Роль межведомственного взаимодействия в процессе внедрения профессионального стандарта педагога-психолога (на примере Воронежской области)

312

Аннотация

В статье представлен опыт внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Воронежской области в соответствии с положениями Концепции развития психологической службы образования Российской Федерации до 2025 г. Описаны результаты мероприятий, посвященных различным аспектам апробации профессионального стандарта с учетом специфики региона. В качестве конкретного примера рассмотрена модель межведомственного взаимодействия в процессе оказания психолого-педагогической помощи детям, пострадавшим от преступных посягательств, реализуемая в работе «Центра психолого-педагогической поддержки и развития детей» Воронежской области. Приведены итоги информационно-методической работы по организации применения в регионе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Общая информация

Ключевые слова: педагог-психолог, профессиональный стандарт, межведомственное взаимодействие

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Худякова Т.Л. Роль межведомственного взаимодействия в процессе внедрения профессионального стандарта педагога-психолога (на примере Воронежской области) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 91–95. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Khudyakova (дата обращения: 25.07.2024)

Полный текст

Значимость профессиональной деятельности педагога-психолога возрастает на современном этапе модернизации отечественного образования. В Концепции развития психологической службы образования Российской Федерации до 2025 года отмечается: «Изменения социально-экономической ситуации в стране, принятие новых законодательных актов в сфере образования диктуют не только необходимость корректировки целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, но и совершенствование психологического обеспечения образовательной деятельности с учетом новых требований к психолого-педагогическим условиям реализации образовательных программ».

Профессиональные стандарты работников образования находятся на этапе внедрения и реализации. На всероссийском съезде участников апробации и внедрения профессионального стандарта педагога (10-13 ноября 2015 года) были разработаны рекомендации, определяемые государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы». Основными требованиями достижений результатов внедрения профессионального стандарта педагога (педагога-психолога) являются:

      правовое сопровождение применения профессионального стандарта;

 методическое обеспечение профессионального стандарта с учетом необходимых изменений Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);

       разработка программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

     построение системы оценки профессиональной квалификации с учетом конкретных трудовых функций, что позволит модернизировать систему аттестации педагогов.

Необходимость апробации профессиональных стандартов с учетом региональной специфики определила разработку программы поэтапного освоения профессиональных стандартов работниками образования Воронежской области. Одним из значимых событий стала организация региональной научно-практической конференции «Профессиональный стандарт педагога — основа для повышения качества педагогической деятельности и непрерывного профессионального развития педагогов», проведенная в январе 2015 года. Основными направлениями работы конференции стали:

  обсуждение основных механизмов перестройки системы профессиональной подготовки педагогов, внесение изменений в основные образовательные программы, а также программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

   учет требований профессионального стандарта педагога в реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

   психологические аспекты взаимодействия педагогов в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога.

Особое внимание на конференции было уделено механизмам и технологиям межведомственного взаимодействия при реализации образовательных услуг в условиях внедрения образовательных стандартов.

Опыт межведомственного взаимодействия педагогов-психологов и психологов, работающих в учреждениях здравоохранения, представлен в рамках организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. В настоящее время в связи с появлением новых нормативных документов, определяющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, проводится реорганизация деятельности центральной и региональных психолого-медико­педагогических комиссий Воронежской области.

Регулярно проводятся городские научно-практические семинары, посвященные различным аспектам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Активное участие в работе семинаров принимают клинические психологи детского отделения Воронежского областного клинического психоневрологического диспансера, а также преподаватели кафедры практической психологии Воронежского государственного педагогического университета и педагоги-психологи образовательных учреждений г. Воронежа.

Педагоги-психологи принимают участие в организации психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих расстройства аутистического спектра, а также организации помощи их родителям. Осуществляется взаимодействие с Воронежской региональной общественной организацией «АутМамы». В Воронежском государственном педагогическом университете создан Ресурсный центр поддержки ин­клюзивного образования.

25 марта 2016 года была организована региональная научно-практическая конференция «Современные тенденции, перспективы и условия образования и развития детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС». Работа конференции была представлена на следующих дискуссионных площадках:

      система ранней помощи детям с ОВЗ в структуре дошкольного образования;

 психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях дошкольного, основного и дополнительного образования с учетом требований профессиональных стандартов;

   применение современных инновационных технологий в организации образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения;

        межведомственное взаимодействие как условие решения проблем образования детей с ОВЗ.

Межведомственное взаимодействие с представителями системы исполнения наказаний осуществляется в рамках реализации программ повышения квалификации сотрудников УФСИН Воронежской области, в том числе на базе воспитательной колонии (г. Бобров Воронежской области).

В течение 2015-2016 гг были реализованы следующие программы:

      «Психологические основы ресоциализации деви­антной личности»;

      «Основы психолого-педагогической работы с несовершеннолетними девиантами»;

      «Психология девиантного поведения личности: диагностика, профилактика, коррекция».

Значимым событием стала Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Современная психология образования: проблемы и перспективы», которая состоялась 20-22 октября 2016 года в Воронеже. В рамках работы конференции был организован круглый стол, посвященный основным проблемам и перспективам внедрения профессионального стандарта педагога-психолога. В работе круглого стола приняли участие специалисты, принимающие непосредственное участие в процессе аттестации педагогических работников государственных, муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Воронежской области.

В рамках конференции организована работа следующих секций:

      современная психология образования — когнитивный аспект;

      психолого-педагогические технологии в работе психолога образования;

      информационные технологии в деятельности психолога образования;

      ценностные и смысложизненные ориентации участников образовательного процесса.

Тематические круглые столы:

      Безопасная образовательная среда: организация, экспертиза, результаты;

      Социальные и психологические риски профессионального становления психолога образования;

      Проблемы девиантного и делинквентного поведения современных подростков.

Межведомственное взаимодействие является необходимым условием эффективного психолого-педагогического сопровождения детей группы риска. В качестве конкретного примера рассмотрим модель межведомственного взаимодействия в процессе оказания психолого-педагогической помощи детям, пострадавшим от преступных посягательств, которая реализуется в работе «Центра психолого-педагогической поддержки и развития детей» Воронежской области под руководством В.Ф. Крапивиной.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года №432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» стало обязательным участие психологов в следственных действиях с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.

Утвержденный приказом Минтруда России от 24 июля 2015 года профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» также предусматривает оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.

С целью обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, оказания своевременной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, пострадавшим от преступлений, на базе ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей» создан мониторин­говый центр по оказанию психологической помощи пострадавшим детям.

Основной целью деятельности Центра является защита прав и законных интересов несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

Психологи центра:

      оказывают психолого-педагогическую помощь пострадавшим детям и членам их семей;

      оказывают экстренную психологическую помощь несовершеннолетним, пострадавшим от преступных посягательств, и членам их семей по общероссийскому детскому телефону доверия с единым номером 8-800-2000-122;

 осуществляют информационное взаимодействие по вопросам оказания психолого-педагогической помощи пострадавшим, несовершеннолетним;

   оказывают методическую помощь педагогам-психологам в сложных случаях по вопросам психологического сопровождения несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств;

  проводят выездные консультации при сопровождении следственных действий в отношении детей, подвергшихся насилию (в особо сложных случаях);

  организуют проведение совместных совещаний, консультаций, рабочих встреч, а также обучающих мероприятий для педагогов-психологов, участвующих в проведении следственных действий, по вопросам психолого-педагогической поддержки детей, подвергшихся преступным посягательствам;

      проводят мониторинг оказания психолого-педагогической помощи детям, пострадавшим от преступных посягательств,

В Центре создано специализированное помещение, оснащенное оборудованием, необходимым для работы психолога с ребенком, пострадавшим от насилия.

С января 2015 года в рамках Соглашения о сотрудничестве в образовательных организациях муниципальных районов были назначены 74 педагога-психолога, ответственных за взаимодействие со следственными органами в вопросах исполнения федерального законодательства в отношении несовершеннолетних, которые принимают участие в проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

В целях оказания методической помощи педагогам-психологам по вопросам участия педагогов-психологов в уголовном судопроизводстве, связанном с расследованием преступлений в отношении несовершеннолетних, и оказания психолого-педагогической помощи детям, пострадавшим от преступных посягательств, на регулярной основе психологами Центра проводятся следующие мероприятия:

  обучающие семинары «Участие педагогов-психологов в уголовном судопроизводстве, связанном с расследованием преступлений в отношении несовершеннолетних», «Методические и процессуальные аспекты участия педагога-психолога в производстве следственных действий с участием несовершеннолетних», «Социально-психологические аспекты профилактики жестокого обращения и самовольных уходов несовершеннолетних»;

    вебинары, освещающие вопросы оказания психологической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения;

Разработаны методические рекомендации по психологическим особенностям проведения допроса несовершеннолетних, сводящих к минимуму риск нанесения психологической травмы ребенку (данные рекомендации были направлены в муниципальные отделы образования).

Педагогам-психологам, отвечающим за сопровождение несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств, в следственных действиях, был продемонстрирован обучающий видеофильм «Участие в следственных действиях педагога-психолога и оказание психологической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения».

В рамках межведомственного взаимодействия следователей и педагогов-психологов, ответственных за взаимодействие со следственными органами в вопросах исполнения федерального законодательства, проводятся семинары-совещания по вопросам обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Со следователями проводятся обучающие семинары-тренинги, на которых рассказывается об особенностях проведения допроса несовершеннолетних, сводящих к минимуму риск нанесения психологической травмы ребенку.

Психологи Центра регулярно проводят в образовательных организациях мероприятия, направленные на профилактику виктимного поведения несовершеннолетних (акция «Школа — территория без насилия», фотоконкурс «Скажи насилию «нет!»).

Создание регионального мониторингового центра психологической помощи пострадавшим детям позволило объединить усилия государственных органов и гражданского общества в работе по профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также повысить эффективность деятельности следственных органов при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

Важным событием для развития психологической службы образования в регионе стало принятие в декабре 2017 года «Концепции развития психологической службы образования Российской Федерации до 2025 года». В июле 2018 года создано Воронежское региональное отделение Федерации психологов образования России. Одним из основных направлений его деятельности является сопровождение процесса внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

 

Литература

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70429490/ (дата обращения: 01.02.2018).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/71431038/#ixzz4sLs7Evz9 (дата обращения: 01.02.2018).
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. №2204_р «О плане разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 гг.» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/ 70270556/ (дата обращения: 01.02.2018).
  4. Приказ Минтруда России №514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк Документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy_informatsionnyy_blok/natsionalnyy_reestr_professionalnykh_standartov/reestr_professionalnykh_standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 10.09.2018).
  5. Худякова Т.Л. Опыт и перспективы межведомственного взаимодействия в практике внедрения профессионального стандарта педагога-психолога (пример Воронежской области) // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: МГППУ, 2016. С. 139–144.

Информация об авторах

Худякова Татьяна Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой практической психологии, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет», руководитель Воронежского отделения Российского психологического общества, председатель регионального отделения Федерации психологов образования России Воронежской области, Воронеж, Россия, e-mail: tanya.dom@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 612
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 312
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0