- tiantang, 2010, Китай) повествует о реальности, с которой сталкиваются смертельно больные родители особых детей. Ребенка крайне сложно пристроить в специальное учреждение, и набравшись терпения, умирающий отец шаг за шагом учит беспомощного сына элементарным вещам и обычной бытовой логике.

И, наконец, кинолента «Темпл Гран­дин » (Temple Grandin, 2010, США), основанная на реальной истории успеха знаменитой американской женщины с аутизмом. В этом фильме замечательно наглядно представлен уникальный опыт достижения независимой жизни. Подобные фильмы могут формировать позитивное общественное мнение, а также воодушевлять родителей и других близких на сопротивление аутизму и на его преодоление.

Теперь перейдем к рассмотрению собирательного клинико-психологического портрета человека с РАС. Такого человека, каким его видят режиссеры и сценаристы, которые при написании сценариев к фильму общались и наблюдали за реальными людьми, имеющими аутизм, или же специфическими чертами своих героев наделяют сами актеры, играющие такие необычные роли.

Для этого необходимо выделить основные черты аутизма, которые показаны в фильмах, и выявить их соотношение.

— Отстраненность от внешнего мира, невозможность поддерживать контакты с окружающими (виртуальная жизнь — «Бен Икс» или «морская реальность» — «Рай океана»). Нарушения коммуникации. Расстройства речи, а именно — коммуникативной функции («Человек дождя»). Характерны эхолалии (в ответ на услышанное — повторения сказанных другим слов — «Рай океана »).

— Нарушения социального взаимодействия. Человек с РАС неспособен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать эмоциональное состояние другого человека («Темпл Гран­дин »), неспособен адекватно использовать взгляд глаза в глаза («Адам»).

— Стереотипное поведение, интересы или деятельность, связанные с желанием человека сохранить стабильные, неизменя- ющиеся условия жизни. В просмотренных фильмах присутствуют стереотипные движения: специфическое хлопанье в ладоши («Рай океана») или когда герой теребит волосы («Меня зовут Кхан»), переминание с ноги на ногу («Человек дождя»); приверженность строгому распорядку и неизме- няющемуся ритуалу: в меню — только макароны («Адам») или желе («Темпл Гран­дин »). Сверхзахваченность собственными стойкими интересами: одержимость космосом («Адам») или захваченность цифрами («Без ума от любви») или просмотром телепрограмм («Человек дождя»).

— Повышенная сенсорная чувствительность, которая проявляется в болезненном реагировании на звуки («Без ума от любви », «Человек дождя»), свет, цвет («Меня зовут Кхан»), прикосновения («Темпл Грандин»).

— Искажение целостной картины реального природного мира: восприятие мира частями, через цифры («Без ума от любви »), компьютерные игры («Бен Икс»).

— Некая феноменальная черта. Например, отличная механическая память, умение выполнять в уме сложные арифметические операции («Человек дождя»).

Ниже отмечено присутствие у персонажей кинофильмов основных симптомов РАС

Подводя итоги анализа аутистических черт персонажей из представленных художественных фильмов, можно составить следующий собирательный портрет человека с РАС. При этом в описании учтены те черты, частота встречаемости которых находится в диапазоне от 5-ти до 7-ми раз.

Такой человек почти всегда выглядит отрешенным, у него отмечаются стереотипные движения. Взгляд его скользит в сторону или сквозь собеседника. Если же собеседник пытается поймать взгляд, то наш герой тут же отворачивается или опускает голову, избегая зрительного контакта. Его лицо не выражает эмоций и больше похоже на маску. Часто присутствует страх — панический, удушающий — громких звуков, определенных цветов, заставляющий персонаж куда- то бежать или просто громко кричать.

Человек с РАС нередко не понимает, что чувствует другой человек, не может никого поддержать в трудную минуту и вовремя признаться в своей симпатии, чтобы не потерять дорогого ему человека.

В общении с таким человеком возникают серьезные трудности еще и потому, что он плохо понимает переносный смысл сказанного, явлений.

Вместе с тем у него имеется своя любимая тема: космос, бейсбол или электроника, о которой он будет знать абсолютно все, включая точные даты или научные термины. И еще он обладает феноменальной чертой.

Насколько реалистично рисует современный кинематограф человека с аутизмом? С точки зрения специальной психологии, скорее это собрание всех ярких черт людей с РАС. Может быть поэтому обобщенный портрет получается слишком идеализированным. В реальной жизни куда более редко встречаются люди с такими адаптивными возможностями, какие мы видим в фильмах, но часто — с сочетанием перечисленных особенностей.

Однозначно можно утверждать, что благодаря подобным визуальным образам в воображении зрителей, самых обычных людей, складывается более определенное представление о людях с РАС, что служит их лучшему взаимопониманию. 

Основные симптомы

Фильмы

Частота встреча­емости

Адам

Бен

Икс

Темпл Грандин

Без

ума от любви

Рай океана

Меня зовут Кхан

Человек дождя

Отгороженность

+

+

+

 

+

 

+

5

Стереотипные движения

 

+

+

+

+

+

+

6

Соблюдение ритуалов

+

 

+

 

+

 

+

4

Избегание зрительного контакта

+

+

+

+

+

+

+

7

Болезненная реакция на прикосновения

 

+

+

 

 

+

+

4

Искажение картины мира

 

+

+

+

 

 

 

3

Непонимание переносного смысла выражений

+

+

+

+

+

+

+

7

Расстройства речи

 

 

 

+

+

+

+

4

Прямолинейность, уплощенность

+

 

 

+

 

+

 

3

Отсутствие эмоциональных реакций

+

+

+

 

+

+

+

6

Непонимание чужих эмоций

+

+

+

+

+

+

+

7

Страхи

+

+

+

 

 

+

+

5

Острый интерес к одной теме

+

+

+

+

+

 

+

6

Нарушения коммуникации

+

 

+

+

 

+

 

4

Феноменальная черта

+

 

+

+

 

+

+

5

Литература

  1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф, 2006. 216 с.
  2. Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. М.: Теревинф, 2012. 184 с.
  3. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Изд_во «Научная книга», 2006. 270 с.
  4. Селигман М.С. Обычные семьи, особые дети: (пер. с англ.) / Селигман М., Дарлинг Р.М.: Теревинф, 2007. 368 с.
  5. Шор С. За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера. М., 2014.
  6. Якубова Я.Н. Освещение проблем детей с ограниченными возможностями в русскоязычных средствах массовой информации Республики Таджикистан: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Душанбе, 2014.

Информация об авторах

Малышева Дарья И., тьютор в инклюзивном проекте АНО "Центр проблем аутизма", Москва, Россия, e-mail: dasha-k_91@mail.ru

Феофанов Василий Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», доцент кафедры инклюзивных социальных групп; педагог-дефектолог Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2994-5107, e-mail: v-feofanov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2331
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 2555
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6