Аутизм и нарушения развития
2021. Том 19. № 1. С. 55–64
doi:10.17759/autdd.2021190107
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Формирование навыков социальной коммуникации и социально приемлемого поведения у детей с РАС в ходе организованной экскурсионной работы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальный опыт, программа социализации детей, социально приемлемое поведение, опыт взаимодействия, социализация, расстройства аутистического спектра
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190107
Благодарности. Автор благодарит за сотрудничество директора Ялуторовского музейного комплекса Раевскую Ларису Вячеславовну, а также научного сотрудника музейного комплекса Абрамову Ольгу Александровну за помощь в разработке и реализации программы «Экологические праздники в музее»
Для цитаты: Попова С.П. Формирование навыков социальной коммуникации и социально приемлемого поведения у детей с РАС в ходе организованной экскурсионной работы // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 1. С. 55–64. DOI: 10.17759/autdd.2021190107
Полный текст
Введение
Дети, имеющие расстройства аутистического спектра, испытывают трудности в общении, в усвоении программного материала в школе, понимании ситуации, в которой они находятся. Эта проблема напрямую влияет на качество их жизни. Многие ученые пытались понять и объяснить природу особенностей детей с РАС. Британский врач и психиатр Лорна Уинг, большую часть жизни посвятившая изучению данной темы, выделила три ключевых нарушения: [1, с. 35]:
— качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия;
— качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальной коммуникации и в сфере воображения;
— крайне ограниченный репертуар видов активности и интересов.
На эту «триаду» нарушений опираются многие ученые в своих исследованиях.
Тео Питерс в своей книге «Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию» основной проблемой называет проблему понимания того, что «скрыто за буквальным восприятием». Он уверен, что мир, в понимании людей с РАС, хаотичен и беспорядочен. И основной задачей специалистов является создание предсказуемости времени и пространства. Большое значение он уделяет мотивированию детей, причем вознаграждение, по его мнению, должно быть визуальным [12].
Значительный вклад в исследования в области развития, обучения, воспитания и социализации детей с РАС внесли отечественные педагоги, врачи и ученые С.С. Мнухин, А.Е. Зеленецкая, Д.Н. Исаев, О.С. Никольская, К.С Лебединская, В.Е. Каган и другие.
О.С. Никольская с коллегами, изучив многочисленные сведения о поведении детей с РАС, составила свою классификацию на основе степени искажения психического развития и глубины аутизма. Она дала подробное описание четырех групп детей с РАС с прогнозом на возможности дальнейшего развития. По мнению О.С. Никольской, особенностью нарушений психического развития у детей с расстройствами аутистического спектра является их распространение на все сферы психики, на аффективное и когнитивное развитие: «И дело не просто в дефицитарности психических функций или способностей, проблемы ребенка связаны с самими основами организации его взаимодействия с людьми и меняющимися обстоятельствами» [10, с. 36].
Дети, пришедшие в школу в первый раз, испытывают сильнейший стресс от смены обстановки, нарушения привычного ритма жизни, и главное от нового окружения. Все дети реагируют на это событие по- разному, и ни у кого оно не проходит безболезненно. Они так старательно оберегали свой мир, и теперь в него вторгаются не только близкие и знакомые люди, но и «новые» дети и взрослые. Причиной столь болезненной для детей с РАС адаптации к школе является нарушение у них всех видов контакта, «эмоциональная холодность, отгороженность от окружающих и уход в свой внутренний мир. Эти проявления сочетаются со стойким негативизмом и особыми нарушениями интеллектуального и речевого развития. Наличие данных нарушений мешает человеку с аутизмом активно включаться в жизнь общества» [13, с. 21]. Но для многих из них школа становится первым шагом в социум.
Социальная адаптация подразумевает сложный процесс вхождения ребенка в социальную среду, усвоение норм и правил, принятых в конкретном обществе. При этом, как подчеркивают российские педагоги Общества помощи аутичным детям «Добро» и специалисты в области аутизма Морозовы, «Более чем полувековой опыт изучения аутизма показывает, что его основные проявления не способствуют, а прямо препятствуют социализации» [8, с. 53]. Тем не менее, все специалисты, так или иначе связанные с детьми, имеющими РАС, понимают, что от уровня социализированности каждого напрямую зависит качество его настоящей и будущей жизни. «Проблема социализации связана с нарушениями формирования социальных навыков у детей с РАС. Исследования в области проблем аутизма показывают, что социальные навыки у таких детей не формируются естественным путем» [15, с. 17]. А если навык не формируется самостоятельно, необходимо его развивать искусственно, используя все возможные способы и средства.
Что же такое социальная среда для ребенка? Это, в первую очередь, люди. Значение коллектива для развития личности заключается прежде всего в том, что воспитание в коллективе является природосообразным, поскольку оно соответствует социальной природе человека [3]. Темпл Грандин в интервью для журнала «Аутизм и нарушения развития» сказала: «Детям нужно позволять расширять свой кругозор, чтобы они могли понять, что им интересно. Если вы не откроете им мир, они ничем не заинтересуются» [2, с. 67].
Педагоги школы-интерната № 6 города Ялуторовск убеждены в том, что экскурсии — это уникальная и универсальная форма работы, наиболее подходящая не только для расширения кругозора, но и для формирования коммуникативных и социально-бытовых навыков. Во время экскурсионных мероприятий открываются возможности формирования совместной целенаправленной деятельности, так необходимой для преодоления нарушений психического развития аутичного ребенка, улучшения его приспособленности к быту семьи, привития навыков общественного поведения, для подготовки к усвоению новых знаний [5]. Именно во время экскурсионных мероприятий возможно успешно применять методы специального обучения и воспитания, которые помогут «дать ребенку возможность выйти в большой мир людей» [16, с. 10].
В статье представлен опыт взаимодействия работников музея и педагогов общеобразовательной организации для обучающихся с ОВЗ по социализации детей с расстройствами аутистического спектра через реализацию программы дополнительного образования «Экологические праздники в музее».
Учитывая, что школа предоставляет услуги образовательные, организовывать специальные мероприятия, способствующие расширению и обогащению социального опыта детей, делать это целенаправленно и в системе довольно непросто. Это связано с загруженностью детей программным материалом, недостаточной квалификацией специалистов для работы с детьми, имеющими РАС, с ограниченностью социальных объектов маленького города, доступных для проведения подобных мероприятий. Тем не менее, педагоги школы согласны с позицией тех специалистов, которые считают, что «следует все-таки стараться включить такого ребенка в школьный контекст, в систему дополнительных форм образования, поскольку только в коллективе, среди других детей, своих сверстников, дети с РАС смогут приобрести ценные навыки и умения социального взаимодействия» [9, с. 21].
Формой дополнительного образования педагоги школы-интерната № 6 выбрали экскурсионную деятельность. Цель работы: формирование у детей с РАС социальных навыков при проведении экскурсионных мероприятий для развития способностей к коммуникации в различных ситуациях, т.е. генерализация навыков социального поведения.
Критериями достижения цели выбраны:
1. Снижение фактов нежелательного поведения, более частое проявление различных форм социального поведения.
2. Повышение активности ребенка во время экскурсий и занятий.
3. Повышение количественных и качественных показателей взаимодействия испытуемых со сверстниками и «чужими» взрослыми.
Методы
Педагоги школы совместно со специалистами Ялуторовского музея разработали программу социализации учеников школы, имеющих РАС, с соблюдением следующих условий:
— соответствие содержания программы уровню развития и возрасту детей;
— проведение занятий за пределами школы, по возможности, на территории любых социальных объектов: музеев, магазинов, почты, в городских автобусах и т.д.;
— постоянный смешанный состав экспериментальной группы детей: дети с РАС и слабовидящие дети с сохранным интеллектом;
— соответствующая подготовка и инструктаж специалистов «со стороны», принимающих участие в реализации программы или ведущих конкретные занятия, — об особенностях конкретных детей с РАС (участников программы), об их возможных поведенческих проявлениях, желательных соответствующих реакциях взрослых и о способах взаимодействия взрослых с детьми;
— разработка каждого занятия (использование визуальных подсказок, практических упражнений, картинного материала, игр) с учетом ограничений и особенностей детей, при необходимости, — помощь тьютора;
— особое внимание уделяется заданиям и упражнениям, в которых детям необходимо проявлять навыки совместной деятельности.
В процессе подготовки и проведения программы использовались методы наблюдения, социальных историй и опрос.
Педагоги школы предложили специалистам Ялуторовского музейного комплекса совместно разработать и реализовать программу, которая решала бы не только просветительские задачи, но и коррекционноразвивающие. Так появилась программа «Экологические праздники в музее». Реализация программы социализации была начата в 2019-2020 учебном году. Ее образовательной целью было формирование экологического мировоззрения и расширение знаний детей о флоре и фауне родного края средствами музейной экспозиции. И, — подчеркнем, — коррекционно-развивающей целью — развитие социальных и коммуникативных навыков у детей с РАС, а также формирование опыта взаимодействия с ними у сверстников. Процесс реализации программы полностью соответствовал перечисленным условиям. Учитывая необходимость обязательной дополнительной мотивации, каждое мероприятие заканчивалось визуальным поощрением всех участников в виде индивидуального подарка или награды в зависимости от темы: глиняные слепки, самостоятельно изготовленные органайзеры для ручек, открытки, браслеты из крапивы, картинки точечной росписи, различные дипломы и грамоты.
Отечественные исследователи отмечают, что дети с РАС, находясь в среде сверстников, «несколько быстрее осваивают элементарные социальные навыки, улучшают навыки чтения, увеличивают количество приобретенных просоциальных паттернов поведения» [9, с. 100]. Учитывая этот факт, педагогами школы была сформирована целевая группа из 14 человек: 5 детей с РАС и 9 детей слабовидящих. Сверстники с нарушением зрения не имели выраженных коммуникативных проблем и являлись своеобразным образцом адекватного поведения в новых ситуациях. Организация взаимодействия со сверстниками была одной из самых сложных задач. Мы понимали, что несмотря на взаимную симпатию, их общение не наладится само собой и, как писал Сергей Алексеевич Морозов, «в лучшем случае останется на уровне беготни и возни» [7, с. 152]. Поэтому в каждое мероприятие включались упражнения, в которых необходимы были совместные действия в парах и мини-группах. Слабовидящие ученики помогали детям с РАС адаптироваться к новому формату мероприятия, они были примером для подражания, инициаторами совместных действий.
Приведем несколько примеров:
— ученики делятся на 3 группы по 4—5 человек (дети с РАС распределяются равномерно) и выполняют совместно со слабовидящими сверстниками следующие задания: составить флаг и герб Тюменской области из отдельных фрагментов, выложить по картинке костер определенного типа из небольших прутьев, поставить палатку;
— если задание не предусматривало групповую форму, то для его выполнения сначала приглашался слабовидящий ученик, а затем по образцу выполняли задание дети с РАС: пройти болото по кочкам, провести археологические раскопки по поиску останков древних акул, выяснить, каким образом мох впитывает воду, нанести рисунок в виде точек на стекло.
Зная особенности детей с РАС, мы старались избегать заданий соревновательного типа, так как понимали, что они не могут создать ситуацию успеха для них, во всяком случае, на данном этапе работы.
Подчеркнем, что все занятия проводились на базе Ялуторовского музейного комплекса.
Краткие характеристики на начало занятий детей с РАС, принимавших участие в реализации программы[I].
1. Миша, ученик 3 класса, обучающийся по варианту 8.2, изучение основных учебных предметов проходит индивидуально; в рамках классного коллектива ребенок посещает только уроки физкультуры, музыки, технологии и окружающего мира.
2. Анна, ученица 1 класса, обучение проходит полностью индивидуально.
3. Владимир, ученик 1 (дополнительного) класса, обучается в интегрированном классе, состоящем из 4-х человек, 2 из которых с РАС и 2 ученика слабовидящие с ЗПР.
4. Сергей, ученик того же классного коллектива, обучается в классе.
5. Николай, ученик 2 класса, обучается по варианту 8.3 в классе для детей с интеллектуальными нарушениями.
У всех испытуемых присутствовали явные признаки нарушения коммуникации с выраженными речевыми расстройствами, в разной степени ограничения понимания обращенной речи и полноценного использования устной речи для общения [6]. Трудности в общении у наших детей наблюдались как с незнакомыми людьми, так и с теми, кого они хорошо знают. Многие с трудом могли односложно ответить на вопрос, но задавать вопросы не умел никто. В контакт со сверстниками по собственной инициативе дети не вступали, потребности в общении не проявляли. Из всех детей только Николай с первого занятия спокойно, но с видимым равнодушием ходил по музейным комнатам, остальные испытывали повышенную тревожность и страх перед новыми зданиями, залами с экспонатами.
Необходимо отметить, что родители с готовностью откликнулись на предложение принять участие в программе. По рекомендации организаторов, Владимиру и Анне потребовалась дополнительная подготовка к первым занятиям с помощью элементов метода социальных историй:
1. Специалисты делали фотографии музея снаружи, помещений, в которых будут проходить занятия, а также отдельных объектов, по возможности, в той последовательности, в которой будет проходить в них занятие.
2. Родители заблаговременно последовательно показывали фотографии детям, рассказывали о музее, об объектах, изображенных на фото. Проделывалось это несколько дней подряд.
Как показала практика, Володе подготовка потребовалась однократно, перед первым посещением. Анне этого оказалось недостаточно. Тогда мама брала с собой фотографию здания музея и в автобусе показывала ее еще несколько раз. Только после этого девочка спокойно выходила из автобуса и заходила в здание.
Показатели социальной адаптации детей с РАС в динамике на начало и окончание реализации программы представлены в диаграммах 1 и 2.
Мероприятия в рамках программы проводились с сентября 2019 года по март 2020 года. К большому сожалению, полноценно не удалось реализовать все запланированные мероприятия: помешала ситуация с пандемией. Всего было проведено 9 выездных музейных уроков, у каждого занятия была своя тема и образовательная цель:
— Что растет вокруг школы. Пришкольный участок.
— Презентация выставки «География в музейных предметах». Музей «Дом природы»
— «У природы есть друзья — это мы: и ты, и я. Музей “Дом природы”».
— Наш девиз — правильный туризм. Всемирный день туризма. Музей «Дом природы»
— Лента времени. Музей «Дом природы»
— Красная книга Тюменской области. Музей «Дом природы»
— Вторая жизнь вещей (мастер-класс). Музей «Торговые ряды»
— Открытие выставки «М.М. Пришвин — певец природы». Дом-музей Муравьева-Апостола.
— Всемирный день болотных угодий. Музей «Дом природы»
В период реализации программы были проведены одна экскурсия на пришкольном участке и 8 выездных экскурсий (музейных уроков) в Ялуторовском музейном комплексе. Комплекс состоит из нескольких отдельно стоящих зданий, и это обстоятельство позволяло периодически сменять окружающую обстановку. Одно занятие было проведено на улице, на территории Экодвора.
Каждое мероприятие готовилось сотрудниками музея с соблюдением следующих требований:
— все занятия проводятся в игровой интерактивной форме;
— все мероприятия ведет один и тот же человек, при необходимости у него есть помощники;
— информация, предназначенная для ребят, максимально иллюстрирована; (визуализировалось все: объекты, явления, а звуки предоставлялись в записи);
— не менее 50% каждого мероприятия составляли практические упражнения (складывание различных видов костра, натягивание палатки, прыжки по болотным кочкам, складывание из разрезанных частей символов Тюменской области, работа с глиной, поиски археологических останков древних животных, определение птиц по голосу и описанию и т.д.);
— с каждого мероприятия дети уносили домой небольшую символическую награду. Иногда это были изделия, выполненные их собственными руками.
В течение всего периода за детьми проводилось наблюдение. Все дети целевой группы по-разному привыкали к новому формату работы. Кто-то не заходил в комнаты первые занятия и смотрел на происходящее из раздевалки (такая возможность тоже была предусмотрена), кто-то начинал кричать и плакать уже в процессе занятий, дети отказывались включаться в игры, выполнять предложенные упражнения. Несмотря на то, что было проведено всего 9 занятий, положительная динамика наблюдалась практически у всех детей:
— Миша начал проявлять интерес к информации, получаемой от музейного работника. Истеричные срывы у него прекратились после третьего посещения. На последних занятиях он стал выполнять задания самостоятельно, очень аккуратно. Например, на занятии по теме «Вторая жизнь вещей» он практически без помощи взрослых изготовил органайзер для ручек.
— Анна после первых двух отказов выходить из автобуса очень быстро стала привыкать к данному формату работы, сначала сидела с мамой и только наблюдала за происходящим, затем стала понемногу включаться в общие задания. На занятии, посвященном Всемирному дню туризма, она активно залезала в палатку, спальный мешок, разводила костер вместе с ребятами и прыгала по кочкам.
— Владимир сложнее и дольше других привыкал к экскурсиям, первые 2 занятия он просидел в раздевалке с мамой, затем стал вместе с ней проходить в комнату для занятий. Мальчик испытывает большие трудности в понимании речи, поэтому он выполнял некоторые задания по образцу сверстников. Его сопровождал тьютор и в случае необходимости оказывал помощь. То, что на последних занятиях он самостоятельно, спокойно присутствовал, сидел и слушал, стало серьезным успехом в продвижении ребенка в социальную среду.
— Сергей первые занятия наотрез отказывался принимать участие в играх, и в мероприятии в целом, просился домой уже на 10—15-й минуте. Он не понимал, почему его спрашивают не всегда, когда он того желает, почему дают награду только тем, кто верно выполнил задание. Но Сережа посетил все занятия данной программы: он стал с интересом наблюдать за происходящим и активно принимать участие в играх. Научился ждать своей очереди и получать заслуженную награду за выполненные задания. В школе он стал интересоваться, когда будет следующая экскурсия.
— Николай принял участие только в 5 экскурсиях, так как не сразу подключился к данной программе. Его результаты оказались самыми незначительными. Он не проявлял на занятиях особого беспокойства, но и интереса к происходящему тоже не демонстрировал, старательно избегал участия в любых формах работы. Если педагоги не сразу привлекали его к деятельности, просто сидел и ничего не делал.
В обобщенном виде динамика формирования социально приемлемого поведения и навыков совместной деятельности представлена на рисунках 1 и 2.
По вертикальной оси в обеих диаграммах показан процент от числа испытуемых детей с РАС, у которых данный навык сформирован в более светлых столбцах (синего цвета) на начало проведения программы, темных (красного цвета) — на момент завершения.
В диаграмме на рисунке 1 по горизонтали расположены показатели, по которым отслеживались перечисленные элементы социально приемлемого поведения:
1 соблюдение ритуалов приветствия и прощания с работниками музея.
2 спокойное перемещение из автобуса в музей.
3 спокойное поведение во время занятий.
4 сохранение адекватного поведения на протяжении всего мероприятия.
5 адекватная реакция на внесение изменений в расписание
6 адекватное поведение при входе в музейные комнаты с экспонатами.
7 выполнение заданий в соответствии с планом занятий.
8 выполнение заданий, требующих совместных действий со сверстниками.
Также в диаграмме 1 отчетливо прослеживается положительная динамика сформированности коммуникативных и социальных навыков. Большинство из них оценены на 80—100%. Наименьшие показатели получены по критерию «Выполнение заданий, требующих совместных действий со сверстниками», что вполне объяснимо, поскольку это одно из самых сложных умений для детей с РАС. Этот критерий представлен в отдельной диаграмме на рисунке 2, он разбит на три навыка: «Имитация действий взрослых и сверстников», «Навыки игр с правилами, переходом хода», «Навык совместного внимания». На данной диаграмме динамика значительно ниже, чем на первой.
Приведенная на диаграммах информация получена на основе наблюдений специалистов, но показатели результатов подтверждены мнениями родителей. В процессе исследования среди них был проведен опрос, в ходе которого предлагались вопросы по оценке формирования определенных коммуникативных и социально-бытовых навыков. Родителям предлагалось оценить утверждение применительно к его ребенку по трехбалльной шкале: 2 балла ставились, если утверждение соответствует в полной мере; 1 балл, если заметна положительная динамика, но не в полной мере; 0 баллов, если положительных изменений не отмечено. Результаты опроса родителей представлены в таблице.
Результаты опроса родителей подтверждают серьезную положительную динамику в формировании отдельных коммуникативных и социальных навыков их детей. Из приведенной таблицы видно, что 100% детей стали спокойно (добавлю, некоторые даже с заинтересованностью) реагировать на информацию о предстоящей экскурсии; перестали демонстрировать тревогу и страх при переходе из автобуса в помещения музея и при посещении залов с экспонатами. Четверо родителей из пяти опрошенных отметили, что ребенок стал сам здороваться и прощаться в разных ситуациях, чего раньше не наблюдалось.
Несмотря на положительные отзывы о программе, в оценках родителей прослеживаются и показатели с низкой результативностью:
— 100% детей испытывают трудности при выполнении заданий, требующих совместных действий со сверстниками;
— 60% детей чувствуют неуверенность в понимании и выполнении заданий в соответствии с планом занятий;
— 60% детей не могут поделиться своими впечатлениями, несмотря на то, что все родители отмечают положительные эмоции у детей после каждой экскурсии.
Таблица
Опрос родителей по результатам работы программы «Экологические праздники в музее» (в процентах)
Заметили ли вы, что после реализации экскурсионной программы ваш ребенок: |
2 балла |
1 балл |
0 баллов |
Стал увереннее соблюдать ритуалы приветствия и прощания с посторонними людьми |
60 |
40 |
0 |
Перестал беспокоиться при перемещении из автобуса в музей |
20 |
20 |
60 |
Снизились случаи социально неприемлемого поведения в домашних условиях |
100 |
0 |
0 |
Перестал выказывать стремление покинуть залы и мероприятие |
100 |
0 |
0 |
Дает адекватную реакцию на внесение в расписание экскурсии |
80 |
0 |
20 |
Адекватно себя ведет при входе в музейные залы с экспонатами |
100 |
0 |
0 |
Проявляет уверенность при выполнении заданий в соответствии с планом занятий |
80 |
20 |
0 |
Проявляет уверенность при выполнении заданий, требующих совместных действий со сверстниками |
60 |
40 |
0 |
Выказывает положительные эмоции после экскурсий |
100 |
0 |
0 |
Делится впечатлениями об экскурсиях |
100 |
0 |
0 |
Считаете ли вы подобную работу полезной для вашего ребенка? |
40 |
40 |
20 |
Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок продолжил занятия в формате экскурсий? |
0 |
60 |
40 |
Показателем оценки проведенной работы и заинтересованности родителей стало то, что все они выразили желание участвовать в программе и в дальнейшем, так она принесла ощутимые результаты. Приведем некоторые высказывания родителей:
«На мой взгляд, такая форма работы очень полезна для наших детей, большое спасибо организаторам. Надеемся, что она будет продолжена».
«Я была на некоторых мероприятиях и очень удивилась, когда увидела, как мой ребенок с интересом принимает участие во многих видах деятельности, когда на первых занятиях он мучительно смотрел на дверь в ожидании окончания мероприятия».
«У моего ребенка неожиданно появился интерес к экскурсиям, он дома стал интересоваться, когда мы пойдем в музей. Раньше на любое предложение куда-нибудь пойти следовал твердый отказ. Благодаря участию в этой программе, сын не просто стал ходить везде с удовольствием, он стал сам звать взрослых пойти в зоопарк или музей».
В ходе программы и родители, и педагоги еще раз убедились в том, что «возможность взаимодействовать с другими людьми, выражать собственное мнение и влиять на окружение помогает в развитии позитивной самооценки и приводит к значительному снижению нежелательного поведения» [4, с. 69].
Обсуждение результатов
Таким образом, результаты проведенных мероприятий в рамках программы «Экологические праздники в музее» показывают, что экскурсионная деятельность может стать отличной формой работы по формированию коммуникативных и социальнобытовых навыков у детей с РАС. Из приведенных выше диаграмм видно: за время реализации программы 100% детей стали адекватно реагировать на внесение в расписание экскурсий, спокойно вести себя на занятиях, выходить из автобуса, перемещаться в помещениях музеев с экспонатами. Наиболее низкий показатель получен по критерию «Выполнение заданий, требующих совместных действий со сверстниками». Соответственно при дальнейшей работе планируется включение в каждое занятие упражнения и задания именно на совместные действия со сверстниками.
Вдохновленные видимыми результатами, педагоги школы совместно с музейными сотрудниками планируют продолжать работу по социализации детей с РАС в школе. Дорабатывается и действует программа на 2021—2022 учебный год с сохранением формы — экскурсии, но со сменой тематики. В новой программе планируется продолжить работу по социализации детей через краеведческую тематику. Город Ялуторовск имеет свою интересную историю, он является местом ссылки девяти декабристов, которые внесли свой вклад в развитие не только города, но и всего региона. Несмотря на всю сложность тематики, педагоги планируют начать занятия со знакомства участников группы с историческими и современными достопримечательностями города, с его природой, с производственными объектами.
Первая в этом году проведенная экскурсия показала некоторый откат в поведении детей с РАС. Педагоги предполагают, что причиной является годовой перерыв, когда, в результате пандемии, общество жило в жестком ограничении социальных контактов, и не было возможности вести экскурсионную деятельность. Учитывая данный факт, продолжение экскурсионной деятельности просто необходимо.
Заключение
Педагоги школы № 6 уверены, что реализацией программы «Экологические праздники в музее» сделан первый шаг в направлении развития у детей с РАС способностей к коммуникации и социальному взаимодействию. Получен первый серьезный положительный опыт, который постепенно приведет к освоению детьми более сложных форм взаимодействия и поведения. Понятно, что проведенными мероприятиями детей пока не социализировали. И есть много нерешенных проблем: практически никто еще не может уверенно, без помощи взрослых, взаимодействовать со сверстниками, быстро понимать и выполнять условия заданий или правила игры; сохраняются серьезные коммуникативные барьеры; не все родители понимают важность такой программы (в школе есть еще дети, которым очень нужна подобная форма коррекционной работы).
Но и положительные результаты налицо:
— у всех детей при выезде или выходе из школы значительно снизилась тревожность и проявления нежелательного поведения;
— трое из них стали демонстрировать интерес к данному формату работы;
— специалисты Ялуторовского музейного комплекса получили практический опыт работы с детьми с РАС и тоже с большим интересом наблюдали за происходящими с детьми переменами при каждом новом посещении;
— на занятиях у детей, пока точечно и нечасто, начал появляться познавательный интерес к происходящему;
— вся проведенная работа принесла несомненную пользу также и слабовидящим детям, не имеющим психических особенностей: они довольно быстро научились помогать детям с РАС, спокойно относиться к их аффективным вспышкам, что говорит о повышении социализированности и получении ими опыта толерантности.
На момент завершения первого года реализации программы у детей значительно снизился уровень поведенческих проблем, стали проявляться познавательные способности, появились и активно использовались новые возможности для развития навыков имитации. Участие в программе группы детей, не имеющих искажений психического развития, помогало детям с РАС приобретать социальные и коммуникативные навыки в естественных условиях. Если на первых занятиях их сопровождали родители, то на последних встречах 100% детей занимались самостоятельно.
В случае РАС, как и других отклонений в развитии, главной задачей комплексной коррекционной работы является возможно более полная социальная адаптация [7]. Проводимая программа «Экологические праздники в музее» позволяет еще раз убедиться в том, что развитие социальных навыков у ребенка с РАС — важнейшая задача, для решения которой необходимо объединение усилий семьи и специалистов, работающих с ребенком.
Педагоги школы совместно с сотрудниками Ялуторовского музейного комплекса активно работают над продолжением программы, планируя в 2021— 2022 учебном году на основе краеведческой тематики продолжить формирование социальных навыков детей с РАС, ключевым из которых будет развитие навыка взаимодействия со сверстниками. В ходе реализации следующго этапа программы будет проводиться оценка ее эффективности.
Литература
- Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма [Электронный ресурс] / Пер. с англ. Д.В. Ермолаева. Электронное издание (1 файл PDF: 217 с.). Москва: Теревинф, 2016. ISBN 978-5-4212-0351-3.
- Грандин Т., Эдельсон С.М. «Если вы не откроете детям мир, они ничем не заинтересуются»: Интервью с Темпл Грандин // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 3. С. 64—67. DOI:10.17759/autdd.2020180307
- Гриценко Л.И. Воспитание в коллективе как основа развития и социализации личности // Психология образования в XXI веке: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции: Волгоград, 14— 16 сентября 2011 г. Волгоград: Перемена, 2011. 474 с. ISBN 978-5-9935-0236-6.
- Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. Санкт-Петербург: Сеанс, 2018. 202 с., ил. ISBN 978-5-905669-37- 8.
- Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. Москва: Просвещение, 1989. 92 с. ISBN 5-09-001264-4.
- Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Григорян О.О. и др. Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами развития: методическое пособие для родителей / под общ. ред. Касаткина В.Н. Москва, 2006. 108 с.
- Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу). Москва: Сигналъ, 2002. 108 с.
- Морозов С.А., Морозова С.С., Морозова Т.И. Некоторые проблемы инклюзии при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 1. С. 51—61. DOI:10.17759/autdd.2020180106
- Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф. Сопровождение позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра: практическое руководство для педагогов. Москва: РИТМ, 2016. 192 с. ISBN 978-5-98422- 281-5.
- Никольская О.С. Аутизм лечится общением // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4. С. 35—38. DOI:10.17759/autdd.2016140406
- Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др. Дети и подростки с аутизмом: Психологическое сопровождение. Москва: Теревинф, 2005. 224 с. ISBN 5-901599-28-4.Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. 192 с.
- Скробкина О.В. Проблемы социальной адаптации детей с синдромом детского аутизма // Аутизм и нарушения развития. 2009. Т. 7. № 2. С. 21—26.
- Хаустов А.В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 2. С. 3—12. DOI:10.17759/autdd.2016140201
- Хаустов А.В., Руднева Е.В. Выявление уровня социализации у детей с РАС // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3. С. 16—24. DOI:10.17759/pse.2016210303
- Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком: Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Москва: Теревинф, 2004. 136 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1201
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 411
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3