Уважаемые читатели!
Вашему вниманию предложен международный тематический номер журнала «Аутизм и нарушения развития». Авторы статей из Республики Беларусь, Франции, Катара, Российской Федерации опубликовали результаты исследований, нацеленных на поиск подходов, обеспечивающих решение актуальных проблем образования, комплексной помощи детям с РАС.
В этом номере журнала представлены работы, выполненные с опорой на классические исследования и на современные подходы и практики, в том числе на информационные технологии. Так, проведенный в исследовании К. Ребекки (Франция) теоретический и междисциплинарный анализ определений аутизма позволяет переосмыслить традиционное понимание аутизма, показывая актуальность трудов основоположницы детской психиатрии в СССР Груни Ефимовны Сухаревой.
Интересным является описанный Н. Литайем (Катар) опыт использования смартфонов в работе по формированию бытовых умений и повышению самостоятельности у подростков с РАС.
Российские педагоги Е. Легкая и К. Салманова исследуют возможности занятий по адаптивной физической культуре для коррекции нарушений двигательной сферы и развития когнитивных и коммуникативных способностей у детей с РАС. Также они описывают опыт развития коммуникативных навыков у детей с РАС, занимающихся в Центре адаптивного самбо города Сочи.
В результатах национального исследования белорусских ученых (В. Хитрюк, Е. Лемех, С. Феклистовой, Ю. Строгой, А. Кутыша) анализируются компоненты оценки родителями уровня доступности учреждений дошкольного и общего среднего образования для детей с РАС в соответствии с выделенными авторами параметрами.
В публикации авторов Ю. Ахламовой, С. Вилковой и А. Голубковой представлены результаты изучения особенностей использования различных приемов для установления контакта с ребенком с РАС в рамках метода игровой терапии, центрированной на ребенке.
Автор из Беларуси О. Светлакова проанализировала особенности организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного и общего среднего образования для обучающихся с РАС в республике Беларусь.
Статьи этого номера позволят не только ознакомиться с опытом других государств в области оказания комплексной помощи детям с РАС, но и дадут возможность использовать его в образовательной практике и при проведении совместных исследований специалистами из разных стран.
С уважением,
Вера Валерьевна Хитрюк
доктор педагогических наук, профессор,
директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, г. Минск, Республика Беларусь
Ольга Юрьевна Светлакова,
кандидат педагогических наук,
заведующая кафедрой коррекционно-образовательных технологий Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, г. Минск, Республика Беларусь