Формирование у дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе

335

Аннотация

В работе освещен теоретический материал психологических исследований в области интеллектуального развития дошкольников; приведены разработанные программы по-следних лет, направленные на интеллектуальное развитие дошкольников — с целью обоснования целесообразности внедрения развивающей психолого-педагогической про-граммы «Школа ждет». Также в статье представлена модель интеллектуальной готов-ности дошкольников к обучению в школе. Среди компонентов модели выделены виды по-знавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), направ-ленные на формирование у дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе. К компонентам модели были подобраны специальные игры (задания), которые включены в содержание развивающей психолого-педагогической программы «Школа ждет». В ходе апробации развивающей программы выявлена положительная динамика развития познавательных процессов дошкольников.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольная образовательная среда, интеллектуальная готовность к обучению в школе, развитие восприятия, развитие памяти, развитие мышления, развитие воображения, развитие речи

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170302

Благодарности. Автор благодарит за помощь в разработке модели интеллектуальной готовности доктора психол. наук Л.С. Колмогорову.

Для цитаты: Печатнова Н.Б. Формирование у дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 22–31. DOI: 10.17759/bppe.2020170302

Литература

  1. Вариативные модели предшкольной подготовки детей на региональном уровне: Коллективная монография / Майер А.А. [и др.]. Барнаул: АлтГПА, 2012. 234 с.
  2. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. 180 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь: психологические исследования. М.: Национальное образование, 2016. 368 с.
  5. Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. М.: Общественная организация «Федерация психологов образования России», 2018. 358 с.
  6. Клопотова Е.Е., Романова Ю.А. Компьютерные игры как фактор познавательного развития дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 32–40. DOI:10.17759/bppe.2020170104
  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
  8. Колмогорова Л.С., Балабекян Е.С. Опыт предшкольной подготовки на примере программы «Мой мир» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1 (69). С. 130–136.
  9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 190 с.
  10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 14.08.2020).
  11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Воображение и творчество: культурно-исторический подход [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. C. 1–11. DOI: 10.17759/psyedu.2019110101.
  12. Куфтяк Е.В., Ханухова Л.М., Пойманова Е.В. Исследование готовности к обучению в школе детей в билингвальной среде [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Том 22. № 2. C. 455–462. DOI:10.21603/2078-8975-2020-22-2-455-462
  13. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., перераб. М.: Мозаика-Синтез, 2017. 352 с.
  14. Печатнова Н.Б. Прогнозирование успешности учения в вузе выпускников общеобразовательной школы: Дисс. … канд. пед. наук. Барнаул, 2009. 279 с.
  15. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.Л. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М.: Педагогика, 1977. 160 с.
  16. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. 192 с.
  17. Программа «Мой мир»: Базис личностной культуры детей 5–6 лет / Колмогорова Л.С. [и др.]. Барнаул: АлтГПА, 2013. 62 с.
  18. Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде: каталог лучших практик работы с детством — 2019: Коллективная монография. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. 297 с.
  19. Самкова И.А. Психологические условия развития познавательной активности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. C. 42–56. DOI: 10.17759/psyedu.2019110104
  20. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.08.2020).

Информация об авторах

Печатнова Надежда Борисовна, кандидат педагогических наук, воспитатель, Детский сад № 48 (МБДОУ «Детский сад № 48»), Барнаул, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3376-4264, e-mail: nadezhda.pechatnova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 685
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 335
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0