Арт-терапевтические методы на внеурочных занятиях для детей с РАС как средство формирования отзывчивости по отношению к сверстникам

492

Аннотация

Рассматривается проблема отсутствия эмпатии и отзывчивости у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) по отношению к сверстникам, что ведет к трудностям формирования социального взаимодействия у младших школьников данной группы дизонтогенеза. В статье обосновывается опыт применения методов арт-терапии, способствующих развитию внутренних ресурсов детей, для формирования отзывчивости по отношению к сверстникам у младших школьников с РАС. Авторами даны рекомендации по использованию рисуночной, музыкальной, игровой терапии и сказкотерапии на внеурочных занятиях. Сопоставительные результаты первичной и повторной диагностики сформированности навыков эмпатии и отзывчивости у младших школьников с РАС позволяют говорить об эффективности применения описанных методов психокоррекционной работы.

Общая информация

Ключевые слова: навыки отзывчивости, арт-терапия, эмпатия, расстройства аутистического спектра

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2020180407

Тематический сетевой сборник: Клинико-психологические аспекты развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Для цитаты: Артемова Е.Э., Ряженова М.А. Арт-терапевтические методы на внеурочных занятиях для детей с РАС как средство формирования отзывчивости по отношению к сверстникам // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 4. С. 59–65. DOI: 10.17759/autdd.2020180407

Литература

  1. Артемова Е.Э., Белосветова Д.Е. Применение арт-терапевтических методов в работе по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 4 (65). С. 35—42. DOI:10.17759/autdd.2019170405
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2001. 248 с. ISBN 5-7695-0561-3.
  3. Васина А.С., Тишина Л.А. Развитие коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра средствами игровой терапии //Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» под ред А.В. Хаустова. Издательство МГППУ, 2016. С. 313—318.
  4. Визель Т.Г. Ребенок и его развитие. Москва: В. Секачев, 2016. 140 с. ISBN 978-5-88923-909-3.
  5. Галянт И.Г. Коррекция детского аутизма средствами арт-педагогики: монография / Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск: Южно-Уральский центр РАО, 2019. 335 с. ISBN 978-5-907284-00-5.
  6. Гринспен С., Уидер С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. 3-е изд. Москва: Теревинф, 2017. 512 с.
  7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2017. 784 с.: ил. (Мастера психологии). ISBN 978- 5-4237-0059-1.
  8. Использование методов арт-терапии в консультировании родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / сост. В.И. Королёва. Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2017. 50 с.
  9. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей. Санкт- Петербург: Речь, 2016. 160 с. ISBN 978-5-9268-1192-3.
  10. Крамер Э. Арт-терапия с детьми. 2-е изд. Москва: Генезис, 2018. 319 с., 4 л. ил., 1 CD-ROM. ISBN 978-5-98563-297-2.
  11. Магомедова М.К. Использование арт-терапии (пластилинографии) как формы работы с детьми, страдающими аутизмом // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 71—75. DOI:10.31161/1995-0659-2018-12-3-71-75
  12. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт / под редакцией А.И. Копытина. Москва : Когито-Центр, 2012. 286 с. ISBN 978-5-89353-354-5
  13. Осеева В.А. Волшебное слово. Москва: Малыш, 2018. 64. ISBN 978-5-17-104100-7
  14. Ушинский К.Д. Рассказы и сказки. Москва: АСТ, 2015, 60 с. ISBN 978-5-389-05709-8
  15. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: программа, методическое обеспечение / авт.- сост. Е.Р. Соколова. Волгоград: Учитель, 2018. 131 с. ISBN 978-5-7057-4646-0.
  16. Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 25—43. DOI:10.17759/chp.2015110304
  17. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. Москва: Академический проект, 2020. 207 c. ISBN  978-5-8291-2462-5
  18. Юдина Т.О. Роль врожденных и средовых факторов в развитии эмпатии // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 13—23. DOI:10.17759/chp.2017130202
  19. Ainsworth M., Blehar M., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. New York, London: Psychology Press, 2015. 410 p. ISBN 978-1-848-72681-9.

Информация об авторах

Артемова Ева Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент, Декан факультета Клиническая и специальная психология, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5573-3234, e-mail: artemovaee@mgppu.ru

Ряженова Мария Андреевна, тьютор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", магистр психолого-педагогического образования, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6349-9548, e-mail: norovama95@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 866
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 492
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0