Игра как фактор гармоничного и дисгармоничного психического развития в детском возрасте

367

Аннотация

Самостоятельная игровая деятельность ребенка отражает гармоничное или дисгармоничное психическое развитие. Обследованы 4030 детей дошкольного возраста (2720 мальчиков и 1310 девочек). Для длительного наблюдения отобраны 92 мальчика и 58 девочек раннего и дошкольного возраста. В пилотном исследовании дана оценка пространственно-игровой среды и особенностей игрушек, которыми играют современные дети, а также уточнено наличие зависимости психического состояния детей от этих факторов. Клиническую картину психических нарушений у детей определяли расстройства неврозоподобного, аффективного уровня в сочетании с отдельными шизотипальными стигмами и поведенческие нарушения в рамках расстройств аутистического спектра. Методы обследования: клинико-психопатологические, неврологические, психологические — опирались на концепцию ведущей деятельности, ориентированной на зону ближайшего развития ребенка. Проанализирована роль игрушек как материальных объектов, используемых детьми разных возрастов, и клинических состояний, в структуре которых были обнаружены нарушения игровой деятельности и психического развития. Сделаны выводы о возможности неблагоприятного влияния отдельных форм игры и игровых предметов на психическое состояние и развитие детей. Предложены рекомендации родителям для выбора игрушек.

Общая информация

Ключевые слова: шизотипальные расстройства, развитие, игра, игровая деятельность, онтогенез, расстройства аутистического спектра, дети

Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021190304

Для цитаты: Воскресенская С.А., Козловская Г.В., Иванов М.В., Калинина М.А. Игра как фактор гармоничного и дисгармоничного психического развития в детском возрасте // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 3. С. 31–41. DOI: 10.17759/autdd.2021190304

Литература

  1. Башина В.М. Аутизм в детстве. Москва: Медицина, 1999. 239 с. ISBN 5-225-04534-0.
  2. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология: Хрестоматия. 3-е изд. Москва: Когито-центр, 2010. 351 с. ISBN 5-89353- 109-4.
  3. Веракса Н.Е., Веракса Н.Н., Веракса А.Н., Сухих В.Л. Современные проблемы детской игры: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 3. С. 60—70. DOI:10.17759/chp.2020160307
  4. Воскресенская С.А., Иванов М.В. Патологические формы игровой деятельности при нарушениях психического развития у детей // Психиатрия. 2017. № 2 (74). С. 30—37.
  5. Выготский Л.С. Лекции по психологии // Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва: Смысл: Эксмо, 2005. С. 564—663. ISBN 5-699-13728-9.
  6. Иовчук Н.М., Северный А.А. О книге В.Е. Кагана «Аутизм у детей», второе издание, дополненное // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 4. С. 57—61. DOI:10.17759/autdd.2019170408
  7. Козловская Г.В. Актуальные проблемы микропсихиатрии // Психиатрия. 2007. № 5 (29). С. 14—18.
  8. Кравцов Г.Г, Кравцова Е.Е. Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста // Психолого- педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 4. С. 5—21. DOI:10.17759/psyedu.2019110401
  9. Крежевских О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: Учебное пособие. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 220 с. ISBN 978-5-4475-7452-9.
  10. Куликов Д.К., Выготский Л.С., Леонтьев А.П., Ильенков Э.В. Определение деятельностной природы мышления // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 3 (19). С. 71—84. DOI:10.24151/2409-1073-2018-3-71-84
  11. Марголина И.А., Платонова Н.В. Депривационный парааутизм у детей, подвергшихся физическому и сексуальному насилию // Психиатрическая наука в истории и перспективе: Материалы юбилейной всероссийской научно- практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Научного центра психического здоровья. Москва: ФГБНУ НЦПЗ, 2019. С. 119—121. ISBN 978-5-6042918-1-8.
  12. Маркова И.И., Косых Г.В. Психология игры и игрушки: Учебное пособие для студентов. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2019. 264 с. ISBN 978-5-00044-695-9.
  13. Никольская О.С., Малофеев Н.Н. Игра в пространстве современной культуры: взгляд дефектолога // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 8. С. 11—15.
  14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Москва: Римис, 2008. 416 с. ISBN 978-5-9650-0045-6.
  15. Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика [Электронный ресурс]: Аналитический вестник / Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Москва, 2003. № 3 (196). 129 с. URL: http://council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/25562/ (дата обращения: 03.09.2021).
  16. Расстройства аутистического спектра у детей: научно-практическое руководство / под ред. Н.В. Симашковой. Москва: Авторская академия, 2013. 263 с. ISBN 978-5-91902-026-4.
  17. Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности игры дошкольников с предметами оперирования // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. С. 5—15. DOI:10.17759/pse.2019240501
  18. Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Ролевое замещение в игре дошкольников с разными видами материала для сюжетной игры // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17. № 1. С. 67—74. DOI:10.17759/chp.2021170110
  19. Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Рябкова И.А. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 1. С. 4—14. DOI:10.17759/chp.2018140101
  20. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. Т. 10. № 2. С. 76—86.
  21. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Тенденции развития современных игрушек // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 99—104. DOI:10.17759/chp.2019150212
  22. Соловьева Ю., Кинтанар Л. Игровая деятельность с ориентировкой как метод развития дошкольников // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 4. С. 49—66. DOI:10.17759/psyedu.2019110404
  23. Туревская Р.А., Банникова И.М. Регрессивные явления в условиях игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 1. С. 64—79. DOI:10.17759/ cpp.20162401005
  24. Хёйзинга Й. Homo ludens: Опыт определения игрового элемента культуры. Санкт-Петербург: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с. ISBN 978-5-89059-168-5.
  25. Scott H.K., Cogburn M. Peer play [Электронный ресурс] // StatPearls [Internet]. July 9, 2021. URL: https://www.ncbi. nlm.nih.gov/books/NBK513223/ (дата обращения: 03.09.2021).

Информация об авторах

Воскресенская Светлана Александровна, Детский психиатр Детского диспансерного отделения №1, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Психиатрическая больница №3", Соискатель на звание кандидата медицинских наук, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6519-5596, e-mail: vskr973@mail.ru

Козловская Галина Вячеславовна, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела психической патологии детского возраста, ФГБНУ Научный Центр психического здоровья, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6299-1450, e-mail: kozgalina17@mail.ru

Иванов Михаил Владимирович, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела детской психиатрии, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3853-4345, e-mail: ivanov-michael@mail.ru

Калинина Марина Анатольевна, кандидат медицинских наук, Ведущий научный сотрудник отдела детской психиатрии, ФГБНУ "Научный центр психического здоровья", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2216-3989, e-mail: marina-k-13@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 985
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 367
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4