Проблема качества программ работы практического психолога образования и критериев их оценки

181

Аннотация

Дан анализ проблемы оценки содержания учебно-методических материалов в системе Службы практической психологии образования. Обращается внимание на существующие трудности определения основного содержания методологии собственно практической психологии. Приводятся данные качественного анализа региональных программ, присланных на «Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде» в 2018 и 2019 гг. Предлагается авторское понимание сущности практической психологии, на основании которого выделяются и основные критерии оценки программ работы педагога-психолога, и действия, необходимые для решения основной задачи современной психологической науки и практики — обеспечения качества работы практического психолога.

Общая информация

Ключевые слова: методология практической психологии, программы работы практического психолога, критерии оценки программ работы педагога-психолога

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160402

Для цитаты: Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Проблема качества программ работы практического психолога образования и критериев их оценки [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 22–34. DOI: 10.17759/bppe.2019160402

Фрагмент статьи

В «Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее Концепция) отмечается, что в числе приоритетных направлений развития Службы находится «…деятельность по научно-методическому обеспечению», которая будет направлена и на «…разработку и адаптацию новых коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных и профилактических программ» (Раздел 4). Такие задачи постоянно решаются как в рабочем порядке, так и через организацию творческих соревнований, направленных на выявление лучших разработок.

Литература

  1. Братченко С.Л. Мир экспертизы и его возможные координаты // Экспертиза образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Томский государственный университет, 2007. С. 23–45.
  2. Булатова О.В. Требования к составлению психокоррекционных программ // Вестник Югорского государственного университета. 2014. № 1 (32). С. 18–23.
  3. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Проблемы оценки соответствия профессиональной деятельности практических психологов требованиям внедряемых стандартов (еще раз об экспертах и экспертизе в практической психологии) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 21–42. doi: 10.17759/psyedu.2018100203
  4. Иванченко Г.В. Экспертное сообщество в постсоветском и западном мире // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / Под ред. Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьева. М., 2006. 454 с.
  5. Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде [Электронный ресурс] // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. URL: https://psyjournals.ru/files/98422/pppt_catalog_2018.pdf (дата обращения: 02.02.2019).
  6. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitijapsikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/ (дата обращения: 20.02.2019).
  7. Материалы I съезда практических психологов образования Российской Федерации. М., 1994.
  8. Мкртычян Г.А. Психолого-педагогическая экспертиза в образовании: теория и практика: Автореф. дисс. … доктора психол. наук. Н. Новгород, 2002. 33 c.
  9. Организация деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения в системе образования Новосибирской области. Книга III. Новосибирск, 2005. 60 c.
  10. Пахальян В.Э. Практическая психология. Введение. Саратов: Вузовское образование, 2015. 198 c.
  11. Положение о Всероссийском конкурсе лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде [Электронный ресурс] // Федерация психологов образования России. URL: https://rospsy.ru/KP2019 (дата обращения: 19.02.2019).
  12. Психология развития и адаптации. Сборники материалов по результатам областного конкурса психолого-педагогических программ 2010–2019 гг. Самара [Электронный ресурс] // Региональный социопсихологический центр. Сетевое издание. URL: http://rspc-samara.ru/function/rediz/psyhadapt/ psyhadapt.html (дата обращения: 17.12.2019).
  13. Распоряжение Правительства Новосибирской области от 26 сентября 2017 года № 379-рп «Об утверждении концепции развития психологической службы в системе образования Новосибирской области на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/465720168 (дата обращения: 20.02.2019).
  14. Реестр лучших психолого-педагогических программ [Электронный ресурс] // ВМК психолого-педагогического сопровождения региональной системы образования. URL: https://psy.viro.edu.ru/index.php/85-novosti/239-reestr-luchshikh-psikhologo-pedagogicheskikh-programm (дата обращения: 16.02.2019).
  15. Стандарт доказательности социальных практик в сфере детства. М., 2018. 41 c.
  16. Требования к психолого-педагогической программе. Приложение 2 к положению об областном конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/42862036/f52b32b623103013c77c8c319c288f45/ (дата обращения: 07.12.2019).

Информация об авторах

Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор, советник при ректорате, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8899-5572, e-mail: zabrodin_yuri@mail.ru

Пахальян Виктор Эдуардович, кандидат психологических наук, профессор, ведущий психолог, Московская служба психологической помощи населению (ГБУ МСППН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4654-0152, e-mail: vicp2007@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 488
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 181
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3