Вопросы подростков к взрослому: путь со-развития рефлексии

531

Аннотация

Традиционно подростковый период развития соотносится со становлением рефлексии как возрастного психологического новообразования. Однако, как показывают многочисленные эмпирические данные современных авторов, в наше время не только у подростков, но и у представителей юношеского периода фиксируются преимущественно низкие и средние уровни рефлексии. Как в современных условиях решать важнейшую задачу этапа подростничества — задачу обучения подростков умению «заглядывать» внутрь себя, строить нравственную идентичность и осознанный выбор? Этот вопрос обратил нас к поиску условий, необходимых для рефлексивного развития современных подростков. В статье приведены данные о рефлексии подростков 11–15 лет на основе анализа текстов в методике «Красная Шапочка» (Е.Е. Кравцова, А.А. Катеринина). Соотнесены позиция Л.С. Выготского о роли рефлексии в образовании третичных связей между функциями сознания и взгляд Г.Г. Кравцова о волевых функциях личности. На основе культурно-исторического подхода разработаны условия рефлексивного развития, определена ведущая роль рефлексивного диалога взрослых между собой и диалога с подростками, в котором активную позицию задающего вопросы занимают именно подростки.

Общая информация

Ключевые слова: подросток, рефлексия, третичные связи, диалог

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Горлова Е.Л., Лукина А.В. Вопросы подростков к взрослому: путь со-развития рефлексии [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 53–59. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/Gorlova_Lukina (дата обращения: 26.02.2024)

Фрагмент статьи

Подростковый этап развития личности находится в центре внимания исследователей и практиков не случайно. Как показывают социологические, психологические, педагогические исследования, этот период связан не только с новыми интеллектуальными, творческими, физическими возможностями и достижениями, но и с многочисленными рисками.

Литература

  1. Выготский, Л.С. Педология подростка. Собрание сочинений: в 6-ти томах. — Т. 4 / Под ред. Д.Б. Эльконина / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984.
  2. Дубровина, И.В. Идеи Л.С. Выготского о содержании детской практической психологии / И.В. Дубровина [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. — 2013. — №3. — URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3432.phtml (дата обращения: 26.03. 2018).
  3. Катеринина, А.А. Особенности произвольного структурирования, проявляющегося у детей разного психологического возраста / А.А. Катеринина [Электронный ресурс.] // Социосфера. — 2014. — С. 71–74. — URL: http://sociosphera.com/files/conference/2014/sociosfera-4-14.pdf (дата обращения: 25.03.2018).
  4. Кравцов, Г.Г. Онтогенез воли / Г.Г. Кравцов // Вестник РГГУ. — 2012. — №15. — С. 29–41.
  5. Поливанова, К.Н. Новое детство: вызов культурно-исторической теории? / К.Н. Поливанова // У истоков развития. Сборник научных статей / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.А. Котляр (Корепанова). — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 128–134.
  6. Сапогова, Е.Е. Автобиографирование как процесс самодетерминации личности / Е.Е. Сапогова // Культурно-историческая психология. — 2011. — №2. — С. 37–51.
  7. Толстых, Н.Н. Современное взросление / Н.Н. Толстых // Консультативная психология и психотерапия. — 2015. — Т. 23. — №4. — С. 7–24. doi:10.17759/cpp.2015230402.
  8. Толстых, Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. — М.: Юрайт, 2016. — 406 с.
  9. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. — 2011. — №4. — С. 3–12.

Информация об авторах

Горлова Елена Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра специальной психологии, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, e-mail: El.gorlova@gmail.com

Лукина Анна Викторовна, учитель русского языка и литературы, социальный педагог, ГБОУ «Школа №2053», Москва, Россия, e-mail: an.luckina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1182
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 531
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1