Аутизм и нарушения развития
2017. Том 15. № 3. С. 34–47
doi:10.17759/autdd.2017150305
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Развитие когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза.*
Аннотация
Общая информация
* Коррекционный курс. Раздел 2. Продолжение. Начало см. в № 1 (54), 2017 г.
Ключевые слова: младший школьный возраст, универсальные учебные действия, развитие, когнитивные процессы
Рубрика издания: Учебные и методические пособия
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2017150305
Для цитаты: Максименко М.Ю., Шаль Л.Г. Развитие когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза. // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 3. С. 34–47. DOI: 10.17759/autdd.2017150305
Полный текст
Радел 2 коррекционного курса представляет задания на развитие и формирование у детей младшего школьного возраста познавательных универсальных учебных действий: зрительного восприятия, двигательной сферы, пространственных представлений, речи. Предлагаются упражнения для обучения детей. чтению, в том числе глобальному, на развитие памяти, мыслительных процессов, на обучение счету и счетным операциям.Благодарность
Авторы выражают искреннюю благодарность за помощь, оказанную в подготовке материалов программы, студенту МГППУ Ворончихину Максиму Федоровичу.
Когнитивные процессы являются базовой основой психической деятельности, поскольку обеспечивают операциональную сторону всех высших психических функций: зрительного восприятия, моторных и пространственных функций, памяти, речи и мышления. Вся учебная деятельность детей реализуется с опорой на соответствующие функции. Отставание в развитии даже отдельных составляющих при нормальном онтогенезе приводит к трудностям в усвоении конкретного учебного материала. При различных вариантах дизонтогенеза (нарушениях развития) отчетливая несформиро- ванность психических функций в разной степени приводит к выраженным трудностям усвоения общеобразовательной программы (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Т.В. Ахутина, С.Г. Шевченко).
Предлагаемый коррекционный курс предполагает целенаправленную работу над конкретными звеньями высших психических функций у детей, формирование которых обеспечивает полноценное усвоение учебного материала. Представленные задания, направленные на развитие конкретной психической функции, выстроены с учетом логики усложнения психической деятельности [11].
Раздел 2. Развитие и формирование познавательных универсальных учебных действий
Развитие зрительного восприятия предметных изображений в сенсибилизированных условиях, активности и стратегии зрительного восприятия и актуализация зрительных образов.
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
Зрительное восприятие |
Идентификация зрительных изображений |
5 минут 5 минут |
Упражнение № 1 Подбор предметных изображений к стилизованному схематическому варианту. Гностическая сложность образов варьируется по частотности и перцептивной сложности. Упражнение № 2 Опознание стилизованных схематических изображений. |
|
Нахождение недостающих и составляющих частей образа |
10—15 минут |
Упражнение № 3 Поиск недостающих деталей с последующим их объяснением на изображениях предметов и букв. |
Перцептивное моделирование |
10—15 минут |
Упражнение № 4 Нахождение половинок симметричных объектов с варьированием степени сложности образов и составных частей. |
|
|
Опознание изображений в усложненных условиях |
10 минут |
Упражнение № 5 Наложенные перечеркнутые фигуры. Модифицированный вариант предполагает опознание, называние и обведение каждой из нескольких фигур в отдельности [4]. Упражнение № 6 Перепутанные линии: поиск каждой из нескольких перепутанных линий, связывающих один образ с другим. |
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
|
|
10 минут |
Упражнение № 7 Нахождение и выделение целостного образа, состоящего из геометрических фигур или деталей. |
Активность зрительного восприятия |
Стратегия зрительного анализа сюжетных изображений |
10 минут |
Упражнение № 8 Поиск отличий двух сюжетных изображений на основе формирования аналитической стратегии восприятия с последующей вербализацией местоположения найденных отличий |
Развитие двигательной сферы: а) развитие тонкой моторики (дающей возможно- сти точного выполнения движений), диф- ференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;
б) развитие плавности, переключаемости и точности движении; в) повышение общей подвижности ребенка; г) развитие произвольной регуляции движений и моторного программирования.
|
|
Время |
|
Функции |
Темы |
выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
Тонкая моторика: возможность точного |
|
3 минуты |
Вначале маркируется левая рука. Упражнение № 1 Пальчиковая гимнастика. |
выполнения движений, дифференцировки положения |
|
10 минут |
Упражнение № 2 Мешочек с буквами: поиск и называние найденных в мешочке предметов, в более сложном варианте — букв и цифр попеременно ведущей и неведущей руками. |
пальцев рук |
|
15 минут 10 минут 20—25 минут |
Упражнение № 3 Работа с пластилином: создание по инструкции психолога фигур, букв и цифр в объемном и плоскостном варианте. Упражнение № 4 Шнуровки на предметных изображениях и составление узоров. С введением разного уровня моторного программирования. Упражнение № 5 Оригами: складывание из листа бумаги различных фигур |
Моторное программирование |
|
5 минут 10 минут 5 минут 5 минут 10—15 минут |
Упражнение № 6 Работа за столом, ориентация на листе бумаги, выполнение по инструкции психолога различных линий и составление полимодального образа [12]. Упражнение № 7 Продолжение заданного образца ряда невербализуемых фигур с переключением внимания на цвет, форму, размер. Упражнение № 8 Графическая проба «Забор», модифицированный вариант. Упражнение № 9 Выстраивание по речевой инструкции ряда геометрических фигур (методика «Учимся считать»). Усложнённый вариант: выполнение аналогичного задания в графической форме. Упражнение № 10 Наложенные фигуры. Модифицированный вариант заключается в смене при обведении цветов карандашей (фломастеров). Выполняется на материале упражнения № 5 в разделе «Зрительное восприятие». |
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
|
|
0—15 минут |
Упражнение № 11 Воспроизведение образца по принципам дополнения образа до симметричного в системе координат: лево — право, верх — низ. |
Зрительно-моторная координация |
|
3 минуты 10 минут 5—10 минут |
Упражнение № 12 Глазодвигательные упражнения. Произвольные движения глаз за лазерной указкой или на основе речевой программы по инструкции психолога. Упражнение № 13 Воспроизведение моторного образа программы с фиксацией основных элементов (точек) на основе их зрительно-пространственного расположения. Упражнение № 14 Копирование схематизированных изображений |
Развитие пространственных представлений, формирование: а) устойчивых координат («право — лево», «верх — низ»); б) со- мато-пространственного гнозиса.
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
Пространственные процессы. Задания от простого к сложному на материале телесного пространства, окружающего предметного мира и на основе графического представления о пространственном расположении предметов и объектов |
Телесное пространство |
10 минут 5 минут 10 минут |
Сначала маркируется левая рука с помощью яркого браслета или цветной резинки. Упражнение № 1 Выполнение по инструкции педагога телесно-ориентированных движений; следующий этап — повторение за педагогом движений с перешифровкой «лево — право», «верх — низ», «вертикально — горизонтально» сначала с развёрнутой речевой инструкцией, которая сворачивается по мере правильного выполнения ребенком движений. Упражнение № 2 Осуществление на речевом уровне поэлементного анализа поз педагога и последующее поэлементное выполнение с опорой на речь (проговаривание). Упражнение № 3 Выполнение педагогом пространственных движений при самостоятельном формировании ребенком инструкции; функцию контроля выполняет сам ученик. |
|
Окружающий предметный мир |
10—15 минут 10—15 минут |
Упражнение № 4 Освоение внешнего пространства комнаты. Задание: по инструкции педагога исследовать пространство кабинета, классной комнаты, коридора и пространственно расположенные в них предметы с помощью речевой инструкции «поворот налево — направо; вперед — назад». Упражнение № 5 Освоение рабочего пространства стола с отработкой понятий: «право — лево», «над — под», «за — перед». |
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
|
Графическое представление пространственного расположения предметов и объектов |
5 минут 10 минут |
Упражнение № 6 Отработка и закрепление понятий «центр», «край листа», «право -лево» и «верх — низ» на материале геометрических фигур. Упражнение № 7 Работа с трафаретами: животных, насекомых, фруктов и с тематическими трафаретами (например, «Новый год»). Задание: расположить и обвести фигуры в соответствии с заданной программой (в левую или правую сторону, вверху, внизу). |
|
5—10 минут |
Упражнение № 8 Отработка и закрепление понятий «центр», «край листа», «право —лево», «верх — низ», «левее — правее», «выше — ниже». По инструкции, в которой задается пространственное положение объектов, нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры, буквы, цифры. Количество объектов варьируется с тенденцией к их постепенному увеличению. |
|
|
5—10 минут |
Упражнение № 9 Отработка и закрепление понятий «право — лево» на предметных изображениях. |
|
|
10—15 минут |
Упражнение № 10 Методика «Графические диктанты». Варьируется размер клеток от увеличенного к стандартному и образцы от простых к сложным (упор делается на количество переключений) [24]. |
|
|
10—15 минут |
Упражнение № 11 Работа с кубиками Никитина с выстраиванием стратегии конструирования и отработки последовательности. |
|
|
10 минут |
Упражнение № 12 Работа с часами: определение времени по аналоговым часам, закрепление понятий «минута», «час». Сначала работа идет с использованием пронумерованного циферблата. Усложненный вариант: определение времени по «слепым» часам путем постановки стрелок или с обозначением цифрами пронумерованного циферблата. Усложнение: определить время по слепым часам путем расстановки стрелок или обозначив цифрами их положе- |
|
|
10—15 минут 10—15 минут |
Упражнение № 13 Палочковый тест Гольдштейн-Ширера, модифицированный вариант [13]. Данная методика направлена на развитие конструктивного праксиса. Ученик по образцу воспроизводит из счетных палочек различные фигуры. Упражнение № 14 Танграм: развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, выработка практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Заключается в составлении фигуры по образцу |
Развитие речи предполагает расширение активного словарного запаса, а именно: существительных, глаголов и прилагательных, обеспечивающих со- ставление фразы, ее связность и структурированность, а также формирование развернутого речевого высказывания с использованием логико-грамматических конструкций и связующих элементов (со-юзов).
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
|
Речь |
|
10 минут |
Упражнение № 1 Актуализация слов -названий представителей животного мира, растений и предметов различных категорий |
|
|
|
10—15 минут |
Упражнение № 2 Актуализация глаголов к существительным, составление глагольных сеток. С развернутой (с использованием наглядных представлений) и со свернутой инструкцией. |
|
|
запаса |
10—15 минут |
Упражнение № 3 Актуализация прилагательных к существительным. |
|
|
10—15 минут |
Упражнение № 4 Избирательная актуализация глаголов, адекватных содержанию фразы (вставить пропущенные глаголы). |
||
Актуализация словарного |
||||
|
10—15 минут |
Упражнение № 5 Избирательная актуализация прилагательных, адекватных содержанию фразы (вставить пропущенные прилагательные) [8]. |
||
|
10—15 минут |
Упражнение № 6 Подбор антонимов к существительным, глаголам и прилага- |
||
|
|
тельным. |
||
|
20 минут |
Упражнение № 7 Методика «Пирамида». [20]. Побор прилагательных, противопо- |
||
|
10—15 минут |
ложных по смыслу. Упражнение № 8 Кроссворды. |
||
|
||||
|
|
20 минут |
Упражнение № 9 Подбор слов -наименований, отражающих личностные и профессиональные качества людей, с опорой на картиночный материал и по памяти. Составление двух типов «сеток»: качества — профессия и профессия — качества. |
|
|
|
20 минут |
Упражнение № 10 Методика «Речевое домино»2. Составление фразы на основе «сложения» двух объектов, одного предмета и одного сюжета. С последующим усложнением зрительно воспринимаемого материала и с изменением длины фразы. |
|
|
Фразовая речь |
20 минут |
Упражнение № 11 Составление фраз с установлением причинно-следственных отношений. Методика «Речевое домино», варианты «Почемучка?», «Чувства». |
|
|
10—15 минут |
Упражнение № 12 Составление предложений из отдельных слов. Усложненный вариант: отсутствие модификаций окончаний. |
||
|
10—15 минут |
Упражнение № 13 Составление предложений из слов с опорой на сюжетную кар- |
||
|
|
|
тинку и их серии. |
|
|
|
10—15 минут |
Упражнение № 14 Составление фразы по набору букв, обозначающих начало |
|
|
|
|
слова. |
|
|
|
5—10 минут |
Упражнение № 15 Продолжение фразы, фиксирующей конкретные жизненные события. |
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
|
Формирование развернутого речевого высказывания |
|
Упражнение № 16 Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Усложненный вариант: придумать события, предшествовавшие сюжету и последующие за ним [22]. Упражнение № 17 Продолжение и завершение истории по заданному началу. Упражнение № 18 Составление целостного текста из разрозненных предложений. Упражнение № 19 Задание: расскажи о событиях твоей жизни и жизни твоей семьи. Упражнение № 20 Пересказ текста по плану, составленному самостоятельно и совместно с педагогом-психологом. |
|
Логико-грамматические конструкции |
10—15 минут |
Упражнение № 21 Вставить в предложение пропущенные предлоги с опорой на сюжетные картинки. |
|
1. Понимание и использование предлогов. |
10—15 минут |
Упражнение № 22 Понимание предлогов на предметном материале и геометрических фигурах в разном пространственном расположении: в плосткостном и объемном (квадрат под кругом). |
|
2. Сравнительные конструкции, понимание и оперирование. |
10—15 минут |
Упражнение № 23 Модифицированный вариант теста Бине [1]. Нахождение объекта в условиях двойного сравнения. |
|
3. Определение последовательности событий |
10—15 минут |
Упражнение № 24 Установление последовательности событий с выделением опорных слов, отражающих временные отношения между событиями |
При коррекционной работе основной ак- цент делается на глобальном чтении и вы- работке аналитического компонента при
чтении слогов, слов и предложений. Работа с послоговым чтением и чтением слов осу- ществляется логопедами.
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
Чтение |
Глобальное чтение |
5—10 минут |
Упражнение № 1 Подбор ребенком наиболее частотных слов (чай, молоко, кино, магазин, кот и др.). |
|
Чтение аналитическое звуко-буквенное |
5—10 минут 15—20 минут 5—10 минут |
Упражнение № 2 Нахождение слов, замаскированных в ряду букв. Упражнение № 3 Нахождение в буквенной сетке конкретных слов, имеющих разное пространственное расположение: по горизонтали, вертикали и диагонали. Упражнение № 4 Запоминание букв с наглядно-образным опосредованием (Ф — Фонарь). |
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
|
|
5—10 минут 5—10 минут |
Упражнение № 5 Разделение слитного текста на слова и предложения. Упражнение № 6 Чтение слов в условиях сенсибилизированной представленности букв |
Развитие памяти предполагает опору на полимодальный способ запоминания (зрительно-вербально-моторный) и направлено на прочное усвоение различных образов, букв, цифр, геометрических фигур. Особое внимание уделяется расширению объема активного запоминания, использованию различных стратегий и способов запоминания с включением мотивационного компонента.
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
Произволь- |
Зрительная память |
10 минут |
Упражнение № 1 |
ная память |
10 минут |
Запоминание предметных изображений, графических фигур и их количества с последующим узнаванием или воспроизведением. Упражнение № 2 Запоминание опорных элементов предметных образов с после- |
|
|
|
дующим воспроизведением |
|
|
Опосредованное запоминание |
15 минут |
Упражнение № 3 Модифицированный вариант методики «Пиктограмма». Модификация заключается в формировании понятия символ с использованием конкретных образов и обобщенных понятий. |
|
10 минут |
Упражнение № 4 Методика «Логический поезд» [16] |
|
|
Зрительно-пространственная память |
10 минут |
Упражнение № 5 Запоминание расположения геометрических фигур, букв и цифр. Варьируется их количество и местоположение. |
|
15—20 минут |
Упражнение № 6 Методика «Парочки» [19]. Запоминание отдельных изображений, их местоположения, с последующим нахождением пар картинок. |
|
|
10 минут |
Упражнение № 7 Воспроизведение программы выполнения фигур из кубиков Кооса на других цветах |
Развитие мыслительных процессов предполагает работу с различными формами мышления: наглядно-образным, вербальнологическим, дискурсивным и конструктивным. Развитие наглядно-образного мышления направлено на выделение существенных элементов, установление между ними связей, выдвижение гипотез и установление причинно-следственных отношений происходящих событий. В вербально-логическом мышлении развиваются возможности выделения категориальных различий и сходств, а также осуществления вербальных обобщений. В дискурсивном мышлении акцент делается на развитие способности анализировать условия задачи и ее составные элементы, находить необходимые операции и выстраивать последовательную цепь промежуточных операций для правильного конечного решения. Развитие конструктивного мышления предполагает формирование возможностей анализировать пространственную структуру образца, выделять части и вновь создавать целостный пространственный образ.
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
Мыслительные процессы |
Наглядно-образное мышление |
15 минут 15 минут 15 минут |
Упражнение № 1 Методика В.А. Ковшикова [15]. Задание на понимание смысла серий картинок, в которых представлены бытовые сюжеты. Варьируется количество картинок сюжетов. Упражнение № 2 Н.Э. Радлов «Рассказы в картинках» [22]. Задание на понимание смысла серий сюжетных картинок. Варьируется количество картинок и сюжетов. Упражнение № 3 Методика «Что за чем и почему?» Г.С. Кагарлицкой [14]. Раздел «Расскажи историю». Составление рассказа по сериям сюжетных картинок, где задания варьируются от простых сюжетов к сюжетам со скрытым смыслом и юмором. Упражнение № 4 Рисунок по рассказу с прорисовыванием значимых элементов сюжета и отражением последовательности событий. |
|
Вербально-логическое мышление |
10 минут 10 минут 10 минут 15 минут 10 минут 10 минут 5 минут 15—20 минут 15 минут 10—15 минут 15 минут |
Упражнение № 5 Формирование обобщающих понятий («назови одним словом») о различных категориях представителей животного мира, растений и предметов. Упражнение № 6 Формирование обобщающих понятий — «часть — целое» и «целое — часть»; усложненный вариант — «общее — частное». Упражнение № 7 Формирование противоположных понятий на материале существительных, глаголов и прилагательных. Упражнение № 8 Формирование понимания рядоположенности [8]. Упражнение № 9 Формирование понятий по принципу функциональности. Упражнение № 10 Формирование операций анализа и синтеза. Методика «Третий, или четвертый, или пятый лишний» на картиночном и вербальном материале [23]. Упражнение № 11 Формирование причинно-следственной связи: «что сначала, что потом». Упражнение № 12 Формирование причинно-следственной связи: «причина — следствие». Упражнение № 13 Нахождение вербализуемых различий (для сравнения используются сюжетные картинки; сначала на них мало объектов, и самые простые различия: наличие/отсутствие деталей, изменение цвета, формы, количества). Упражнение № 14 Понимание значения метафор и фразеологизмов, обсуждение их использования в коммуникации и литературе. Упражнение № 15 Методика Г. Айзенка, модифицированный вариант [2]. Выделение сравнительных признаков изображений с последующим дорисовыванием недостающего образа. Упражнение № 16 Решение логических задач на вербальном материале с опорой на наглядную схему решения. |
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
|
|
15—20 минут |
Упражнение № 17 Нахождение отличительных признаков профессий и личностных качеств, соответствующих различным профессиям; выбор качеств из предложенного списка. Обсуждение значения качеств. |
|
Дискурсивное мышление |
20 минут 20 минут 20 минут |
Упражнение № 18 Решение арифметических задач по программе Т.В. Ахутиной, И.О. Камардиной, Н.М. Пылаевой [7]. Упражнение № 19 Решение задач с неполными условиями. Упражнение № 20 Решение задач с абсурдными условиями. |
|
Конструктивное мышление |
10 минут 10—15 минут 10 минут 10—15 минут 10—15 минут |
Упражнение № 21 Методика на развитие конструктивного праксиса, модификация [23]. Перешифровка невербализуемых фигур, варианты «лево или право», «верх или низ» и одновременно «лево — право, верх — низ». Варьируется степень сложности стимульного материала. От развернутой к свернутой вербализованной программе. Упражнение № 22 Кубики Б.П. Никитина (Кооса). Конструирование по образцу из разноцветных кубиков. Упражнение № 23 Конструирование по образцу из объемных геометрических фигур. Упражнение № 24 Модифицированная методика Ж. Пиаже «Представление о перемещении улитки» [17]. Формирование представлений о местоположении и взаимном расположении частей тела улитки при движении по кругу. Упражнение № 25 Методика «Сохранение кругового порядка». Расположение последовательного сохранения порядка при изменении местоположения точки отсчета. Упражнение № 26 Методика Г. Айзенка [2]. |
|
|
10 минут |
Выделение лишнего изображения из предложенных по пространственным параметрам на основе кругового порядка |
Обучение счету на первых этапах предполагает закрепление образа цифр и их соотношения с количеством, формирование понятия разрядного строениячисла. В последующем осуществляется закрепление счетных операций с постепенным их усложнением и автоматизацией.
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
Число, счет и счетные операции |
Число |
5 минут 10 минут 5—10 минут |
Упражнение № 1 Закрепление образа цифры в сенсибилизированных условиях. Упражнение № 2 Закрепление соотношения числа и количества. Методика «Школа внимания» [6]. Упражнение № 3 Закрепление образа римских цифр. Методика «Школа внимания» [6]. |
Функции |
Темы |
Время выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
|
|
15—20 минут |
Упражнение № 4 Понятие разрядов (в соответствии с учебной программой). Закрепление разрядного строения числа. |
|
Счетные операции |
10—15 минут 10—15 минут 10—15 минут 15—20 минут 10—15 минут 15 минут |
Упражнение № 5 Нахождение суммы двух чисел, равной 10, из сетки цифр. Упражнение № 6 Методика «Математическая Пирамида» [18]. Упражнение № 7 Методика «Продолжи ряд» [1]. Нахождение программы с использованием математических действий и продолжение дискретного числового ряда с применением найденной программы. Упражнение № 8 Счетные аналогии: с увеличением объема счетных операций (от 3 и более). Упражнение № 9 Последовательное выполнение счетных операций на сложение и вычитание, вариация методики «Серийный счет» [1]. В устной и письменной форме. Упражнение № 10 Методика «Школа умножения» Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной [5] |
Развитие письма в начале работы направлено на закрепление зрительно-про- странственного образа букв, звуко-бук-венный анализ и закрепление правил русского языка на уровне слов и предложений.
|
Время |
|
|
Функции |
Темы |
выполнения упражнения |
Основное содержание работы |
Письмо |
Самостоятельное письмо |
10 минут |
Упражнение № 1 Закрепление образа букв: печатных, строчных и прописных. |
|
10 минут |
Упражнение № 2 Закрепление и написание слов на основе звуко-буквенного анализа. |
|
|
10 минут |
Упражнение № 3 Усложнение материала, актуализация слов с опорой на внешнюю структуру. Методика «Кроссворды» выполняется на материале Упражнения № 8 в разделе «Речь». |
|
|
10 минут |
Упражнение № 4 Закрепление правил оформления предложения (заглавные буквы, запятые, точки) и границ предложения. |
|
|
Правила русского языка |
10—15 минут |
Упражнение № 5 Закрепление правил на безударные гласные, согласные, двойные согласные, окончания и приставки |
|
Навыки контроля |
10—15 минут |
Упражнение № 6 Формирование навыков контроля при зрительном восприятии печатного материала. |
|
10—15 минут |
Упражнение № 7 Формирование навыков контроля при воспроизведении зрительно воспринимаемого рукописного материала |
Продолжение читайте в следующих номерах журнала.
Продолжение. Начало см. в № 1 (54), 2017 г.
Литература
- Агафонова И.Н. Учимся думать. Сборник занимательных логических задач, тестов и упражнений. Уч. пособие. СПб.: «МиМ-Экспресс», 1996. 96 с.
- Айзенк Г. Проверь свои способности. М.: Мир, 1972. 177 с.
- Ахутина Т.В. Дети с трудностями учения // Начальная школа: плюс, минус, 2000. № 212. С. 20—25.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М.: ИЦ «Академия», 2003. 64 с.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7—9 лет. М.: Теревинф, Генезис, 2006. 16 с.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития внимания у детей 5—7 лет. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008. 112 с.
- Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. М.: В. Секачев, 2012. 48 с.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьника. М.: Академия, 2000. 160 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 томах. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 174.
- Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций / Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 404—418.
- Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология, 2010. № 3. С. 111—114.
- Егупова М.Г. Веселая разминка. Арт-терапевтические упражнения. М.: Изд-во РООИ «Ковчег», 2010. 23 с.
- Исаев Д.Н. Психиатрия детского возраста. Психопатология развития. СПб.: СпецЛит, 2014. 469 с.
- Кагарлицкая Г.С. Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет. М.: Генезис, 2011. 32 с.+ (34 л.).
- Ковшиков В.А. Серии сюжетных картинок: Пособие для развития связной речи. СПб.: Нива,1996. 12 с.
- Логический поезд (Умные игры). Екатеринбург: Центр ИНВАСС Детское народное издательство «Витаминка», 2000.
- Манелис Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья, 1997. № 3. Т. 4. С. 25—37.
- Математическая Пирамида. Игра от 6 лет и старше. Киров: ОАО «Радуга», 2007.
- Парочки (лото + pexeso). Екатеринбург: Центр ИНВАСС детское народное издательство «Витаминка», 2001.
- Пирамида «Найди противоположное» . Игра от 6лет и старше. Киров: ОАО «Радуга», 2007.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы (I—IV). Под. ред. С.Г. Шевченко. М.: Школьная пресса, 2004. 176 с.
- Радлов Н.Э. Рассказы в картинках. М.: Изд-во «Мелик-Пашаев», 2013. 56 с.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005. 319 с. с ил.
- Хотылева Т.Ю., Пылаева Н.М. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5—7 лет. М.: ЦПМССДиП, 2010. 40 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2908
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 2119
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 10