Организация среды при обучении детей с РАС

2894

Аннотация

Структурированная среда играет решающую роль при обучении детей с расстройствами аутистического спектра. Представлен опыт структурирования среды класса в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Материал апробирован в работе с детьми, поступившими в первый класс школы. Центральной психолого-медико-педагогической комиссией данным детям было рекомендовано обучение по Адаптированной основной образовательной программе (вариант 8.3).

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, школа, структурирование среды, зонирование, зонирование пространства, визуальное расписание, расписание, визуальные подсказки

Тип материала: краткое сообщение

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2018160102

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Загуменная О.В., Васильева А.В., Кистень В.В., Петрова О.М. Организация среды при обучении детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 1. С. 13–17. DOI: 10.17759/autdd.2018160102

Полный текст

Структурирование среды при обучении детей с РАС предполагает четкую пространственно-временную организацию процесса, зонирование помещения, в котором обучаются дети, то есть учебного класса. Остановимся на наиболее важных моментах структурирования класса, апробированных в ФРЦ МГППУ.

Надпись на двери в класс

Дверь в класс — первое, что видит ученик, когда к нему подходит. Очень важно, чтобы на ней была информация, которая поможет ученику осознать свою принадлежность именно к этому помещению, так как в нем он будет проводить большую часть школьного времени. На двери мы расположили табличку с надписью «это мой класс», и эту надпись читали с учениками каждый раз, когда в него заходили. Кроме того, для осознания детьми номера и буквы своего класса мы сделали на двери крупную табличку «1 “В”».

Зонирование пространства

Пространство класса было разделено на несколько зон:

— Учебная зона — парты, стоящие полукругом напротив доски. Такое расположение парт мы считаем наиболее удачным. Но здесь есть ограничения, связанные с числом учеников в классе (их должно быть не более 6—7) и с размером помещения. Расположение парт полукругом позволяет всем ученикам оказаться в первом ряду и хорошо видеть доску и учителя. Учитель, со своей стороны, может контролировать каждого ученика и при необходимости быстро оказать индивидуальную помощь. При этом тьюторы могут свободно перемещаться за спинами детей, не мешая им;

— «Круг» — стулья, стоящие по кругу. Количество стульев должно соответствовать количеству учеников вместе с учителем. Работа в кругу осуществляется в нескольких направлениях. Во-первых, это некоторый ритуал, который повторяется в начале каждого урока и позволяет ученикам настроиться на учебную деятельность. Постепенно у детей формируется определенный стереотип, и для них просьба учителя сесть в круг означает начало урока. Таймер, который заводит учитель, является дополнительной визуальной опорой. Во-вторых, в кругу можно проводить с учениками беседу по теме урока. В ходе такой беседы учителю очень удобно донести информацию до каждого ученика: заглянуть в глаза, потрогать дидактический материал, задать вопрос, повторить ответ индивидуально с каждым учеником и хором;

— Игровая зона. Эта зона может быть организована в глубине класса за партами. В нашем случае в классе была вторая комната, меньшая по размеру. В ней мы организовали игровую для сенсорной разгрузки учащихся на перемене. Игровую комнату оборудовали специальным напольным и настенным покрытием, матами, мягкими модулями. Кроме того, повесили магнитную маркерную доску, которая, помимо рисования, предназначалась и для просмотра диафильмов.

В самом классе было организовано специальное место, где каждый ученик мог найти себе занятие во время перемены, — стеллаж с несколькими полками. На каждой полке располагаются определенные материалы для разных занятий: книги, пластилин, паззлы, конструктор, игрушки, карандаши и листы бумаги. Каждая полка подписана соответственно тому материалу, который на ней находится: «я буду читать», «я буду лепить», «я буду собирать паззлы», «я буду играть», «я буду рисовать», «я буду играть в лото». Содержание занятий и их количество можно менять в зависимости от интересов учащихся или от того, чему их хотят научить. Также в доступном для взгляда учеников месте располагается карточка «на перемене». С помощью этих визуальных подсказок взрослый помогает ученикам составлять различные предложения: «На перемене я буду читать», «На перемене я буду лепить», «На перемене я буду собирать паз­злы», «На перемене я буду играть», «На перемене я буду играть в лото» и др. После прочтения соответствующей карточки взрослый помогает ребенку взять нужный материал и «поиграть» с ним. Сначала эта «игра» может длиться всего одну-две минуты, затем материал меняется. Постепенно время действия с тем или иным материалом увеличивается.

В качестве дополнительной визуальной опоры на перемене можно предложить ребенку визуальную подсказку. Оформить ее удобно на листе размером А4 в виде таблицы из двух строк с определенным количеством столбиков. В ячейках крепятся липучки. В верхней строке таблицы располагаются картинки занятий ребенка с подписями: «я рисую, я читаю», «я собираю паззлы», «я играю в лото», «я леплю из пластилина». При этом перечень и количество занятий варьируются в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей конкретного ребенка. Картинки могут быть заменены на фотографии ученика. В нижней строке крепятся смай­лики, которые он получает после «игры» с тем или иным материалом. Сначала в этой таблице может быть 6 или более окошек, если ребенку нужно часто менять вид деятельности на перемене. По мере того как ребенок будет более длительное время заниматься на перемене одной и той же деятельностью, количество окошек может уменьшаться.

Организация работы на перемене

Если ребенок отказывается от предлагаемых ему на перемене занятий, и при этом его самостоятельная деятельность носит разрушительный характер, взрослый должен мягко, но настойчиво предложить занятие из списка выше. При этом используется таймер, на котором выставляется нужное время. С помощью таймера мы показываем ребенку, что почитать нужно 1 минуту (потом 2, 3 и т.д.), потом порисовать тоже 1 минуту. Потом можно несколько минут полежать на матах или посидеть в кресле. И так до конца перемены постоянно организовывать деятельность ребёнка.

— Зона для мытья рук. В этой зоне располагается раковина, в которой ученики могут вымыть руки, а также крючки для полотенец. Каждый крючок подписан именем ребенка. Над раковиной находится зеркало, на котором мы сделали надпись «это я». Привлекая внимание каждого ученика к его изображению в зеркале, мы спрашивали: «Кто это?». Затем помогали ученику ответить: «Это я». Кроме того над раковиной мы разместили алгоритм мытья рук в виде последовательности понятных детям картинок, отображающих данный процесс.

— Стенд дежурств. Данный стенд — для отладки процесса дежурств в классе. Помимо имен детей и перечня обязанностей, на стенде размещены поощрения детей за выполненные поручения. Обязанности изображаются на табличках с картинками или фотографиями и написанными фразами от первого лица.


Стенд дежурств

Расписание на день

Помимо зонирования пространства, одним из важных аспектов временной организации среды является расписание на учебный день. Это расписание должно быть как можно более подробным и, помимо названий уроков, включать все режимные моменты: завтрак, обед, перемену, посещение туалета (карточка «туалет»). Кроме того оно содержит карточки «праздник», «репетиция» и, конечно, карточку «домой». Если после уроков дети посещают внеурочные мероприятия (кружки), их тоже нужно отразить в расписании. Важно, что это расписание общее для всего класса, и находится оно на видном месте. Если ученикам необходимы индивидуальные расписания, их можно сделать аналогично, продумав место расположения.

Нужно, чтобы расписание дети могли видеть не только в классе, но и за его пределами. С этой целью мы сделали «переносное» расписание. Это папка с маленькими карточками, аналогичными большому расписанию в классе. При посещении столовой, туалета, уроков, проходящих не в классе, взрослый демонстрирует на этом расписании текущий режимный момент, его окончание (убирает карточку) и то, что ожидает детей далее. Подобное «переносное» расписание представляет всю деятельность детей в школе и делает ее предсказуемой и понятной.

«Переносное» расписание

Таким образом, четкое структурирование пространства и времени помогает детям адаптироваться в условиях школьного обучения, почувствовать себя уверенно и, соответственно, спокойно. В результате частота проявлений нежелательного поведения значительно снижается. 

Информация об авторах

Загуменная Ольга Викторовна, учитель начальных классов, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2012-9613, e-mail: zagumennayaov@mgppu.ru

Васильева Алена Вячеславовна, педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: gigelvigel@yandex.ru

Кистень Валентина Валерьевна, педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: muccuc@bk.ru

Петрова Ольга Михайловна, педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, e-mail: orba07@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4539
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 2894
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6