Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 1. С. 86–90
ISSN: 2658-3100 (online)
Опыт внедрения профессионального стандарта «Педагог психолог (психолог в сфере образования)» ГБУ «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональные компетенции, педагог-психолог, профессиональный стандарт, уровень квалификации , просвещение специалистов
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Коровина М.А. Опыт внедрения профессионального стандарта «Педагог психолог (психолог в сфере образования)» ГБУ «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 86–90. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Korovina (дата обращения: 12.12.2024)
Полный текст
В меняющемся мире российского образования профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (далее — профстандарт) [3] является инструментом реализации стратегии развития практической психологии в образовании.
С целью повышения качества психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательных организациях Краснодарского края государственное бюджетное учреждение, осуществляющее психолого-педагогическую и медико-социальную помощь «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края (далее — Центр) активно участвует в процессе внедрения предложенного профстандарта.
В сентябре 2017 года специалисты Центра провели мониторинг процесса применения профстандарта в режиме адаптации. В результате анализа полученных данныхбыло выявлено качество профессиональной деятельности и уровень квалификации педагогов-психологов.
В исследовании приняли участие специалисты психолого-педагогических служб образовательных организаций из 29 муниципальных образований Краснодарского края. Результаты показали, что в большинстве организаций уже проводится определенная работа [4]:
• проанализированы муниципальные нормативные документы,
• внесены соответствующие профстандарту изменения,
• приведены в соответствие локальные нормативные акты, регулирующие взаимодействие (в том числе межведомственное) при оказании психологических услуг. Таким образом, определены условия сотрудничества по вопросам оказания квалифицированной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также несовершеннолетним обучающимся, признанным подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления (признание вины происходит в соответствии с процедурами, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством) (70%);
• проанализированы и приведены в соответствие с требованиями, указанными в профстандарте: наименования должностей специалистов психолого-педагогических служб образовательных организаций (58%); должностные инструкции педагогов-психологов изменены с учетом требований, указанных в профстандарте (47%);
• проведен мониторинг уровня образования и прак-
тического опыта педагогов-психологов с целью приведения квалификации специалистов в соответствие с требованиями, указанными в профстандарте;
• составлены планы профессионального образования, дополнительного профессионального образования и повышения квалификации (37%);
• разработаны и утверждены дорожные карты внедрения профстандарта.
Обобщая полученную информацию, можно говорить об относительно успешном применении Профстандарта на начальном этапе его реализации [4]. Однако необходимо отметить, что не все муниципальные образования Краснодарского края представили результаты мониторинга. Это может быть показателем того, что специалисты столкнулись с определенными трудностями и испытывают информационный дефицит на этапе внедрения проф-стандарта.
На первый взгляд может показаться, что нет необходимости проводить общий мониторинг Однако этот этап очень важен, так как именно его результаты помогли определить основные направления дальнейшей работы.
На следующем этапе с целью просвещения специалистов был организован и проведен блок семинаров на тему «Профессиональная готовность педагогов-психологов к деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» для руководителей районных методических объединений, педагогов-психологов муниципальных образований Краснодарского края и педагогов-психологов государственных образовательных организаций [1].
На мероприятиях были рассмотрены актуальные вопросы по организации деятельности педагога-психолога в условиях современных требований [2], проанализированы модели психолого-педагогических служб образовательных организаций [5], определены уровень осведомленности специалистов о проф- стандарте и ожидания от его внедрения. В ходе работы выяснилось, что большинство специалистов (68%) уже имеют общее представление о профстандарте, из них 46% изучили данный документ, а 35% готовы поделиться опытом по внедрению профстандарта в муниципальных образованиях и образовательных организациях края.
Необходимо отметить, что педагоги-психологи, которые еще не имели представления о профстандарте, выразили тревогу по поводу выделения обобщенных трудовых функций и организации деятельности в условиях современных требований. Чтобы развеять опасения, специалисты Центра сделали анализ трудовых функций (профстандарт) в сравнении с направлениями деятельности педагога-психолога (Единый квалификационный справочник). Хочется подчеркнуть, что этот способ подачи информации оказался очень эффективным: помог снизить уровень тревожности и повысить личностную готовность педагогов- психологов к деятельности в условиях нового стандарта.
При организации мероприятий мы всегда рекомендуем использовать успешные практики как ресурс совершенствования психолого-педагогической деятельности. В работе площадок по обсуждению профстандарта коллеги представили свой опыт по: • разработке должностной инструкции педагога- психолога образовательной организации и оценке деятельности педагога-психолога (г. Тимашевск);
• организации психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных, адаптированных и дополнительных программ (ст. Павловская);
• психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования), а также воспитанников с ранним детским аутизмом в условиях группы кратковременного пребывания (г. Тихорецк);
• формированию личностной готовности к работе и повышению профессиональной компетентности (г. Новороссийск).
При внедрении профстандарта советуем обратить особое внимание на трудности, с которыми столкнулись педагоги-психологи, активно включившиеся в его реализацию. Они обозначили проблемное поле по следующим направлениям.
1. Вопросы организации, проведения подготовки и переподготовки специалистов.
2. Отсутствие критериев оценки квалификации педагога-психолога в соответствии с содержанием трудовых функций профстандарта.
3. Кадровый дефицит в образовательных организациях, включая недостаточное количество штатных единиц по отношению к количеству обучающихся, совмещение педагогами нескольких должностей.
4. Несоответствие квалификации специалистов требованиям, указанным в Профстандарте.
5. Отсутствие единой нормативной правовой базы для образовательных организаций на региональном уровне.
6. Недостаточная личностная готовность педагога-психолога к деятельности в условиях нового стандарта.
В результате мониторинга и проведенных мероприятий обозначилась проблема профессионального образования специалистов. Поэтому на следующем этапе работы был проведен семинар совместно с кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края. В помощь специалистам при определении потребности в профессиональном образовании были предложены программы переподготовки и повышения квалификации, обозначены векторы профессионального развития педагогов-психологов, которые предполагают повышение уровня:
• нормативно-правовых знаний, профессиональной компетенции в вопросах использования образовательных технологий и содержания образования, обеспечивающих достижение образовательных результатов, предусмотренных ФГОС;
• теоретической и практической подготовки в вопросах обучения, воспитания и комплексного сопровождения различных категорий детей, с учетом их особых образовательных потребностей;
• профессиональных компетенций в вопросах поиска и отбора информации, необходимой для решения профессиональных задач.
Таким образом, специалисты Центра помогли педагогам-психологам прояснить перспективы повышения уровня квалификации и получения образования, соответствующего требованиям профстандарта. Опыт внутриведомственного взаимодействия оказался очень эффективным, поэтому при разработке дорожной карты мы рекомендуем использовать практику подобного сотрудничества.
По результатам работы краевых методических объединений педагогами-психологами было принято решение:
• в период режима адаптации применения профстандарта изучить трудовые функции педагога- психолога и провести анализ требований к квалификации педагога-психолога;
• определить условия выявления и освоения педагогами-психологами компетенций, заявленных в профстандарте, в том числе предусматривающих персонифицированный подход к профессиональному развитию специалиста, дополнительному профессиональному образованию;
• привести квалификационные характеристики и профессиональные компетенции педагогов-психологов в соответствие содержанию трудовых функций профстандарта;
• провести анализ программно-методического обеспечения, программ коррекционной помощи и привести их в соответствие с требованиями профстандарта.
Принимая во внимание полученный опыт, рекомендуем при проведении информационно-методических мероприятий выделить тему организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.
Обсуждая данное направление на дискуссионных площадках, мы столкнулись с трудностями в вопросах:
• приоритета обобщенных трудовых функций (А или В) при условии, если в учреждении один психолог;
• разработки должностной инструкции, если в школе недостаточно обучающихся с ОВЗ;
• необходимости в получении образования специального психолога при условии работы со всеми обучающимися, включая детей с ОВЗ.
В дальнейшей работе специалисты Центра планируют продолжить мониторинг реализации профстан- дарта с целью эффективного развития практической психологии в образовании.
Учитывая множество трудностей, с которыми сталкиваются педагоги-психологи при внедрении проф- стандарта, планируется оказание информационнометодической помощи в виде семинаров, вебинаров, круглых столов, мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций с обязательным использованием опыта успешных практик.
В заключение хотелось бы отметить, что педагоги-психологи Центра — это команда специалистов, всегда готовых оказать квалифицированную помощь коллегам из психолого-педагогических служб муниципальных образований Краснодарского края.
Литература
- Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №3. URL: http://psyedu.ru/ journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (дата обращения: 10.09.2017).
- Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы: этапы и перспективы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: МГППУ, 2016. С. 13–29.
- Приказ Минтруда России №514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк Документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy_informatsionnyy_blok/natsionalnyy_reestr_professionalnykh_standartov/reestr_professionalnykh_standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 10.09.2018).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» [Электронный ресурс] // СПС ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/71431038/#ixzz4sLs7Evz9 (дата обращения: 01.02.2018).
- Рубцов В.В. Психология образования в интересах детей [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. №3. С. 2–18. doi:10.17759/psyedu.2017090302.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 644
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 321
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2