Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ: содержательные аспекты профессиональной деятельности педагога-психолога

2613

Аннотация

В статье обсуждаются возможности корректировки и дополнения перечня трудовых действий трудовых функций «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ» и «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации» профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». К обсуждению в профессиональном сообществе предлагается рассмотреть необходимость уточнения названий вышеупомянутых трудовых функций педагога-психолога; расширение описания трудовых действий специалиста в области психолого-педагогической экспертизы образовательной среды и используемых в этой среде методов и технологий с последующим уточнением перечня необходимых для эффективной реализации профессиональной деятельности знаний и умений. Внесение уточнений в содержание профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» будет способствовать более полному и корректному описанию деятельности специалиста, осуществляющего психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профессиональный стандарт, методическое сопровождение, основные и дополнительные образовательные программы, психолого-педагогическая экспертиза в сфере образования

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Умняшова И.Б. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ: содержательные аспекты профессиональной деятельности педагога-психолога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 96–102. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Umnyakova (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ является одной из трудовых функций специалиста, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ (обобщенная трудовая функция А, профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)») [6]. Для того чтобы разобраться в содержании профессиональной деятельности специалиста, реализующего данную трудовую функцию, предлагаем сначала обратиться к основным понятиям, которые отражены в названии вышеуказанной трудовой функции.

Образовательная программа определяется в нормативно­правовых документах как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» [11, ст. 2, п. 9]. Виды образовательных программ, актуальных для системы общего образования:

•     основные — «образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования» [11, ст. 12, п. 3];

•   дополнительные — «дополнительные общеразви­вающие программы, дополнительные предпро- фессиональные программы» [11, ст. 12, п. 4].

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ), образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и должны отражать содержание образования в данной организации [11, ст. 12].

Термин «психолого-педагогическое сопровождение» имеет множество трактовок в научной литературе, которые обобщенно можно представить как систему поддержки процесса развития когнитивных и личностных процессов обучающихся, что предполагает создание определенных условий, способствующих предотвращению или коррекции различных видов неблагополучия психологического развития ребенка [9]. Психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательных программ возможно определить как «комплекс действий педагогических работников, направленный на создание определенных условий в образовательной организации, которые будут способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья обу­! чающихся и развитию у них всех видов образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования» [7].

Однозначного определения понятия «методическое сопровождение» также не существует в научной литературе. При этом в публикациях, посвященных данному вопросу, отмечается, что деятельность по оказанию методической помощи описана в документах системы образования еще в начале XIX века, но сам термин стал использоваться только в конце ХХ века [12]. Нам близка формулировка Е.А. Зарубиной, определяющей понятие «методическое сопровождение» как «процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающий актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов» [1]. Исходя из вышесказанного, методическое сопровождение реализации образовательных программ — это комплекс просветительских и консультативных мер, оказываемых педагогических работникам по вопросам проектирования и реализации основных и дополнительных образовательных программ. При этом стоит определить границы профессиональной компетенции педагога-психолога (психолога образования) и ответить на следующие вопросы: в какой степени и по каким конкретно вопросам, связанным с реализацией образовательных программ, может оказывать методическое сопровождение специалист психологического профиля? Ответы на эти вопросы должны содержаться в перечне трудовых действий, необходимых умений и знаний педагога-психолога (психолога образования).

Переходим к обсуждению возможного содержания деятельности специалиста, осуществляющего психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ. С точки зрения автора статьи, представленный в последней редакции профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» перечень трудовых действий (п. 3.1.1), недостаточно полно раскрывает деятельность специалиста в указанной выше области. Исходя из нашего понимания сути психолого-педагогического сопровождения образовательных программ, всю деятельность специалиста по данному направлению можно разделить на 3 блока по видам профессиональной деятельности:

•      аналитическая (экспертная) деятельность, направленная на анализ условий образовательной среды, способствующих или препятствующих процессу формирования и развития образовательных результатов у всех обучающихся (а не только с особыми образовательными потребностями);

•    деятельность, непосредственно направленная на создание психолого-педагогических условий реализации ФГОС общего образования;

•      сотрудничество с педагогическими работниками по вопросам создания психолого-педагогических условий, в том числе по вопросам проектирования развивающей образовательной среды. Остановимся подробнее на содержании каждого из вышеперечисленных видов деятельности специалиста.

1. Участие педагога-психолога в психолого-педагогическом анализе (экспертизе) ресурсов и рисков образовательной среды образовательной организации.

Данная деятельность специалиста частично отражена в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в содержании трудовой функции «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации» (п. 3.1.2). Перечень трудовых действий, необходимых для реализации данной трудовой функции, включает в себя анализ эффективности применяемых в образовательной организации методов и средств образовательной деятельности с последующим консультированием педагогических работников по вопросам «выбора эффективных образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся» [6, с. 9]. Также в перечень трудовых действий входит «экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды» и «оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса» [6, с. 9]. С нашей точки зрения, реализация указанной выше трудовой функции является необходимым условием для осуществления психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ, так как результаты психолого-педагогической экспертизы являются основой для проектирования программ сопровождения образовательных программ и развития образовательной организации. По нашему мнению, данная трудовая функция должна носить более широкое название — «Психологическая экспертиза (оценка) образовательной среды образовательной организации», где оценка комфортности и безопасности образовательной среды — одно из трудовых действий специалиста, осуществляющего экспертную деятельность, направленное на оценку социальных рисков образовательной среды и выявление ресурсов по их преодолению. Это крайне важная задача для любой образовательной организации, но не единственная, связанная с анализом образовательной среды, в которой ежедневно пребывают все субъекты образовательных отношений. Мы предлагаем обсудить в профессиональном сообществе возможность расширения перечня трудовых функций педагога-психолога, связанных с экспертной деятельностью, и, помимо уточнения формулировки трудовой функции 3.1.2, включить в описание трудовых действий следующие позиции:

•      оценка эффективности образовательных условий, выявление потенциальных ресурсов образовательной среды;

•      анализ степени влияния условий образовательной среды на психическое и психологическое здоровье обучающихся [10, с. 77].

Решение вышеперечисленных профессиональных задач, с нашей точки зрения, позволит в большей степени достичь цели психолого-педагогической экспертизы в системе образования, которая заключается в «анализе условий образовательной среды и степени их влияния на психическое и психологическое здоровье субъектов образовательных отношений» [10, с. 77]. Анализ данных мониторинговых исследований может стать основой для разработки психологических рекомендаций педагогических работникам, направленных на устранение (или хотя бы минимизацию) негативных влияний образовательной среды на психическое и психологическое здоровье обучающихся и повышение эффективности образовательного процесса. Поэтому мы считаем важным либо расширить содержание трудовой функции «Психологическая экспертиза (оценка) образовательной среды образовательной организации», либо дополнить перечень трудовых действий функции «Психолого­педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ» описанием экспертной деятельности специалиста, направленной на анализ образовательной среды образовательной организации.

2. Непосредственное участие педагога-психолога в создании психолого-педагогических условий реализации ФГОС общего образования.

Как известно, для реализации положений ФГОС общего образования в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, должен быть создан ряд условий: кадровых, материально-технических, финансово-экономических и т. д. Успешной реализации основной образовательной программы (ООП) в образовательной организации способствуют указанные в нормативных правовых документах психолого-педагогические условия, актуальные для определенного уровня образования [2, 3, 4, 5]. В создании и поддержании этих условий может и должен принимать участие педагог-психолог (психологическая служба) образовательной организации. В связи с тем что реализация психолого-педагогических условий предполагает вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза), большая часть трудовых действий педагога-психолога может быть описана во всех трудовых функциях, выполнение которых определяет профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Например, «мониторинг возможностей и способностей обучающихся» может выполняться в рамках трудовой функции «Психологическая диагностика детей и обучающихся», «обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности» является одним из направлений про­светительско-развивающей работы и актуален для перечня трудовых действий трудовой функции «Психологическое просвещение субъектов образовательных отношений» и т. д. При этом крайне важным является акцентирование внимания на том аспекте, что создание психолого-педагогических условий, необходимых для реализации ФГОС общего образования, — это задача всего педагогического коллектива образовательной организации, а не только педагога-психолога. Поэтому мы считаем актуальным внесение уточнений и дополнений в перечень трудовых действий педагога-психолога, указанных во всех трудовых функциях специалиста, которые будут более полно и конкретно характеризовать роль и границы профессиональной компетенции специалиста, принимающего участие в реализации психолого-педагогических условий ФГОС общего образования.

Для осуществления трудовой функции «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ», с нашей точки зрения, следует выделить ряд трудовых действий, которые в настоящее время не отражены в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», а именно:

•  анализ эффективности существующих в образовательной организации психолого-педагогических условий с целью установления возможных де­фицитов и связанных с этим рисков;

•    участие педагога-психолога в экспертной деятельности, направленной на оценку содержания образовательных программ, целью которой является анализ преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к предыдущей ступени общего образования (одно из психолого-педагогических условий реализации ФГОС начального, основного и среднего общего образования).

3. Сотрудничество педагога-психолога с педагогическими работниками по вопросам создания условий образовательной среды, способствующих развитию у обучающихся всех видов образовательных результатов.

В настоящей версии профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» описан ряд трудовых действий, которые педагог-психолог должен выполнять в сотрудничестве с педагогами [6, с. 9]. При этом только одна формулировка трудового действия содержит точное указание на то, что данная деятельность осуществляется в сотрудничестве с коллегами, а именно: «Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей». При этом в том же перечне трудовых действий мы видим еще одну задачу, которую должен решать психолог в образовательной организации: «Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников». Согласно 273-ФЗ, индивидуальный учебный план — это «учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» [11, ст. 2, п. 23]. Возникает вопрос: почему трудовая функция, указанная выше, содержит информацию только об актуальности разработки рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов исключительно для одаренных обучающихся? Мы предполагаем, что для детей с особыми образовательными потребностями, таких как обучающиеся с ОВЗ, дети в трудных жизненных ситуациях, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, и т. д., данная деятельность специалиста указана в части В профессионального стандарта «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации...» [6, с. 19-31]. Но тогда почему первая формулировка — «Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей» — не содержит уточнения про конкретную категорию обучающихся? С нашей точки зрения, вышеперечисленные формулировки трудовых действий педагога-психолога нуждаются в корректировке и уточнении, в том числе исходя из определения ключевого понятия «индивидуальный учебный план», используемого в 273-ФЗ.

Еще одна формулировка трудового действия нуждается, с нашей точки зрения, в уточнении, а именно: «Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ» [6, с. 9]. Мы глубоко убеждены, что педагог-психолог может принимать участие в разработке вышеуказанных разделов ООП, но не может быть единственным исполнителем данных видов деятельности. Осуществление данного трудового действия не в сотрудничестве с другими субъектами образовательных отношений (прежде всего административными и педагогическими работниками) также, по нашему мнению, имеет очень низкую эффективность и результативность, так как реализация данных направлений содержательного раздела ООП — задача всего педагогического коллектива образовательной организации. В настоящей версии профессионального стандарта нет указаний, что педагог-психолог принимает участие в разработке и реализации ООП образовательной организации совместно с другими педагогическими работниками, в то время как в настоящее время это является актуальной и реально значимой задачей для любого специалиста системы образования.

Также мы считаем необходимым внесение дополнения в перечень трудовых действий педагога-психолога (психолога в сфере образования), связанное с описанием участия специалиста в деятельности междисциплинарного консилиума образовательной организации. Мы глубоко убеждены, что организация и эффективное (а не формальное) функционирование междисциплинарного консилиума образовательной организации способно обеспечить командную деятельность педагогических работников по вопросам разработки стратегии психолого-педагогического сопровождения обучающихся, нуждающихся в особых образовательных условиях в конкретный момент времени. И это не только обучающиеся с особыми образовательными потребностями (одаренные, с ОВЗ, в трудной жизненной ситуации и т. д.), хотя именно разработка рекомендаций для обучения и воспитания данных категорий обучающихся чаще всего становится предметом обсуждения на заседании психолого­педагогического консилиума или совета по профилактике образовательной организации [8]. С нашей точки зрения, ресурсы междисциплинарного консилиума образовательной организации значительно шире и могут охватывать более широкие области психолого­педагогического взаимодействия субъектов образовательных отношений (педагогов, специалистов сопровождения, родителей (законных представителей) обучающихся). Одним из предметов данного взаимодействия может быть содержание психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ образовательной организации.

Хотелось бы обратить особое внимание на перечень профессиональных компетенций специалистов, принимающих участие в работе междисциплинарного консилиума. Мы убеждены, что деятельность консилиума можно рассматривать как один из видов психолого-педагогической экспертизы в системе образования [8], а значит, для реализации данного вида деятельности очень важно наличие и высокий уровень развития у специалистов компетенций в области экспертной деятельности. Но не менее важным является наличие у специалистов консилиума развитых способностей к проектированию и моделированию новых, адекватных и актуальных сценариев профессиональной деятельности, основанных на данных совместной экспертной деятельности. Именно эти профессиональные компетенции являются необходимым условием для реализации одной из важнейших задач — разработки рекомендаций всем субъектам образовательных отношений, реализация которых должна снизить (в идеале — устранить) риски образовательной среды и способствовать достижению всех видов образовательных результатов каждым обучающимся.

Подводя итоги вышесказанному, мы считаем важным проведение обсуждения в профессиональном сообществе следующих вопросов:

1)    о необходимости уточнения определений всех понятий, используемых в названии трудовой функции «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ» или уточнения самой формулировки названия трудовой функции;

2)   о необходимости расширения описания трудовых действий трудовой функции «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации» либо расширения перечня трудовых действий трудовой функции «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ». Считаем важным дополнить перечень трудовых действий педагога-психолога, включив в описание экспертизу развивающего потенциала образовательной среды и анализ степени влияния условий образовательной среды на психическое и психологическое здоровье обучающихся;

3)    о необходимости корректировки и расширения перечня трудовых умений и знаний, необходимых для реализации трудовой функции «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ», в том числе добавление в перечень компетен­ций, связанных с осуществлением экспертной и проектной деятельности. Данное дополнение должно привести к повышению актуальности образовательных модулей магистерских программ и послевузовской подготовки, направленных на развитие компетенций специалистов в области психолого-педагогической экспертизы в системе образования и проектирования программ психолого-педагогического сопровождения, адекватных запросу и особенностям каждой конкретной образовательной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Зарубина Е. А. Система методического сопровождения педагогов по формированию метапредметных результатов в условиях подготовки и введения Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/79/074/47621.php (Дата обращения: 29.10.2018).
  2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. №12. 22.03.2010.
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. от 31.12.2015) // Российская газета. №139. 21.06.2012.
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. №265. 25.11.2013.
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. №9. 28.02.2011.
  6. Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. №514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог     -психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy informatsionnyy blok/natsionalnyy reestr              professionalnykh standartov/reestr professionalnykh  standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 29.10.2018).
  7. Умняшова И.Б. Организация психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающая преемственность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС // Вестник практической психологии образования. 2017. № 4 (53). С. 50–54.
  8. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. 2016. №3 (48). С. 11–17.
  9. Умняшова И.Б., Кузнецова А.А. Психологическое сопровождение основной образовательной программы // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2016. №4 (октябрь-декабрь). С. 113–122.
  10. Умняшова И.Б., Сафуанов Ф.С. Модель психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. №4. С. 75–83. doi:10.17759/pse.2017220411
  11. Федеральный закон от 29.12.2012 №273        ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. От 01.05.2017) // Российская газета. №303. 31.12.2012.
  12. Филатов И. Методическое сопровождение — это… Понятие, основные формы, разработки и направления, педагогические цели и задачи [Электронный ресурс] // Информационно развлекательный сайт Fb.ru. URL: http://fb.ru/article/420224/metodicheskoe soprovojdenie—eto ponyatie osnovnyie formyi razrabotki Inapravleniya pedagogicheskie tseli I zadachi (дата обращения: 29.10.2018).

Информация об авторах

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель, региональное отделение г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3534
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 131

Скачиваний

Всего: 2613
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 37