Иррациональные установки педагога как фактор, препятствующий профессионально-личностному развитию (акме)

182

Аннотация

Статья посвящена вопросу психологического сопровождения профессионально-личностного развития педагога в рамках повышения квалификации, основная задача которого состоит в развитии мотивации самосовершенствования в профессии и создании условий для раскрытия профессионально-личностного потенциала учителя. Анализируются некоторые теоретические подходы и традиции относительно стереотипов, иррациональных установок, искажений мышления личности, препятствующих активному профессиональному росту, а также пути их преодоления у педагогов. В статье идет речь об основных этапах групповой работы по преодолению иррациональных установок мышления педагогов в процессе повышения квалификации.

Общая информация

Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, акмеологическая позиция педагога, барьеры саморазвития, иррациональные установки, рефлексия

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160208

Для цитаты: Торкаченко Ю.В. Иррациональные установки педагога как фактор, препятствующий профессионально-личностному развитию (акме) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 56–61. DOI: 10.17759/bppe.2019160208

Полный текст

Система повышения квалификации располагает уникальными возможностями мотивации к профессиональному совершенствованию педагога. На современном этапе развития образования становится очевидным, что достижение вершин в профессии тесным образом связано с личностным ростом учителя.

Ряд западных исследователей (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Штерн, С. Мадди) рассматривает личностную зрелость как неотъемлемый компонент успешного становления профессионала и среди характеристик зрелой личности выделяет:

—    способность посмотреть на себя со стороны;

—    умение выстраивать доверительные отношения с окружающими;

—    осознание сильных и слабых сторон своей личности;

—    способность к рефлексии;

—    наличие адаптивных ресурсов и др. [5; 7].

Отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, А.А Бодалев, Б.Г. Ананьев) также считают, что совершенствование в профессиональной деятельности во многом обусловлено личностными качествами человека: самокритичностью, креативностью, способностью к самоопределению и пр. [5; 7].

Классическая идея взаимообусловленности профессионального и личностного развития актуальна и в настоящее время. В работах современных авторов (Н.В. Сосновских, Л.И. Ермакова, Е.С. Манюкова, Л.Н. Горбу­нова, Е.А. Вержицкая, Я.А. Ветрова и др.) введено понятие «акмеологическая позиция», которая характеризуется готовностью к самосовершенствованию, стремлением к высоким достижениям в профессиональной деятельности, личностному преобразованию и творчеству.

Одним из условий сформированности акмеологической позиции учителя авторы считают:

—    способность к рефлексии;

—    способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции;

—    мотивацию к саморазвитию;

—    возможность критически относиться к результатам собственной деятельности;

—    готовность к сотрудничеству и конструктивной коммуникации [2].

Акмеологическая позиция проявляется в профессиональных достижениях и профессиональной активности учителя. Например, в рамках системы повышения квалификации — это участие в методических объединениях, научно-практических конференциях, аттестационных испытаниях, конкурсах профессионального мастерства, написание статей и т. п.

Процесс повышения квалификации педагога начинается с рефлексивного анализа своей деятельности, осознания сильных и слабых сторон личности и осмысления психологических барьеров, препятствующих специалисту успешно выполнять профессиональные задачи.

Психологические барьеры рассматриваются как совокупность действий, суждений, умозаключений, ожиданий и эмоциональных переживаний работников [10].

К барьерам личностно-профессионального развития учителя можно отнести: склонность к конформизму, боязнь показаться глупым и смешным в своих суждениях, личностную тревожность, неуверенность в себе, ригидность мышления, перфекционизм и др. [10].

Такие личностные особенности часто становятся причиной отказа педагогов от активного участия в деятельности, наполненной акмеологическим потенциалом. Поэтому одно из направлений психологического сопровождения педагогов в рамках повышения квалификации — содействие осознанию и трансформации некоторых установок и стереотипов обыденного сознания и мышления учителя, препятствующих профессиональному росту.

Исследователи многих научных школ освещают вопросы влияния образа мышления на качество жизни, поведение, благополучие, саморазвитие личности, в том числе и в профессии.

Анализ литературы позволяет выделить следующие подходы.

Античные и древние восточные философы считали, что человек имеет логосную природу — «логос» в древнегреческом языке означает «слово», «речь», а также и «закон», «порядок» [8, с. 149]. Идея порядка в мыслях активно развивалась в трудах древних философов. «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней», — утверждал Марк Аврелий, римский император, философ. Такого же взгляда придерживались и древние восточные философы Конфуций, Лао-Цзы, Будда, Гуатама [4].

Традиции православной антропологии, в основе которой лежит учение о страстях, прослеживаются в работах современных отечественных психологов (Т.А. Флоренская, Ф.Е. Василюк, Б.С. Братусь, В.В. Рубцов, В.И Слободчиков, А.В. Шувалов и др.) [5]. Главный фактор, препятствующий достижению акме, — гордость (стремление ставить себя в центр бытия, остальное считать лишь средством достижения личных целей) [7]. Основа святоотеческой идеи совершенствования — следить за своими мыслями, чтобы избежать попадания в состояние страсти. Согласно христианской традиции, контроль помыслов — это своеобразная гигиена, святоотеческое трезвение и освобождение от страстей [8, с. 154].

Одно из западных учений, исходящее из приоритетности разумности человеческой природы, — логоте- рапия В. Франкла, согласно которой, каждый человек, осознанно или нет, ищет логос своей жизни, собственный смысл [11]. Утрата человеком смысла своего бытия, депривация логосной природы либо переживается им очень мучительно, либо приводит к деградации личности [8, с. 150].

Утверждение о том, что в основе поведения и благополучия человека лежат когнитивные процессы, которые можно моделировать, получило свое развитие и стало центральной идеей в рамках когнитивно-поведенческой парадигмы (П. Дюбуа, А. Бек, А. Элис, М. Селигман, Ю.М. Орлов и др.).

Существенной особенностью различных форм неблагополучия является наличие когнитивных искажений, автоматизмов мышления, иррациональных установок: дихотомическое мышление, сверхобобщение, перфекционизм, зацикливание на негативе и др. [4, с. 63], которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Иррациональные установки в рамках когнитивно-поведенческого подхода

Направление (теория)

Представители, авторы

Иррациональные установки

Теория социального научения

А. Бандура

«Вещи всегда черные или белые, нет полутонов»

«Люди могут иметь правильное или ошибочное мнение»

«Другие не имеют права не соглашаться со мной»

«Если я изменю свое мнение, я проявлю слабость»

«Несогласие ведет к конфликту»

«Если я выражу сомнение, люди подумают о моей несостоятельности» (встречается у учителей)

«Я не имею права не соглашаться» [4]

Рационально- эмотивная терапия

А. Элис

Установка долженствования: к себе, к миру, к окружающим людям Драматизация (преувеличенное отношение к какому-либо событию)

Установка обязательной реализации своих потребностей

Оценочная установка

«Существует крайняя необходимость

быть одобряемым другими людьми»

«Человек должен быть компетентен и успешен

во всех отношениях, чтобы считать себя ценным»

«Существует единственное,

правильное и совершенное решение проблемы»

«Человеческие страдания вызываются внешними причинами, и люди не способны контролировать свои чувства» [12, c. 64]

Когнитивное профессиональное консультирование

Дж. Крамбольц

Обобщение

Сравнение с единичным стандартом

Преувеличенная оценка эмоциональных последствий [1]

Когнитивная терапия

А. Бек

Сверхгенерализация

(общие выводы, сделанные на основе одного наблюдения)

Селективное внимание

(восприятие деталей события и игнорирование общего контекста)

Персонификация (приписывание себе значения события)

Дихотомическое мышление (мышление в полярностях) и др. [4]

Теория саногенного мышления

 

Ошибка присваивания

Ошибка контраста и др. [9]

 

С точки зрения представителей когнитивного направления, иррациональные установки, во-первых, приводят к тягостным эмоциональным переживаниям, во-вторых, препятствуют осуществлению целей и задач деятельности, саморазвитию [4].

Многообразие научных подходов имеет общий знаменатель: образ мышления учителя определяет его поведение в целом, а также возможность профессионально-личностного развития.

По мере необходимости, учителя должны анализировать и изменять свои личностные установки в профессиональном контексте. Для этого их нужно специально мотивировать. Мотивация же — сложный многогранный процесс. Один из эффективных методов мотивации — помощь учителям в развитии их способности к рефлексии. Рефлексия, как уникальная способность наблюдать за актами собственного мышления, обеспечивает возможности самоконтроля при решении проблемных задач и является основой личностно-профессионального развития [6]. В отечественной школе метод рефлексии разрабатывался в 90-е годы в рамках акмеологии (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Г.П. Звенигородская, И.Н. Семенов, Е.А. Яблокова и др.) [3].

Обучение педагогов рефлексивному анализу делает возможным коррекцию неконструктивных профессионально-личностных установок и составляет значимое направление психологической поддержки учителей на пути совершенствования. В рамках курсов повышения квалификации оно реализуется через групповую работу с педагогами и включает несколько этапов.

Рефлексивный анализ начинается с осознания противоречия между тем, что педагоги, с одной стороны, считают здоровье приоритетной ценностью, а с другой — редко задумываются над зависимостью своего благополучия от образа жизни и мышления (М.Л. Лазарев). Поэтому на начальном этапе групповой работы необходимо помочь педагогу признать личную ответственность за свое эмоциональное состояние и психологическое благополучие.

Следующий шаг — осознание того, что ты сам можешь решительно повлиять на свое эмоциональное состояние через изменение и преобразование установок. Основной тезис обсуждения, сформулированный Альфредом Адлером: «Я убежден, что поведение человека берет начало в идеях...».

Еще одна задача, решаемая в процессе самоанализа, — выявление иррациональных представлений в ситуациях, сопряженных с профессиональным развитием: открытый урок, участие в конкурсе профессионального мастерства, участие в методических семинарах. Целесообразно проводить анализ с помощью рефлексивного дневника (А. Элис), который имеет следующую схему:

А событие

В когниции, мысли

C эмоции, эмоциональные состояния

Ситуация публичного выступления и оценивания у учителей вызывает различные переживания: от легкого волнения до невозможности справиться со своим эмоциональным состоянием. Сосредоточение на установках и мыслях (В) по поводу события является одной из основных задач рефлексивного анализа, так как проблемное поведение, невозможность преодолеть страхи связаны с искаженным восприятием события [12].

Исходя из опыта общения с учителями, отметим основные иррациональные установки относительно ситуации публичного выступления:

—    «Если я провожу открытое мероприятие, то непременно должен все знать в рамках этой темы»;

—    «Я не имею право на ошибку»;

—    «Если я допущу ошибку, надо мной будут смеяться»;

—    «Если я не буду знать все, то покажу свою некомпетентность»;

—    «Я должен всем понравиться»;

—    «Мне нужно сделать все идеально, чтобы всем понравиться» и др.

Установки катастрофизации, обобщения, долженствования запускают страх, парализующий активность педагога при выполнении профессиональной деятельности.

Заключительный этап групповой работы — обсуждение, преобразование и опровержение иррациональных взглядов и искажений, — на котором целесообразно применять широкий набор практических приемов, методов и техник.

Таким образом, развитие мотивации к профессиональному совершенствованию учителя требует психологического сопровождения процесса повышения квалификации, одним из направлений которого является развитие рефлексии. Способность к самоанализу актов собственного мышления запускает процесс перестройки сознания учителя, что приводит к обновлению представлений и способов профессиональной деятельности.

 

Литература

  1. Айви А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы терапии и техники. Практическое руководство. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. 487 с.
  2. Ветрова Я.А. Динамика акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации: Авто-реф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2014. 27 с.
  3. Давиденко А.А. Психолого-педагогические условия развития нелинейного мышления учителя: Дисс. … канд. психол. наук. Кемерово, 2016. 177 с.
  4. Камалетдинова З.Ф. Психологическое консультирование: когнитивно-поведенческий подход: Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 211 с.
  5. Концепт душевного здоровья в человекознании / отв. ред. О.И. Даниленко. СПб: Из-во С.-Петерб. Ун-та, 2014. 372 с.
  6. Павлюченкова Н.В. Саногенная рефлексия как фактор развития эмоциональной компетентности специальность: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2008. 27 с.
  7. Пологрудов С.Г. Модель акмеологического развития пастыря: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2014. 27 с.
  8. Поповкин А.В., Поповкина Г.С. Исцеление логосом: христианские аспекты некоторых современных психолого-педагогических практик // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 7. С. 143–164.
  9. Орлов Ю.М. Оздоравливающе мышление. М.: Слайдинг, 2006. 96 с.
  10. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.
  11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  12. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход. СПб: Сова, 2002. 272 с.

Информация об авторах

Торкаченко Юлия Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии, дополнительного и специального образования, КГАУ ДПО «Камчатский институт развития образования» (КГАУ ДПО «Камчатский ИРО»), Петропавловск-Камчатский, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7808-7212, e-mail: torkachenko-y@kamchatkairo.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 631
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 182
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1