Вестник практической психологии образования
2020. Том 17. № 4. С. 105–111
doi:10.17759/bppe.2020170410
ISSN: 2658-3100 (online)
Организация и развитие психологической службы в системе профессионального образования Томской области на период до 2025 года
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая служба, развитие психологической службы в системе образования, педагоги-психологи, психологическая помощь, систематизация, система профессионального образования
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170410
Для цитаты: Сенник Л.В., Михеева И.В. Организация и развитие психологической службы в системе профессионального образования Томской области на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 4. С. 105–111. DOI: 10.17759/bppe.2020170410
Полный текст
Описание целей и задач программы
Цель программы: создание модели профессионального психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях и ее интеграция в деятельность психологических служб профессиональных образовательных организаций.
Задачи программы:
• разработка и реализация модели психологической службы ПОО; совершенствование нормативной, учебно-методической, организационно-управленческой, диагностической и информационной базы психологических служб;
• повышение уровня профессионального роста педагогов-психологов;
• оказание доступной и эффективной профессиональной психологической помощи участникам образовательного процесса в ПОО;
• совершенствование материально-технической базы.
Отличительные особенности программы
Образовательные ресурсы: методическое обеспечение (пособия профессиональной направленности, журналы, диагностический инструментарий), интернет-ресурсы.
Кадровые ресурсы: научные руководители, методисты, преподаватели психологических дисциплин, педагоги-психологи.
Социальный ресурс: сотрудничество, ответственность, компетентность.
В рамках реализации программы предполагается межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики, общественными организациями:
• Федеральный центр психологической службы (участие во всероссийских и международных конференциях, повышение профессионального уровня специалистов психологических служб через вебинары, семинары, методические рекомендации и др., участие во всероссийских конкурсах);
• Региональный ресурсный центр оказания психологической помощи (обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации специалистов психологических служб, участие в сетевых площадках, ежегодное участие для обмена опытом в «Неделе психологии», участие в региональных этапах всероссийских конкурсов, индивидуальное консультирование по вопросам профессиональной деятельности специалистов психологических служб, супервизорские встречи специалистов психологических служб, участие в обучающих семинарах, вебинарах, конференциях регионального уровня);
• МАУ ЦПСА «Семья» (психологические консультации для обучающихся и родителей, проведение семейных консультаций, проведение семинаров для преподавателей, кураторов);
• ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики», Фонд «Сибирь-СПИД-Помощь», ТОРОО «ПроЗдоровье», Фонд «АнтиСПИД» (видеолектории, информационные беседы, информационные палатки);
• ОГБУЗ «ТОНД» (информационные беседы).
В настоящее время выпускник профессионального образовательного учреждения должен иметь не только базу знаний, умений и навыков, но и быть психологически подготовленным к будущей трудовой деятельности: уметь работать в режиме многозадачности, быть стрессоустойчивым, коммуникабельным, эмпатичным и др. Образовательная среда должна развивать не только профессиональные компетенции студентов, но и их личностные особенности. Психологическая служба осуществляет необходимое психологическое сопровождение участников образовательного процесса, а именно: решает задачи по созданию психологической безопасности образовательного процесса, поддержанию психического здоровья его участников, развитию личности в среде.
Обучающиеся ПОО сталкиваются с такими проблемами, как профессиональное и личностное самоопределение, решая которые могут встречаться с чувством одиночества, эмоциональными расстройствами, потерей смысла жизни, утратой ведущей цели, снижением мотивации учебно-профессиональной деятельности, падением уровня притязаний. Последствия этого самые различные: нежелание осваивать профессию, разрыв дружеских связей, уход в себя, появление зависимостей и даже суицид.
В последнее время лишь 10-15% студенческой популяции могут считаться полностью здоровыми. Хронические соматические заболевания провоцируют возникновение психологического дискомфорта, действуя как дезадаптирующий или психотравмирующий фактор, затрудняющий процесс обучения.
Все это подчеркивает значимость психологического сопровождения учебно профессиональной деятельности студентов в профессиональной образовательной организации.
В ПОО Томска и Томской области был проведен мониторинг состояния психологических служб, который показал, что в большинстве профессиональных образовательных организаций отмечается:
• недостаточная разработанность нормативной правовой базы деятельности педагога- психолога;
• неравномерность уровня и качества оказания профессиональной психологической помощи, применения диагностического инструментария;
• отсутствие необходимого количества педагогов-психологов;
• отсутствие единого подхода в определении целей, задач, содержания, методов работы психологических службы;
• несформированность единой системы взаимодействия при оказании профессиональной психологической помощи в профессиональных образовательных организациях.
Этапы реализации программы
Программа включает в себя 3 этапа: организационный, деятельностный и аналитический.
Содержание программы
1. Изучение нормативно-правовой, научно-методической, организационно-управленческой и информационной базы по организации психологической службы.
2. Издание Приказа о создании психологической службы.
3. Разработка и утверждение Положения о психологической службе.
4. Информирование участников образовательного процесса ПОО о направлениях работы психологической службы.
1. Запуск и работа психологической службы по направлениям.
2. Пропедевтическое направление: эта деятельность направлена на повышение психологической компетентности участников образовательного процесса ПОО. В рамках направления реализуется следующее:
• актуализация и систематизация имеющихся знаний;
• повышение уровня психологических знаний;
• включение имеющихся знаний в структуру деятельности личности;
• проведение систематизированного психологического просвещения педагогов и родителей (законных представителей);
• участие обучающихся ПОО в различных мероприятиях (конкурсах, конференциях, олимпиадах) в течение учебного года.
3. Диагностическое направление: эта деятельность направлена на изучение индивидуальных психологических особенностей обучающихся ПОО. Среди задач, которые реализуются в рамках данного направления работы, можно выделить следующие:
• проведение диагностического минимума со студентами нового набора;
• мониторинг развития профессионально значимых качеств студентов и их социальнопсихологической зрелости;
• выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов;
• изучение особенностей психологического климата в учебных студенческих группах, а также внутригруппового статуса и социальных ролей студентов в группах.
4. Консультативное направление: эта деятельность направлена на психологическую помощь обучающимся, их родителям, законным представителям и педагогическим работникам, испытывающим трудности в повседневной жизни или ставящим перед собой цель самосовершенствования. Психологическое консультирование рассматривается как коммуникативный процесс, осуществляемый, в первую очередь, для обеспечения необходимой психологической информацией, что позволяет создать условия для адекватной социально-психологической адаптации. Психологическое консультирование проводится по следующим направлениям:
• по поводу проблем обучения, поведения, межличностного взаимодействия конкретных обучающихся или групп обучающихся;
• профориентационное консультирование обучающихся;
• оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, которые находятся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
• помощь в организации эффективного детско-родительского общения.
Основные условия консультативного взаимодействия — это безоценочное принятие другого, конгруэнтность и эмпатия. Эффективное консультирование представляет собой определенным образом структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя в той степени, что дает ему возможность самостоятельно решить свои проблемы.
5. Профилактическое направление: эта деятельность направлена на предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся ПОО, а также создание психологических условий, максимально благоприятных для развития. Среди задач, которые реализуются в рамках данного направления работы, можно выделить следующие:
• оказание психологической поддержки развития личности обучающихся с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога- психолога, кураторов и других специалистов образовательного учреждения;
• организация и проведение семинаров, мероприятий для кураторов и преподавателей по вопросам психологических особенностей обучающихся, их интересов, мотивов поступления в колледж, отношения к будущей профессии
• предупреждение возможных девиаций поведения обучающихся;
• оказание психологической помощи и поддержки педагогам, а также другим специалистам, с целью профилактики эмоционального / профессионального выгорания;
• содействие творческому развитию одаренных детей;
• оказание психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья;
• осуществление психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• проведение профилактических мероприятий (беседы, видеолектории, информационные палатки и т.д.) для снижения девиантного и асоциального поведения.
6. Коррекционно-развивающее направление: эта деятельность направлена на создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всех нуждающихся обучающихся ПОО через оказание услуг или направление к соответствующим специалистам.
В рамках данного направления педагог-психолог на основании собственных наблюдений, наблюдений кураторов, педагогов, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы обучающихся, которые нуждаются в коррекционной поддержке по следующим направлениям:
• коррекция межличностных отношений обучающихся в группах;
• содействие преодолению кризисных периодов в жизни обучающихся;
• содействие в определении жизненных планов обучающихся, в прояснении временной перспективы, в личностном и профессиональном самоопределении;
• проведение тренингов разной направленности в течение учебного года.
7. Методическое направление: эта деятельность направлена на накопление психологических методических материалов для организации учебного и воспитательного процесса и предоставление возможности их использования.
Реализация данного направления обеспечивает педагогов-психологов необходимыми материалами для проведения диагностической, коррекционной и других видов работ.
Все перечисленные направления реализуются на основании этических принципов деятельности психолога:
• принцип этической и юридической правомочности;
• принцип квалификационной пропаганды психологии;
• принцип благополучия клиента;
• принцип профессиональной кооперации.
1. Заключительный мониторинг деятельности психологических служб в ПОО.
2. Оценка эффективности проведения психолого-педагогической работы по направлениям в СПО.
Литература
- Васильева И.В. Организация психологических служб. Учебное пособие: Монография. М.: Флинта, 2013. 143 c.
- Леонтьева В.Л. Психология: Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт. 2019. 152 с.
- Психология образования: лучшие практики работы с детством. XV Международная научно-практическая конференция. Москва, 20–22 ноября 2019 года: Сборник материалов. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. 202 с.
- Распоряжение ДПО ТО от 13.08.2019 г. № 277 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации концепции развития психологических служб в системе профессионального образования Томской области на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // ТОИПКРО. URL: https://toipkro.ru/ content/files/documents/podrazdeleniya/pip/Rasporyazhenie_ob_utverzhdenii_Plana_meropriyatij_po_realizaczii_konczenczii_razvitiya_psixologicheskoj_sluzhby__v_sisteme_obrazovaniya_Tomskoj_oblasti_na_period_do_2025_goda.pdf (дата обращения: 25.09.2020).
- Чиркова Т.И. Методологические основы психологии: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017. 416 с.
- Юркова Н.В. Организация и развитие психологической службы в аспекте ФГОС. М.: Учитель, 2018. 110 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 510
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 179
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0