Разработка и психометрическое обоснование методики диагностики симптомов РАС у детей 5–7 лет

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

Исследования факторной структуры симптомов аутизма в детском возрасте представляют особый исследовательский интерес, поскольку позволяют нам выявить возрастную динамику изменения симптомов, а также разработать наилучшие методы диагностики и коррекции. Ранее, на выборке из 374 детей 5–6 лет с расстройствами аутистического спектра (РАС), мы выявили 8-факторную структуру 75 симптомов РАС, включающую в себя следующие факторы: 1) нарушения эмпатии; 2) нарушения понимания речи; 3) эмоциональные нарушения; 4) настойчивость на одинаковости; 5) гиперактивность/расторможенность; 6) сенсорная дезинтеграция; 7) нарушения моторики; 8) эхолалия. В рамках данного исследования было обследовано 255 детей 7 лет (157 с расстройствами аутистического спектра, 50 с задержкой психического развития, 48 нормативно развивающиеся). С использованием мультигруппового конфирматорного факторного анализа была подтверждена эквивалентность этой 8-факторной структуры для выборки 157 детей 7 лет с расстройствами аутистического спектра. Подтверждена дискриминантная валидность факторов по их средней извлеченной дисперсии и по соотношению корреляций между факторами и между пунктами для каждого фактора. Каждый фактор образует достаточно надежную шкалу по внутренней согласованности входящих в него пунктов. При помощи дискриминантного анализа было показано, что три модели, включающие эти восемь факторов как предикторы, построенные на каждой из «обучающих выборок» детей 5, 6 и 7 лет, с точностью от 88,2 до 92% разделяют детей других возрастов («тестовых выборок») на группы РАС и не РАС. Разработана дискриминантная 8-факторная модель шкалы симптомов аутизма, обладающая точностью 91,2% отделения группы детей с РАС от остальных детей, с чувствительностью 92,7% (точность отнесения к группе РАС) и специфичностью 87,7% (точность отнесения к группе не РАС). Разработаны тестовые нормы для этой шкалы, позволяющие быстро оценить вероятность риска расстройств аутистического спектра у детей 5–7 лет. В случае выявления высокого риска восемь шкал этой методики позволяют оценить, какие группы симптомов наиболее выражены.

Общая информация

Ключевые слова: психодиагностика, дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), психометрическая оценка, психометрический анализ, расстройства развития, детское развитие, патопсихологические маркеры, факторная структура

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда No 23-18-00155 «Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста»; https://www .rscf .ru/project/23-18-00155/.

Опубликована

Для цитаты: Наследов, А.Д., Ткачева, Л.О., Мирошников, С.А., Пахомова, Е.А., Защиринская, О.В. (2025). Разработка и психометрическое обоснование методики диагностики симптомов РАС у детей 5–7 лет. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 15(2), 218–239. URL: https://psyjournals.ru/journals/vspu_psychology/archive/2025_n2/Nasledov_et_al (дата обращения: 05.12.2025)

Литература

Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. М.: Академия, 2009.

Глозман Ж. М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. М.: Смысл, 2012.

Лебединская К. С. Клинико-психологический подход к проблеме раннего детского аутизма в СССР. М., 1979.

Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.

Ли Л., Бентлер П. The greatest lower bound to reliability: Corrected and resampling estimators // Моделирование и анализ данных. 2011. Т. 1, № 1. С. 87–104.

Мнухин С. С., Зеленецкая А. Е., Исаев Д. Н. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей // Журнал невропатологии и психиатрии. 1967. Т. 10. С. 1501–1506.

Мнухин С. С., Исаев Д. Н. Об органической основе некоторых форм шизоидных и аутистических психопатий // Актуальные вопросы клинической психопатологии и лечения психических заболеваний. 1969. С. 112–121.

Наследов А. Д., Ткачева Л. О., Защиринская О. В., Мирошников С. А. Верификация факторной структуры симптомов аутизма у детей 3–4 лет // Российский психиатрический журнал. 2023. № 4. С. 72–83. https://doi.org/10.34757/1560-957X.2023.27.4.008

Alamdarloo G. H., Mradi H. The effectiveness of sensory integration intervention on the emotional-behavioral problems of children with autism spectrum disorder // Advances in Autism. 2021. Vol. 7, no. 2. P. 152–166. https://doi.org/10.1108/aia-12-2019-0051

American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders. 5th ed. Arlington: American Psychiatric Publishing, 2013.

Ben-Sasson A., Gal E., Fluss R., Katz-Zetler N., Cermak S. A. Update of a meta-analysis of sensory symptoms in ASD: A new decade of research // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2019. Vol. 49, no. 12. P. 4974–4996. https://doi.org/10.1007/s10803-019-04180-0

Blackburn C., Tueres M., Sandanayake N., Roberts J., Sutherland R. A systematic review of interventions for echolalia in autistic children // International Journal of Language & Communication Disorders. 2023. Vol. 58, no. 6. P. 1977–1993. https://doi.org/10.1111/1460-6984.12931

Bird G., Cook R. Mixed emotions: the contribution of alexithymia to the emotional symptoms of autism // Translational Psychiatry. 2013. Vol. 3, no. 7. P. e285. https://doi.org/10.1038/tp.2013.61

Boer D., Hanke K., He J. On detecting systematic measurement error in cross-cultural research: A review and critical reflection on equivalence and invariance tests // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49, no. 5. P. 713–734. https://doi.org/10.1177/0022022117749042

Byrne B. M. Structural equation modeling with AMOS: Basic concepts, applications and programming. 2nd ed. New York: Taylor & Francis Group, 2010.

Cai R. Yi., Love A., Robinson A., Gibbs V. The inter-relationship of emotion regulation, self-compassion, and mental health in autistic adults // Autism in Adulthood: Challenges and Management. 2023. Vol. 5, no. 3. P. 335–342. https://doi.org/10.1089/aut.2022.0068

Chee Z. J., Scheeren A. M., De Vries M. The factor structure and measurement invariance of the Autism Spectrum Quotient-28: A cross-cultural comparison between Malaysia and the Netherlands // Autism: The International Journal of Research and Practice. 2024. Vol. 28, no. 1. P. 32–42. https://doi.org/10.1177/13623613221147395

Conner C. M., Golt J., Shaffer R., Righi G., Siegel M., Mazefsky C. A. Emotion dysregulation is substantially elevated in autism compared to the general population: Impact on psychiatric services // Autism Research: Official Journal of the International Society for Autism Research. 2021. Vol. 14, no. 1. P. 169–181. https://doi.org/10.1002/aur.2450

Elsabbagh M. Linking risk factors and outcomes in autism spectrum disorder: is there evidence for resilience? // BMJ (Clinical research ed.). 2020. Vol. 368. Art. l6880. https://doi.org/10.1136/bmj.l6880

Foldager M., Vestergaard M., Lassen J., Petersen L. S., Oranje B., Aggernaes B., Simonsen E. Atypical semantic fluency and recall in children and adolescents with autism spectrum disorders associated with autism symptoms and adaptive functioning // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2023. Vol. 53, no. 11. P. 4280–4292. https://doi.org/10.1007/s10803-022-05677-x

Fornell C., Larcker D. F. Evaluating structural equation models with unobservable variables and measurement error // Journal of Marketing Research. 1981. Vol. 18. P. 39–50. https://doi.org/10.2307/3151312

Fountain C., Winter A. S., Cheslack-Postava K., Bearman P. S. Developmental trajectories of autism // Pediatrics. 2023. Vol. 152, no. 3. Art. e2022058674. https://doi.org/10.1542/peds.2022-058674

Gladfelter A., VanZuiden C. The influence of language context on repetitive speech use in children with autism spectrum disorder // American Journal of Speech-Language Pathology. 2020. Vol. 29, no. 1. P. 327–334. https://doi.org/10.1044/2019_AJSLP-19-00003

Gundogdu U., Aksoy A., Eroglu M. Sensory profiles, behavioral problems, and auditory findings in children with autism spectrum disorder // International Journal of Developmental Disabilities. 2023. Vol. 69, no. 3. P. 442–451. https://doi.org/10.1080/20473869.2023.220059

Guo X., Zhai G., Liu J., Cao Ya., Zhang X., Cui D., Gao L. Inter-individual heterogeneity of functional brain networks in children with autism spectrum disorder // Molecular Autism. 2022. Vol. 13, no. 1. P. 52. https://doi.org/10.1186/s13229-022-00535-0

Henseler J., Ringle C. M., Sarstedt M. A new criterion for assessing discriminant validity in variance-based structural equation modeling // Journal of the Academy of Marketing Science. 2015. Vol. 43, no. 1. P. 115–135.

Hong J. S., Singh V., Kalb L. Attention deficit hyperactivity disorder symptoms in young children with autism spectrum disorder // Autism Research: Official Journal of the International Society for Autism Research. 2021. Vol. 14, no. 1. P. 182–192. https://doi.org/10.1002/aur.2414

Kalra R., Gupta M., Sharma P. Recent advancement in interventions for autism spectrum disorder: A review // Journal of Neurorestoratology. 2023. Vol. 11, no. 3. Art. 100068. https://doi.org/10.1016/j.jnrt.2023.100068

Kaur M., Srinivasan S., Bhat A. Comparing motor performance, praxis, coordination, and interpersonal synchrony between children with and without Autism Spectrum Disorder (ASD) // Research in Developmental Disabilities. 2018. Vol. 72. P. 79–95. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2017.10.025

Kline R. B. Principles and practice of structural equation modeling. 3rd ed. New York: The Guilford Press, 2011.

Lane A. E., Simpson K., Masi A., Grove R., Moni M. A., Montgomery A., Roberts J., Silove N., Whalen O., Whitehouse A. J. O., Eapen V. Patterns of sensory modulation by age and sex in young people on the autism spectrum // Autism Research: Official Journal of the International Society for Autism Research. 2022. Vol. 15, no. 10. P. 1840–1854. https://doi.org/10.1002/aur.2762

Li B., Blijd-Hoogewys E., Stockmann L., Vergari I., Rieffe C. Toward feeling, understanding, and caring: The development of empathy in young autistic children // Autism: The International Journal of Research and Practice. 2023. Vol. 27, no. 5. P. 1204–1218. https://doi.org/10.1177/13623613221117955

Licari M. K., Alvares G. A., Varcin K., Evans K. L., Cleary D., Reid S. L., Glasson E. J., Bebbington K., Reynolds J. E., Wray J., Whitehouse A. J. O. Prevalence of motor difficulties in autism spectrum disorder: Analysis of a population-based cohort // Autism Research: Official Journal of the International Society for Autism Research. 2020. Vol. 13, no. 2. P. 298–306.

Liu M., Brady N. C., Boorom O., Fleming K., Yue J., Liu Q. Prelinguistic communication complexity predicts expressive language in initial minimally verbal autistic children // International Journal of Language & Communication Disorders. 2024. Vol. 59, no. 1. P. 413–425. https://doi.org/10.1111/1460-6984.12956

Loveland K. A. Social-emotional impairment and self-regulation in autism spectrum disorders // Emotional Development: Recent research advances / eds J. Nadel, D. Muir. Oxford: Oxford University Press, 2005. P. 365–382.

Miranda A., Berenguer C., Baixauli I., Roselló B. Childhood language skills as predictors of social, adaptive and behavior outcomes of adolescents with autism spectrum disorder // Research in Autism Spectrum Disorders. 2023. Vol. 103, no. 2. P. 102143. https://doi.org/10.1016/j.rasd.2023.102143

Mohd Nordin A., Ismail J., Kamal Nor N. Motor development in children with autism spectrum disorder // Frontiers in Pediatrics. 2021. Vol. 9. Art. 598276. https://doi.org/10.3389/fped.2021.598276

Mundy P. A review of joint attention and social-cognitive brain systems in typical development and autism spectrum disorder // The European Journal of Neuroscience. 2018. Vol. 47, no. 6. P. 497–514. https://doi.org/10.1111/ejn.13720

Nasledov A., Miroshnikov S., Tkacheva L., Fedorov S. Factor structure of ASD symptoms in Russian 3–4-year-olds // OBM Neurobiology. 2023. Vol. 7, no. 4. P. 190. https://doi.org/10.21926/obm.neurobiol.2304190

Nasledov A., Tkacheva L., Miroshnikov S. Factor structure of ASD symptoms in Russian 5–6-year-old children: Age perspective // OBM Neurobiology. 2024. Vol. 8, no. 4. P. 259. https://doi.org/10.21926/obm.neurobiol.2404259

Perin C., Valagussa G., Mazzucchelli M., Gariboldi V., Cerri C. G., Meroni R., Grossi E., Cornaggia Z. M., Menant J., Piscitelli D. Physiological profile assessment of posture in children and adolescents with autism spectrum disorder and typically developing peers // Brain Sciences. 2020. Vol. 10, no. 10. Art. 681. https://doi.org/10.3390/brainsci10100681

Rosello B., Berenguer C., Baixauli I., Colomer C., Miranda A. ADHD symptoms and learning behaviors in children with ASD without intellectual disability. A mediation analysis of executive functions // PLoS One. 2018. Vol. 13, no. 11. Art. e0207286. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0207286

Scheerer N. E., Curcin K., Stojanoski B., Anagnostou E., Nicolson R., Kelley E., Georgiades S., Liu X., Stevenson R. A. Exploring sensory phenotypes in autism spectrum disorder // Molecular Autism. 2021. Vol. 12, no. 1. Art. 67. https://doi.org/10.1186/s13229-021-00471-5

Sellick T., Ure A., Williams K. Repetitive and restricted behaviours and anxiety in autism spectrum disorder: protocol for a systematic review and meta-analysis // Systematic Reviews. 2021. Vol. 10, no. 1. Art. 303. https://doi.org/10.1186/s13643-021-01830-2

Spackman E., Smillie L. D., Frazier T. W., Hardan A. Y., Uljarević M. Characterizing subdomains of insistence on sameness in autistic youth // Autism Research: Official Journal of the International Society for Autism Research. 2023. Vol. 16, no. 12. P. 2326–2335. https://doi.org/10.1002/aur.3033

Tanner A., Dounavi K. The emergence of autism symptoms prior to 18 months of age: A systematic literature review // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2021. Vol. 51, no. 3. P. 973–993. https://doi.org/10.1007/s10803-020-04618-w

Thompson L., Gillberg C., Landberg S., Kantzer A. K., Miniscalco C., Barnevik Olsson M., Eriksson M. A., Fernell E. Autism with and without regression: A two-year prospective longitudinal study in two population-derived Swedish cohorts // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2019. Vol. 49, no. 6. P. 2281–2290. https://doi.org/10.1007/s10803-018-03871-4

Tian J., Gao X., Yang L. Repetitive restricted behaviors in autism spectrum disorder: From mechanism to development of therapeutics // Frontiers in Neuroscience. 2022. Vol. 16. Art. 780407. https://doi.org/10.3389/fnins.2022.780407

Wang X., Auyeung B., Pan N., Lin L. Z., Chen Q., Chen J. J., Liu S.-Yu., Dai M.-X., Gong J.-H., Li X.-H., Jing J. Empathy, theory of mind, and prosocial behaviors in autistic children // Frontiers in Psychiatry. 2022. Vol. 13. Art. 844578. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.844578

Xie F., Pascual E., Oakley T. Functional echolalia in autism speech: Verbal formulae and repeated prior utterances as communicative and cognitive strategies // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. Art. 1010615. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1010615

Zain E., Fukui N., Watanabe Yu., Hashijiri K., Motegi T., Ogawa M., Egawa J., Nishijima K., Someya T. The three-factor structure of the Autism-Spectrum Quotient Japanese version in pregnant women // Frontiers in Psychiatry. 2023. Vol. 14. Art. 1275043. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2023.1275043

Zhao H., Mao X., Zhu C., Zou X., Peng F., Yang W., Li B., Li G., Ge T., Cui R. GABAergic system dysfunction in autism spectrum disorders // Frontiers in Cell and Developmental Biology. 2022. Vol. 9. Art. 781327. https://doi.org/10.3389/fcell.2021.781327

Информация об авторах

Андрей Дмитриевич Наследов, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПБГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4687-3184, e-mail: andrey.nasledov@gmail.com

Любовь Олеговна Ткачева, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9822-1914, e-mail: l.tkacheva@spbu.ru

Сергей Александрович Мирошников, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПБГУ), заведующий лабораторией психолого-педагогической диагностики, ООО «Лонгитюд», Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7079-0624, e-mail: sergeyamir@gmail.com

Екатерина Андреевна Пахомова, аспирант, инженер-исследователь, Факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПБГУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0009-2714-8885, e-mail: st096418@student.spbu.ru

Оксана Владимировна Защиринская, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), заведующая кафедрой психотравматологии, Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского; доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2666-3529, e-mail: zaoks@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 37
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 10

 Скачиваний PDF

За все время: 11
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2

 Всего

За все время: 48
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 12