Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 1. С. 112–116
ISSN: 2658-3100 (online)
Практика межведомственного взаимодействия при внедрении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт, социальная сфера, трудовая функция, межведомственное взаимодействие, психолог в социальной сфере
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Лебедева Н.В. Практика межведомственного взаимодействия при внедрении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 112–116. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Lebedev (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
Современные преобразования в социальной сфере, новые требования к результатам и условиям образования, сформулированные в федеральных государственных стандартах общего образования, процессы трансформации деятельности психолога в социальной сфере определили необходимость разработки и внедрения нового профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере».
Социальная проблематика психологической деятельности требует межведомственного характера работы психологов и необходимости организации взаимодействия специалистов разных профессий при решении конкретных социальных проблем. Организация межведомственного взаимодействия в современных условиях развития нормативно-правового регулирования должна способствовать достижению более высоких показателей в области предоставления психологических услуг в социальной сфере.
Е.И. Холостова и И.В. Малофеев дают определение социальной сферы как области жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика государства путем распределения материальных и духовных благ, обеспечения прогресса всех сторон общественной жизни, улучшения положения человека труда. Социальная сфера охватывает систему социальных, социально-экономических, национальных отношений, общества и личности. В нее включается также совокупность социальных факторов жизнедеятельности общественных, социальных и других групп и личностей, условий их развития [7, с. 352].
Указ Президента РФ В.В. Путина «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [6] предполагает новые изменения в подготовке кадров для социальной сферы, в том числе и психологов. Одной из стратегических составляющих этих изменений является внедрение профессиональных стандартов в социальной сфере, которые носят межведомственный характер, решают проблемы выполнения многих функций.
Направления применения профессиональных стандартов:
1) область регулирования (что регулируется). Профессиональные стандарты — дефиниции трудовых функций, требований к квалификации, компетенциям;
2) субъекты регулирования (кто разрабатывает). Профессиональные стандарты разрабатываются сообществом профессионалов в данном виде деятельности;
3) внутренне устройство. В профессиональных стандартах зафиксированы функции, виды деятельности, продукты, технологии, определяется, какими знаниями, умениями и компетенциями профессионал должен обладать, какие и сколько уровней квалификаций существует;
4) на основе рассматриваемых стандартов возникают разные институты. На основе профессиональных стандартов — сертификация квалификаций.
Профессиональный стандарт — многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям специалистов в разных сферах профессиональной деятельности, изложенный в виде структурированных характеристик деятельности (трудовых функций). Его отличительная особенность состоит в том, что профессиональный стандарт — это межотраслевой стандарт [9, с. 39].
Профессиональный стандарт применяется при подборе и расстановке кадров; при планировании и нормировании труда, для решения задач по развитию систем управления персоналом; для создания системы сертификации персонала и оценки уровня квалификации работников; для разработки образовательных стандартов и программ обучения в соответствии с требованиями работодателей; при проведении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала [8, с. 623].
Ю.М. Забродин, рассматривая систему профессиональных стандартов социальной сферы, обращает внимание на следующее. Если речь идет о какой-то целостной отрасли, то целесообразно проектировать и рассматривать сразу всю систему профессиональных стандартов. Необходим макроуровень проектирования, его результаты обычно сводятся в документ, который называется отраслевой квалификационной рамкой. Именно она обеспечивает сопряжение различных профессиональных стандартов, которые связаны с широкой областью профессиональной деятельности.
Особое значение при этом имеет тот факт, что реальная деятельность профессионалов в социальной сфере имеет отчетливую гуманитарную направленность и ее объектом становятся часто принципиально различные категории населения (в первую очередь, социально уязвимые категории и лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию).
Сложность профессиональной деятельности в социальной сфере зачастую связана с необходимостью взаимодействия разных специалистов, а организация их работы носит межведомственный характер.
Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере».
Основная цель вида профессиональной деятельности: профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц (асоциальное и конфликтное поведение, социальное сиротство и другое), психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения (маргиналы, мигранты, беженцы) и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; больным, одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья; лицам, получившим посттравматические стрессовые расстройства; находящимся под следствием или в учреждениях пенитенциарной системы).
Трудовые функции.
1. Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам).
2. Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения.
3. Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию.
4. Организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения (клиентам).
5. Оказание психологической помощи работникам и клиентам организаций социальной сферы.
6. Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов).
7. Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы.
8. Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения.
Уровень квалификации: 7.
Требования к образованию и обучению: высшее образование по профилю профессиональной деятельности. Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации.
Требования к опыту практической работы: не менее двух лет практической или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности.
Для выполнения трудовой функции по подготовке межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), согласно представленного профессионального стандарта, психолог осуществляет такие трудовые действия, как:
• выявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи;
• разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия;
• обучение специалистов межведомственной команды;
• психологическая подготовка специалистов межведомственной команды;
• консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам и др.
В соответствии с вышеуказанными трудовыми действиями, психолог в социальной сфере должен обладать необходимыми умениями:
• подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды в соответствии с поставленными задачами;
• осуществлять психологическую подготовку специалистов межведомственной команды с учетом их уровня квалификации;
• использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов организации и работы межведомственных команд, оказывающих психологическую помощь в социальной сфере [5].
Сегодня существующая система психологического образования в стране остается недостаточно готовой к новым требованиям, предъявляемым к психологам социальной сферы.
При подготовке квалифицированных психологов остаются недостаточно проработанными такие направления деятельности психолога, как разработка программ межведомственного взаимодействия, координация усилий психологов, социальных работников, специалистов в социальной сфере различных ведомств в направлении решения проблем психологической помощи населению. К таким видам помощи можно отнести экстренную помощь, работу в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, решение проблем миграции, помощь семьям с детьми, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, детям-сиротам и семьям с детьми-инвалидами. Таким образом, разработка и внедрение профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» поможет решению проблем межведомственного взаимодействия, оказания адресной социально-психологической помощи разным группам населения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. №723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» определен регламент взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и бюро медико-социальной экспертизы с целью координации действий по освидетельствованию детей, обмена информацией для повышения объективности принимаемых решений по установлению инвалидности и разработки оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации. При установлении инвалидности и определении специальных условий реабилитации бюро МСЭ вправе обратиться в ПМПК для определения психолого-педагогического состояния и выдачи рекомендаций по условиям обучения ребенка. Для этого психолог ПМПК и психолог бюро медико-социальной экспертизы должны уметь профессионально принимать и интерпретировать диагностические данные друг друга. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. №664н утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы. В целях межведомственной кооперации и эффективного профессионального взаимодействия специалистов ПМПК и МСЭ подобную задачу необходимо решить и в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий [1, с. 44].
На примере практической деятельности психологов, работающих в учреждениях, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, обязательным компонентом является межведомственное взаимодействие, основанное на принципах социального партнерства. В соответствии с п. 4.1 ст. 26 Федерального закона от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» организации поддержки семьи и детства, центры содействия семейному воспитанию устанавливают межведомственное взаимодействие со специалистами органов внутренних дел. Вся система профилактики — от образовательной организации до комиссии по делам несовершеннолетних — основана на эффективности профессиональной деятельности психологов. На уровне образовательной организации психологическая профилактика ориентирована на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания. Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, является одной из трудовых функций психолога центра психолого-педагогической и медикосоциальной помощи.
Межведомственное взаимодействие осуществляется на основе выстроенной системы комплексной работы учреждений отрасли социальной защиты населения и образования. Дети и подростки, проживающие в центрах временного содержания (на базе организаций по защите детства и центров социальной защиты), проходят обучение в общеобразовательных школах. Взаимосвязь школьного педагога- психолога и психолога учреждения, где проживают и воспитываются дети и подростки, осуществляется на постоянной основе. Посещение родительских собраний, совместное обсуждение результатов психодиагностики, вопросов школьной успеваемости, социальной адаптации ребенка позволяют выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, основанный на личностных и социально-психологических особенностях ребенка [2, с. 118].
Особенно остро встает вопрос межведомственного взаимодействия психологов социальной сферы при выборе профессионального пути подростка. Профессиональная ориентация, психологическая работа по выявлению личных профессиональных склонностей и предпочтений (профессиональное самоопределение), психодиагностика, индивидуальное консультирование, а также посещение колледжей, образовательных организаций среднего и высшего образования, баз практики с конкретными производствами, встречи с ведущими специалистами и мастерами своего дела — способствуют тому, что подросток правильно выбирает будущую профессию, в соответствии со своими реальными природными наклонностями и возможностями.
В Институте дополнительного профессионального образования работников социальной сферы города Москвы (далее — ИДПО ДТСЗН) на кафедре психологии и педагогики проходят обучение психологи, работающие в организациях, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, а также психологи, работающие в учреждениях образования, здравоохранения, некоммерческих организациях. На кафедре реализуется дополнительная профессиональная программа переподготовки «Психологическая работа в организациях социальной сферы» с присвоением квалификации. Данная программа разработана с учетом профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере». В первый модуль представленной программы включена тема «Межведомственное взаимодействие в деятельности психолога социальной сферы», в которой раскрываются основные направления данной работы.
Сегодня в ИДПО ДТСЗН идет активный процесс диверсификации дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы, где одной из стратегических задач является разработка содержательно-методического базиса дополнительных образовательных программ нового поколения. Вопросы применения профессиональных стандартов социальной сферы с учетом передовых практик межведомственного взаимодействия занимают ключевые позиции [3, с. 18].
Стоит отметить, что слушателями ИДПО ДТСЗН являются практики. Сегодня в России существует хорошо разработанная система признания квалификации научных и педагогических работников (система научных степеней и званий). Однако градация академической квалификации либо охватывают только один, «вузовский», этап профессиональной карьеры — научные достижения (кандидат и доктор наук). Опыт и достижения профессионала как успешного практика фактически оказываются за пределами академических рамок признания квалификации.
Это вполне естественно, потому что развитие профессионала как успешного практика происходит, прежде всего, «на рабочем месте», в процессе профессиональной деятельности, вне «зоны досягаемости» для высшей школы. Личный опыт профессионала при этом дополняется краткосрочными образовательными программами, так или иначе связанными со спецификой профессиональной деятельности [4, с. 51].
ИДПО ДТСЗН является площадкой научного сообщества, ведущих практиков в области образования, медицины, культуры, социального обслуживания, которые активно взаимодействуют и реализуют межведомственные модели оказания социальных услуг и практики апробации и применения профессиональных стандартов. Поэтому процесс внедрения профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» строится на принципах межведомственного и междисциплинарного характера профессиональных связей психологов всех вышеуказанных областей. Это позволяет выявлять трудности в системе отношений профессиональных сообществ разной ведомственной принадлежности, а также создавать необходимые условия для внедрения профессионального стандарта.
Литература
- Алехина С.В., Забродин Ю.М. Межведомственное взаимодействие при внедрении профессионального стандарта педагога-психолога // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 42–49.
- Забродин Ю.М. Профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межведомственный характер — их роль в повышении качества профессионального труда // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. №1. С. 119–129.
- Лебедева Н.В. Диверсификация дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы // Высшее образование сегодня. 2017. №2. С. 15–18.
- Маничев С.А. Профессиональные стандарты как основа сертификации в области психологии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2008. С. 51–61.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 682н «Об утверждении профессионального стандарта “Психолог в социальной сфере”».
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. URL: http://www.referent.ru1/198121 (дата обращения: 20.07.2013).
- Холостова Е.И., Малофеев И.В. Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: монография. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. 368 с.
- Холостова Е.И. Российская энциклопедия социальной работы. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. 1062 с.
- Шульга Т.И. Направления кадровой политики специалистов социальной сферы (К проблеме разработки профессиональных стандартов) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Shulga.phtml (дата обращения 25.08.2017).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 990
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 611
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6