Профилактическая компетентность педагога-психолога как фактор его профессионального развития

151

Аннотация

В статье описывается система формирования профессиональных компетенций специа-листов, осуществляющих свою работу в сфере профилактики социальных рисков несо-вершеннолетних. Также описываются компоненты данной системы и педагогические ус-ловия формирования профилактической компетентности. Необходимость формирова-ния компетенций в сфере профилактической деятельности связана с противоречиями между потребностью объектов профилактической работы и наличием профессиональ-ных возможностей специалистов. Данные противоречия были выявлены в ходе специаль-но проведенных социологических опросов. Существующие способы и средства формиро-вания и развития вышеуказанных компетенций — ввиду наличия противоречий — не яв-ляются эффективными в достаточной мере. В связи с этим в статье уделяется особое внимание описанию такого способа развития профессиональных профилактических ком-петенций, как стажировочная площадка. Также приводится описание применения иннова-ционных профилактических практик с использованием современных цифровых техноло-гий в рамках деятельности стажировочной площадки.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональные компетенции, профилактика , модель профилактики, стажировочная площадка, девиантные формы поведения, психолого-педагогическая поддержка , инновационные профилактические практики, социально-психологическое тестирование, профессиональный дефицит

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170305

Для цитаты: Шемпелева Н.И., Пестова И.В. Профилактическая компетентность педагога-психолога как фактор его профессионального развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 58–67. DOI: 10.17759/bppe.2020170305

Литература

  1. Богданович Н.В. Анализ основных профессиональных стандартов, предполагающих работу психологов в трудных жизненных и юридически значимых ситуациях [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 2. С. 1–12. DOI:10.17759/psylaw.2016060201
  2. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика как направление деятельности психологов [Электронный ресурс] // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2018. С. 137–138. URL: http://psyjournals.ru/files/96133/kochenovskie_chteniya_2018.pdf (дата обращения: 07.08.2020).
  3. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 1–14. DOI:10.17759/psylaw.2020100201
  4. Вакорина Л.Ю. [и др.] Методические рекомендации для образовательных организаций по определению индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением. М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. 41 с.
  5. Генеральная прокуратура Российской Федерации — официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://genproc.gov.ru (дата обращения: 07.08.2020).
  6. Глазырина Л.А. Социально-профилактическая компетенция специалистов как фактор профессиональной социализации // Начальная школа. 2018. № 2. С. 4–12.
  7. 7. Дворянчиков Н.В. [и др.]. Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций. М.: МГППУ, 2018. 112 с.
  8. Змановская Е.В. Девиантология. (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004. 288 с.
  9. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения (структурно-динамический подход): Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, 2006.
  10. Игнатьева Г.А., Крайникова М.Н., Тулупова О.В. Стажировочная площадка как проектный полигон инновационного образования [Электронный ресурс] // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 56–65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stazhirovochnaya-ploschadka-kak-proektnyy-poligon-innovatsionnogo-obrazovaniya (дата обращения: 23.06.2020).
  11. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г., Попова Е.М. Модель профилактики девиантного поведения обучающихся профессиональных образовательных организаций // European Social Science Journal. 2014. Vol.7(3). P. 133–140.
  12. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области — официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://minobraz.egov66.ru/ (дата обращения 07.08.2020).
  13. Навигатор профилактики и памятки по различным видам отклоняющегося поведения. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся [Электронный ресурс]. М.: МГППУ, 2018. URL: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour (дата обращения: 07.08.2020).
  14. Пугачевский О.О. Организационная модель социально-психологического обучения родителей в системе профилактики девиантного поведения у несовершеннолетних // Психология обучения. 2020. № 1. С. 78–86.
  15. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Московского университета, 1983. 284 с.
  16. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» — официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://centerlado.ru/ (дата обращения: 07.08.2020).

Информация об авторах

Шемпелева Наталья Ивановна, аспирант, кафедра психологии образования, Уральский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО УрГПУ), заместитель директора, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6747-9931, e-mail: nat-shempeleva@yandex.ru

Пестова Ирина Васильевна, аспирант, Уральский государственный экономический университет (ФГБОУ ВО УрГЭУ), директор, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»), председатель, Свердловское региональное отделение, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Полевской, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2499-5976, e-mail: petrovalado@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 373
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 151
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0