Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ: содержательные аспекты профессиональной деятельности педагога-психолога

2534

Аннотация

В статье обсуждаются возможности корректировки и дополнения перечня трудовых действий трудовых функций «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ» и «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации» профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». К обсуждению в профессиональном сообществе предлагается рассмотреть необходимость уточнения названий вышеупомянутых трудовых функций педагога-психолога; расширение описания трудовых действий специалиста в области психолого-педагогической экспертизы образовательной среды и используемых в этой среде методов и технологий с последующим уточнением перечня необходимых для эффективной реализации профессиональной деятельности знаний и умений. Внесение уточнений в содержание профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» будет способствовать более полному и корректному описанию деятельности специалиста, осуществляющего психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профессиональный стандарт, методическое сопровождение, основные и дополнительные образовательные программы, психолого-педагогическая экспертиза в сфере образования

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Умняшова И.Б. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ: содержательные аспекты профессиональной деятельности педагога-психолога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 96–102. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Umnyakova (дата обращения: 27.02.2024)

Фрагмент статьи

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ является одной из трудовых функций специалиста, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ (обобщенная трудовая функция А, профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»). Для того чтобы разобраться в содержании профессиональной деятельности специалиста, реализующего данную трудовую функцию, предлагаем сначала обратиться к основным понятиям, которые отражены в названии вышеуказанной трудовой функции.

Литература

  1. Зарубина Е. А. Система методического сопровождения педагогов по формированию метапредметных результатов в условиях подготовки и введения Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/79/074/47621.php (Дата обращения: 29.10.2018).
  2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. №12. 22.03.2010.
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. от 31.12.2015) // Российская газета. №139. 21.06.2012.
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. №265. 25.11.2013.
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. №9. 28.02.2011.
  6. Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. №514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог     -психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy informatsionnyy blok/natsionalnyy reestr              professionalnykh standartov/reestr professionalnykh  standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 29.10.2018).
  7. Умняшова И.Б. Организация психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающая преемственность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС // Вестник практической психологии образования. 2017. № 4 (53). С. 50–54.
  8. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. 2016. №3 (48). С. 11–17.
  9. Умняшова И.Б., Кузнецова А.А. Психологическое сопровождение основной образовательной программы // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2016. №4 (октябрь-декабрь). С. 113–122.
  10. Умняшова И.Б., Сафуанов Ф.С. Модель психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. №4. С. 75–83. doi:10.17759/pse.2017220411
  11. Федеральный закон от 29.12.2012 №273        ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. От 01.05.2017) // Российская газета. №303. 31.12.2012.
  12. Филатов И. Методическое сопровождение — это… Понятие, основные формы, разработки и направления, педагогические цели и задачи [Электронный ресурс] // Информационно развлекательный сайт Fb.ru. URL: http://fb.ru/article/420224/metodicheskoe soprovojdenie—eto ponyatie osnovnyie formyi razrabotki Inapravleniya pedagogicheskie tseli I zadachi (дата обращения: 29.10.2018).

Информация об авторах

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель, региональное отделение г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3368
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 23

Скачиваний

Всего: 2534
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 16