Опыт организации дистанционного режима обучения для детей с инвалидностью и особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе

120

Аннотация

Работа посвящена особенностям организации дистанционного обучения детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в период пандемии Ковид-19. В МБОУ СОШ № 105 г. Новосибирска реализован проект «Взгляд на дистанционное обучение изнутри: день глазами ребенка с ОВЗ». Обсуждаются вопросы психолого-педагогического характера и личностные проблемы интеграции в современное общество обучающихся с инвалидностью. Делается вывод, что решение проблем в организации дистанционного обучения детей с ОВЗ позволяет создать благоприятные условия для интеграции в общество: учитывать индивидуально-типологические особенности таких детей, предоставлять возможность выбора технических средств обучения, обучить самостоятельно пользоваться этими техническими средствами.

Общая информация

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья , ОВЗ, дистанционное обучение, психолого-педагогическое сопровождение

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180107

Благодарности. Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования директора МБОУ СОШ № 105 г. Новосибирска А.А. Мочалову.

Для цитаты: Кожемякина О.А. Опыт организации дистанционного режима обучения для детей с инвалидностью и особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 1. С. 65–70. DOI: 10.17759/bppe.2021180107

Полный текст

 

Актуальность исследования проблем организации дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определила ситуация, сложившаяся в мире на сегодняшний день в связи с пандемией коронавируса. Организация дистанционного обучения стала для многих образовательных организаций единственной возможностью не прерывать образовательный процесс в этот период. Дистанционное обучение дает возможность обучения на расстоянии благодаря развитию компьютерных технологий [1]. С учетом требований времени, современных трендов и вызовов мирового образования — во многих образовательных учреждениях уже использовались достижения smart-обучения с наличием коммуникационных технологий, образовательных игр и др.

Наше общество, которое исследователи «определяют в терминах изменчивость, нестабильность, неустойчивость, чрезвычайно усиливает ситуацию неопределенности и «феномен риска» в жизни современного человека» [9, с. 102].

Проблема дистанционного обучения школьников в последнее время интересует достаточно широкие круги в нашем обществе и расширяет границы интеграции детей с инвалидностью и ОВЗ в общество. В связи с этим возникает необходимость организации образования в дистанционном формате как технологии не только получения знаний по предметам, но и направленной на социальное развитие школьников. Особенно эти вопросы волнуют специалистов, осуществляющих социально-психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и, безусловно, родителей, детей, обучающихся инклюзивно [5]. В методических рекомендациях экспертов Федерации психологов образования России по вопросам организации дистанционного режима обучения написано, что в связи с «введением карантина из-за распространения коронавирусной инфекции большое значение имеет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях дистанционного режима обучения, при организации которого особое внимание необходимо уделить оказанию психологической помощи и поддержки семьям с детьми» [7].

Современные исследователи в области воспитания отмечают, что продуктивно развивается педагогическая теоретизация проблем формирования социальности человека [9; 10]. Для обучающихся с ОВЗ социальность является наиболее важной составляющей образовательного процесса и является проблемой, решаемой в процессе интеграции в общество. Одна из задач ин­клюзивного образования направлена на развитие жизненных компетенций, помогающих этому ребенку максимально эффективно включаться в жизнь и полноценно адаптироваться в обществе, расширяя круг взаимодействия с другими людьми.

Успешная социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от организации процесса образования, а именно обучения и психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении [4]. Права на получение образования закреплены в Конституции РФ (статья 43), Законе об образовании РФ. Сложившаяся ситуация в мире в связи с пандемией коронавируса привнесла изменения в процесс образования всех обучающихся и их педагогов, исключила возможность очного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на достаточно длительный период. Преодолевая эти временные трудности, многие специалисты, работающие в образовательных учреждениях, задаются вопросом: как организовать обучение детей с ОВЗ так, чтобы не потерять наработанные за предыдущее время результаты?

О необходимости разработок по организации дистанционного обучения говорил еще Л.Я. Гозман на рубеже XXI века [2]. С этими вопросами мы сталкиваемся и 20 лет спустя. Опишем опыт работы по организации дистанционного обучения в МБОУ СОШ № 105 г. Новосибирска. По рекомендациям ПМПК для каждого обучающегося с ОВЗ на основе адаптированной общей образовательной программы разработан индивидуальный образовательный маршрут. При переходе на дистанционное обучение учтены все требования к созданию специальных образовательных условий.

Сложившаяся ситуация позволила реализовать эвристический проект «Взгляд на дистанционное обучение изнутри: день глазами ребенка с ОВЗ». Идея проекта заключалась в том, чтобы снять фильм об одном дне из жизни ребенка-пятиклассника с ОВЗ с целью информирования учителей-предметников о трудностях, которые испытывают дети с ОВЗ при переходе на дистанционное обучение. С согласия родителей привлекли к проекту обучающихся разных классов: пятый класс, восьмой и одиннадцатый. Съемка фильма была осуществлена обучающимися, посещающими студию «105-й элемент» в рамках внеурочной работы. В видеофильме «Открывая глаза» [8] роли исполняют участники образовательного процесса: автор данной статьи в роли тьютора и педагога-психолога и обучающиеся школы. Главному герою очень хотелось показать, что, кроме учебы, есть много интересного, чем можно было бы заняться в свободное от учебы время. Но свободного времени не остается. Работа актером для этого ребенка была новой, интересной, ранее не освоенной.

При переходе на вынужденное дистанционное обучение тьютор выяснила, какие индивидуальные возможности есть у каждого ребенка: наличие компьютера с выходом в сеть Интернет, смартфон. Было выявлено, что есть дети с полным электронным оснащением, частичным и традиционным (учебники, письменные принадлежности). Это обозначило круг проблем: невозможно одинаково для всех учащихся организовать обучение и психолого-педагогическое сопровождение. Даже те, кто обеспечен техническим оборудованием, не имеют одинаковых возможностей, обусловленных нагрузкой на сеть Интернет. По нашим данным, детей с полным оснащением техникой оказалась большая часть. Первая неделя обучения показала перегрузку учебными задачами обучающихся с ОВЗ. Каждый учитель постарался выполнить учебный план на 100%. Использовали интернет-ресурсы в большом количестве и печатные учебные пособия. Задания, которые могли быть выполнены устно, были заданы письменно. Это повлекло череду несданных работ и большой объем проверки для учителей. Вторая неделя была спланирована и организована в соответствии с устранением указанных проблем, с учетом времени выполнения заданий, второстепенные предметы перешли в ранг второстепенных. Психологическая поддержка оказалась необходима не только ученикам, но и педагогам, и родителям.

Учителя-предметники активно используют различные платформы обучения и проводят онлайн-уроки для всех учеников. При дистанционном режиме обучения возрастает возможность использования мультимедиа-технологий. При этом возможно учитывать особенности высших психических функций обучающихся, используя контент, обогащенный материалом в разных формах, например, видеоряд, звук, анимационная графика и т.п. [11, с. 8]. Обучающиеся с ОВЗ по возможности включаются в эту систему и выполняют задания, используя помощь учителя и одноклассников. В работу включены и тьютор, и логопед, и социальный педагог, и педагоги-психологи школы. С обучающимися с нарушением функций опорно-двигательного аппарата используется комплекс занятий по психокоррекции памяти, разработанный психологом школы [3]. Дети с нарушением зрения в основном выполняют задания со снижением нагрузки на глаза, используя крупный шрифт. Детям с ЗПР предоставляются подробные инструкции по выполнению заданий. А также есть возможность интерактивного взаимодействия как во время занятия, так и в любое другое время.

Психологические составляющие такого сотрудничества позволяют расширить рамки социальной адаптации ребенка с ОВЗ как важной составляющей личностного развития ребенка. На примере сотрудничества с разновозрастными учениками, выполняющими одну задачу, мы показали в фильме «Открывая глаза», что первые дни для учеников были неимоверно тяжелы и загружены.

Этот фильм, как результат проекта, был показан учителям школы через канал YouTube. Те, кто не видел процесс обучения глазами своих детей, увидел трудности, объемность заданий, загруженность детей. Реализация и обсуждение проекта на методических объединениях педагогов позволили выяснить, как подключились и какие трудности испытывали педагоги и родители при организации дистанционного обучения.

Реализация проекта позволяет сделать вывод, что решение проблемы организации дистанционного обучения детей с ОВЗ достигается за счет: во-первых, учета индивидуально­типологических особенностей таких детей; во-вторых, выбора технических средств обучения; в-третьих, учета возможностей обучающихся с ОВЗ самостоятельно пользоваться этими техническими средствами.

Решение проблем, зависящих от специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, разработка модели организации дистанционного обучения для особенных детей является перспективой дальнейшего исследования.

 

Литература

  1. Воронцов А.Б., Львовский В.А. Новые проекты развивающего обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 5. С. 83–94. DOI:10.17759/pse.2020250507.
  2. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. М.: Мысль, 1999. 368 с.
  3. Кожемякина О.А., Ярышева А.А. Психокоррекция памяти у младших школьников с ОВЗ как условие интеграции в общество // Современная реальность в социально-психологическом контексте: Сборник научных материалов / Под ред О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. С. 122–127.
  4. Кожемякина О.А., Ярышева А.А., Складанюк В.Н. Развитие эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ средствами интегрированной работы психолога и педагога // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (10–11 октября 2018 г., СПб). В 2 ч. / Под ред. Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. СПб: Изд-во РГПУ, 2018. С. 249–254.
  5. Лаврентьева З.И. Механизмы включения родителей в практику инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Том 8. № 1. С. 60–72. DOI: 10.15293/2226-3365.1801.04
  6. Мелешкина М.С. Дистанционные технологии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья как социализирующий фактор [Электронный ресурс] // Концепт. 2017. Том 35. С. 95–99. URL: http://e-koncept.ru/2017/771190.htm (дата обращения: 22.04.2021).
  7. Методические рекомендации экспертов Федерации психологов образования России по вопросам организации дистанционного режима обучения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 101–105. DOI: 10.17759/bppe.2020170113
  8. Открывая глаза. Студия 105й элемент [видеозапись] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=GJGmlSTWUUU (дата обращения 20.02.2021).
  9. Ромм Т.А., Лаврентьева З.И., Койнова-Цельнер Ю.В. Тенденции развития социального воспитания детей в постиндустриальном обществе [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6 (28). С. 121–128. DOI:10.15293/2226-3365.1506.13
  10. Ромм Т.А., Ромм М.В. Сетевые практики в социальном воспитании // Педагогическое образование и наука. 2018. № 5. С. 100–106.
  11. Усамов И.Р., Шабазова З.М., Намаева М.Н. Использование современных электронных образовательных ресурсов для повышения познавательной деятельности учащихся: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Концепт. 2019. № 4. С. 1–11. DOI:10.24411/2304-120X-2019-11025

Информация об авторах

Кожемякина Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедры практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО «НГПУ»), Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1895-1026, e-mail: olgaleko@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 407
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 120
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4