Формирование самосознания и профессиональной мотивации у молодых людей с аутизмом и тяжелыми нарушениями развития, обучающихся профессиональным навыкам

705

Аннотация

Статья представляет осмысление процесса обучения профессиональным навыкам молодых людей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Раскрыто единство процесса развития самосознания и становления профессиональной мотивации через механизм сдвига мотива на цель. Опираясь на свой опыт работы педагогом-психологом в Центре социальной адаптации и профессиональной подготовки Технологического колледжа № 21, автор показывает, каким образом реализуется этот единый процесс в условиях творческой ремесленной мастерской, описывая случай из практики работы в швейно-ткацкой мастерской.

Общая информация

Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения, аутизм, профессиональные навыки, профессиональная мотивация, сдвиг мотива на цель

Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2018160104

Для цитаты: Карпова Н.А. Формирование самосознания и профессиональной мотивации у молодых людей с аутизмом и тяжелыми нарушениями развития, обучающихся профессиональным навыкам // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 1. С. 22–28. DOI: 10.17759/autdd.2018160104

Литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 304 с.
  2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
  3. Волкова О.О., Головина Г.А. Адаптация и профессиональная подготовка молодых людей с выраженными психическими расстройствами [Электронный ресурс] // Научные исследования в образовании. 2012. № 10. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-i-professionalnaya-podgotovka-molodyh-lyudey-s-vyrazhennymi-psihicheskimi-rasstroystvami (дата обращения: 21.01.2018).
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, при участии изд-ва Юрайт, 2002. 336 с.
  5. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 5—14.
  6. Кузмина Т.И. Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности // Изв. Саратовского ун-та. Психология развития. 2015. Т. 4. С. 310—314.
  7. Кузмина Т.И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью. М.: НКЦ, 2016. 192 с.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. 352 с.
  9. Прибылова В.С. Особенности самосознания пятилетних детей с ранним детским аутизмом: дисс… канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008. 253 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2005. 713 с.
  11. Стеценко А.П. Психологическая структура значения и её развитие в онтогенезе: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1984. 24 с.
  12. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 144 с.

Информация об авторах

Карпова Надежда Алексеевна, педагог-психолог Центра социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и выраженными ментальными нарушениями, ГБПОУ Технологический Колледж № 21, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9662-371X, e-mail: n.k.08@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1955
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 705
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0