Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 2. С. 56–61
doi:10.17759/bppe.2019160208
ISSN: 2658-3100 (online)
Иррациональные установки педагога как фактор, препятствующий профессионально-личностному развитию (акме)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, акмеологическая позиция педагога, барьеры саморазвития, иррациональные установки, рефлексия
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160208
Для цитаты: Торкаченко Ю.В. Иррациональные установки педагога как фактор, препятствующий профессионально-личностному развитию (акме) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 56–61. DOI: 10.17759/bppe.2019160208
Полный текст
Система повышения квалификации располагает уникальными возможностями мотивации к профессиональному совершенствованию педагога. На современном этапе развития образования становится очевидным, что достижение вершин в профессии тесным образом связано с личностным ростом учителя.
Ряд западных исследователей (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Штерн, С. Мадди) рассматривает личностную зрелость как неотъемлемый компонент успешного становления профессионала и среди характеристик зрелой личности выделяет:
— способность посмотреть на себя со стороны;
— умение выстраивать доверительные отношения с окружающими;
— осознание сильных и слабых сторон своей личности;
— способность к рефлексии;
— наличие адаптивных ресурсов и др. [5; 7].
Отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, А.А Бодалев, Б.Г. Ананьев) также считают, что совершенствование в профессиональной деятельности во многом обусловлено личностными качествами человека: самокритичностью, креативностью, способностью к самоопределению и пр. [5; 7].
Классическая идея взаимообусловленности профессионального и личностного развития актуальна и в настоящее время. В работах современных авторов (Н.В. Сосновских, Л.И. Ермакова, Е.С. Манюкова, Л.Н. Горбунова, Е.А. Вержицкая, Я.А. Ветрова и др.) введено понятие «акмеологическая позиция», которая характеризуется готовностью к самосовершенствованию, стремлением к высоким достижениям в профессиональной деятельности, личностному преобразованию и творчеству.
Одним из условий сформированности акмеологической позиции учителя авторы считают:
— способность к рефлексии;
— способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции;
— мотивацию к саморазвитию;
— возможность критически относиться к результатам собственной деятельности;
— готовность к сотрудничеству и конструктивной коммуникации [2].
Акмеологическая позиция проявляется в профессиональных достижениях и профессиональной активности учителя. Например, в рамках системы повышения квалификации — это участие в методических объединениях, научно-практических конференциях, аттестационных испытаниях, конкурсах профессионального мастерства, написание статей и т. п.
Процесс повышения квалификации педагога начинается с рефлексивного анализа своей деятельности, осознания сильных и слабых сторон личности и осмысления психологических барьеров, препятствующих специалисту успешно выполнять профессиональные задачи.
Психологические барьеры рассматриваются как совокупность действий, суждений, умозаключений, ожиданий и эмоциональных переживаний работников [10].
К барьерам личностно-профессионального развития учителя можно отнести: склонность к конформизму, боязнь показаться глупым и смешным в своих суждениях, личностную тревожность, неуверенность в себе, ригидность мышления, перфекционизм и др. [10].
Такие личностные особенности часто становятся причиной отказа педагогов от активного участия в деятельности, наполненной акмеологическим потенциалом. Поэтому одно из направлений психологического сопровождения педагогов в рамках повышения квалификации — содействие осознанию и трансформации некоторых установок и стереотипов обыденного сознания и мышления учителя, препятствующих профессиональному росту.
Исследователи многих научных школ освещают вопросы влияния образа мышления на качество жизни, поведение, благополучие, саморазвитие личности, в том числе и в профессии.
Анализ литературы позволяет выделить следующие подходы.
Античные и древние восточные философы считали, что человек имеет логосную природу — «логос» в древнегреческом языке означает «слово», «речь», а также и «закон», «порядок» [8, с. 149]. Идея порядка в мыслях активно развивалась в трудах древних философов. «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней», — утверждал Марк Аврелий, римский император, философ. Такого же взгляда придерживались и древние восточные философы Конфуций, Лао-Цзы, Будда, Гуатама [4].
Традиции православной антропологии, в основе которой лежит учение о страстях, прослеживаются в работах современных отечественных психологов (Т.А. Флоренская, Ф.Е. Василюк, Б.С. Братусь, В.В. Рубцов, В.И Слободчиков, А.В. Шувалов и др.) [5]. Главный фактор, препятствующий достижению акме, — гордость (стремление ставить себя в центр бытия, остальное считать лишь средством достижения личных целей) [7]. Основа святоотеческой идеи совершенствования — следить за своими мыслями, чтобы избежать попадания в состояние страсти. Согласно христианской традиции, контроль помыслов — это своеобразная гигиена, святоотеческое трезвение и освобождение от страстей [8, с. 154].
Одно из западных учений, исходящее из приоритетности разумности человеческой природы, — логоте- рапия В. Франкла, согласно которой, каждый человек, осознанно или нет, ищет логос своей жизни, собственный смысл [11]. Утрата человеком смысла своего бытия, депривация логосной природы либо переживается им очень мучительно, либо приводит к деградации личности [8, с. 150].
Утверждение о том, что в основе поведения и благополучия человека лежат когнитивные процессы, которые можно моделировать, получило свое развитие и стало центральной идеей в рамках когнитивно-поведенческой парадигмы (П. Дюбуа, А. Бек, А. Элис, М. Селигман, Ю.М. Орлов и др.).
Существенной особенностью различных форм неблагополучия является наличие когнитивных искажений, автоматизмов мышления, иррациональных установок: дихотомическое мышление, сверхобобщение, перфекционизм, зацикливание на негативе и др. [4, с. 63], которые представлены в табл. 1.
Таблица 1
Иррациональные установки в рамках когнитивно-поведенческого подхода
Направление (теория) |
Представители, авторы |
Иррациональные установки |
Теория социального научения |
А. Бандура |
«Вещи всегда черные или белые, нет полутонов» «Люди могут иметь правильное или ошибочное мнение» «Другие не имеют права не соглашаться со мной» «Если я изменю свое мнение, я проявлю слабость» «Несогласие ведет к конфликту» «Если я выражу сомнение, люди подумают о моей несостоятельности» (встречается у учителей) «Я не имею права не соглашаться» [4] |
Рационально- эмотивная терапия |
А. Элис |
Установка долженствования: к себе, к миру, к окружающим людям Драматизация (преувеличенное отношение к какому-либо событию) Установка обязательной реализации своих потребностей Оценочная установка «Существует крайняя необходимость быть одобряемым другими людьми» «Человек должен быть компетентен и успешен во всех отношениях, чтобы считать себя ценным» «Существует единственное, правильное и совершенное решение проблемы» «Человеческие страдания вызываются внешними причинами, и люди не способны контролировать свои чувства» [12, c. 64] |
Когнитивное профессиональное консультирование |
Дж. Крамбольц |
Обобщение Сравнение с единичным стандартом Преувеличенная оценка эмоциональных последствий [1] |
Когнитивная терапия |
А. Бек |
Сверхгенерализация (общие выводы, сделанные на основе одного наблюдения) Селективное внимание (восприятие деталей события и игнорирование общего контекста) Персонификация (приписывание себе значения события) Дихотомическое мышление (мышление в полярностях) и др. [4] |
Теория саногенного мышления |
|
Ошибка присваивания Ошибка контраста и др. [9] |
С точки зрения представителей когнитивного направления, иррациональные установки, во-первых, приводят к тягостным эмоциональным переживаниям, во-вторых, препятствуют осуществлению целей и задач деятельности, саморазвитию [4].
Многообразие научных подходов имеет общий знаменатель: образ мышления учителя определяет его поведение в целом, а также возможность профессионально-личностного развития.
По мере необходимости, учителя должны анализировать и изменять свои личностные установки в профессиональном контексте. Для этого их нужно специально мотивировать. Мотивация же — сложный многогранный процесс. Один из эффективных методов мотивации — помощь учителям в развитии их способности к рефлексии. Рефлексия, как уникальная способность наблюдать за актами собственного мышления, обеспечивает возможности самоконтроля при решении проблемных задач и является основой личностно-профессионального развития [6]. В отечественной школе метод рефлексии разрабатывался в 90-е годы в рамках акмеологии (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Г.П. Звенигородская, И.Н. Семенов, Е.А. Яблокова и др.) [3].
Обучение педагогов рефлексивному анализу делает возможным коррекцию неконструктивных профессионально-личностных установок и составляет значимое направление психологической поддержки учителей на пути совершенствования. В рамках курсов повышения квалификации оно реализуется через групповую работу с педагогами и включает несколько этапов.
Рефлексивный анализ начинается с осознания противоречия между тем, что педагоги, с одной стороны, считают здоровье приоритетной ценностью, а с другой — редко задумываются над зависимостью своего благополучия от образа жизни и мышления (М.Л. Лазарев). Поэтому на начальном этапе групповой работы необходимо помочь педагогу признать личную ответственность за свое эмоциональное состояние и психологическое благополучие.
Следующий шаг — осознание того, что ты сам можешь решительно повлиять на свое эмоциональное состояние через изменение и преобразование установок. Основной тезис обсуждения, сформулированный Альфредом Адлером: «Я убежден, что поведение человека берет начало в идеях...».
Еще одна задача, решаемая в процессе самоанализа, — выявление иррациональных представлений в ситуациях, сопряженных с профессиональным развитием: открытый урок, участие в конкурсе профессионального мастерства, участие в методических семинарах. Целесообразно проводить анализ с помощью рефлексивного дневника (А. Элис), который имеет следующую схему:
А событие |
В когниции, мысли |
C эмоции, эмоциональные состояния |
Ситуация публичного выступления и оценивания у учителей вызывает различные переживания: от легкого волнения до невозможности справиться со своим эмоциональным состоянием. Сосредоточение на установках и мыслях (В) по поводу события является одной из основных задач рефлексивного анализа, так как проблемное поведение, невозможность преодолеть страхи связаны с искаженным восприятием события [12].
Исходя из опыта общения с учителями, отметим основные иррациональные установки относительно ситуации публичного выступления:
— «Если я провожу открытое мероприятие, то непременно должен все знать в рамках этой темы»;
— «Я не имею право на ошибку»;
— «Если я допущу ошибку, надо мной будут смеяться»;
— «Если я не буду знать все, то покажу свою некомпетентность»;
— «Я должен всем понравиться»;
— «Мне нужно сделать все идеально, чтобы всем понравиться» и др.
Установки катастрофизации, обобщения, долженствования запускают страх, парализующий активность педагога при выполнении профессиональной деятельности.
Заключительный этап групповой работы — обсуждение, преобразование и опровержение иррациональных взглядов и искажений, — на котором целесообразно применять широкий набор практических приемов, методов и техник.
Таким образом, развитие мотивации к профессиональному совершенствованию учителя требует психологического сопровождения процесса повышения квалификации, одним из направлений которого является развитие рефлексии. Способность к самоанализу актов собственного мышления запускает процесс перестройки сознания учителя, что приводит к обновлению представлений и способов профессиональной деятельности.
Литература
- Айви А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы терапии и техники. Практическое руководство. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. 487 с.
- Ветрова Я.А. Динамика акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации: Авто-реф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2014. 27 с.
- Давиденко А.А. Психолого-педагогические условия развития нелинейного мышления учителя: Дисс. … канд. психол. наук. Кемерово, 2016. 177 с.
- Камалетдинова З.Ф. Психологическое консультирование: когнитивно-поведенческий подход: Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 211 с.
- Концепт душевного здоровья в человекознании / отв. ред. О.И. Даниленко. СПб: Из-во С.-Петерб. Ун-та, 2014. 372 с.
- Павлюченкова Н.В. Саногенная рефлексия как фактор развития эмоциональной компетентности специальность: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2008. 27 с.
- Пологрудов С.Г. Модель акмеологического развития пастыря: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2014. 27 с.
- Поповкин А.В., Поповкина Г.С. Исцеление логосом: христианские аспекты некоторых современных психолого-педагогических практик // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 7. С. 143–164.
- Орлов Ю.М. Оздоравливающе мышление. М.: Слайдинг, 2006. 96 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
- Эллис А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход. СПб: Сова, 2002. 272 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 631
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 182
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1