Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 1. С. 91–95
ISSN: 2658-3100 (online)
Роль межведомственного взаимодействия в процессе внедрения профессионального стандарта педагога-психолога (на примере Воронежской области)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: педагог-психолог, профессиональный стандарт, межведомственное взаимодействие
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Худякова Т.Л. Роль межведомственного взаимодействия в процессе внедрения профессионального стандарта педагога-психолога (на примере Воронежской области) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 91–95. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Khudyakova (дата обращения: 15.12.2024)
Полный текст
Значимость профессиональной деятельности педагога-психолога возрастает на современном этапе модернизации отечественного образования. В Концепции развития психологической службы образования Российской Федерации до 2025 года отмечается: «Изменения социально-экономической ситуации в стране, принятие новых законодательных актов в сфере образования диктуют не только необходимость корректировки целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, но и совершенствование психологического обеспечения образовательной деятельности с учетом новых требований к психолого-педагогическим условиям реализации образовательных программ».
Профессиональные стандарты работников образования находятся на этапе внедрения и реализации. На всероссийском съезде участников апробации и внедрения профессионального стандарта педагога (10-13 ноября 2015 года) были разработаны рекомендации, определяемые государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы». Основными требованиями достижений результатов внедрения профессионального стандарта педагога (педагога-психолога) являются:
• правовое сопровождение применения профессионального стандарта;
• методическое обеспечение профессионального стандарта с учетом необходимых изменений Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
• разработка программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
• построение системы оценки профессиональной квалификации с учетом конкретных трудовых функций, что позволит модернизировать систему аттестации педагогов.
Необходимость апробации профессиональных стандартов с учетом региональной специфики определила разработку программы поэтапного освоения профессиональных стандартов работниками образования Воронежской области. Одним из значимых событий стала организация региональной научно-практической конференции «Профессиональный стандарт педагога — основа для повышения качества педагогической деятельности и непрерывного профессионального развития педагогов», проведенная в январе 2015 года. Основными направлениями работы конференции стали:
• обсуждение основных механизмов перестройки системы профессиональной подготовки педагогов, внесение изменений в основные образовательные программы, а также программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
• учет требований профессионального стандарта педагога в реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
• психологические аспекты взаимодействия педагогов в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога.
Особое внимание на конференции было уделено механизмам и технологиям межведомственного взаимодействия при реализации образовательных услуг в условиях внедрения образовательных стандартов.
Опыт межведомственного взаимодействия педагогов-психологов и психологов, работающих в учреждениях здравоохранения, представлен в рамках организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. В настоящее время в связи с появлением новых нормативных документов, определяющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, проводится реорганизация деятельности центральной и региональных психолого-медикопедагогических комиссий Воронежской области.
Регулярно проводятся городские научно-практические семинары, посвященные различным аспектам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Активное участие в работе семинаров принимают клинические психологи детского отделения Воронежского областного клинического психоневрологического диспансера, а также преподаватели кафедры практической психологии Воронежского государственного педагогического университета и педагоги-психологи образовательных учреждений г. Воронежа.
Педагоги-психологи принимают участие в организации психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих расстройства аутистического спектра, а также организации помощи их родителям. Осуществляется взаимодействие с Воронежской региональной общественной организацией «АутМамы». В Воронежском государственном педагогическом университете создан Ресурсный центр поддержки инклюзивного образования.
25 марта 2016 года была организована региональная научно-практическая конференция «Современные тенденции, перспективы и условия образования и развития детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС». Работа конференции была представлена на следующих дискуссионных площадках:
• система ранней помощи детям с ОВЗ в структуре дошкольного образования;
• психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях дошкольного, основного и дополнительного образования с учетом требований профессиональных стандартов;
• применение современных инновационных технологий в организации образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения;
• межведомственное взаимодействие как условие решения проблем образования детей с ОВЗ.
Межведомственное взаимодействие с представителями системы исполнения наказаний осуществляется в рамках реализации программ повышения квалификации сотрудников УФСИН Воронежской области, в том числе на базе воспитательной колонии (г. Бобров Воронежской области).
В течение 2015-2016 гг были реализованы следующие программы:
• «Психологические основы ресоциализации девиантной личности»;
• «Основы психолого-педагогической работы с несовершеннолетними девиантами»;
• «Психология девиантного поведения личности: диагностика, профилактика, коррекция».
Значимым событием стала Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Современная психология образования: проблемы и перспективы», которая состоялась 20-22 октября 2016 года в Воронеже. В рамках работы конференции был организован круглый стол, посвященный основным проблемам и перспективам внедрения профессионального стандарта педагога-психолога. В работе круглого стола приняли участие специалисты, принимающие непосредственное участие в процессе аттестации педагогических работников государственных, муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Воронежской области.
В рамках конференции организована работа следующих секций:
• современная психология образования — когнитивный аспект;
• психолого-педагогические технологии в работе психолога образования;
• информационные технологии в деятельности психолога образования;
• ценностные и смысложизненные ориентации участников образовательного процесса.
Тематические круглые столы:
• Безопасная образовательная среда: организация, экспертиза, результаты;
• Социальные и психологические риски профессионального становления психолога образования;
• Проблемы девиантного и делинквентного поведения современных подростков.
Межведомственное взаимодействие является необходимым условием эффективного психолого-педагогического сопровождения детей группы риска. В качестве конкретного примера рассмотрим модель межведомственного взаимодействия в процессе оказания психолого-педагогической помощи детям, пострадавшим от преступных посягательств, которая реализуется в работе «Центра психолого-педагогической поддержки и развития детей» Воронежской области под руководством В.Ф. Крапивиной.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года №432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» стало обязательным участие психологов в следственных действиях с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.
Утвержденный приказом Минтруда России от 24 июля 2015 года профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» также предусматривает оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
С целью обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, оказания своевременной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, пострадавшим от преступлений, на базе ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей» создан мониторинговый центр по оказанию психологической помощи пострадавшим детям.
Основной целью деятельности Центра является защита прав и законных интересов несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
Психологи центра:
• оказывают психолого-педагогическую помощь пострадавшим детям и членам их семей;
• оказывают экстренную психологическую помощь несовершеннолетним, пострадавшим от преступных посягательств, и членам их семей по общероссийскому детскому телефону доверия с единым номером 8-800-2000-122;
• осуществляют информационное взаимодействие по вопросам оказания психолого-педагогической помощи пострадавшим, несовершеннолетним;
• оказывают методическую помощь педагогам-психологам в сложных случаях по вопросам психологического сопровождения несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств;
• проводят выездные консультации при сопровождении следственных действий в отношении детей, подвергшихся насилию (в особо сложных случаях);
• организуют проведение совместных совещаний, консультаций, рабочих встреч, а также обучающих мероприятий для педагогов-психологов, участвующих в проведении следственных действий, по вопросам психолого-педагогической поддержки детей, подвергшихся преступным посягательствам;
• проводят мониторинг оказания психолого-педагогической помощи детям, пострадавшим от преступных посягательств,
В Центре создано специализированное помещение, оснащенное оборудованием, необходимым для работы психолога с ребенком, пострадавшим от насилия.
С января 2015 года в рамках Соглашения о сотрудничестве в образовательных организациях муниципальных районов были назначены 74 педагога-психолога, ответственных за взаимодействие со следственными органами в вопросах исполнения федерального законодательства в отношении несовершеннолетних, которые принимают участие в проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
В целях оказания методической помощи педагогам-психологам по вопросам участия педагогов-психологов в уголовном судопроизводстве, связанном с расследованием преступлений в отношении несовершеннолетних, и оказания психолого-педагогической помощи детям, пострадавшим от преступных посягательств, на регулярной основе психологами Центра проводятся следующие мероприятия:
• обучающие семинары «Участие педагогов-психологов в уголовном судопроизводстве, связанном с расследованием преступлений в отношении несовершеннолетних», «Методические и процессуальные аспекты участия педагога-психолога в производстве следственных действий с участием несовершеннолетних», «Социально-психологические аспекты профилактики жестокого обращения и самовольных уходов несовершеннолетних»;
• вебинары, освещающие вопросы оказания психологической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения;
Разработаны методические рекомендации по психологическим особенностям проведения допроса несовершеннолетних, сводящих к минимуму риск нанесения психологической травмы ребенку (данные рекомендации были направлены в муниципальные отделы образования).
Педагогам-психологам, отвечающим за сопровождение несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств, в следственных действиях, был продемонстрирован обучающий видеофильм «Участие в следственных действиях педагога-психолога и оказание психологической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения».
В рамках межведомственного взаимодействия следователей и педагогов-психологов, ответственных за взаимодействие со следственными органами в вопросах исполнения федерального законодательства, проводятся семинары-совещания по вопросам обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Со следователями проводятся обучающие семинары-тренинги, на которых рассказывается об особенностях проведения допроса несовершеннолетних, сводящих к минимуму риск нанесения психологической травмы ребенку.
Психологи Центра регулярно проводят в образовательных организациях мероприятия, направленные на профилактику виктимного поведения несовершеннолетних (акция «Школа — территория без насилия», фотоконкурс «Скажи насилию «нет!»).
Создание регионального мониторингового центра психологической помощи пострадавшим детям позволило объединить усилия государственных органов и гражданского общества в работе по профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также повысить эффективность деятельности следственных органов при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
Важным событием для развития психологической службы образования в регионе стало принятие в декабре 2017 года «Концепции развития психологической службы образования Российской Федерации до 2025 года». В июле 2018 года создано Воронежское региональное отделение Федерации психологов образования России. Одним из основных направлений его деятельности является сопровождение процесса внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Литература
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70429490/ (дата обращения: 01.02.2018).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/71431038/#ixzz4sLs7Evz9 (дата обращения: 01.02.2018).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. №2204_р «О плане разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 гг.» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/ 70270556/ (дата обращения: 01.02.2018).
- Приказ Минтруда России №514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк Документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy_informatsionnyy_blok/natsionalnyy_reestr_professionalnykh_standartov/reestr_professionalnykh_standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 10.09.2018).
- Худякова Т.Л. Опыт и перспективы межведомственного взаимодействия в практике внедрения профессионального стандарта педагога-психолога (пример Воронежской области) // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: МГППУ, 2016. С. 139–144.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 648
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 316
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0