Вестник практической психологии образования
2017. Том 14. № 2. С. 109–110
ISSN: 2658-3100 (online)
Методика взаимоподражания
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ФГОС, работа в парах, подражание, индивидуальный образовательный маршрут
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Бондаренко Л.В. Методика взаимоподражания [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 2. С. 109–110. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n2/Bondarenko (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, а также сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром — являются одними из основных принципов, утверждаемых ФГОС [1]
Для реализации указанных принципов и достижения новых образовательных результатов, с одной стороны, требуется выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов в отношении разных дошкольников, а с другой стороны — совместность реализации индивидуальных траекторий.
В Красноярском крае получены необходимые решения — позитивный опыт организации разных вариантов взаимобучения, построенных на применении пар сменного состава (Дьяченко В.К., Мкртчян М.А., Лебединцев В.Б., Литвинская И.Г., Минова М.В. и др.). Педагоги школ, которые в своей практике руководствуются требованиями технологии коллективных учебных занятий, достигают достаточно высоких результатов обучения и воспитания.
Методика взаимоподражания — новая методика, способствующая подготовке детей к учебному общению и становлению их самостоятельности, опирающаяся на коллективную организационную форму общения. Методика проста в освоении и использовании как для воспитателей ДОУ, так и для детей.
Предназначение методики взаимоподражания (МВП) — освоение дошкольниками наглядных действий через взаимодействие в парах сменного состава, например, действий по рисованию, лепке, танцам, спортивным движениям, самообслуживанию и т. п.
Методика взаимоподражания не имеет сложного алгоритма и опирается только на зрительное восприятие, внимательность,
На сегодняшний день эффективное и целенаправленное использование пар сменного состава в дошкольных образовательных учреждениях затруднено из-за вербальной нагруженности основных методик работы в парах сменного состава (методика Ривина, методика взаимопередачи тем, методика доводящей карточки и т. д.) [1]. Недостаточный словарный запас у дошкольников не позволяет опереться на вербальные приемы и формы взаимообучения.
Возрастные особенности дошкольников побудили нас обратиться к методике взаимоподражания, более адекватной их индивидуальным возрастным возможностям. Методика взаимоподражания (МВП) была создана в совместной работе воспитателей и педагогов Пировского района под руководством методистов лаборатории методологии и технологии коллективного способа обучения Красноярского краевого ИПК РО Л.В. Бондаренко и Е.В. Григорьевой в 2016 году.
Опишем опыт применения методики взаимопод- ражания для дошкольников при освоении новых техник рисования (старшая группа детского сада №1 села Пировское, октябрь 2016 года).
В группе 15 детей. Накануне общего занятия воспитатель отдельно обучила трех детей трем разным техникам рисования деревьев. Каждому ребенку показала только одну из техник. Аня освоила под руководством воспитателя технику рисования осеннего дерева поролоновой губкой. Артем освоил технику рисования деревьев восковыми карандашами. Володя освоил технику рисования с помощью трубочки и кисти.
Утром за столы, приготовленные для рисования губкой (первый стол), восковыми карандашами (второй стол) и трубочкой (третий стол), сели три пары детей. В каждой паре у обученного ребенка был напарник, несведущий в данной технике рисования. Остальные девять детей за общим столом лепили фигурки из пластилина на свободную тему.
Примерно через 5-10 минут рисунки были готовы. В каждой паре один ребенок (обученный воспитателем) самостоятельно рисовал, а второй повторял на своем листке бумаги те же действия, что делал первый. Иногда обученный ребенок отвлекался от своего рисунка и подсказывал — словами, действием — новичку, как нужно правильно держать трубочку или рисовать контур восковым карандашом и т. п. После завершения рисунков пары разошлись. Образовались шесть новых пар — когда подключились к рисованию дети, которые до этого лепили.
Как проходило взаимодействие в новых парах? Бывший новичок выступал в новой паре уже в качестве специалиста по освоенной им технике. И теперь уже другой ребенок подражал ему в рисовании дерева.
Обученный же воспитателем ребенок брал себе нового напарника и опять повторял тот же рисунок в той же технике на глазах у нового напарника. Интересно то, что когда обученному ребенку после работы в первой паре предложили осваивать другую технику рисования, он отказался. Обученный ребенок еще трижды садился в новые пары и продолжал заново повторять один и тот же рисунок дерева. Естественно, что это были не точные копии, а вариации форм и оттенков, хотя в целом общий вид дерева повторялся. И только после двух-трех повторений в новых парах одного и того же дерева дети как будто бы насыщались и после этого подходили с просьбой поучиться новой технике рисования. Возможно, мы наблюдали самоорганизацию ребенком процесса закрепления нового навыка.
Такое поведение детей позволяет предположить, что ребенок, если его не принуждать к другим действиям, стремится повторить несколько раз одно и то же действие. При этом новички могут, наблюдая за повторяющимся действием напарника, осваивать эти действия через подражание (при минимальных подсказках и минимальном руководстве со стороны обученного ребенка).
Наверно, следует понять, в чем смысл организации именно парной работы, если для подражания показ действия воспитателем или обученным ребенком вполне подходит для небольшой группы детей одновременно?
Наблюдение обнаруживает, что дети стремятся не только наблюдать и повторять за кем-то, но и показывать те действия, которые они научились (или пробуют) делать. Дети получают, во-первых, опыт чувствования себя в разных позициях: позиция знающего общий результат действия, владеющего целостным образом, и позиция не ведающего и не знающего. Во- вторых, дети в парах сменного состава получают опыт общения (выстраивания коммуникации) между разными позициями, что, безусловно, важно в будущем для естественного и непринужденного освоения более сложных методик взаимообучения через коллективную оргформу (пары сменного состава).
Применение воспитателями детских садов Пировского района описанной выше формы взаимодействия детей в парах сменного состава естественно вело к наращиванию у детей опыта и готовности к продолжению такого способа взаимообучения в самых разных ситуациях общения и самых разных видах деятельности: самообслуживание, настольные и спортивные игры, учебно-познавательные занятия и т. д.
Данную методику взаимоподражания рекомендуется применять в ДОУ для реализации ФГ ОС.
[1] Актуальность поиска и апробации новых методик дошкольного образования обусловлена введением федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, утвержденных приложением от 13 октября 2013 года к приказу Минобразования России №373 от 06.10.2009 г.
Литература
- Дьяченко В.К. Основное направление развития образования в современном мире. — М.: Школьные технологии, 2005. — 512 с.
- Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения. — Красноярск, 2010. — 228 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 659
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 269
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2