О критериях эффективности практик работы с людьми, имеющими РАС

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 12 мин. чтения

Резюме

Анализ практик работы с людьми, имеющими аутизм, имеет серьезное прикладное значение. Он проводится, прежде всего, для выявления эффективности воздействия различных факторов и их совокупности на развитие людей с аутизмом, и главное — на уровень их социальной адаптации. Рассматривается вопрос об эффективности коррекции расстройств аутистического спектра как в плане выбора методов и практик работы с детьми с аутизмом, так и в плане эффективности методов как таковых. Также рассмотрено содержание понятия «эффективность коррекции расстройств аутистического спектра». Определены наиболее адекватные из современных подходов к оценке эффективности методов и практик коррекции аутистических расстройств, перспективы и направления исследований этого показателя.

Общая информация

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), аутизм, коррекция, эффективность коррекционной работы

Рубрика издания: Мнение эксперта

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2017150402

Опубликована

Для цитаты: Морозов, С.А. (2017). О критериях эффективности практик работы с людьми, имеющими РАС . Аутизм и нарушения развития, 15(4), 10–15. https://doi.org/10.17759/autdd.2017150402

© Морозов С.А., 2017

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

О критериях эффективности практик работы

с людьми, имеющими РАС

 

Морозов С.А.,

ФГАУ «ФИРО», АПК и ППРО,

РОБО «Общество помощи аутичным детям “Добро”»

morozov-ca@mail.ru

 

Анализ практик работы с людьми, имеющими аутизм, имеет серьезное прикладное значение. Он проводится, прежде всего, для выявления эффективности воздействия различных факторов и их совокупности на развитие людей с аутизмом, и главное - на уровень их социальной адаптации. Рассматривается вопрос об эффективности коррекции расстройств аутистического спектра как в плане выбора методов и практик работы с детьми с аутизмом, так и в плане эффективности методов как таковых. Также рассмотрено содержание понятия «эффективность коррекции расстройств аутистического спектра». Определены наиболее адекватные из современных подходов к оценке эффективности медов и практик коррекции аутистических расстройств, перспективы и направления исследований этого показателя.

 

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, аутизм, коррекция, эффективность коррекционной работы. 

 

Для цитаты:

Морозов С.А. О критериях эффективности практик работы с людьми, имеющими РАС // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4. С.  -  . doi: 10.17759/autdd.2017150402

 

Морозов Сергей Алексеевич, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»; доцент Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»; председатель Региональной общественной благотворительной организации «Общество помощи аутичным детям “Добро”», Москва, Россия. E-mail: morozov-ca@mail.ru

 

По данным статистики, частота встречаемости расстройств аутистического спектра растет, Всемирная организация здравоохранения полагает, что аутизм обнаруживается примерно у 1% населения Земли. Далее срабатывает эффект домино: высокая частота встречаемости приводит к повышению спроса на услуги по лечебно-коррекционной помощи детям с аутизмом, которые, в свою очередь, стимулируют развитие рынка предложения таких услуг. И уже в начале ХХI века учесть все варианты предлагаемых методов лечения и коррекции аутизма стало очень трудно, скорее невозможно. Появились «лучшие», «научно доказанные» и даже «единственно правильные» подходы, родители в Интернете обмениваются «лучшими практиками», по этому поводу проводится множество семинаров, конференций форумов, бессчетное количество «мастер-классов».

Понять это явление можно: аутизм – расстройство часто тяжелое, всегда хроническое. Оно вызывает у родителей детей с аутизмом тревогу за их будущее и естественное стремление найти возможность помощи. Перед ними – широчайший спектр предложений, и остановиться на каком-то одном или на нескольких очень трудно

Не вызывает сомнений, что выбор оптимального пути должен быть обоснован, и попытки разработать принципы и критерии такого выбора предприняты и в нашей стране, и за рубежом [Морозова С.С, 2004; Морозова С.С, 2007; Морозова С.С, 2013; Reichow B.,, 2011; Schopler E. Comments, 2005].

Вопрос, однако, не только и не столько в этом. Чтобы рекомендовать тот или иной подход, метод или технологию, нужно быть убежденными в их эффективности. Практика показывает, что в большинстве случаев авторы различных подходов к коррекции аутизма не слишком утруждают себя установлением показаний и противопоказаний к применению разработанного ими метода и предпочитают сосредотачиваться на критике конкурентов (иногда в науке, иногда в бизнесе). Как заметил один из наиболее уважаемых специалистов в области коррекции аутизма Эрик Шоплер (Eric Schopler), в большинстве случаев многие из предлагаемых методов преследуют скорее интересы маркетинга, чем помощи детям с РАС [Schopler E. Comments, 2005].

Возникают новые вопросы: по каким критериям оценить эффективность методического подхода (метода, технологии); как сравнивать, какой из методов эффективнее, и наконец, что такое эффективность метода в случае коррекции аутизма?

Это вопросы совсем не праздные, но очень важные практически.

Крупнейший специалист в области психиатрии детского аутизма Майкл Раттер (Michael Rutter) пришел совсем не к оптимистическому выводу: «В отличие от большинства психических расстройств, аутизм характеризуется отсутствием существенных изменений в результате лечения» [Rutter M. Changing, 2013]. Те же тона доминируют в обзоре Саймона Барона-Коэна (S. Baron-Cohen) с сотрудниками: эффективность современных поведенческих методов в лучшем случае умеренная, а часто – низкая (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Эффективность основных поведенческих подходов [Lai M.-Ch, 2013]

 

Поведенческие подходы

Целевая группа

Эффективность

Цели и основные характеристики

Основанные на АВА общие подходы

Раннее интенсивное поведенческое вмешательство (Early intensive behavioral intervention, EIBI)

До возраста

5 лет

Низкая или умеренная

Основано на принципах АВА, проводится дома или в школе, применяется метод дискретных проб (то есть обучение упрощено и пошагово структурировано); отношение взрослый - ребенок - 1:1; интенсивность обучения - 20-40 часов в неделю на протяжении 1-4 лет

Денверская модель раннего вмешательства (Early start denver model, ESDM); иногда совместно с моделью, основанной на развитии, индивидуализации и построении отношений, применяемой в раннем возрасте – Develomental Individual Relationship-Based model – Floortime (DIR/Floortime)

До возраста 5 лет

Умеренная (ESDM) или неизвестная (ESDM + DIR/Floortime)

Цель ESDM – ускорить развитие ребенка по всем основным направлениям (доменам); непосредственные задачи определяются на основании обследования; подчеркивается значение:  развития социальной коммуникации; способности устанавливать межличностное взаимодействие;  значение имитации, основанной на межличностном развитии, на социальном внимании и мотивации; используется соединение принципов АВА и отработки основной реакции (Pivotal response training, PRT) – естественный подход, в котором выделяются так называемые основные области развития ребенка, включая мотивацию, ответ на множественные воздействия, самоконтроль и способность инициировать социальное взаимодействие. Floortime выделяет функциональное эмоциональное развитие, индивидуальные различия в сенсорной модуляции, планирование и процессинг в двигательной сфере,

отношениях и взаимодействии

Общее структурированное обучение

TEACCH

Дети, подростки, взрослые

Низкая

Проводится: структурирование окружения и активностей, которые понятны индивиду; делается упор на относительно сильное зрительное восприятие и на «подтягивание» более слабых сторон индивида; используются индивидуальные интересы для стимулирования обучения; поддерживается содержательная коммуникация, возникающая по собственной инициативе индивида

Воздействие на отдельные навыки-мишени

PECS

Неговорящие дети

Умеренная

Обучение спонтанным социально-коммуникативным навыкам через использование символов и картинок

 

Последнее исследование [Lai M.-Ch, 2013] вызывает большое недовольство у приверженцев поведенческих подходов, большинство которых твердо стоят на том, что АВА – единственный научно обоснованный подход к коррекции аутизма. Действительно, научная обоснованность АВА не вызывает сомнений: именно бихевиоризм ввел в психологию принцип вероятностной организации поведения, что позволяет легко использовать аппарат математической статистики и получать вполне доказательные результаты. Однако заключение, что это единственный научный метод – несомненно ошибочно: во-первых, все остальные подходы придется счесть ненаучными, что вряд ли соответствует действительности, и, во-вторых, научность развивающих методов тоже доказана (скажем, высокой воспроизводимостью). 

Действительно, положение Б. Скиннера (B. Skinner) о влиянии последействия (consequence) на временную связь между предшествующим (запускающим) фактором (antecedent) и поведением (behavior) справедливо считается абсолютно доказанным, но это верно при определенных условиях (например, при стабильности факторов, не входящих в систему «стимул – реакция», но способных влиять на эту связь). В случае РАС о стабильности внешних и особенно внутренних условий говорить сложно, об однородности контингента – просто невозможно. Получается, что уже из самой природы бихевиоризма, из присущих ему положений вытекает необходимость установления граничных условий применения основанных на этом направлении психологии методов (показаний и противопоказаний к применению, говоря медицинским языком).

Действительно, директора Принстонского института развития ребенка Пат Крантц (Pat Krantz) и Линн МакКланнахан (Lynn McClannahan), обучая российских специалистов, советовали не использовать АВА в случаях процессуального аутизма, что оказалось в значительной степени верно. У детей с тяжелым аффективным дефектом (на грани эмоциональной тупости) никакое подкрепление не оказывало мотивирующего действия, у других, с высоким интеллектом и сохранной способностью к рефлексии, выраженное чувство собственной самости не позволяло работать за подкрепление («какие-то конфетки-монетки»).

Известный историк науки Daniel Robertson подчеркивает, что от древних греков вплоть до современной эмпирической психологии полагалось очень важным соответствие проверяемой гипотезы и методов, с помощью которых хотят ответить на поставленные в гипотезе вопросы [Schopler E. Comments, 2005].

В случае РАС, если гипотезы касаются отдельных функций, то даже при самой максимальной эффективности это мало что дает для оценки метода per se[Морозова С.С, 2004]: именно применение того или иного метода ко всей популяции детей с аутизмом, без учета показаний и противопоказаний, приводит к тем результатам, которые получили Саймон Барон-Коэн и его коллеги. Именно поэтому Ивар Ловаас в последние свои годы очень огорчался, что АВА, которому он посвятил большую часть жизни, примерно половине детей с аутизмом не подходит[Морозова С.С, 2007].

Есть и еще одна сторона вопроса об оценке эффективности методов помощи детям с РАС.

Возможность использования традиционных способов оценки эффективности методического подхода при аутизме вызывает большие сомнения, так как:

- Из-за неоднородности контингента дисперсия результатов очень высока, судить об эффективности трудно.

- Попытки унифицировать выборку за счет выделения подгрупп людей с аутизмом не слишком состоятельны из-за отсутствия классификации аутизма, и, кроме того, автоматически ограничивается контингент, на котором может быть использован потенциальный результат.

- Из-за первазивного характера нарушений возникают очень большие сложности с формированием контрольных групп.

- Плацебо-контроль ненадежен из-за социальных обстоятельств и многофакторности воздействия.

- Двойной слепой контроль не вполне подходит для психолого-педагогических методов в принципе и из этических соображений.

 

Выводы

 

В этой ситуации приходится вслед за Эриком Шоплером заключить, что в настоящее время единственно возможной оценкой эффективности применяемых практик является динамика развития каждого отдельного человека с аутизмом. Именно это лежит в основе подхода, ориентированного на ребенка, во вторую очередь, – на семью.

Основная точка отсчета - уровень социальной адаптируемости каждого человека с аутизмом.

Следовательно, объектом изучения исследователей должны стать – история болезни, развития, жизни человека с аутизмом; комплексный внимательный лонгитюдный анализ анамнестических, клинических, катамнестических данных по-настоящему рандомизированно, без выбора «хороших» или «плохих» случаев, с анализом широкого спектра факторов, - рандомизированно в действительном смысле этого слова.

Практическая задача - лонгитюдный анализ отдельных историй развития людей с аутизмом по многим параметрам, включая:

- адекватность выбора коррекционного подхода (в динамике!);

- достаточность объема занятий;

- различные аспекты работы с родителями: время начала, продолжительность, интенсивность, адекватность формы и уровня занятий, правильный выбор стиля занятий и их ориентированности на длительное, многолетнее взаимодействие.

Подчеркиваю: очень важно, чтобы анализ историй развития проводился без выбора: особый интерес представляют истории не по типу «счастливых», но сложные по генезу и не столь благополучные по результату.

Цель анализа практик работы с людьми с аутизмом - выявление истинного значения воздействия различных факторов и их групп на развитие и на уровень социальной адаптации и адаптируемости: а) для данного отдельного человека, б) для определенной группы лиц с аутизмом, в) для всех людей с аутизмом.

 

Литература

 

1.    Морозова С.С. Коррекционная работа при осложненных формах детского аутизма. Ч. I, ч. II. М., 2004.

2.    Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. М., 2007.

3.    Морозова С.С. Основные аспекты использования ABA при аутизме. М., 2013.

4.    Lai M.-Ch., Lombardo M.V., Baron-Cohen S. Autism (seminar). www.thelancet.com Published online September 26, 2013. http//dx.doi.org/10.1016/S0140-6736(13)61539.1 Original Text

Meng-Chuann M

5.    Reichow B., Doering P., Chicchetti D.V. (eds). Evidence-Based Praсtices And Treatments for Children with Autism, 2011.

6.    Rutter M. Changing Concepts and Finding on Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2013. Vol. 43. Pp.1749-1757.

7.    Schopler E. Comments to C. Lord et al. «Challenges in Evaluating Psychological Intervention for Autistic Spectrum Disorders» // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2005. Vol. 35. No. 6. Pp.709-711.

 

References

1.    Morozova S.S. Korrektsionnaya rabota pri oslozhnennykh formakh detskogo autizma [Correction of complicated forms of childhood onset autism]. Moscow, 2004.

2.    Morozova S.S. Autizm: korrektsionnaya rabota pri tyazhelykh i oslozhnennykh formakh. [Autism: correctional activity of difficult and complicated forms]. Moscow, 2007.

3.    Morozova S.S. Osnovnye aspekty ispol'zovaniya ABA[Ю1]  pri autizme [Basic aspects of using ABA with autistic people]. Moscow, 2013.

4.    Lai M.-Ch., Lombardo M.V., Baron-Cohen S. Autism (seminar). www.thelancet.com Published online September 26, 2013. http//dx.doi.org/10.1016/S0140-6736(13)61539.1 Original Text

Meng-Chuann M

5.    Reichow B., Doering P., Chicchetti D.V (eds). Evidence-Based Praсtices And Treatments for Children with Autism, 2011.

6.    Rutter M. Changing Concepts and Finding on Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2013. Vol. 43. Pp.1749-1757.

7.    Schopler E. Comments to C. Lord et al. «Challenges in Evaluating Psychological Intervention for Autistic Spectrum Disorders» // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2005. Vol. 35. No. 6. Pp.709-711.

 

 


 

Литература

  1. Морозова С.С. Коррекционная работа при осложненных формах детского аутизма. Ч. I, ч. II. М., 2004.
  2. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. М., 2007.
  3. Морозова С.С. Основные аспекты использования ABA при аутизме. М., 2013.
  4. Lai M.-Ch., Lombardo M.V., Baron-Cohen S. Autism (seminar). www.thelancet.com Published online September 26, 2013. http//dx.doi.org/10.1016/S0140-6736(13)61539.1
  5. Reichow B., Doering P., Chicchetti D.V. (eds). Evidence-Based Praсtices аnd Treatments for Children with Autism, 2011.
  6. Rutter M. Changing Concepts and Finding on Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2013. Vol. 43. Pp. 1749—1757.
  7. Schopler E. Comments to C. Lord et al. «Challenges in Evaluating Psychological Intervention for Autistic Spectrum Disorders» // Journal of Autism and Developmental Disorders, 2005. Vol. 35. No. 6. Pp. 709—711.

Информация об авторах

Сергей Алексеевич Морозов, кандидат биологических наук, доцент, Председатель, Региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи аутичным детям "Добро", Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7354-2711, e-mail: morozov-ca@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 4673
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 3

 Скачиваний PDF

За все время: 2213
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 6886
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 3