Введение
Важнейшим компонентом системы комплексного сопровождения
людей с расстройствами аутистического спектра является ранняя помощь
[Распоряжение Правительства РФ].
Ранняя помощь — это комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе
детям целевой группы и их семьям, направленных на содействие физическому и
психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные
ситуации, на формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и
родителей, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, на
повышение компетентности родителей
[Распоряжение Правительства РФ, а].
Для детей с РАС ранняя помощь должна начинаться с момента
установления диагноза (выявления отклонений в развитии ребенка) до включения
ребенка в систему образования
[Симашкова]. В настоящее время отсутствуют стандарты
оказания ранней помощи, в связи с чем актуальным является внедрение и апробация
успешных зарубежных практик работы с детьми раннего возраста
[Zhou, 2018]. Одной из
наиболее распространенных во всем мире и наиболее доказанной методикой,
применяемой для коррекции детей раннего возраста с РАС, является Денверская
модель раннего вмешательства
[Dawson, 2010; Fuller, 2020]. Денверская модель раннего вмешательства
— это комплексная программа, предназначенная для работы с детьми с РАС от 18 до
48 месяцев, основанная на поведенческом подходе и применении его в естественной
жизненной среде ребенка
[Colombi, 2016; Holzinger, 2019]. Важнейшую роль в программе занимает обучение
родителей особенностям взаимодействия и развития детей
[Роджерс]. В исследованиях
была доказана эффективность низкоинтенсивной программы Денверской модели
раннего вмешательства, где занятия со специалистом были сокращены до 1—2 раз в
неделю; все остальное время с ребенком занимается мама в рамках разработанной
индивидуальной программы
[Tateno, 2021]. Низкоинтенсивная программа Денверской модели
раннего вмешательства кажется нам наиболее доступной и легко воспроизводимой
для внедрения в государственные организации, оказывающие раннюю помощь
[Vivanti, 2014].
Цель исследования
В проведенной нами работе ставилась цель апробации
разработанной в Центре ментального здоровья низкоинтенсивной программы на
основе Денверской модели раннего вмешательства, детальное ее описание и оценка
эффективности.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 19 детей — 13 мальчиков
(68,4%) и 6 девочек (31,6%) — в возрасте от 1 года до 4-х лет (средний возраст
участников на момент начала программы составил 3 г.1 мес. ± 8,9 мес.) с
установленным диагнозом РАС (группа F84.0 по МКБ-10). На базе Приволжского
центра ментального здоровья в рамках реализации гранта Министерства внутренней
региональной и муниципальной политики Нижегородской области «Методический центр
ранней помощи для детей с расстройствами аутистического спектра и другими
ментальными нарушениями на базе Приволжского центра ментального здоровья» была
разработана программа ранней помощи. За основу при разработке данной программы
взяты принципы и методы Денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС
[Карякин].
В рамках программы ранней помощи были реализованы
следующие мероприятия:
-
Консилиумы специалистов (учитель-дефектолог,
учитель-логопед, детский психиатр) с целью уточнения диагноза и определения
показаний для включения в программу ранней помощи.
-
Входная оценка навыков детей с помощью методики оценки
развития детей RCDI-2000 [Шапиро]; оценка навыков детей на основании списка целевых
навыков в Денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС [Роджерс, а].
-
Построение индивидуального учебного плана для каждого
ребенка на основании результатов диагностики; пересмотр учебного плана на
основании промежуточных результатов диагностики с помощью списка целевых
навыков Денверской модели через 3 месяца коррекционных занятий.
-
Проводились занятия детей с учителем-дефектологом и
учителем-логопедом по индивидуальному учебному плану на протяжении 6 месяцев с
интенсивностью 2—3 часа в неделю (2 раза в неделю дети занимались с педагогом
по 60—90 мин. в зависимости от функциональных возможностей). Во время занятий
чередовались различные виды деятельности, направленные на обучение целевым
навыкам, проводилось обучение родителей навыкам взаимодействия с ребенком для
продолжения этих занятий в домашней обстановке, в привычной бытовой
среде.
-
Для родителей было проведено 10 обучающих групповых
семинаров, направленных на формирование общего представления о РАС и на
освоение приемов по развитию различных навыков у детей.
-
Перед завершением программы проведены диагностические
итоговые замеры: оценка с помощью методики RCDI-2000 и оценка навыков ребенка
на основании списка целевых навыков в Денверской модели раннего вмешательства
для детей с РАС.
Шкала развития детей от 14 месяцев до 3,5 лет
(RCDI-2000) представляет собой опросник для родителей, содержащий 216
вопросов, предполагающих три варианта ответа: «да, научился это делать за
последний месяц», «да, давно это делает; или да, делал это раньше, но сейчас
перерос это» и «нет, еще не может этого делать». Результаты опроса
обрабатываются с помощью специальной компьютерной программы, позволяющей
оценить возраст развития ребенка в диапазоне от 14 месяцев до 3,5 лет по
следующим сферам: социальная сфера, самообслуживание, крупная и тонкая
моторика, речь и понимание речи. Данная шкала рекомендована и активно
применяется в Санкт-Петербургском институте раннего вмешательства (ИРАВ, г.
Санкт-Петербург)
[Чистович, 2000; Шапиро]. Оценка актуальных навыков ребенка и построение
краткосрочных целей проводились при помощи Списка целевых навыков Денверской
модели раннего вмешательства, представляющего собой нормированный по критериям
инструмент оценки, в котором отражено освоение ребенком навыков в различных
областях возрастного развития: рецептивная коммуникация, социальные навыки,
когнитивные навыки, игра, крупная и мелкая моторика, адаптивные поведенческие
навыки
[Роджерс, а]. Список разбит на четыре уровня, которые соответствуют возрастам
12—18 месяцев, 18—24, 24—36 и 36—48 месяцев
[Lin T.-L, 2020]. В каждой области возрастного
развития оцениваются от четырех до двадцати навыков, отражающих типичный
профиль развития ребенка определенного возраста
[Vivanti, 2014]. В результате наблюдения
за ребенком во время игрового взаимодействия посредством опроса родителей
педагог оценивал сформированность каждого навыка по критериям: сформирован
полностью, сформирован частично, не сформирован. На основании проведенной
диагностики определялись цели вмешательства, разрабатывался учебный план. В
исследовании для оценки динамики учитывался процент полностью сформированных
навыков в каждой области возрастного развития, его изменение.
Результаты и обсуждение
Динамика навыков по оценочным шкалам RСDI
При входном тестировании по оценочным шкалам RCDI у 16 детей (84,2%) в
социальной сфере выявлено снижение показателя фактического возраста
относительно календарного. У 4-х детей (21,1%) показатель составил менее 1 г. 2
мес. В 2-х случаях (10,5%) возраст развития социальной сферы соответствовал
норме, в одном случае (5,3%) — составлял более 3-х лет 6 мес. и не мог быть
оценен как нормальный или сниженный в связи с ограничениями методики. У
остальных 12-ти детей (63,2%) этот показатель варьировал в диапазоне от 1 г. 2
мес. до 2 л. 3 мес.
В результате занятий 9 детей (47,4%) продемонстрировали
положительную динамику в развитии социальных навыков, их «возраст» в
данной сфере к концу проекта улучшился от 3 до более чем 20 месяцев (2 ребенка
на момент повторного обследования достигли показателя более 3,5 лет).
На момент включения в программу возраст фактического
развития речи не соответствовал календарному возрасту ни у одного
ребенка. У 9-ти детей (47,4%) речь была развита менее чем на 1 г. 2 мес., у
10-ти (52,6%) показатель находился в диапазоне от 1 г. 3 мес. до 2 л. 7 мес. В
результате коррекционного вмешательства у 12 детей (63,2%) отмечалось улучшение
в развитии речевых навыков в диапазоне от 1 до более чем 28 мес. (у 4-х детей
возраст развития навыка при повторном обследовании более 3,5 лет).
У 1-го (5,3%) ребенка при входном тестировании не
обнаружено отклонений в понимании речи. У 18-ти (94,7%) детей
фактический возраст развития навыков в данной сфере был снижен относительно
календарного: у 6-ти (31,2%) — ниже 1 г. 2 мес., у 12 других (63,2%) — в
диапазоне от 1 г. 2 мес. до 2 л. 4 мес. У большинства детей (73,7%) фактический
возраст развития навыков в сфере крупной и мелкой моторики был
значительно снижен относительно календарного, навыки самообслуживания
также были сформированы ниже возрастной нормы у 73,7 % детей.
Повторное тестирование показало улучшение тонкой
моторики у 13 детей (68,4%), показатели улучшились в диапазоне от 1 до
более чем 28 мес. (у 2-х детей возраст развития тонкой моторики при повторном
обследовании более 3,5 лет). Суммарная оценка улучшения навыков по результатам
первичной и повторной диагностики на основе опросника RСDI представлена на
рис. 1. Из диаграммы видно, что у детей, принимавших участие в
программе, наблюдалось улучшение показателей по всем сферам. Наиболее выражена
динамика в понимании речи (около 70% детей улучшили свои показатели), а также в
сфере тонкой моторики (73% детей улучшили свои показатели). Несколько меньшее
улучшение отмечается в социальных навыках (47,4% улучшили свои навыки), что
ожидаемо, поскольку именно данные нарушения являются определяющими и наиболее
трудно корректируемыми у детей с расстройствами аутистического спектра.
Динамика оценки текущих навыков детей при помощи Списка
целевых навыков Денверской модели раннего вмешательства.
Все дети, включенные в программу ранней помощи, были
диагностированы по списку целевых навыков 1 и 2 уровня, что соответствует
примерному календарному возрасту от 12 до 24 месяцев. В каждой области
возрастного развития рассчитывался процент сформированности навыков до
включения в программу и после завершения 6-месячного курса занятий по программе
ранней помощи на основе Денверской модели раннего вмешательства. Данные
начальной оценки представлены в таблице.
Таким образом, у детей, принимавших участие в
исследовании, были выявлены дефициты преимущественно в области экспрессивной
коммуникации, социальных навыков, рецептивной коммуникации (навыки сформированы
менее 29%), средний уровень сформированности (30—69%) навыков имитации, игры,
самообслуживания, навыков мелкой и крупной моторики. В результате проведенного
курса занятий по программе ранней помощи все дети продемонстрировали улучшение
навыков в диагностируемых областях возрастного развития. Динамика улучшения
навыков продемонстрирована на рис. 2.
Таблица
Начальная оценка сформированности навыков у детей,
включенных в исследование
|
№
|
Навык
|
Количество детей в % у которых навык сформирован…
|
|
Менее 29%
|
30%—69%
|
Более 70%
|
|
1
|
Рецептивная коммуникация
|
47,3
|
47,3
|
5,2
|
|
2
|
Экспрессивная коммуникация
|
52,6
|
36,8
|
10,4
|
|
3
|
Социальные навыки
|
52,6
|
47,3
|
0
|
|
4
|
Имитация
|
31,5
|
68,4
|
0
|
|
5
|
Когнитивные навыки
|
36,8
|
47,3
|
15,7
|
|
6
|
Игра
|
26,3
|
68,4
|
5,2
|
|
7
|
Мелкая и крупная моторика
|
0
|
84,2
|
15,7
|
|
9
|
Поведение
|
31,5
|
52,6
|
15,7
|
|
10
|
Навыки самообслуживания
|
10,5
|
73,6
|
26,3
|
Результаты динамической оценки демонстрируют улучшение
навыков у детей во всех областях возрастного развития. Наибольшие изменения
показателей выявляются в областях рецептивной коммуникации (улучшение навыков в
среднем на 40%), игры (рост на 30%), когнитивных навыков (рост на 30,5%),
бытовых навыков (рост на 33%). В остальных навыках рост показателей составил
25—29%. Наименьшие изменения были выявлены в областях социального развития и
экспрессивной речи, которые начально были наименее развиты.
Выводы
-
Исходя из полученных данных, можно утверждать, что
разработанная низкоинтенсивная программа занятий на основе Денверской модели
раннего вмешательства для детей с РАС развивает все сферы жизнедеятельности
ребенка, способствует улучшению поведения.
-
Предложенная модель индивидуальных занятий для детей с РАС
по 2—3 часа в неделю на протяжении 6 месяцев показала положительную динамику в
развитии преимущественно навыков рецептивной коммуникации, игры, мелкой и общей
моторики, имитации, бытовых навыков в группе детей с аутизмом и общим
расстройством психологического развития в возрасте от 1 до 4 лет. Навыки
экспрессивной речи, социальные навыки изменились в меньшей степени, что
обусловлено прежде всего тем, что это ведущие дефициты при РАС. Возможно, это
связано и с тем, что в Денверской модели раннего вмешательства уделяется
недостаточно внимания непосредственно логопедической составляющей
коррекционно-развивающих программ. Кроме этого, в разработанной нами программе
не были предусмотрены групповые формы занятий с детьми, что способствовало бы
лучшему развитию социальных навыков.
-
Использование тестирования по оценочным шкалам RCDI, а
также оценка текущих навыков ребенка при помощи Списка целевых навыков
Денверской модели раннего вмешательства дают сопоставимые результаты, позволяют
оценить динамику в развитии ребенка.
-
Предложенная низкоинтенсивная программа ранней помощи на
основе Денверской модели является перспективной для использования в
государственных образовательных и социальных учреждениях, вовлеченных в систему
ранней помощи.
-
Необходимо дальнейшее исследование эффективности
предложенной низкоинтенсивной программы ранней помощи с использованием
стандартизированных диагностических инструментов на большей группе детей в
сравнении с другими вмешательствами и в сравнении с естественным развитием
ребенка.