Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 4. С. 35–42
doi:10.17759/bppe.2019160403
ISSN: 2658-3100 (online)
Опыт апробации и внедрения коррекционно-развивающей программы для детей с нарушением саморегуляции деятельности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: саморегуляция, синдром дефицита внимания и гиперактивности, произвольное внимание, психология дошкольника, младшие школьники, компоненты саморегуляции произвольной деятельности
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160403
Для цитаты: Еремина Ю.Е., Васильева А.А., Байдык О.А. Опыт апробации и внедрения коррекционно-развивающей программы для детей с нарушением саморегуляции деятельности [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 35–42. DOI: 10.17759/bppe.2019160403
Полный текст
В современном мире многозадачности способность человека к анализу и переработке больших массивов информации, умение выполнять несколько процессов одновременно, переключаясь с одной задачи на другую, является важной составляющей его успешности как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Поэтому школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации всех его внутренних ресурсов. Необходимо уметь планировать, ставить цели, отличать главное от второстепенного, гибко реагировать в изменившейся ситуации, быстро распределять и переключать внимание.
Актуальность нашей работы заключается в важности применения стратегий саморегуляции деятельности для повышения эффективности и результативности в непосредственной деятельности у детей.
Однако, как показывают наблюдения, в последнее время увеличилось количество учащихся, которые, сталкиваясь с ежедневной разнонаправленной нагрузкой, не могут сконцентрироваться и самостоятельно достичь хорошего результата. Рассеянность, недисциплинированность, неумение работать по правилам и доводить начатое дело до конца приводят к безразличию при выполнении учебных задач. Такие дети начинают отставать в учебе или просто не хотят идти в школу.
В первую очередь, стоит обратить внимание на то, что все перечисленное выше является проявлениями снижения или нарушения системы саморегуляции произвольной деятельности. Сложнее всех детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, они больше других подвержены влиянию отвлекающих факторов, а низкая концентрация внимания и импульсивность ведет к многочисленным ошибкам и мешает качественно и успешно выполнять задания. В режиме многозадачности они начинают путаться и не всегда могут определить, с чего начать и какую информацию считать важной.
В 2018-2019 учебном году главной задачей для нас стала оценка эффективности внедрения обновленной и адаптированной к условиям территориальных отделений ГБУ ГППЦ ДОНМ коррекционноразвивающей программы для детей 6-11 лет с нарушением саморегуляции деятельности. Первоначальный вариант программы был разработан в рамках экспериментальной деятельности по теме «Психологопедагогическое сопровождение детей с СДВГ» в 2007-2012 гг. на базе Центра психолого-медикосоциального сопровождения Зеленоградского округа города Москвы под руководством его директора, кандидата медицинских наук Ю.Н. Белехова.
Перед нами стояла задача создать и внедрить действенный инструмент по развитию системы саморегуляции произвольной деятельности, который поможет не просто дать ребенку новые знания, а сможет научить их применять, развивать и своевременно использовать.
В качестве теоретической модели саморегуляции деятельности при создании коррекционноразвивающей программы нами были использованы концепция доктора психологических наук, академика РАО О.А. Конопкина и подход доктора психологических наук, профессора В.И. Моросановой.
Система имеет пять основных компонентов и работает как единый неразрывный процесс, обеспечивая структуру построения не только выполняемой деятельности, но и осуществления поведения [7]:
• целеполагание — умение самостоятельно ставить, формулировать и удерживать цель деятельности;
• моделирование — умение самостоятельно выделять значимые условия и основные действия, необходимые для достижения поставленной цели;
• планирование — умение самостоятельно определять и выстраивать алгоритм деятельности с учетом имеющихся для этого условий;
• самоконтроль — умение самостоятельно анализировать продуктивность своей деятельности и соотносить полученный результат с тем, что было задумано;
• самокоррекция — умение своевременно перестраивать последовательность своих действий при изменении внешних и внутренних условий.
Целью программы стало развитие саморегуляции произвольной деятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности связывается с несформированностью системы саморегуляции произвольной деятельности и рассматривается как ее частный случай, а старший дошкольный и младший школьный возраст был выбран не случайно, так как является сензитивным для предупреждения развития нарушений поведения и их эффективной коррекции. Занятия по программе приближены к ведущим видам деятельности детей. В них сочетаются элементы сюжетно-ролевой игры и учебной деятельности.
Каждое из 36 занятий проходит в пяти зонах, которые ориентированы на различные виды деятельности: спортивная, музыкальная, сенсорная, продуктивная и с эффектом затемнения, со сменой видов деятельности и динамическими паузами. Работа по программе осуществляется в малых группах и в соответствии с возрастом. Занятия проводятся в игровой форме, связаны единой сюжетной линией — фабулой, которая проходит сквозным мотивом как через каждое отдельно взятое занятие, так и через весь цикл.
В качестве подготовительного, мотивационного блока занятий в начале программы — упражнения на канате. Передвижение ребенка по несильно натянутому тонкому металлическому тросу и выполнение на нем несложных упражнений тренирует осознанное удержание равновесия и координацию при балансировке, способствует развитию произвольной саморегуляции на уровне управления телом. На занятиях создаются условия, позволяющие ребенку раскрыть свои потенциальные возможности, поверить в собственные силы и научиться достигать успеха в любой деятельности.
Основные занятия, в соответствии с теоретической моделью саморегуляции [8] деятельности, делятся на пять этапов: формирование навыка постановки и удержания поставленной цели; формирование навыка формулирования замысла и выделения значимых условий; формирование навыка планирования деятельности; формирование навыка самоконтроля и оценивания результатов своих действий; формирование навыка исправления ошибок своей деятельности и подведение итогов. В программу введена балльная система оценивания / стимулирования: на занятии целенаправленно создаются условия для саморефлексии, дети самостоятельно оценивают результат своей деятельности.
За время эксперимента была реализована эффективно действующая система [2] сопровождения детей с нарушениями в системе саморегуляции деятельности, в том числе с СДВГ.
В 2015 г. в результате реорганизации центров психолого-медико-социального сопровождения и центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции города Москвы был создан единый ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы». В связи с этим у всех психолого-педагогических технологий и программ, подтвердивших свою эффективность, появилась возможность внедрения в разных округах столицы.
На базе ГБУ ГППЦ ДОНМ в рамках проектной деятельности была создана рабочая группа педагогов- психологов по внедрению коррекционно-развивающей программы для детей 6-11 лет с нарушением саморегуляции деятельности в работу территориальных отделений Центра. Основными задачами группы были следующие:
• познакомиться с опытом реализации программы в Зеленоградском округе;
• организовать необходимые помещения для эффективного внедрения программы в других территориальных отделениях;
• подобрать стандартизированный комплект оборудования и стимульного материала;
• расширить репертуар заданий, позволяющих повысить эффективность и результативность программы.
После анализа помещений были выбраны четыре территориальных отделения, наиболее подходящих для реализации программы:
• ТО «Останкинское» — Северо-Восточный АО;
• ТО «Чертаново» — Южный АО;
• ТО «Люблино» — Юго-Восточный АО;
• ТО «Крылатское» — Западный АО.
В течение 2015-2016 гг. проходила активная передача опыта реализации программы на открытых занятиях, мастер-классах и обучение педагогов-психологов в рамках курсов повышения квалификации «Современные педагогические подходы к формированию системы саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с СДВГ», в результате которых каждый специалист рабочей группы проекта смог создать собственную базу заданий и упражнений к программе, что стало решением одной из поставленных задач.
К 2017 г. в результате анализа новых конспектов и стимульного материала к программе и в процессе сотрудничества с ЗАО «Элти-Кудиц» был подобран и внедрен единый комплект многофункционального оборудования, который обеспечивает насыщение коррекционно-развивающей среды, однако при оснащении новых помещений возникли технические трудности с установкой каната для канатохождения. В связи с этим было принято решение произвести замену на мобильное оборудование, позволяющее проводить занятия не только в спортивном классе. Комплект оборудования «Learning Breakthrough Kit» (Balametrics) позволил эффективно развивать саморегуляцию и вестибулярный аппарат детей, повышая мотивацию достижения успеха в произвольной деятельности, а также снизить травматичность подготовительного этапа занятий.
В общей сложности за четыре года коррекционно-развивающую программу прошли 1724 ребенка, обучающихся и воспитанников образовательных организаций города Москвы.
Ожидаемым результатом реализации программы предполагается положительная динамика в системе саморегуляции произвольной деятельности с учетом актуального развития и зоны ближайшего развития ребенка. Дети должны научиться:
• ставить перед собой цель предстоящей деятельности, четко формулируя замысел;
• выделять значимые условия, необходимые для достижения цели;
• создавать план работы и алгоритм действий;
• контролировать себя в процессе деятельности, не отвлекаясь на посторонние стимулы;
• находить и исправлять ошибки, возникающие в процессе деятельности.
Результативность реализации программы отслеживалась путем анализа результатов динамического наблюдения, анализа данных диагностических обследований, которые проводились индивидуально до начала занятий и по завершении программы.
За критерии оценки достижения планируемых результатов программы были приняты:
• улучшение характеристик внимания (точности и скорости обработки информации) по результатам Теста Тулуз-Пьерона;
• результаты диагностики минимальной мозговой дисфункции (ММД);
• изучение особенностей, динамики работоспособности и внимания, определение ММД, его типов, предупреждение отклонений в развитии [9].
После прохождения занятий по программе ни у одного из детей по показателю «скорость переработки информации» нет уровня патологии. В то же время, до занятий детей с уровнем высокой нормы не было ни одного, а после занятий их стало 18% (рис.1).
Рисунок. 1.
Соотношение показателей скорости переработки информации
По показателю «точность переработки информации» количество детей с уровнем патологии с 18% сократилось до 6% (у данной группы детей в анамнезе ММД), а с высоким возрастным уровнем с 29% возросло до 53% (рис. 2). Результаты диагностики доказывают, что занятия по программе способствуют улучшению качеств внимания.
Рисунок 2.
Соотношение показателей точности переработки информации
Положительная динамика в системе саморегуляции произвольной деятельности была отмечена и по результатам методики диагностики развития базовых системно-функциональных компонентов саморегуляции деятельности «Построй свой дом» [1].
Нами было установлено, что у всех 100% обучающихся наблюдается положительная динамика в системе саморегуляции деятельности, что свидетельствует о сохранении высокой эффективности программы. После прохождения занятий по программе лишь у 15% детей стратегии саморегуляции остались на уровне социально-психологической незрелости, у 37% детей после прохождения курса занятий стратегии представлены на удовлетворительном уровне, а у 48% детей уровень развития стратегий соответствует возрасту, что также подтверждает эффективность реализации (рис. 3).
Рисунок 3.
Динамика развития системы саморегуляции
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что внедрение коррекционноразвивающей программы для детей 6-11 лет с нарушением саморегуляции деятельности проведено успешно. Использование и применение данного подхода к формированию стратегий саморегуляции деятельности у детей повышает эффективность и результативность их деятельности. На основании этого можно рекомендовать данную адаптированную программу педагогам-психологам для реализации в образовательных организациях.
В дальнейшем при практическом использовании программа будет совершенствоваться, дополняться новым оборудованием и разработками. Так, в перспективе предполагается использование на занятиях спортивного гамака и очков визуальной цветоимпульсной стимуляции для снижения импульсивности и стабилизации эмоционального состояния. Также в качестве дополнительного материала по отработке стратегий саморегуляции произвольной деятельности в 2019 году было выпущено в свет пособие «Космическая одиссея»: 25 занятий для развития саморегуляции произвольной деятельности», которое позволит закреплять полученные навыки в условиях семьи.
Литература
- Белехов Ю.Н. Критерии оценки развитости саморегуляции у детей 6–10 лет по экспериментальной методике диагностики развития ее системных компонентов «Построй свой дом» // Человек, субъект, личность в современной психологии: Материалы Международной конференции, посвященной 80‐летию А.В. Брушлинского / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. Т ом 1 . М .: И нститут п сихологии Р АН, 2013. С. 483–485.
- Белехов Ю.Н. Организация окружной системы сопровождения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы с СДВГ // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. 2009. № 2. С. 4–9.
- Васильева А.А. Саморегуляция деятельности ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью как основа его психического здоровья // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2019. № 1. С. 27–32.
- Васильева А.А. Особенности общения учителя с младшими школьниками начальных классов с СДВГ // Молодые ученые — столичному образованию: Материалы IX научно-практической межвузовской конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М.: МГППУ, 2010. С. 608.
- Еремина Ю.Е. Реализация ФГОС: формирование УУД через развитие системы саморегуляции деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 01.05.2015. URL: https://psy.su/feed/4648/ (дата обращения: 28.11.2019).
- Еремина Ю.Е., Байдык О.А., Васильева А.А. [и др.] Космическая одиссея: 25 заданий для развития саморегуляции произвольной деятельности. М.: Национальный книжный центр, 2019. 20 с.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 255 с.
- Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 18–26.
- Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 36–45.
- Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: Методическое руководство. СПб: ГП «ИМАТОН», 1997. 80 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 657
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 273
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0