Игра с правилами как средство психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников

307

Аннотация

В статье раскрываются особенности психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. Основываясь на результатах эмпирического исследования, авторы представляют организацию работы по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников, в центре которой находится игровая деятельность. И, в первую очередь, игра с правилами. Раскрыта роль педагога-психолога детского сада в систематической организации такой работы. Показано, что развивающий эффект такого построения работы связан с профилактикой психологических трудностей, которые могут возникнуть у детей при их переходе в начальную школу.

Общая информация

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, психолого-педагогическое сопровождение, социально-коммуникативное развитие, игра с правилами

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170102

Для цитаты: Кириллов И.Л., Склезнева И.В. Игра с правилами как средство психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 16–20. DOI: 10.17759/bppe.2020170102

Фрагмент статьи

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой профессиональную деятельность по созданию условий, необходимых для успешного развития и образования ребенка в условиях образовательной организации. М.Р. Битянова считает, что «сопровождение — это определенная идеология работы, которая делает возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировку на главном — на личности ребенка. Цель сопровождения — создание таких психолого-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни».

Литература

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
  2. Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников. М.: Линка-Пресс, 2016. 256 с.
  3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
  4. Масалова В.С. Представления воспитателей детского сада об индивидуализации дошкольного образования // Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Липецк, 20 апреля 2020 г.). Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. С. 76–81.
  5. Петрова О.Е. Педагогические условия освоения самостоятельных форм игры с правилами детьми старшего дошкольного возраста: дисс. … канд. пед. наук. М., 1999. 125 с.
  6. Склезнева И.В. Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8. № 8. С. 154–169.
  7. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 192 с.

Информация об авторах

Кириллов Иван Львович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2335-6072, e-mail: ivkirillov@yandex.ru

Склезнева Ирина Васильевна, педагог-психолог, Школа № 1589 (ГБОУ «Школа № 1589»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8596-7741, e-mail: ivsklezneva@mail.ru