Аутизм и нарушения развития
2018. Том 16. № 4. С. 42–46
doi:10.17759/autdd.2018160407
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Об эффективности взаимодействия образовательной организации с родителями детей, имеющих РАС
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение, работа с родителями
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2018160407
Для цитаты: Митрофанова Г.В. Об эффективности взаимодействия образовательной организации с родителями детей, имеющих РАС // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 4. С. 42–46. DOI: 10.17759/autdd.2018160407
Полный текст
Количество инклюзивных школ в России с каждым годом стремительно растет. Данные Министерства образования и науки РФ за 2017 год показывают, что около 56% детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в различных образовательных организациях, получают образование в инклюзивных школах [1]. За последние несколько лет в рамках программы «Доступная среда» более 21% общеобразовательных школ создали условия для инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
Одним из условий успешной адаптации ребенка с ОВЗ к школе является организация психолого-педагогического сопровождения родителей. Существует множество причин, по которым специалисты, работающие с ребенком с ОВЗ, должны стремиться к налаживанию эффективных отношений с его родителями. Родители — это, скорее всего, единственные люди, которые участвуют в обучении своих детей на протяжении всех школьных лет. Таким образом, они, вероятно, будут проявлять большой интерес к обучению своего ребенка в целом и будут в наибольшей степени затронуты результатами любых решений, принятых школой. Родители знают о развитии своего ребенка и могут, как правило, рассказать, что его мотивирует, и какие стратегии обучения и управления наиболее эффективны. Также они помогут специалистам лучше понять некоторые аспекты поведения ребенка. Глубокая вовлеченность родителей позволит им лучше понимать особенности школьного образования своих детей. При этом дети будут лучше чувствовать важность образовательного процесса, если их родители и педагоги работают вместе [2].
Таким образом, родители имеют определенные знания и опыт, которыми могут охотно делиться со специалистами в контексте партнерских отношений. Но сами они, так же как и их дети, нуждаются в педагогической и в психологической поддержке со стороны школы. Поэтому активное взаимодействие образовательной организации с родителями детей с ограниченными возможностями способствует повышению эффективности инклюзивной практики в целом.
В Воронежской области за последние несколько лет произошел стремительный рост количества инклюзивных школ. В декабре 2012 года в области начала функционировать программа «Аутизм. Маршруты помощи». Цель этой программы заключается в разработке и реализации комплексной помощи людям с расстройствами аутистического спектра. Еще через три года в рамках этой программы начал работать региональный проект «Обучение детей с РАС с использованием технологии прикладного поведенческого анализа». Ежегодно в ряду участников этого проекта появляются новые общеобразовательные школы, на базе которых открываются ресурсные классы. В ресурсных классах школы ученики, имеющие трудности в обучении, могут получать дополнительную помощь в соответствии со своими потребностями [3]. В рамках воронежского проекта в таких классах обучаются только дети с РАС. В 2016 году средняя общеобразовательная школа № 92 г. Воронежа стала лауреатом первой степени на конкурсе лучших инклюзивных школ России [1]. В 2017—2018 годах в Воронежской области в проекте задействованы 17 площадок, на базе которых обучаются 138 детей (из них 100 — в школах, остальные — в дошкольных учреждениях). Очевидно, что проблема взаимодействия образовательной организации, в которой созданы инклюзивные условия обучения, и родителей детей с РАС является актуальной и в нашем регионе.
На базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 90 города Воронежа (МБОУ СОШ № 90) и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 85 города Воронежа (МБОУ СОШ № 85) — было проведено исследование, цель которого — повышение эффективности психолого-педагогического сопровождения родителей в условиях инклюзивного обучения детей. В нем приняли участие 12 родителей учеников с РАС. Для проведения данного исследования была разработана авторская анкета, включающая различные сведения о ребенке, его семье, мнение родителей об инклюзивном образовании, о специалистах образовательной организации, в которой обучается ребенок.
В статье рассмотрены лишь некоторые проблемы, которые были затронуты в ходе исследования:
1. Какие положительные аспекты инклюзивного образования могут назвать родители?
2. Существуют ли, по мнению родителей, недостатки инклюзивного обучения?
3. Насколько родители удовлетворены формой взаимодействия с образовательной организацией?
4. Нужны ли родителям дополнительные консультации с представителями образовательной организации?
5. Какой вид консультирования со специалистами образовательной организации предпочитают родители?
6. Что бы родители могли предложить для повышения эффективности взаимодействия с общеобразовательной организацией?
По итогам анкетирования родителей были получены следующие результаты:
1. Среди положительных аспектов инклюзивного образования родители прежде всего указывают социализацию, возможность общения с нейротипичными сверстниками. Некоторые родители отмечают важность развития у детей коммуникативных и академических навыков, считают, что их освоение происходит быстрее в условиях инклюзивного обучения.
2. На вопрос «Существуют ли, на Ваш взгляд, недостатки инклюзивного обучения?» 50% ответили «нет», 42% — «затрудняюсь ответить», 8% — «да» (см. рис. 1). Положительный ответ родители объясняют тем, что некоторые люди недоброжелательно относятся к детям с проблемами, и иногда ребенку с ОВЗ тяжело находиться в коллективе.
Рис. 1. Ответы родителей на вопрос «Существуют
ли, на Ваш взгляд, недостатки инклюзивного
обучения?» в процентном соотношении
3. На вопрос «Насколько Вы удовлетворены формой взаимодействия образовательной организации с Вами?» 84% родителей ответили «полностью удовлетворен», 8% — «частично удовлетворен», 8% — «затрудняюсь ответить» (см. рис. 2). Были проигнорированы ответы «не удовлетворен» и «другое».
Рис. 2. Ответы родителей на вопрос «Насколько
Вы удовлетворены формой взаимодействия
образовательной организации с Вами?»
в процентном соотношении
4. На вопрос «Нужны ли Вам дополнительные консультации с представителями образовательной организации?» 58% родителей ответили «да», 17% — «нет», 25% — «затрудняюсь ответить» (см. рис. 3). К положительным ответам были даны комментарии, из которых следует, что прежде всего родителям требуются дополнительные консультации с дефектологом, учителем и психологом. Некоторые родители также нуждаются в консультациях с логопедом и тьютором.
Рис. 3. Ответы родителей на вопрос «Нужны ли
Вам дополнительные консультации
с представителями образовательной
организации?» в процентном соотношении
5. Отвечая на вопрос «Какой вид консультирования со специалистами образовательной организации Вы предпочитаете?», некоторые родители выбрали несколько вариантов. При этом были получены следующие результаты: индивидуальные беседы были отмечены у 83% родителей, групповые у — 33%, листы обратной связи — у 17%, у 8% — другое (пособие для домашнего обучения).
6. На вопрос «Что бы Вы могли предложить для повышения эффективности взаимодействия общеобразовательной организации с родителями детей с ОВЗ?» ответили лишь 42% родителей. При этом были сделаны следующие предложения:
• консультирование по возникающим вопросам, пособия, материалы для родителей по обучению на дому, семинары и т.п.;
• доверительный обмен информацией;
• онлайн-связь, беседы и т.д.;
• совместные культурно-массовые мероприятия (поход в кино, зоопарк, прогулки).
Таким образом, главным положительным аспектом инклюзивного образования для большинства родителей является социализация детей. Половина всех опрашиваемых родителей считает, что в инклюзивном образовании нет недостатков, чуть меньше половины — затрудняются ответить на вопрос. При этом был выявлен один недостаток — негативное отношение некоторых людей к детям с ОВЗ и с РАС и сложности у самих детей с особенностями в развитии при взаимодействии с коллективом.
Подавляющее большинство родителей полностью удовлетворены формой взаимодействия с образовательной организацией. При этом больше половины родителей нуждаются в дополнительных консультациях, прежде всего, с дефектологом, учителем и психологом. Самым популярным видом консультирования у родителей являются индивидуальные консультации.
Некоторые родители поделились своими предложениями по повышению эффективности взаимодействия с ними образовательной организации, которые заключаются в проведении дополнительных консультаций, различных бесед и семинаров, а также совместных культурно-массовых мероприятий.
Таким образом, исследование подтвердило предположение, что родители детей с РАС в инклюзивном обучении видят в основном только достоинства. Большинство родителей, так или иначе, удовлетворены формой взаимодействия с образовательной организацией, в которой обучаются их дети, но нуждаются в дополнительных консультациях, а также в проведении других мероприятий, которые могли бы повысить эффективность взаимодействия. В связи с этим возникает необходимость в специально организованном психолого-педагогическом сопровождении родителей детей с РАС, обучающихся в условиях инклюзивной школы.
Литература
- В Совете Федерации обсудили вопросы правоприменительной практики законодательства в сфере инклюзивного образования. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Новости от 23 ноября 2017 г. [электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/новости/11638 (дата обращения: 06.12.2017).
- Нарратив инклюзивного образования: монография / Под ред. О.Я. Емельяновой. Воронеж: Фирма «Элист», 2013. 198 с.
- Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие / Рук. авторского коллектива: Козорез А.И. М.: АНО Ресурсный класс, 2015. 360 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1204
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 436
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1