Профилактическая компетентность педагога-психолога как фактор его профессионального развития

230

Аннотация

В статье описывается система формирования профессиональных компетенций специа-листов, осуществляющих свою работу в сфере профилактики социальных рисков несо-вершеннолетних. Также описываются компоненты данной системы и педагогические ус-ловия формирования профилактической компетентности. Необходимость формирова-ния компетенций в сфере профилактической деятельности связана с противоречиями между потребностью объектов профилактической работы и наличием профессиональ-ных возможностей специалистов. Данные противоречия были выявлены в ходе специаль-но проведенных социологических опросов. Существующие способы и средства формиро-вания и развития вышеуказанных компетенций — ввиду наличия противоречий — не яв-ляются эффективными в достаточной мере. В связи с этим в статье уделяется особое внимание описанию такого способа развития профессиональных профилактических ком-петенций, как стажировочная площадка. Также приводится описание применения иннова-ционных профилактических практик с использованием современных цифровых техноло-гий в рамках деятельности стажировочной площадки.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональные компетенции, профилактика , модель профилактики, стажировочная площадка, девиантные формы поведения, психолого-педагогическая поддержка , инновационные профилактические практики, социально-психологическое тестирование, профессиональный дефицит

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170305

Для цитаты: Шемпелева Н.И., Пестова И.В. Профилактическая компетентность педагога-психолога как фактор его профессионального развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 58–67. DOI: 10.17759/bppe.2020170305

Полный текст

 

 

Свердловская область, в соответствии со статистическими данными Генеральной прокуратуры РФ с 2014 года, удерживает первое место по преступлениям тяжкой, средней и небольшой тяжести, совершенным несовершеннолетними и при их участии. С 2018 года — седьмое место по совершению особо тяжких преступлений [5]. Вопросы организации системной работы в этом направлении поднимаются в регионе на всех уровнях власти и активно прорабатываются с 2016 года. Но статистические данные сегодняшнего дня указывают на то, что вопросы профилактики социальных рисков среди несовершеннолетних на территории региона по-прежнему актуальны. Данный факт подтверждает проведенный нами анализ полученных результатов социально­психологического тестирования (2019/2020) среди обучающихся в возрасте от 13 до 17 лет в регионе на предмет выявления риска потребления наркотических средств. Согласно его данным, доля несовершеннолетних, определенных в группу риска, составляет 9000 человек [12]. Дальнейшее методическое сопровождение образовательных организаций региона по вопросам организации профилактической работы показало, что деятельность в направлении профилактики социальных рисков несовершеннолетних в наибольшем числе образовательных организаций не проводится либо проводится без учета основных компонентов модели профилактики, разработанной в 2010 году специалистами РАО [11].

Проведенное в июне 2020 года исследование наличия профессиональных дефицитов у специалистов психологической службы в системе образования Свердловской области посредством социологического опроса позволило установить одну из причин низкого уровня профилактической работы, проводимой в образовательных организациях региона, — это дефицит знаний и умений в области психологической профилактики [16].

Вместе с тем, потребность участников образовательных отношений в профилактической помощи велика. Данный вывод подтверждает проведенный нами в мае 2020 года опрос среди граждан Свердловской области, имеющих детей. В опросе приняли участие 18200 родителей из 69 муниципальных образований Свердловской области. 56,4% респондентов отметили, что нуждаются в помощи педагогов-психологов в вопросах предотвращения нежелательных форм поведения среди детей [16].

Проведенные исследования рискогенности среди несовершеннолетних (социально­психологическое тестирование), востребованности психолого-педагогической помощи среди родителей по вопросам профилактики нарушений поведения, развития и воспитания детей, а также исследование субъективной оценки наличия профессиональных дефицитов у специалистов психологической службы в системе образования региона — позволили выявить противоречия между потребностью, востребованностью услуг профессиональной помощи профилактической направленности и возможностью их предоставления специалистами несовершеннолетним и их семьям. Для разрешения данного противоречия актуализирован вопрос профессиональной подготовки специалистов и развития у них профилактической компетентности для работы с детьми и взрослыми, нуждающимися в профессиональной поддержке и помощи.

В связи с этим в статье будет предпринята попытка разобраться в условиях и компонентах формирования профилактических компетенций специалистов.

Психопрофилактика преимущественно относится к перечню компетенций педагогов- психологов сферы образования. Современные исследователи [2; 4; 6; 8] отмечают, что приоритетная роль снижения темпов развития подростковой девиации принадлежит системе образования, в которой реализуются профилактические программы различной направленности. Это означает, что специалисты системы образования должны владеть знаниями о причинах нарушений в поведении обучающихся, об условиях и механизмах развития девиаций, инструментах и способах профилактики и раннего выявления нарушений поведения обучающихся, уметь взаимодействовать с коллегами и родителями по решению вопросов, связанных с профилактическими мерами [1]. Безусловно, эти требования значительно расширяют профессиональные компетенции специалистов сферы образования, которые не возникают сами по себе, а развиваются в практической деятельности специалиста, направленной на профилактику социальных рисков несовершеннолетних [4].

Профилактическую компетентность можно рассматривать как вид профессиональной компетентности, представляющей собой совокупность клинических, психолого-педагогических и действенно-практических знаний, умений и навыков, а также профессионально-значимых личностных качеств специалиста [6].

Структурные компоненты профилактической компетентности и их содержательное наполнение обусловлены особенностями взаимодействия педагога-психолога с участниками образовательных отношений. Это ценностно значимая интеграция в образовательную среду, непрерывная психолого-педагогическая поддержка обучающихся с нарушениями поведения и их родителей, регулярное взаимодействие с педагогами по вопросам профилактики и раннего выявления нарушений поведения обучающихся [7].

Формирование профилактической компетентности как обязательного условия профессионального развития педагога-психолога осуществляется в рамках определенной системы развития профилактических компетенций, в состав которой входят:

•           мотивационно-целевой компонент, оказывающий влияние на мотивационную сферу специалиста, обеспечивающий постановку личностно значимых целевых ориентиров и выполняющий мотивационно-побудительную, воспитательную и стимулирующую функции;

•           организационно-содержательный компонент, выполняющий регламентационную, обучающую, информационную, развивающую, ориентировочную, воспитательную функции, обеспечивающий согласованную деятельность всех субъектов профилактики в рамках образовательной организации;

•           методико-технологический компонент, отражающий способы и приемы профилактической деятельности, последовательное выполнение которых обеспечивает формирование профилактической компетентности и профессиональное развитие специалиста;

•           оценочно-коррекционный компонент, позволяющий оценить степень соответствия полученных результатов профилактической деятельности поставленным целям [13].

Реализация данной системы требует создания специальных педагогических условий, таких как:

•           привлечение педагогов-психологов к социально-профилактической внеучебной деятельности, в ходе которой обеспечивается социально-профилактическая компетентность за пределами основного образовательного процесса. Это достигается за счет реализации проектной деятельности, проводимой как внутри организации, так и за ее пределами, волонтерской деятельности, а также участия в информационных кампаниях профилактической направленности;

•           создание дидактико-коммуникативных ситуаций интерактивного обучения — способствует формированию коммуникативных навыков, партнерства, развитию диалогических умений. В результате происходит отработка навыка взаимодействия с участниками образовательного процесса. Совместная деятельность с обучающимися, коллегами, родителями обеспечивает возможность прогнозирования и управления ситуациями межличностного взаимодействия;

•           осуществление общения на основе эмпатийного сотрудничества — способствует формированию толерантности, эмпатии, росту общей и профессиональной культуры, что в процессе взаимодействия с детьми группы риска исключает возможность педагогически ошибочных действий [14].

В соответствии с разработанной системой в рамках мотивационно-целевого компонента возможны:

•           просмотр на методических объединениях педагогов-психологов учебных и документальных фильмов о причинах формирования деструктивных форм поведения у детей, о влиянии родительского воспитания и средств массовой информации на формирование отклоняющегося поведения — с последующим обсуждением и моделированием действий персонажей фильмов;

•           обсуждение социологических опросов, обобщение и анализ статистических данных за разные периоды времени.

 

В рамках организационно-содержательного компонента осуществляется организация профессионального развития специалиста на основе системы ситуационных задач и тренинговых упражнений в рамках курсов повышения квалификации.

Методико-технологический компонент подразумевает:

•           разработку и реализацию системы практикумов для отработки соответствующих умений и навыков;

•           использование интерактивных методов обучения: ролевых игр («Проблематизация и рефлексия», «Разговор с родителем о проблемах ребенка»), баскет-методов оценки и обучения, основанных на имитации ситуаций, часто встречающихся в практической деятельности (игровая ситуация «Разговор директора и родителя»), ситуативного моделирования (ситуации бесед с коллегами, родителями детей и др.) для закрепления полученных знаний и их практического применения;

•           выполнение учебно-творческих проектов («Создание социальной рекламы», «Создание мультфильма профилактической направленности») и их публичное представление, включая демонстрацию навыков эффективного общения с участниками образовательного процесса, теоретическое обоснование принятого решения.

Кроме того, за пределами системы используются возможности внешней среды — мероприятия, направленные на профилактику ВИЧ-инфекции, наркомании, правонарушений, пропаганду здорового образа жизни, спортивные и творческие соревнования. Эти мероприятия закрепляют мо­тивационные установки, позволяют приобрести опыт социально-профилактической деятельности.

Важно отметить, что эффективность системы формирования профилактических компетен­ций как фактора профессионального развития специалиста будет достигаться только при условии реализации всех компонентов системы с использованием предусмотренных в ней форм и методов работы. Применение же отдельных компонентов будет работать на развитие отдельных навыков профилактической работы, но не будет формировать профилактическую компетентность специалиста в целом [6].

В качестве примера применения только одного компонента системы развития профилактических навыков специалистов можно привести повышение квалификации посредством участия в лекториях, вебинарах, семинарах (организационно-содержательный компонент). Предложений программ повышения квалификации в данном направлении достаточно много, и об этом свидетельствуют документы специалистов о повышении квалификации. Но возникает вопрос: почему специалист не использует приобретенный на курсах информационный ресурс? Ответ прост — не хватает практических навыков, более детальной проработки некоторых знаний, способности применять знания и навыки в отдельно взятых случаях с учетом реальной ситуации.

Для преодоления данного барьера целесообразно создание специальных условий для работы со специалистами системы образования, реализующими деятельность в направлении профилактики социальных рисков несовершеннолетних, с целью формирования профилактических компетенций и профессионального развития в форме стажировочной площадки [10]. Деятельность стажировочной площадки включает в себя мотивационно-целевой компонент (объединение специалистов для решения задач профилактической направленности), организационно­содержательный компонент (лекции, тренинги, разбор ситуационных задач), методико­технологический компонент (система практикума, включающая реализацию учебно-творческих проектов совместно с детьми, имеющими признаки нарушения поведения), оценочно­коррекционный компонент (оценка результатов применения профилактических и коррекционных методов в работе с ребенком на динамику его развития, оценка снижения интенсивности признаков нарушений поведения).

Стажировочная площадка может выступать учебно-развивающим центром не только для специалистов, но и для детей с нарушениями поведения, на базе которой для них проводятся занятия развивающей, коррекционной и профилактической направленности (обучающихся, состоящих на внутришкольном учете).

Механизм формирования профилактических компетенций специалистов в условиях стажировочной площадки реализуется за счет выполнения следующего алгоритма повышения квалификации. Курсы повышения квалификации для педагогов, педагогов-психологов носят практико­ориентированный характер. После успешного завершения теоретического блока специалисты включаются в профилактическую работу с родителями и детьми (отработка практического навыка) под кураторством опытных специалистов, организаторов стажировочной площадки. Такой способ повышения квалификации позволяет специалистам образовательных организаций не только познакомиться с профилактической деятельностью, но и опробовать полученные знания на практике в непосредственной работе с детьми, получить супервизорскую поддержку в лице наставников.

Являясь носителем знаний и освоив практические навыки, специалист способен организовать подобную деятельность в своей образовательной организации, быть консультантом по решению возникающих проблем у родителей в вопросах профилактики, воспитания и развития детей, а также применению эффективных практик профилактики с использованием современных цифровых технологий.

Для оценки компетенций специалистов организаторы стажировочной площадки документально фиксируют показатели по каждой заявленной компетенции и основным запланированным результатам. Виды и способы оценки соответствуют задачам каждого курса повышения квалификации и включают в себя:

•           практические задания;

•           продукт в виде проекта или разработки мероприятия, организации определенного направления внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с заявленным направлением.

Итоговая оценка для обеспечения объективности сочетает в себе использование устных и письменных опросов по материалам курсов повышения квалификации. Кроме этого, для подтверждения компетенций, полученных в каждом курсе, обучающимся (специалистам) необходимо индивидуально продемонстрировать освоенные практические навыки.

Для формирования профилактических компетенций специалистов используются традиционные методы и формы работы педагога-психолога, направленные на профилактику и коррекцию различных форм нарушений поведения детей, применяемые ими на этапе отработки практических навыков в работе с детьми: консультирование, диагностика, включенное клиническое наблюдение, моделирование с применением методов психотерапии (арт-терапия, психодрама, символдрама, сказкотерапия, библиотерапия). В работе стажировочной площадки традиционные формы и методы работы специалиста дополняются современными цифровыми технологиями, что находит свое отражение в таких видах деятельности, как мультипликация, кинематография, нейропрограммирование (формирование установок на управление собственным поведением и состоянием — основа саморегуляции) [10]. Специалисты не только отрабатывают навыки профилактической деятельности, но и расширяют спектр профессиональных умений, осваивая такие виды деятельности в работе с детьми, как кинематография и мультипликация.

Например, кинематография может быть реализована в работе подростковой киностудии на базе стажировочной площадки, выпускающей социально значимую видеопродукцию для обучающихся при активной включенной работе участников стажировочной площадки (специалистов). Подростковая киностудия является не только благоприятной профилактической средой, но и способом профессиональной ориентации, поскольку такая форма работы с подростками включает в себя не только профилактическую составляющую, но и предполагает освоение подростками но­

 

вых аспектов одного из видов профессиональной деятельности как способа самореализации. У детей на этапе подросткового возраста начинает активно формироваться самопознание, вырабатывается собственная независимая оценка того, что он делает [2]. Таким образом, развиваются способности к осознанию своей особенности и неповторимости, критичности мышления — ключевых компонентов «Я-концепции». Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной «Я-концепции» в этом возрасте является необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная же «Я-концепция» у подростка снижает самоуважение, в результате чего может возникнуть социальная дезадаптация, то есть отсутствие сопротивляемости неблагоприятным факторам окружающей среды, которая является одной из причин формирования девиантных форм поведения [7].

При сформированных профессиональных (профилактических) компетенциях специалиста, включающих не только знания о причинах формирования нарушений поведения несовершеннолетних и способах профилактики таких нарушений, но и умения, навыки осуществления специфической профилактики, деятельность стажировочной площадки может быть реплицирована в любой образовательной организации с вовлечением в нее педагогов и родителей обучающихся. Данная деятельность может осуществляться как в целях общей профилактики, так и коррекции существующих поведенческих нарушений в подростковой среде, поскольку участие обучающихся в данной деятельности создает благоприятные условия для социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и их творческой самореализации.

Формирование профессиональных компетенций специалистов в непосредственной профилактической деятельности, реализуемой в форме стажировочной площадки, способствует наибольшей включенности специалиста в эту деятельность, а также позволяет расширить набор вариантов инновационного поведения [3].

Стажировочная площадка как условие формирования профилактических компетенций выступает, на наш взгляд, одной из эффективных форм повышения квалификации педагогических кадров, распространения передового опыта профилактической работы и построения инновационного пространства, позволяющего внедрять инновации в профилактическую практику и способствовать опережающему развитию всей системы профилактики в целом.

 

Литература

  1. Богданович Н.В. Анализ основных профессиональных стандартов, предполагающих работу психологов в трудных жизненных и юридически значимых ситуациях [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 2. С. 1–12. DOI:10.17759/psylaw.2016060201
  2. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика как направление деятельности психологов [Электронный ресурс] // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2018. С. 137–138. URL: http://psyjournals.ru/files/96133/kochenovskie_chteniya_2018.pdf (дата обращения: 07.08.2020).
  3. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 1–14. DOI:10.17759/psylaw.2020100201
  4. Вакорина Л.Ю. [и др.] Методические рекомендации для образовательных организаций по определению индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением. М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. 41 с.
  5. Генеральная прокуратура Российской Федерации — официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://genproc.gov.ru (дата обращения: 07.08.2020).
  6. Глазырина Л.А. Социально-профилактическая компетенция специалистов как фактор профессиональной социализации // Начальная школа. 2018. № 2. С. 4–12.
  7. 7. Дворянчиков Н.В. [и др.]. Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций. М.: МГППУ, 2018. 112 с.
  8. Змановская Е.В. Девиантология. (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004. 288 с.
  9. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения (структурно-динамический подход): Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, 2006.
  10. Игнатьева Г.А., Крайникова М.Н., Тулупова О.В. Стажировочная площадка как проектный полигон инновационного образования [Электронный ресурс] // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 56–65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stazhirovochnaya-ploschadka-kak-proektnyy-poligon-innovatsionnogo-obrazovaniya (дата обращения: 23.06.2020).
  11. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г., Попова Е.М. Модель профилактики девиантного поведения обучающихся профессиональных образовательных организаций // European Social Science Journal. 2014. Vol.7(3). P. 133–140.
  12. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области — официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://minobraz.egov66.ru/ (дата обращения 07.08.2020).
  13. Навигатор профилактики и памятки по различным видам отклоняющегося поведения. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся [Электронный ресурс]. М.: МГППУ, 2018. URL: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour (дата обращения: 07.08.2020).
  14. Пугачевский О.О. Организационная модель социально-психологического обучения родителей в системе профилактики девиантного поведения у несовершеннолетних // Психология обучения. 2020. № 1. С. 78–86.
  15. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Московского университета, 1983. 284 с.
  16. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» — официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://centerlado.ru/ (дата обращения: 07.08.2020).

Информация об авторах

Шемпелева Наталья Ивановна, аспирант, кафедра психологии образования, Уральский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО УрГПУ), заместитель директора, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6747-9931, e-mail: nat-shempeleva@yandex.ru

Пестова Ирина Васильевна, аспирант, Уральский государственный экономический университет (ФГБОУ ВО УрГЭУ), директор, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»), председатель, Свердловское региональное отделение, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Полевской, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2499-5976, e-mail: petrovalado@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 518
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 230
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1