Аутизм и нарушения развития
2020. Том 18. № 4. С. 13–22
doi:10.17759/autdd.2020180402
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Связь комплекса психических функций с формированием навыка распознавания эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: оптико-пространственный анализ и синтез, абстрагирование, категориальное мышление, распознавание эмоций, обобщение, высшие психические функции, расстройства аутистического спектра
Рубрика издания: Исследования и диагностика РАС
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2020180402
Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15- 36-01343).
Благодарности. Авторы приносят благодарность К.А. Федоряка за помощь в проведении исследования, а также дизайнерам, работавшим над проектом: Д. Тухватулиной и М. Канину.
Для цитаты: Меснянкина К.К., Сарелайнен А.И., Анищенко С.И., Калинин К.Б. Связь комплекса психических функций с формированием навыка распознавания эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 4. С. 13–22. DOI: 10.17759/autdd.2020180402
Литература
-
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Москва: ВЛАДОС, 2008. 115 карт.
-
Дрогунова А.В., Каримулина Е.Г. Восприятие эмоций по лицевой экспрессии детьми с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3. № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2014/n4/Drogunova_Karimulina.shtml (дата обращения: 15.12.2020)
-
Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд. 2-е, доп. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 504 с.
-
Меснянкина К.К., Сарелайнен А.И., Анищенко С.И., Калинин К.Б. Мобильное приложение для формирования навыков распознавания и выражения эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра: проблемы и принципы создания // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. Т. 5. № 5A. С. 138—150.
-
Микадзе Ю.В., Скворцов А.А. Содержание понятий «нейропсихологический фактор» и «синдром» в контексте метода синдромного анализа А.Р. Лурии // Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 60—71.
-
Переверзева Д.С., Горбачевская Н.Л. Особенности зрительного восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. № 2. С. 130—142.
-
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки познавательной деятельности. Москва: АРКТИ, 2017. 66 с. ISBN 978-5-89415-983-6.
-
Adolphs R. Recognizing emotion from facial expressions: psychological and neurological mechanisms. Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, 2002, vol. 1, no. 1, pp. 21—62. DOI:10.1177/1534582302001001003
-
Anishchenko S. et al. Mobile Tutoring System in Facial Expression Perception and Production for Children with Autism Spectrum Disorder. In Imai F. et al. (eds.) Proceedings of the 12th International Joint Conference on Computer Vision, Imaging and Computer Graphics Theory and Applications: Vol. 5. Porto, 2017. Pp. 319—324. ISBN 978-989-758-226-4. DOI:10.5220/0006146003190324
-
Berggren S. et al. Emotion recognition training in autism spectrum disorder: A systematic review of challenges related to generalizability. Developmental Neurorehabilitiation, 2018, vol. 21, no. 3, pp. 141—154. DOI:10.1080/17518423.2017.1305004
-
Brewer R. et al. Face perception in autism spectrum disorder: Modulation of holistic processing by facial emotion. Cognition, 2019, vol. 193, article no. 104016. DOI:10.1016/j.cognition.2019.104016
-
Ekman P., Rosenberg E.L. What the Face Reveals: Basic and Applied Studies of Spontaneous Expression Using the Facial Action Coding System (FACS). New York: Publ. Oxford University Press, 1999. 512 p. ISBN 0-1951-0447-1.
-
Ekman P. et al. Facial Action Coding System: the Manual. Salt Lake City: Publ. A Human Face, 2002. 1 CD-ROM. ISBN 978-0-93183501-8.
-
Ewing L. et al. Atypical information-use in children with autism spectrum disorder during judgments of child and adult face identity. Developmental Neuropsychology, 2018, vol. 43, no. 4, pp. 370—384. DOI:10.1080/87565641.2018.1449846
-
Golan O. et al. Enhancing emotion recognition in children with autism spectrum conditions: an intervention using animated vehicles with real emotional faces. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2010, vol. 40, no. 3, pp. 269— 279. DOI:10.1007/s10803-009-0862-9
-
Geurts H.M. et al. The paradox of cognitive flexibility in autism. Trends in Cognitive Sciences, 2009, vol. 13, no. 2, pp. 74— 82. DOI:10.1016/j.tics.2008.11.006
-
Gonzalez-Gadea M.L. et al. Emotion recognition and cognitive empathy deficits in adolescent offenders revealed by context-sensitive tasks. Frontiers in Human Neuroscience, 2014, vol. 8, p. 850. DOI:10.3389/fnhum.2014.00850
-
Grynszpan O. et al. Innovative technology-based interventions for autism spectrum disorders: a meta-analysis. Autism: the international journal of research and practice, 2014, vol. 18, no. 4, pp. 346—361. DOI:10.1177/1362361313476767
-
Harms M. et al. Facial Emotion Recognition in Autism Spectrum Disorders: A Review of Behavioral and Neuroimaging Studies. Neuropsychology review, 2010, vol. 20, pp. 290—322. DOI:10.1007/s11065-010-9138-6
-
Kovach C.K., Adolphs R. Investigating attention in complex visual search. Vision Research, 2015, vol. 116 Part B, pp. 127— 141. DOI:10.1016/j.visres.2014.11.011
-
Klin A. et al. Visual Fixation Patterns during Viewing of Naturalistic Social Situations as Predictors of Social Competence in Individuals with Autism. Archives of General Psychiatry, 2002, vol. 59, no. 9, pp. 809—816. DOI:10.1001/ archpsyc.59.9.809
-
Lawrence K. et al. Age, gender, and puberty influence the development of facial emotion recognition. Frontiers in Psychology, 2015, vol. 6, p. 761. DOI:10.3389/fpsyg.2015.00761
-
Lee S.B. et al. Theory of mind as a mediator of reasoning and facial emotion recognition: findings from 200 healthy people. Psychiatry Investigation, 2014, vol. 11, no. 2, pp. 105—111. DOI:10.4306/pi.2014.11.2.105
-
Lozier L.M. et al. Impairments in facial affect recognition associated with autism spectrum disorders: a meta-analysis. Development and Psychopathology, 2014, vol. 26, no. 4 Part 1, pp. 933—945. DOI:10.1017/S0954579414000479
-
Maurer D. et al. The many faces of configural processing. Trends in Cognitive Sciences, 2002, vol. 6, no. 6, pp. 255—260. DOI:10.1016/S1364-6613(02)01903-4
-
Mondloch C. et al. Developmental changes in face processing skills. Journal of Experimental Child Psychology, 2003, vol. 86, no. 1, pp. 67—84. DOI:10.1016/S0022-0965(03)00102-4
-
Naumann S. et al. Neurophysiological correlates of holistic face processing in adolescents with and without autism spectrum disorder. Journal of Neurodevelopmental Disorders, 2018, vol. 10, no. 27. DOI:10.1186/s11689-018-9244-y
-
Olszanowski M. et al. Warsaw set of emotional facial expression pictures: a validation study of facial display photographs. Frontiers in Psychology, 2015, vol. 5, p. 1516. DOI:10.3389/fpsyg.2014.01516
-
Petrakova A. et al. Configural face perception in childhood and adolescence: An individual differences approach. Acta Psychologica, 2018, vol. 188, pp. 148—176. DOI:10.1016/j.actpsy.2018.06.005
-
Rump K.M. et al. The Development of Emotion Recognition in Individuals with Autism. Child Development, 2009, vol. 80, no. 5, pp. 1434—1447. DOI:10.1111/j.1467-8624.2009.01343.x
-
Tanaka J.W., Sung, A. The “Eye Avoidance” Hypothesis of Autism Face Processing. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2016, vol. 46, pp. 1538—1552. DOI:10.1007/s10803-013-1976-7
-
Tang J. et al. Face Recognition and Visual Search Strategies in Autism Spectrum Disorders: Amending and Extending a Recent Review by Weigelt et al. PLoS One, 2015, vol. 10, no. 8, article no. e0134439. DOI:10.1371/journal.pone.0134439
-
Uljarevic M. et al. Recognition of emotions in autism: a formal meta-analysis. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2013, vol. 43, no. 7, pp. 1517—1526. DOI:10.1007/s10803-012-1695-5
-
Wallace S. et al. Face and object processing in Autism Spectrum Disorders. Autism Research, 2008, vol. 1, no. 1, pp. 43— 51. DOI:10.1002/aur.7
-
Williams D.L. et al. Neuropsychologic functioning in children with autism: further evidence for disordered complex information-processing. Child Neuropsychology, 2006, vol. 12, no. 4—5, pp. 279—298. DOI:10.1080/09297040600681190
-
Wolf J. M. et al. Specific impairment of face-processing abilities in children with autism spectrum disorder using the “Let's face it!” skills battery. Autism Research, 2008, vol. 1, no. 6, pp. 329—340. DOI:10.1002/aur.5
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 599
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 225
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0