Игра с правилами как средство психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников

443

Аннотация

В статье раскрываются особенности психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. Основываясь на результатах эмпирического исследования, авторы представляют организацию работы по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников, в центре которой находится игровая деятельность. И, в первую очередь, игра с правилами. Раскрыта роль педагога-психолога детского сада в систематической организации такой работы. Показано, что развивающий эффект такого построения работы связан с профилактикой психологических трудностей, которые могут возникнуть у детей при их переходе в начальную школу.

Общая информация

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, психолого-педагогическое сопровождение, социально-коммуникативное развитие, игра с правилами

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170102

Для цитаты: Кириллов И.Л., Склезнева И.В. Игра с правилами как средство психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 16–20. DOI: 10.17759/bppe.2020170102

Полный текст

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой профессиональную деятельность по созданию условий, необходимых для успешного развития и образования ребенка в условиях образовательной организации. М.Р. Битянова считает, что «сопровождение — это определенная идеология работы, которая делает возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировку на главном — на личности ребенка. Цель сопровождения — создание таких психолого-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни» [1].

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, содержание программы дошкольного образования призвано обеспечивать развитие личности по пяти направлениям образовательной деятельности (образовательным областям), одним из которых является социально­коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие, прежде всего, предполагает развитие способности к общению, которое позволит ребенку легче адаптироваться на этапе перехода на новый образовательный уровень и вхождения в новую социальную среду (школу). Общение ребенка с другими людьми (сверстниками, взрослыми) является для него не только источником разнообразных переживаний, но также и непременным условием его личностного развития. По мнению Е.О. Смирновой, коммуникативную готовность ребенка к школе можно рассматривать как определенный уровень развития общения со взрослыми [7]. Е.Е. Кравцова, отмечая значимость социально-коммуникативного развития ребенка, писала, что существенное место в готовности к обучению в школе «играют речь, умение управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общественными правилами, умение избегать возможных конфликтов» [3].

Следует отметить, что психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольника должно быть направлено на создание таких условий, которые обеспечивают его развитие в соответствии с индивидуальными возможностями [4]. Оно предполагает создание условий для сопровождения продуктивных видов деятельности и игровой деятельности. При этом ведущим средством социально­коммуникативного развития в старшем дошкольном возрасте может рассматриваться именно игровая деятельность, включая ее различные виды — сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и др.

Исследования, проведенные Н.А. Коротковой, показали, что оценка ребенка воспитателем ДОО базируется, прежде всего, на характерологических особенностях личности дошкольника и мешает увидеть его как «человека играющего» [2]. Такая ситуация не способствует развитию свободных партнерских взаимоотношений воспитателя и его воспитанника. И только в том случае, если взрослый (таким взрослым в ДОО является педагог-психолог) сумеет продемонстрировать ребенку свою искреннюю заинтересованность игрой, они смогут увидеть друг в друге привлекательного игрового партнера.

Рассмотрим особенности сопровождения социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в сюжетной игре, имеющей свою специфику — действие в воображаемой, игровой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Такое сопровождение предполагает наблюдение педагогом-психологом за сюжетной игрой, а также возможное включение его в игровую деятельность в качестве равноправного партнера. Наблюдая за сюжетной игрой детей, педагог-психолог фиксирует особенности игрового взаимодействия участников, их игровые интересы, умение ориентироваться в смыслах человеческой деятельности. Включаясь в игру на позиции равноправного играющего партнера, взрослый вовлекает детей в игру и, как носитель игрового опыта, помогает им овладеть игровыми умениями, активизирует детское воображение, выдвигая идеи для разнообразного развертывания сюжетных линий, предлагает новое углубленное содержание игры, развивая и усложняя ролевое поведение. Дети, «переключаясь с одного сюжета на другой и используя несколько ролей, одновременно учатся взаимодействовать друг с другом» [6].

Психолого-педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры предполагает также консультирование воспитателей по вопросу организации трансформируемой вариативной развивающей предметно­пространственной среды для сюжетных игр. Специфика предметно-игровой среды для детей дошкольного возраста заключается в том, что она должна быть организована таким образом, чтобы стимулировать развертывание новых, все более сложных сюжетов в самостоятельной игре и игре со сверстниками, облегчать и поддерживать игру; способствовать развитию как индивидуальных, так и возрастных особенностей ребенка (без непосредственного участия или периодического подключения взрослого).

Одним из направлений работы педагога-психолога является сопровождение социально­коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста посредством игры с правилами, имеющей свою специфику — наличие конкретной задачи.

Следует отметить, что игра с правилами вносит существенный вклад в развитие ребенка старшего дошкольного возраста, в формирование у него предпосылок учебной деятельности. О.Е. Петровой было показано, что именно игра с правилами способствует становлению произвольного поведения ребенка, учит его самостоятельно ставить цели и в соответствии с этими целями контролировать свое поведение и оценивать свою деятельность, управлять своими эмоциями [5].

Выбрав игру с правилами в качестве одного из основных средств психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников, мы внесли определенную корректировку в традиционные виды деятельности педагога-психолога:

1)         первичная диагностика,

2)         психопрофилактическая работа,

3)         развивающая работа,

4)         промежуточная диагностика,

5)         консультативная работа,

6)         просветительская работа,

7)         итоговая диагностика.

Так, первичная диагностика, которая проводится в начале учебного года, включает диагностику уровня социально-коммуникативного развития (во всех видах деятельности), а также диагностику уровня игры с правилами детей старшего дошкольного возраста.

Психопрофилактическая работа заключается в использовании различных видов игр с правилами для полноценного психологического развития и успешной адаптации детей к дошкольному учреждению, а также для профилактики агрессивного поведения и конфликтов в детском сообществе и т.п.

Развивающая работа с использованием игры с правилами предполагает развитие способов игрового взаимодействия и создание особой предметно-пространственной развивающей образовательной среды детского сада для игры с правилами.

Промежуточная диагностика направлена на контроль использования игры с правилами в образовательном процессе, контроль и коррекцию способов взаимодействия во время игры, мониторинг предметно­пространственной развивающей образовательной среды детского сада, в том числе для игры с правилами.

Консультативная работа направлена на предоставление родителям и воспитателям информации о возможностях игровой деятельности, в том числе игры с правилами, в оптимизации социально­коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

Просветительская работа в основном направлена на работу с родителями по вопросам роли семьи в социально-коммуникативном развитии детей, включая взаимоотношения в семье.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года и включает в себя определение готовности детей к обучению в школе, диагностику уровня социально-коммуникативного развития (во всех видах деятельности) и диагностику уровня игры с правилами у детей старшего дошкольного возраста.

Основной особенностью организации и построения развивающей работы по социально­коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием игры с правилами являются условия и формы работы по формированию игры с правилами. Условия формирования включают в себя:

•            организацию игрового взаимодействия с детьми на основе учета их интересов и предпочтений,

•            стимулирование общения детей во время игры,

•            поддержку образовательной инициативы семьи,

•            возможность выбора темы и материалов для игровой деятельности,

•            возможность выбора детьми партнеров по игровому взаимодействию.

Для формирования игры с правилами используются такие формы работы, как:

•            чтение художественной литературы,

•            просмотр фильмов и мультфильмов и т.п. (получение социокультурного опыта),

•            обеспечение игрового времени и пространства,

•            создание игровых проектов совместно с семьей,

•            наблюдение за всеми видами деятельности детей старшего дошкольного возраста, в том числе за свободной игрой,

•            создание предметно-пространственной игровой среды.

Тот факт, что поведение ребенка во время игры подчиняется определенным игровым правилам, определяет воспитательный потенциал игры. Игры с правилами, давая участникам возможность сравнивать свои результаты и действия с результатами и действиями других, способствуют развитию у детей способности к самооценке, а овладение различными способами взаимодействия со сверстниками — их социальному и коммуникативному развитию.

Отмечается, что дети, полноценно игравшие до школы, приходят в первый класс, обладая зачатками произвольного внимания, памяти, мышления и т.д., у них возникает соподчинение мотивов поведения и деятельности, а потому процесс адаптации к школе проходит намного легче, то есть они намного легче привыкают к распорядку и правилам школьной жизни.

Предложенная нами система психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с акцентированием внимания на игре с правилами способствует успешной адаптации к условиям и обучения в начальной школе, которая проявляется в отсутствии у детей поведенческих проблем и в умении действовать в соответствии с социальными нормативами.

Система психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития, созданная в группах старшего дошкольного возраста, позволяет детям более успешно преодолевать конфликты со сверстниками, договариваться с ними, адекватно эмоционально реагировать, сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований.

 

Литература

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
  2. Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников. М.: Линка-Пресс, 2016. 256 с.
  3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
  4. Масалова В.С. Представления воспитателей детского сада об индивидуализации дошкольного образования // Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Липецк, 20 апреля 2020 г.). Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. С. 76–81.
  5. Петрова О.Е. Педагогические условия освоения самостоятельных форм игры с правилами детьми старшего дошкольного возраста: дисс. … канд. пед. наук. М., 1999. 125 с.
  6. Склезнева И.В. Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8. № 8. С. 154–169.
  7. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 192 с.

Информация об авторах

Кириллов Иван Львович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2335-6072, e-mail: ivkirillov@yandex.ru

Склезнева Ирина Васильевна, педагог-психолог, Школа № 1589 (ГБОУ «Школа № 1589»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8596-7741, e-mail: ivsklezneva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 680
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 443
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0