Аутизм и нарушения развития
2022. Том 20. № 1. С. 29–36
doi:10.17759/autdd.2022200104
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Применение программы ранней помощи на основе Денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: Денверская модель раннего вмешательства, оценка навыков, расстройства аутистического спектра, детский аутизм, ранняя помощь , РАС
Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2022200104
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства внутренней региональной и муни- ципальной политики Нижегородской области в рамках гранта «Методический центр ранней помощи для детей с расстрой- ствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями на базе Приволжского центра ментального здоровья» ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет»
Получена: 23.02.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Старикова О.В., Дворянинова В.В., Баландина О.В. Применение программы ранней помощи на основе Денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 1. С. 29–36. DOI: 10.17759/autdd.2022200104
Полный текст
-
Консилиумы специалистов (учитель-дефектолог, учитель-логопед, детский психиатр) с целью уточнения диагноза и определения показаний для включения в программу ранней помощи.
-
Входная оценка навыков детей с помощью методики оценки развития детей RCDI-2000 [8]; оценка навыков детей на основании списка целевых навыков в Денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС [5].
-
Построение индивидуального учебного плана для каждого ребенка на основании результатов диагностики; пересмотр учебного плана на основании промежуточных результатов диагностики с помощью списка целевых навыков Денверской модели через 3 месяца коррекционных занятий.
-
Проводились занятия детей с учителем-дефектологом и учителем-логопедом по индивидуальному учебному плану на протяжении 6 месяцев с интенсивностью 2—3 часа в неделю (2 раза в неделю дети занимались с педагогом по 60—90 мин. в зависимости от функциональных возможностей). Во время занятий чередовались различные виды деятельности, направленные на обучение целевым навыкам, проводилось обучение родителей навыкам взаимодействия с ребенком для продолжения этих занятий в домашней обстановке, в привычной бытовой среде.
-
Для родителей было проведено 10 обучающих групповых семинаров, направленных на формирование общего представления о РАС и на освоение приемов по развитию различных навыков у детей.
-
Перед завершением программы проведены диагностические итоговые замеры: оценка с помощью методики RCDI-2000 и оценка навыков ребенка на основании списка целевых навыков в Денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС.
№ |
Навык |
Количество детей в % у которых навык сформирован… |
||
Менее 29% |
30%—69% |
Более 70% |
||
1 |
Рецептивная коммуникация |
47,3 |
47,3 |
5,2 |
2 |
Экспрессивная коммуникация |
52,6 |
36,8 |
10,4 |
3 |
Социальные навыки |
52,6 |
47,3 |
0 |
4 |
Имитация |
31,5 |
68,4 |
0 |
5 |
Когнитивные навыки |
36,8 |
47,3 |
15,7 |
6 |
Игра |
26,3 |
68,4 |
5,2 |
7 |
Мелкая и крупная моторика |
0 |
84,2 |
15,7 |
9 |
Поведение |
31,5 |
52,6 |
15,7 |
10 |
Навыки самообслуживания |
10,5 |
73,6 |
26,3 |
-
Исходя из полученных данных, можно утверждать, что разработанная низкоинтенсивная программа занятий на основе Денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС развивает все сферы жизнедеятельности ребенка, способствует улучшению поведения.
-
Предложенная модель индивидуальных занятий для детей с РАС по 2—3 часа в неделю на протяжении 6 месяцев показала положительную динамику в развитии преимущественно навыков рецептивной коммуникации, игры, мелкой и общей моторики, имитации, бытовых навыков в группе детей с аутизмом и общим расстройством психологического развития в возрасте от 1 до 4 лет. Навыки экспрессивной речи, социальные навыки изменились в меньшей степени, что обусловлено прежде всего тем, что это ведущие дефициты при РАС. Возможно, это связано и с тем, что в Денверской модели раннего вмешательства уделяется недостаточно внимания непосредственно логопедической составляющей коррекционно-развивающих программ. Кроме этого, в разработанной нами программе не были предусмотрены групповые формы занятий с детьми, что способствовало бы лучшему развитию социальных навыков.
-
Использование тестирования по оценочным шкалам RCDI, а также оценка текущих навыков ребенка при помощи Списка целевых навыков Денверской модели раннего вмешательства дают сопоставимые результаты, позволяют оценить динамику в развитии ребенка.
-
Предложенная низкоинтенсивная программа ранней помощи на основе Денверской модели является перспективной для использования в государственных образовательных и социальных учреждениях, вовлеченных в систему ранней помощи.
-
Необходимо дальнейшее исследование эффективности предложенной низкоинтенсивной программы ранней помощи с использованием стандартизированных диагностических инструментов на большей группе детей в сравнении с другими вмешательствами и в сравнении с естественным развитием ребенка.
Литература
- Карякин Н.Н., Альбицкая Ж.В., Баландина О.В. и др. Описание психолого-педагогических методик с доказанной эффективностью, рекомендуемых для оказания помощи детям с РАС: учебное пособие. Нижний Новгород: Издательство Приволжского исследовательского медицинского университета, 92 с. ISBN 978-5-7032- 1360-5.
- Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2016 г. № 2723-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. 6 с. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/181 (дата обращения: 02.2022).
- Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2021 г. № 3711-р «Об утверждении Концепции развития в РФ системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403212204/ (дата обращения: 02.2022).
- Роджерс С., Доусон Дж., Висмара Л.А. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 416 с. ISBN 978-5-91743-067-6.
- Роджерс С., Доусон Дж. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию. Москва: ИП Толкачев, 432 с. ISBN 978-5-9907565-9-5.
- Симашкова Н.В. и др. Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра. Москва: Гэотар- Медиа, 288 с. ISBN 978-5-9704-3841-1.
- Чистович И., Рейтер Ж., Шапиро Я. Руководство по оценке развития младенцев до 16 месяцев на основе русифицированной шкалы 2 изд. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский ин-т раннего вмешательства, 2000. 64 с. ISBN 5-8049-0038-2.
- Шапиро Я., Чистович И. Руководство по оценке уровня развития детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по русифицированной шкале RCDI-2000. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский ин-т раннего вмешательства, 62 с. ISBN 5-8049-0039-0.
- Colombi C., Narzisi A., Ruta L. et al. Implementation of the Early Start Denver Model in an Italian community. Autism, 2016, vol. 22, 2, pp. 126—133. DOI:10.1177/1362361316665792
- Dawson G., Rogers S., Munson J. et al. Randomized, controlled trial of an intervention for toddlers with autism: The Early Start Denver Pediatrics, 2010, vol. 125, no. 1, pp. e17—e23. DOI:10.1542/peds.2009-0958
- Fuller E.A., Oliver K., Vejnoska S.F. et al. The Effects of the Early Start Denver Model for Children With Autism Spectrum Disorder: A Meta-Analysis. Brain Sciences, 2020, 10, no. 6, article no. 368. 17 p. DOI:10.3390/brainsci10060368
- Holzinger D., Laister D., Vivanti G. et al. Feasibility and outcomes of the Early Start Denver Model implemented with low intensity in a community setting in Austria. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, 2019, vol. 40, no. 5, pp. 354—363. DOI:10.1097/DBP.0000000000000675
- Lin T.-L., Chiang C.-H., Ho S.Y. et al. Preliminary clinical outcomes of a short-term low-intensity Early Start Denver Model implemented in the Taiwanese public health Autism, 2020, vol. 24, no. 5, 1300— 1306. DOI:10.1177/1362361319897179
- Tateno Y., Kumagai K., Monden R. et al. The Efficacy of Early Start Denver Model Intervention in Young Children with Autism Spectrum Disorder Within Japan: A Preliminary Study. Journal of Child and Adolescent Psychiatry, 2021, vol. 32, no. 1, pp. 35—40. DOI:10.5765/jkacap.200040
- Vivanti G., Paynter J., Duncan E. et al. Effectiveness and feasibility of the Early Start Denver Model implemented in a group-based community childcare setting. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2014, vol. 44, no. 12, pp. 3140—3153. DOI:10.1007/s10803-014-2168-9
- Zhou B., Xu Q., Li H. et al. Effects of Parent-Implemented Early Start Denver Model Intervention on Chinese Toddlers with Autism Spectrum Disorder: A Non-Randomized Controlled Trial. Autism Research, 2018, vol. 11, no. 4, pp. 654— 666. DOI:10.1002/aur.1917
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1977
В прошлом месяце: 83
В текущем месяце: 58
Скачиваний
Всего: 601
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 7