7. Взаимодействие с родителями
Для успешной адаптации ребенка с РАС в условиях детского сада специалистам необходимо активно взаимодействовать со всей его семьей. Следует иметь в виду, что семьи аутичных детей испытывают значительный стресс от непредсказуемости поведения ребенка и связанных с этим проблем в социальном и межличностном общении. Специалист, работающий с аутичным ребенком, должен знать об особой ранимости его близких. Напряженностью своих переживаний семьи аутичных детей выделяются даже на фоне семей, имеющих детей с другими тяжелыми нарушениями развития. И для этого есть вполне объективные причины. Одна из них заключается в том, что осознание всей тяжести положения ребенка зачастую наступает внезапно. Трудности установления контакта, развития взаимодействия уравновешиваются в глазах родителей успокаивающим впечатлением, которое вызывают серьезный умный взгляд ребенка, его особые способности. Поэтому в момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и даже одаренным, на самом деле страдает аутизмом.
Специалистам ДОУ важно не втягиваться в споры и дискуссии с родителями о диагнозе и глубине нарушений ребенка. Принятие ребенка специалистами способствует возникновению доверия со стороны родителей, помогает семьям преодолеть одиночество, изоляцию, увидеть перспективу его развития. При этом важно не строить «воздушных замков», не давать «ложные надежды», а больше рассказывать о его «маленьких» достижениях. Зачастую рассказы о поступках ребенка в группе, на занятиях, его эмоциональные реакции на события позволяют родителю взглянуть на него по-новому, вне концепции болезни, и установить партнерские взаимоотношения со специалистами ДОУ. Это, в свою очередь, обеспечит настрой на совместную работу, возможность получения разносторонней информации о состоянии ребенка, о его индивидуальных особенностях, предпочтениях и страхах. Все это поможет создать оптимальные среду и режим пребывания в учреждении. Наконец, это позволяет выработать общий скоординированный подход к ребенку. Возможность родителей участвовать и влиять на воспитательный процесс позволяет сохранить родителю ответственность за судьбу ребенка

При организации встречи с родителями необходимо стремиться к тому, чтобы результат беседы стал стимулом для дальнейшего общения. Беседа должна протекать в располагающей доброжелательной атмосфере. Крайне важно обговорить время встречи. Следует уточнить, каким временем располагают родители, договориться о встрече в удобное для обеих сторон время, ни в коем случае не проводить ее в спешке.
Важно, где будет проводиться беседа. Ни посторонние люди, ни звонки воспитателю по телефону — ничто не должно мешать разговору.
Для снятия напряжения и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель встречи: «Нам нужно с Вами переговорить, чтобы действовать сообща...». В процессе беседы следует использовать конкретные факты, а не оценочные суждения. Можно сначала вспомнить хорошие моменты. Факты, вызывающие беспокойство, должны подаваться вторично и очень корректно. Не следует использовать частицу «не» и союз «но»: «Он у Вас непослушный.», «Он хороший, но.». О фактах, вызывающих беспокойство, лучше говорить в форме обращения за советом: «Я не могу понять.», «Хочу понять, что стоит за этим.», «Меня беспокоит.». При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений. Говоря о трудностях, можно подчеркнуть, что подобное бывает у многих детей, у части из них негативный компонент нивелируется, если работать сообща и учитывать рекомендации специалистов.
При завершении встречи следует подвести ее итог и наметить пути дальнейшего сотрудничества, а прощаясь, поблагодарить за уделенное время.
«Мы вместе» — вот то ощущение, которое должно остаться у родителей после такой встречи.
Заключение
В последние годы в нашей стране уделяется особое внимание реабилитации и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с расстройствами аутистического спектра составляют среди них многочисленную группу, которая до недавнего времени не имела возможности получать качественные образовательные услуги. С распространением инклюзивного образования, изучением мирового опыта исследований в области аутизма, с разработкой новых законодательных и правовых актов, направленных на повышение качества жизни детей с ОВЗ, благодаря активной позиции специалистов и семей, воспитывающих детей с РАС, эти дети включились в образовательный процесс, их родители имеют возможность выбора форм и методов обучения. Несмотря на достаточную изученность данной проблемы в нашей стране, специалистам и родителям еще очень не хватает грамотных практических пособий по организации среды и обучения детей с РАС.
Данные методические рекомендации, созданные научным коллективом ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ, имеющим многолетний опыт практической работы с детьми с РАС, призваны восполнить этот пробел. Рекомендации направлены на распространение опыта обучения, воспитания и социализации детей с РАС в детских дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и рассматривают основные особенности психического развития детей с РАС и рекомендуемые условия для их социализации и адаптации.