Коммуникативные умения и психологическое благополучие первоклассников

393

Общая информация

Ключевые слова: психологическое благополучие , младший школьный возраст, самопринятие, школьное благополучие, семейное благополучие, коммуникативные умения

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170306

Благодарности. Авторы благодарят классных руководителей первых классов школы за помощь в сборе данных для исследования.

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Кабаева В.М., Барабанова В.В., Мухортова Е.А. Коммуникативные умения и психологическое благополучие первоклассников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 68–77. DOI: 10.17759/bppe.2020170306

Полный текст

 

 

Введение

Актуальная задача современной школы — добиться, чтобы школьники овладевали предметными и метапредметными компетенциями, в частности, коммуникативными, и при этом сохраняли психологическое благополучие. Психологическое благополучие подрастающего поколения в последние годы стало рассматриваться как приоритетная проблема современного образования. Наиболее распространена модель психологического благополучия К. Рифф, включающая шесть независимых личностных факторов субъективного эмоционального благополучия и личностного развития: позитивные отношения, самопринятие, компетентность, автономность, значимые цели, личностный рост. М. Е. Селигман, М. В. Фордайс, Н. М. Брэдберн и др. изучали психологическое благополучие в контексте когнитивной и поведенческой психологии, когда за индикатор берется «переживание счастья» и «субъективное благополучие» человека [18].

Психологическое благополучие школьника понимается И.В. Дубровиной в контексте социальной ситуации развития, по Л.С. Выготскому, — как «переживание ребенком среды своего обитания и себя в этой среде» [5]. Основой психологического благополучия является переживание чувств удовольствия, удовлетворенности, радости, счастья. Психологические исследования доказывают, что дети, склонные мыслить оптимистично, обладают рядом преимуществ перед своими сверстниками, мыслящими пессимистично. Ряд авторов утверждают, что субъективное благополучие, удовлетворенность школьной жизнью, хорошие отношения со сверстниками и в семье — необходимые условия успешного развития и обучения ребенка [2; 3; 6; 8].

Т.С. Семенова, Р.И. Оуннатова, А.А. Адаскина и др. установили, что конструктивность отношения со стороны значимых взрослых (родителей и учителей) к ребенку способствует формированию благополучия психоэмоциональной сферы детей, которая, в свою очередь, предопределяет их успехи в учебной деятельности [11; 12].

Ресурсом психологического благополучия человека служит развитая саморегуляция поведения, а применительно к младшему школьному возрасту — развитие произвольного внимания и в целом произвольности деятельности (поведения). A. Furnham, C. R. Brewin показали, что такой компонент саморегуляции, как достижение целей (планирование), во многом определяет субъективное благополучие личности [16]. Т.Г. Фомина, Е.Р. Слободская, В.И. Моросанова и др., исследуя психологическое благополучие детей младшего школьного возраста, показали влияние произвольной регуляции. Также установлено, что с психологическим благополучием связаны произвольная регуляция как устойчивость внимания и выдержка у младших школьников, регуляция активности при взаимодействии со сверстниками и способность к подавлению и инициации активности при выполнении заданий. Авторы показали, что регуляторные особенности субъекта учения являются одним из факторов, влияющих на устойчивость психологического благополучия школьников в постоянно изменяющихся условиях учебной деятельности. Осознанная саморегуляция может являться важным ресурсом для обеспечения устойчивости и сохранения оптимального уровня субъективного благополучия учащихся [10; 14].

Переживание семейной, школьной и иной ситуации как благополучной вызывает положительные эмоции, обеспечивает психологический комфорт ребенку. Формирует у младшего школьника чувство доверия к себе и окружающему миру. Источники психологического здоровья школьника — это школа, семья, досуг. Семья играет важную роль в психическом развитии ребенка и оказывает значимое влияние на его психологическое благополучие. Рассматриваются такие аспекты семьи, как особенности родительского общения, типы семейного воспитания, позитивность восприятие семьи ребенком [9; 15]. Учебная деятельность имеет развивающий эффект только тогда, когда приносит удовлетворение, вызывает интерес. Не сформированное в школьном детстве осознание своих интересов, способностей, характера, неразвитые коммуникативные потребности и способности, неразвитое чувство доверия и уважения к людям и самому себе не позволяют растущему человеку полнокровно взаимодействовать с миром социума, миром культуры и природы, со своим внутренним миром. Это приводит к неуспешности в учебной и иной деятельности, в межличностных отношениях и, как следствие, к психологическому неблагополучию [4; 10; 12; 17].

Анализ концепций психологического благополучия личности позволил И.Б. Умняшовой и др. вычленить несколько вариантов диагностики психологического благополучия школьника, таких как оценка психологического здоровья, субъективных ощущений, уровня саморазвития подростков, особенностей когнитивной сферы, особенностей социальной ситуации развития (семья и школа) [1; 13].

На основании вышеизложенного мы выделили значимые для детей младшего школьного возраста компоненты психологического благополучия: школьное и семейное благополучие, само- принятие и позитивность взаимодействия с одноклассниками. В психологической литературе представлено недостаточно данных о роли коммуникативных умений в психологическом благополучие школьников. Коммуникативные умения понимаются как умения, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное понимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Поэтому одной из задач изучения психологического благополучия мы считаем исследование вклада сформированности коммуникативных умений обучающихся в их психологическое благополучие.

Методы и организация исследования

Цель настоящего исследования: изучить психологическое благополучие детей младшего школьного возраста (учащихся 1 класса) и оценить вклад в него коммуникативных факторов.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь характеристик психологического благополучия и коммуникативных умений школьника.

Выборку исследования: учащиеся первых классов московской школы в возрасте 6-8 лет (N=90, 53% составили девочки), классные руководители (N=4), родители первоклассников (N=86).

Методики. В исследовании использовались: 1) методики оценки эмоциональных состояний («Цветовой тест эмоциональных состояний» (ЦТЭС) с использованием карточек Люшера, тест «Домики»); 2) методики для изучения коммуникативных умений (рисунок «Дерево», опросник для учителя «Особенности общения школьников», анкета Э.М. Александровской «Адаптация школьников», задание «Открытки») [7]; 3) метод наблюдения.

Для статистической обработки данных использовалась программа SPSS 21.0 for Windows (корреляционный анализ, непараметрический U-критерий Манна — Уитни).

Результаты исследования и их обсуждение

Проанализировав ряд моделей психологического благополучия (ПБ), мы выделили следующие компоненты: школьное благополучие (отношение к школе, учителю, различным школьным ситуациям, а также успешность адаптации к учебной деятельности); позитивность взаимодействия с одноклассниками; самопринятие (отношение к себе, уверенность в себе, физически и психологически комфортное самоощущение); семейное благополучие (отношение к семье, эмоциональное восприятие дома). В общий балл ПБ мы включили некоторые особенности общения: избирательность, тревожность, агрессивность общения. При изучении коммуникативных умений выделялись такие аспекты, как общение со сверстниками, общение со взрослыми, понимание других, умение высказываться, взаимодействие в паре.

Школьное благополучие. Оценка эмоционального самочувствия первоклассника в школе проводилась по методике ЦТЭС — выборы в разных ситуациях (письмо, чтение, счет, урок физкультуры): 65% детей уже вжились в роль первоклассников и, выполняя соответствующие функции, эмоционально позитивно воспринимают школу. 35% имеют сложности в восприятии себя в школе, школы с ее требованиями и правилами, одноклассников. Успешность адаптации к учебной деятельности является показателем благополучия ребенка в школе. Несмотря на то, что дети ощущают себя достаточно комфортно, учителя отмечают нарастающие трудности в усвоении знаний у 54% первоклассников, недостаточную учебную активность у 44%, сложности регуляции поведения на уроках — у 38% (по анкете для учителя Э.М. Александровской, шкалы «Учебная активность», «Усвоение знаний», «Поведение на уроке»).

Взаимодействие с одноклассниками и настроение первоклассников. Находясь в школе, 18% детей часто испытывают негативные эмоции и не активны на уроках. 91% детей хорошо себя чувствуют на перемене, когда им более комфортно в своей привычной игровой деятельности совместно с одноклассниками; у 19% иногда отмечается пониженное настроение, тревожность, страх, огорчение, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность; до 10% детей в школе демонстрируют агрессивные реакции и злость, плач без видимых причин, ссоры с одноклассниками, проявляют вспышки гнева по отношению к детям и учителям. Наблюдения учителей за эмоциональными состояниями школьников подтвердились результатами обследования учеников.

Анализ эмоционального самопринятия проводился по результатам ЦТЭС, рисунка дерева и по анкете Александровской, где учитывались следующие параметры методик: эмоциональная самооценка, настроение, физиологическая энергия, сила Я, инфантильные проявления, уверенность — неуверенность, оценка эмоциональных состояний. Результаты свидетельствуют, что большинство первоклассников (71%) относятся к себе позитивно; 21% проявляют черты инфантилизма, что еще свойственно данному возрасту; отрицательную самооценку имеют 8%. Оптимальную работоспособность и нормальный эмоциональный фон имеют 57% детей, оптимистичное и радостное настроение у четверти детей, они часто улыбаются, смеются либо бывают спокойны.

Семейное благополучие оценивалось по рисунку дерева (тяга к матери или отцу, авторитет родителей), методике «Домики» (игра и чтение дома, досуг с родителями в выходной день). 73% детей рады и счастливы быть с родителями в совместных делах и заботах, 27% первоклассников ощущают напряжение в ситуациях чтения дома («заставляют», «мне не читают»), игры дома («не разрешают, я же школьник»), чрезмерных требований родителей.

Тесное взаимодействие с семьей и понимание насущных задач и особенностей ребенка является залогом психологического благополучия. Знание родителями собственного дитя и доверие учителю некоторых историй развития ребенка позволит педагогу осуществлять индивидуальный подход. Родительский опыт воспитания, взаимоотношения, традиции семьи, установки и ожидания от школы и первого учителя будут отражаться в настроениях и поведении ребенка в школе.

Особенности коммуникативных навыков, которые сформировались к началу обучения, на этапе адаптации будут определять то, как ребенок вступает в общение с учителем, одноклассниками. Родителям наших первоклассников было предложено несколько вопросов о том, как рос ребенок в семье на этапе подготовке к школе. 70% родителей убеждены, что их ребенок инициативен и уверен в себе, 19% знают, что ребенок ждет, когда с ним(ней) заговорят, 5% детей будут уклоняться от общения, 2% детей будут демонстрировать непоследовательное, непредсказуемое поведение, «всегда по-разному, зависит от настроения». При этом только 1% опрошенных родителей говорит о встречах с друзьями и помощи по дому как интересе или склонностях ребенка. Низкие навыки взаимодействия детей могут приводить к ссорам, дракам, конфликтам. Многие родители не знают своих детей настолько, чтобы спрогнозировать варианты возможного поведения в ситуации взаимодействия с учителем или одноклассниками.

Установки родителей в связи с обучением накладывают отпечаток на ожидания самих детей от школы, учителей, сверстников, собственных успехов и преодоления трудностей и могут определять сферу их комфортного пребывания или зоны риска и дезадаптации. 66% родителей убеждены, что «Отметки не главное. Главное — знания». Треть родителей (31%) настраивает детей на пятерки, хотя знают, что первый класс безотметочный! 16% говорят о ценности здоровья («Главное, чтобы был здоровым»), 3% — о мотивации к обучению, развитии живого интереса к познанию. Мнения родителей и ожидания по вопросам обучения и развития в школе — противоречивы и не в полной мере отражают реальное положение дел.

Коммуникативные умения нами оценивались по результатам анкеты учителя, задания «Открытки», рисунка дерева с опорой на такие характеристики, как удовлетворенность общением, избирательность общения, общение со сверстниками и взрослыми, умение высказываться и понимать других. С целью анализа роли коммуникативных умений в психологическом благополучии мы разделили выборку на три подгруппы по общему баллу сформированное™ коммуникативных умений. 1 группа — это дети с низким уровнем коммуникативных умений (средний балл — 37,4), 2 группа — со средним уровнем (47,3) и 3 группа — с высоким уровнем (56,1). Сравнение показателей психологического благополучия и интеллектуального развития этих групп приведены на рис. 1.


Рис. 1. Сравнение показателей психологического благополучия групп с разным уровнем коммуникативных умений (средние значения, в баллах)

 

Результаты исследования показывают, что по общему баллу психологического благополучия (ПБ) значимо различаются все три группы: чем лучше сформированы коммуникативные умения, тем выше показатель благополучия (ПБ1=70,5; ПБ2=87,96; ПБ3=96,5). Также значимо различаются группы по самопринятию (р=0,001-0,05). По семейному благополучию, школьному и отношениям с одноклассниками значимые различия выявлены между группой с низким уровнем коммуникативных умений и группами среднего (р=0,002) и высокого (р=0,000) уровня. Таким образом, чем выше показатели коммуникативных умений, тем выше значения всех факторов благополучия.

На следующем этапе мы рассмотрели корреляционные связи коммуникативных особенностей первоклассников с психологическим благополучием. Психологическое благополучие значимо коррелирует с суммарным показателем коммуникативных умений (р=0,001) и его составляющих. Также значимые связи с коммуникативными умениями выявлены для школьного благополучия (р=0,001), самопринятия (р=0,001) и отношений с одноклассниками (р=0,004). Семейное благополучие коррелирует с общением со сверстниками (р=0,03) и пониманием других (р=0,05).

Таким образом, можно говорить о наличии взаимосвязи характеристик психологического благополучия и коммуникативных умений.

Выводы

В настоящей статье мы рассмотрели проблему взаимосвязи коммуникативных умений и психологического благополучия учащихся начальной школы (первоклассников).

Составленный нами комплект методик позволяет успешно решать задачи оценивания характеристик психологического благополучия и сформированности коммуникативных умений младших школьников не только педагогами-психологами, но и самими учителями.

В исследовании были получены значимые положительные корреляционные связи психологического благополучия первоклассников и сформированности коммуникативных умений. Первоклассники, имеющие высокие показатели сформированности коммуникативных умений, имеют более высокие показатели по общему баллу психологического благополучия и по характеристикам самопринятия, семейного и школьного благополучия, отношений с одноклассниками.

Полученные в исследовании данные имеют практическую значимость. Они позволяют дать некоторые рекомендации для осуществления психолого-педагогической помощи учителям и родителям в целях укрепления психологического благополучия школьников. Можно предложить три направления повышения психологического благополучия первоклассников.

1.  Необходимо обеспечить работу по улучшению эмоционального климата в классе, эмоциональных отношений учащихся с учителем и одноклассниками. В этой деятельности ведущая роль принадлежит учителю, который своим поведением, отношением к школьникам во многом влияет на их эмоциональное состояние и определяет восприятие школы детьми.

2.  Осуществлять формирование познавательных универсальных учебных действий, обратив внимание на аспект произвольности и регуляции учебных действий и поведения (например, понимание и анализ задачи и инструкции, умение действовать по правилам и пр.).

3.   Направить усилия учителя, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования на формирование у обучающихся в урочной и внеурочной деятельности коммуникативных компе­тенций, что, в свою очередь, будет способствовать повышению психологического благополучия школьников.

 

Литература

  1. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2017. Том22. № 6. С. 68–76. DOI:10.17759/pse.2017220606
  2. Барабанова В.В., Кабаева В.М., Мухортова Е.А. Коммуникативные универсальные учебные действия как основа формирования личностных образовательных результатов // Развитие личностных образовательных результатов учащихся в современном образовании. М.: РУСАЙНC, 2017. С. 95–158.
  3. Гаврилушкина О.П. Влияние современной ситуации развития на овладение социальной компетентностью детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Развитие личностных образовательных результатов у младших школьников: Коллективная монография / Отв. ред. Д.В. Лубовский. М., 2017. С. 47–75.
  4. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Лункина М.В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 32–42. DOI:10.17759/pse.2019240303
  5. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования: Учебное пособие. М., 2016. 180 с.
  6. Егорова М.А., Заречная А.А. Особенности развития социально-коммуникативных компетенций младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 74–84. DOI:10.17759/pse.2019240307
  7. Кабаева В.М., Барабанова В.В., Мухортова Е.А. Из опыта изучения коммуникативных компетенций младших школьников в учебной деятельности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Ярославль: ЯрГПУ, 2015. С. 59–61.
  8. Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. C. 16–26. DOI:10.17759/pse.2019240502.
  9. Лето И.В., Варшал А.В., Петренко Е.Н., Слободская Е.Р. Субъективное благополучие детей младшего школьного возраста: значение семейных факторов // Психологический журнал. 2019. Том 40. № 6. С. 18–30.
  10. Рубцов В.В. [и др.]. От совместного действия — к конструированию новых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа (Круглый стол методологического семинара под руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина) [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 3. С. 5–30. DOI:10.17759/chp.2018140302
  11. Семенова Т.С. Педагогическое общение учителя начальных классов с учениками как фактор благополучия младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 1. С. 44–58. DOI:10.17759/psyedu.2020120104
  12. Суннатова Р.И., Адаскина А.А. Стиль отношения значимых взрослых к ребенку как условие становления школьной неуспешности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 93–103. DOI:10.17759/pse.2019240209
  13. Умняшова И.Б. Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. № 3 (3). С. 94–105. DOI:10.17759/ bppe.2019160306
  14. Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников [Электронный ресурс] // Экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 3. С. 164–175. DOI:10.17759/exppsy.2019120313
  15. Чеботарева Е.Ю. Межкультурные особенности связей чрезмерного родительства с психологическим благополучием современных старших подростков [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 7–15. DOI:10.17759/jmfp.2019080401
  16. Furnham A., Brewin C. R. Personality and happiness // Personality and Individual Differences. 1990. Vol.11 (10). P. 1093–1096. DOI:10.1016/0191-8869(90)90138-H
  17. Mentoor Z. M. An analysis of the relationship between communication skills, communication apprehension and academic achievement of secondary phase learners: Dis. North-West University, Potchefstroom Campus, 2015. 172 p.
  18. Steel P., Schmidt J., Shultz J. Refining the relationship between personality and subjective well-being // Psychological Bulletin. 2008. Vol. 134 (1). P. 138–161. DOI:10.1037/0033-2909.134.1.138.32

Информация об авторах

Кабаева Валентина Михайловна, кандидат психологических наук, педагог-психолог, Школа № 1531 им. С.К. Годовикова (ГБОУ Школа № 1531), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5332-0097, e-mail: valkabaeva@yandex.ru

Барабанова Вера Викторовна, старший преподаватель, кафедра «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9266-4829, e-mail: vvbarabanova@yandex.ru

Мухортова Елена Алексеевна, старший преподаватель, кафедра «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9468-3057, e-mail: muhortova.elena@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 412
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 393
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 17