Развитие когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза. Коррекционный курс. Раздел 3.*

949

Аннотация

Всеми психологами признается часто встречающаяся незрелость эмоционально-личностной сферы у детей младшего школьного возраста в виде трудностей дифференцировки эмоциональных состояний и осознания причин собственных поступков и поступков других, ведущих к проблемам в поведении и в межличностных отношениях. Раздел 3 коррекционного курса представляет задания на развитие и формирование у детей младшего школьного возраста эмоционально-личностной сферы — вербального и невербального понимания эмоций и эмоциональной экспрессии — в рамках когнитивного подхода. Феноменологический подход к исследованию эмоциональной сферы ребенка крайне неоднороден и неточен, поскольку в эмоциональной сфере выделяют множество различных аспектов эмоций и эмоциональных состояний, и поэтому их дифференциация неоднозначна.

Общая информация

* Окончание читайте в следующем номере журнала

Ключевые слова: младший школьный возраст, универсальные учебные действия, эмоционально-личностная сфера, понимание эмоций, эмоциональная экспрессия

Рубрика издания: Учебные и методические пособия

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2018160106

Для цитаты: Максименко М.Ю., Шаль Л.Г. Развитие когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза. Коррекционный курс. Раздел 3. // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 1. С. 36–40. DOI: 10.17759/autdd.2018160106

Полный текст

Развитие и формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий Приведенные в разделе задания направлены на формирование у детей с несформированностью и нарушениями в развитии эмоциональной сферы. Работа включает

Развитие эмоционально-волевой сферы: 

— умения адекватно выражать эмоциональные состояния;

— произвольной регуляции своего эмоционального состояния;

— произвольной регуляции поведения;

— умения произвольно улавливать основные телесные ощущения;

— снятие тревожности. Повышение групповой сплоченности.

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

Эмоционально- личностная сфера

Понимание эмоций и настроения

5—10 минут

10—15 минут

10—15 минут

10—15 минут

10—15 минут

10—15 минут

Упражнение № 1

Демонстрация психологом различных эмоций с помощью: мимики, пантомимики, эмоциональных картинок и эмоций в различных сюжетах с последующим включением обучающегося в этот вид деятельности с применением техник имитации и подражания.

Упражнение № 2

Рассказ о разных эмоциях и настроении с последующим изображением настроения с помощью цветных карандашей и обсуждение нарисованного.

Упражнение № 3

Дифференциация эмоциональных состояний, мимическое, пантомимическое и звуковое выражение с помощью схематических картинок

Упражнение № 4

Дифференциация эмоциональных состояний у разных персонажей. Методика «Азбука настроений» [1]: по образцу сначала выкладывается персонаж «мужчина» в разных настроениях, затем с помощью психолога подбираются персонажи с соответствующим настроением.

Упражнение № 5

Работа с известными сказками или комиксами с опорой на иллюстрации с называнием эмоций персонажей.

Упражнение № 6

Понимание интенсивности эмоциональных состояний, введение градации интенсивности. Методика «Страна эмоций» [13]: обсуждение с учащимся одного из персонажей методики с анализом интенсивности эмоционального

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

 

 

10—15 минут

состояния и его проявлений в разных жизненных ситуациях.

Упражнение № 7

Понимание и подбор эмоционального состояния к ситуациям, изображенным на картинках, с последующим составлением фраз, включающих объяснение взаимосвязи ситуации и эмоции, методика «Чувства».

 

Вербальное и невербальное выражение эмоций

5—10 минут

10—15 минут

15—20 минут

10—15 минут

10—15 минут

10—15 минут

10—15 минут

10—15 минут

Упражнение № 8

Работа над невербальной сферой выражения эмоций: невербальное выражение эмоциональных состояний в данный момент и при различных жизненных ситуациях.

Упражнение № 9

Методика «Рисунок настроения» с последующим обсуждением.

Упражнение № 10

Методика «Пантомимы» заключается в предъявлении ученику конкретной жизненной ситуации. Показ ребенком эмоции, которая может возникать в этой ситуации.

Упражнение № 11

Проводится как в индивидуальном (совместно с психологом), так и в групповом варианте: ученикам предлагается нарисовать свое настроение, остальные участники по очереди угадывают настроение, а один учащийся может сопровождать догадки мимикой и пантомимикой.

Упражнение № 12

Работа с куклами и персонажами методики «Страна эмоций ». Работа с куклами включает:

— описание характеристик, качеств героя (ответ на вопрос: он какой?),

— описание эмоций героя (какие эмоции он чаще всего испытывает),

— описание поведения героя в связи с его чувствами (когда он испытывает эмоцию, что он делает?),

— что чувствуют и делают другие герои, когда он ведет себя таким образом,

— придумывание и разыгрывание общего сюжета.

Упражнение № 13

Вербализация собственного эмоционального состояния и рефлексия эмоций других в разных ситуациях: — «когда я испытываю .., то что я делаю?», — «когда « _ _, то она/или он что испытывает/делает?».

Упражнение № 14

«Список эмоций».

Проводится как в индивидуальном, так и групповом варианте.

Составление «списка эмоций» служит для проверки знаний об эмоциях, о степени дифференцированности эмоциональной сферы и об умении их осмысливать.

Упражнение № 15

«Эмоциональный человечек».

Произвольное составление списка эмоций, подбор к каждой эмоции определенного цвета. Затем изображается

Функции

Темы

Время выполнения упражнения

Основное содержание работы

 

 

 

контур человечка и наполняется этими эмоциями с последующим объяснением остальным, почему ученик выполнил рисунок именно так.

 

 

10—15 минут

Упражнение № 16

Знакомство и обсуждение личностных качеств, присущих различным профессиям, и составление списка.

 

Групповая сплоченность

15—20 минут

Упражнение № 17

«Имя и движение» [31].

Формирование чувства принадлежности к группе, при задействовании своего тела. Упражнение направлено на то, чтобы помочь детям в начале знакомства запомнить имена друг друга, и дает им возможность представить себя группе на вербальном и телесном уровне с применением воображения.

 

 

10—15 минут

Упражнение № 18

«Паутина» [31].

Знакомство, определение своего места в группе и прочув­ствование сплоченности группы.

 

 

15—20 минут

Упражнение № 19 «Собака-поводырь».

Прохождение определенного маршрута двумя участниками, у одного из которых закрыты глаза. Проводится в определенной последовательности: сначала его выполняют взрослые, дети смотрят, затем педагог-психолог выполняет его с учеником, и потом ученики водят друг друга, меняясь ролями.

 

 

15—20 минут

Упражнение № 20

«Кого не хватает?» [31]

Подчеркивание важности каждого ученика, когда один из них исчезает из поля зрения (закрывается покрывалом) и затем находится (снимает покрывало).

 

 

15—20 минут

Упражнение № 21

«Кошки, собаки, медведи и зайцы» [31].

Формирование в классе культуры дружеского прикосновения и объятия. Обнимания с игрушками с актуализацией ласковых слов по отношению к ним.

 

 

15—20 минут

Упражнение № 22

«Палец вверх!» [31].

Выражение друг другу уважения и благодарности. Обучение школьников способам подбодрить друг друга.

 

 

10—15 минут

Упражнение № 23

«Ты мне нравишься» [31.]

Развитие доброжелательных отношений между детьми и способности открыто и легко выражать свои эмоции.

 

 

15—20 минут

Упражнение № 24

«Хороший друг» [31].

Развитие дружеских отношений между детьми в классе или группе.

В представленной программе отражены варианты нейропсихологической коррекции, абилитации и профилактики нарушений процессов развития. Программа реализуется по единому плану, который предполагает:

— предварительную нейропсихологическую, психологическую диагностику и динамическое диагностическое обследование детей в середине работы и по ее завершении; 

—   консультирование родителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения.

На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем.

Окончание читайте в следующем номере журнала.

Информация об авторах

Максименко Марина Юльевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: vladmaks@yandex.ru

Шаль Людмила Георгиевна, педагог-психолог, ГБОУ г. Москвы "Школа № 1321 "Ковчег", старший преподаватель, кафедра клинической, нейро- и патопсихологии ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, Россия, e-mail: larionoval@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2308
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 949
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 13