Психолого-педагогическая реабилитация детей, подвергшихся насилию и жестокому обращению, в рамках реализации комплекса мер «Мир начинается с семьи» на территории Волгоградской области

207

Аннотация

В статье описаны практики психолого-педагогической реабилитации детей, подверг-шихся жестокому обращению и преступным посягательствам на территории Волго-градской области — в рамках реализуемого комплекса мер «Мир начинается с семьи», направленных на развитие системы обеспечения безопасного детства. Особое внимание обращается на травмирующие психику ребенка последствия насилия и жестокого обра-щения, проявление синдрома посттравматического стрессового расстройства, а также на необходимость своевременной психолого-педагогической реабилитации и помощи, детям, которые подверглись насилию и жестокому обращению. Анализируется потенци-ал использования при работе с детьми психотерапевтического инструментария, приме-няемого в опорных школах. Данные школы являются рабочими кабинетами экстренной психологической помощи в своем научно-методическом округе волгоградского образова-тельного кластера. Кластер позволяет экологично, оперативно и эффективно оказы-вать разовую терапевтическую помощь пострадавшему ребенку, а также построить систему долгосрочных психотерапевтических отношений.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическая реабилитация детей, жестокое обращение, преступные посягательства, пост-травматическое стрессовое расстройство (ПТСР), психотерапевтический инструментарий, ассоциативные метафорические карты

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170307

Для цитаты: Кучегашева П.П., Кубанцева А.П., Орешкина Н.В. Психолого-педагогическая реабилитация детей, подвергшихся насилию и жестокому обращению, в рамках реализации комплекса мер «Мир начинается с семьи» на территории Волгоградской области [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 78–86. DOI: 10.17759/bppe.2020170307

Литература

  1. Алексеева И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Генезис, 2005. 256 с.
  2. Аралова М.П., Гамиля Мухамед Насер Ахмед. Связь симптомов ПТСР с личностными характеристиками, соматическими жалобами и качеством жизни детей, переживших сексуальное насилие // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. № 7/4. С. 30–36.
  3. Волкова Е.Н., Исаева О.М. Ребенок и насилие: диагностика, предотвращение и профилактика: монография. Н. Новгород, 2015. 290 с.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  5. Дементьева И.А. Жестокое обращение с ребенком в семье: последствия для личностного развития // Социальная педагогика. 2010. № 2. С. 23–30.
  6. Жестокое обращение с детьми / Сафонова Т.Я. [и др.]. М.: Академия, 2001. 265 с.
  7. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб: Речь, 2003.
  8. Лэндрет Г. Новые направления в игровой терапии. Проблемы, процесс и особые популяции. М.: Когито-центр, 2007. 479 с.
  9. Нуцкова Е.В., Бадмаева В.Д. Последствия сексуального насилия и злоупотребления в отношении несовершеннолетних: гендерная специфика [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 3. С. 235–247. DOI:10.17759/psylaw.2020100316
  10. Психолого-педагогические проблемы насилия над детьми: учебно-методическое пособие / Ардашева C.B. [и др.]. Ставрополь, 2003. 163 с.
  11. Сафонова Т.Я. Роль специализированного центра в оказании комплексной помощи детям, подвергшимся жестокому обращению // Психологическая наука и образование. 2004. № 1. С. 97–101.
  12. Ткачева О.Ю. Экстренная социально-психологическая помощь детям в ситуации суицидального поведения, жестокого обращения и чрезвычайных ситуаций в образовательном пространстве города Перми: опыт МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 32–39.

Информация об авторах

Кучегашева Полина Петровна, директор, научно-методический центр психолого-педагогического сопровождения, Волгоградская государственная академия последипломного образования (ГАУ ДПО «ВГАПО»), Волгоград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5752-6175, e-mail: polina65@yandex.ru

Кубанцева Анна Павловна, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия последипломного образования (ГАУ ДПО «ВГАПО»), Волгоград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3522-0233, e-mail: anna8377@mail.ru

Орешкина Наталья Владимировна, педагог-психолог, Средняя школа № 99 имени дважды Героя Советского Союза А.Г. Кравченко (МОУ СШ № 99), специалист, научно-методический центр психолого-педагогического сопровождения, Волгоградская государственная академия последипломного образования (ГАУ ДПО «ВГАПО), Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1103-4711, e-mail: oreschkina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 306
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 207
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1