Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.

1932

Аннотация

В окончании Части 2 методических рекомендаций по разработке специальных образовательных условий в дошкольных образовательных учреждениях для детей, имеющих нарушения в развитии аутистического спектра, выполненных сотрудниками ЦПМССДиП МГППУ в 2013 г., обосновывается необходимость взаимодействия специалистов и родителей, даются рекомендации по организации и проведению первой беседы.

Общая информация

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, дошкольная образовательная среда, взаимодействие с родителями, обучение, воспитание, социализация

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Никитина Ю.В., Солдатенкова Е.Н. Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 1. С. 19–24.

Полный текст

7. Взаимодействие с родителями

Для успешной адаптации ребенка с РАС в условиях детского сада специалистам необходимо активно взаимодействовать со всей его семьей. Следует иметь в виду, что семьи аутичных детей испытывают значительный стресс от непредсказуемости поведения ребенка и связанных с этим проблем в социальном и межличностном общении. Специалист, работающий с аутичным ребенком, должен знать об особой ранимости его близких. Напряженностью своих переживаний семьи аутичных детей выделяются даже на фоне семей, имеющих детей с другими тяжелыми нарушениями развития. И для этого есть вполне объективные причины. Одна из них заключается в том, что осознание всей тяжести положения ребенка зачастую наступает внезапно. Трудности установления контакта, развития взаимодействия уравновешиваются в глазах родителей успокаивающим впечатлением, которое вызывают серьезный умный взгляд ребенка, его особые способности. Поэтому в момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и даже одаренным, на самом деле страдает аутизмом.

Специалистам ДОУ важно не втягиваться в споры и дискуссии с родителями о диагнозе и глубине нарушений ребенка. Принятие ребенка специалистами способствует возникновению доверия со стороны родителей, помогает семьям преодолеть одиночество, изоляцию, увидеть перспективу его развития. При этом важно не строить «воздушных замков», не давать «ложные надежды», а больше рассказывать о его «маленьких» достижениях. Зачастую рассказы о поступках ребенка в группе, на занятиях, его эмоциональные реакции на события позволяют родителю взглянуть на него по-новому, вне концепции болезни, и установить партнерские взаимоотношения со специалистами ДОУ. Это, в свою очередь, обеспечит настрой на совместную работу, возможность получения разносторонней информации о состоянии ребенка, о его индивидуальных особенностях, предпочтениях и страхах. Все это поможет создать оптимальные среду и режим пребывания в учреждении. Наконец, это позволяет выработать общий скоординированный подход к ребенку. Возможность родителей участвовать и влиять на воспитательный процесс позволяет сохранить родителю ответственность за судьбу ребенка

При организации встречи с родителями необходимо стремиться к тому, чтобы результат беседы стал стимулом для дальнейшего общения. Беседа должна протекать в располагающей доброжелательной атмосфере. Крайне важно обговорить время встречи. Следует уточнить, каким временем располагают родители, договориться о встрече в удобное для обеих сторон время, ни в коем случае не проводить ее в спешке.

Важно, где будет проводиться беседа. Ни посторонние люди, ни звонки воспитателю по телефону — ничто не должно мешать разговору.

Для снятия напряжения и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель встречи: «Нам нужно с Вами переговорить, чтобы действовать сообща...». В процессе беседы следует использовать конкретные факты, а не оценочные суждения. Можно сначала вспомнить хорошие моменты. Факты, вызывающие беспокойство, должны подаваться вторично и очень корректно. Не следует использовать частицу «не» и союз «но»: «Он у Вас непослушный.», «Он хороший, но.». О фактах, вызывающих беспокойство, лучше говорить в форме обращения за советом: «Я не могу понять.», «Хочу понять, что стоит за этим.», «Меня беспокоит.». При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений. Говоря о трудностях, можно подчеркнуть, что подобное бывает у многих детей, у части из них негативный компонент нивелируется, если работать сообща и учитывать рекомендации специалистов.

При завершении встречи следует подвести ее итог и наметить пути дальнейшего сотрудничества, а прощаясь, поблагодарить за уделенное время.

«Мы вместе» — вот то ощущение, которое должно остаться у родителей после такой встречи.

Заключение

В последние годы в нашей стране уделяется особое внимание реабилитации и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с расстройствами аутистического спектра составляют среди них многочисленную группу, которая до недавнего времени не имела возможности получать качественные образовательные услуги. С распространением инклюзивного образования, изучением мирового опыта исследований в области аутизма, с разработкой новых законодательных и правовых актов, направленных на повышение качества жизни детей с ОВЗ, благодаря активной позиции специалистов и семей, воспитывающих детей с РАС, эти дети включились в образовательный процесс, их родители имеют возможность выбора форм и методов обучения. Несмотря на достаточную изученность данной проблемы в нашей стране, специалистам и родителям еще очень не хватает грамотных практических пособий по организации среды и обучения детей с РАС.

Данные методические рекомендации, созданные научным коллективом ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ, имеющим многолетний опыт практической работы с детьми с РАС, призваны восполнить этот пробел. Рекомендации направлены на распространение опыта обучения, воспитания и социализации детей с РАС в детских дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и рассматривают основные особенности психического развития детей с РАС и рекомендуемые условия для их социализации и адаптации.

 

[I] Окончание методических рекомендаций. Начало см. в № 2, 2013 г., №№ 1, 2, 4, 2014 г.

[II] The final installment of the methodological guidelines. Previous installments can be found in № 2 of 2013, №№ 1, 2, 4 of 2014.

Литература

  1. Башина В.М., Козлова И.А., Ястребов B.C., Симашкова Н.В. и др. Организация специализированной помощи при раннем детском аутизме (Методические рекомендации). М., 1989.
  2. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с синдромом детского аутизма // Исцеление: Альманах. М., 1993. Вып. 1. С. 154—160.
  3. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. СПб.: ИСПиП, 1998.
  4. Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
  5. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. СПб.: Дидактика плюс, 2001. 368 с.
  6. Детский аутизм: исследования и практика. Под общей ред. В.Н. Касаткина. М., 2008.
  7. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения // Патологические нарушения поведения у подростков. Л., 1973.
  8. Иванов Е.С. Деятельность службы сопровождения при работе с детьми, страдающими аутизмом // Психолого_педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка / Материалы Российско-фламандской науч.-практ. конф. 14—16 марта 2001. СПб., 2001. С. 122—123.
  9. Иванов Е. С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Аутичный ребенок: проблема интеграции / В сб.: Ананьевские чтения: (Тезисы науч._практ. конф.) / Под. ред. А.А. Крылова. СПб., 2000. С. 180—181.
  10. Иванов Е.С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Барьеры разрушаются в атмосфере тепла // Классный журнал 5+. 2001. № 3. С.19—20.
  11. Иванов Е.С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Опыт социализации детей с аутизмом / В сб.: Социальная работа с детьми и подростками группы риска: (Тезисы Международной конференции 15—19 мая 2000 г.) / Под. ред. А.А. Реана. СПб., 2000. С. 39—40.
  12. Йоханссон И. Особое детство. М.: Центр лечебной педагогики, 2001.
  13. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. СПб.: Фолиант, 1996.
  14. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. М., 2003.
  15. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.
  16. Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы. http://www.pedlib.ru/Books/1/0082/1_0082_1.shtml
  17. Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Факторы, влияющие на понимание детьми ментальных состояний // Аутизм и нарушения развития. 2007. № 2. С. 1—9.
  18. Манелис Н.Г. Факторы, влияющие на адаптацию подростков с аутизмом: анализ результатов катамнестического исследования // Аутизм и нарушения развития. 2009. № 4. С. 2—12.
  19. Манелис Н.Г. 5 дней с суперняней, которые научат вас общаться с ребенком. М., 2013.
  20. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., 1997.
  21. Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство. 1997. №№ 1—6, 9.
  22. Морозова С.С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. М.: Владос, 2007.
  23. Никольская О.С. Особенности психического развития и психологическая коррекция детей, страдающих ранним детским аутизмом: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1985.
  24. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. 1995. № 1.
  25. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. 1995. № 2. С. 8—17.
  26. Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма // Дефектология. 1994. № 2. С. 3—8.
  27. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф, 2000. 336 с.
  28. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М.: Теревинф, 2011.
  29. Никольская О.С. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра: проект / О.С. Никольская. М.: Просвещение, 2013. 29 с.
  30. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. М., Теревинф, 2009.
  31. Парк К. Социальное развитие аутиста: глазами родителя // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 3. С. 65—95.
  32. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. М.: Владос, 2003. 240 с.
  33. Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.: РУДН, 2010. 148 с.
  34. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. М.: Гном и Д, 2000.
  35. Сансон П. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми. М., Теревинф, 2006.
  36. Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 56 с.
  37. Сошинский С.А. Как зажигается свеча. М.: Образование и здоровье, 2004.
  38. Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми // Педагогический поиск. 1999. № 9.
  39. Феррари П. Детский аутизм. Перевод с французского О.А. Власовой. М., 2006.
  40. Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. 2004. № 3.
  41. Хаустов А.В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2009. № 1. С. 1—12.
  42. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. М.: ЦПМССДиП, 2010.
  43. Шипицина Л.М. Детский аутизм. М.: Дидактика Плюс, 2001.
  44. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0—6 лет). Сб. упр. для специалистов и родителей по программе TEACCH / Пер. с немецкого Клочко Т. Минск: Изд_во БелАПДИ «Открытые двери», 1997. 256 с.
  45. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА. Пер. с английского. Екатеринбург, 2013.
  46. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: МГУ, 1990. 197 с.
  47. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004.
  48. Bondy A.S., Frost L.A. Educational approaches in preschool behavior techniques in a public school setting, in Schopler E., Mesibov G.B. // Learning and cognition in autism. New York and London: Plenum Press, 1995.
  49. Cumine V., Leach J., Stevenson G. Autism in the early years. A practical guide. London: David Fulton Publishers, 2000. P. 108.
  50. Lovaas O.I. Teaching developmentally disabled children: The Me Book. Austin: PRO_ED, 1981. Р. 250.
  51. Quill K. A model for integrating children with autism. Focus on Autistic Behavior. 1990, 5(4): 1—9.
  52. Simpson R. Successful integration of children and youth with autism in mainstreamed settings. Focus on Autistic Behavior. 1993, 7: 1—13.
  53. URL: http://www.makaton.org/
  54. URL: http://www.millermethod.org/
  55. URL: http://www.musashino_higashi.org/
  56. URL: http://www.rdiconnect.com/

Информация об авторах

Никитина Юлия Валерьевна, заместитель директора Федерального ресурсного центра, методист, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: yulnikit@yandex.ru

Солдатенкова Елена Николаевна, Педагог-психолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государствнный психолого-педагогический университет", Аспирант кафедры Возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6901-4396, e-mail: ElenaSol08@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4298
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1932
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6