Конкурсы профессионального мастерства как фактор развития профессиональных компетенций и повышения мотивации к овладению новыми, предъявляемыми требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

118

Аннотация

Статья посвящена вопросам совершенствования профессиональных компетенций педагогов-психологов посредством организации их участия в региональных конкурсах профессионального мастерства. Описывается опыт организации конкурсов профмастерства для специалистов психолого-педагогического сопровождения в Калужской области. Отражены последовательные изменения в организационной и содержательной процедуре регионального конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников Калужской области «Я в педагогике нашел свое призвание…». Проанализирована целесообразность утверждения и проведения регионального конкурса «Мастерство без границ». Конкурс проводится в целях выявления талантливых педагогических работников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), поощрения лучших педагогических работников, повышения их статуса и престижа, распространения опыта работы с детьми с ОВЗ. Приводятся примеры конкурсных заданий. Отражена положительная динамика развития профессиональных компетенций, повышение мотивации к творческой профессиональной деятельности, овладению требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» у конкурсантов.

Общая информация

Ключевые слова: конкурс, конкурс «Педагог-психолог России», конкурсные задания, мотивация, профессиональный стандарт, личностный потенциал, конкурсы профессионального мастерства

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180206

Для цитаты: Калитько Е.Н., Соловьева Н.А. Конкурсы профессионального мастерства как фактор развития профессиональных компетенций и повышения мотивации к овладению новыми, предъявляемыми требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 2. С. 52–60. DOI: 10.17759/bppe.2021180206

Полный текст

 

В современных условиях возрастают требования к профессионализму и личностным качествам педагога-психолога, усиливается влияние педагога-психолога на развитие практической психологии образования.

Институт школьной психологической службы в России переживает трансформацию, предполагаются изменения в существующих способах профессиональной деятельности, происходит выработка новых, позволяющих решать актуальные проблемы детского развития, складываются практики междисциплинарного, межпрофессионального взаимодействия. Новые вызовы формируют установку на профессиональную позицию в качестве базовой ценностной установки педагога-психолога.

Наряду с модернизацией системы повышения квалификации педагогов-психологов, которая включает:

•              изменение предметного содержания;

•              внедрение компетентностного подхода к разработке программ повышения квалификации;

•        создание условий для самостоятельного проектирования своего индивидуального образовательного маршрута в соответствии с требованиями профессиональных и образовательных стандартов, индивидуальных образовательных потребностей,

были пересмотрены подходы к оценке уровня квалификации педагогов-психологов при проведении аттестации, а также к организации работы по выявлению лучшего опыта, к содержанию и критериям оценивания заданий конкурсов профессионального мастерства [5].

В системе образования Калужской области традиционными площадками для выявления лучшего опыта являются педагогические чтения, научно-практические конференции, постоянно действующие областные научно-практические семинары, региональные конкурсы профессионального мастерства среди педагогических работников Калужской области.

Долгое время в Калужском регионе для педагогов-психологов проводился единственный конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог года», который являлся региональным этапом всероссийского конкурса, предоставляя возможности для профессионального и карьерного роста [6].

Внедрение профессиональных и образовательных стандартов заставило пересмотреть сложившуюся модель конкурсного движения для специалистов психолого-педагогического сопровождения. Следуя основным положениям Концепции развития психологической службы в системе образования до 2025 года сегодня всероссийский конкурс профессионального мастерства предоставляет возможности для более полной реализации творческого потенциала российских психологов образования, повышает престиж психологической службы в системе образования Российской Федерации. Это определило изменения в организационной и содержательной процедуре проведения регионального конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников Калужской области «Я в педагогике нашел свое призвание...». Было решено объединить в рамках общего конкурсного движения несколько категорий специалистов, ввести следующие номинации: «Лучший учитель», «Лучший воспитатель», «Лучший педагог дополнительного образования», «Лучший педагог-психолог», «Лучший молодой учитель», «Лучший преподаватель (мастер производственного обучения)» [7].

При подборе конкурсных заданий был сделан акцент на выраженную готовность специалистов к творческой самореализации в профессиональной деятельности, сформированность мотивов и ценностей психолого-педагогической деятельности; увлеченность профессией; устойчивую потребность в самосовершенствовании; систематизированность психолого-педагогических знаний.

Разработаны два типа конкурсных заданий регионального этапа: «Методическое портфолио» и «Кейс», отвечающие содержанию деятельности педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом. Конкурсное задание «Методическое портфолио» включает три составляющие: «Интернет-ресурс», «Методический семинар», эссе «Моя педагогическая философия», что позволяет педагогу-психологу продемонстрировать глубину мировоззренческой философской позиции, широту и масштабность взгляда на профессию, убедительность профессиональной позиции, оригинальность идей, глубину и системность профессионального мышления, профессиональную эрудицию, а также владение информационно-коммуникационными технологиями как ресурсом повышения качества профессиональной деятельности.

При оценке задания «Методическое портфолио» оценивается умение прогнозировать безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды, организовывать межпредметное взаимодействие, опираться на ценностные ориентиры современной системы образования и проявлять в работе наличие мировоззренческой позиции, формулировать проблемы и видеть пути их решения.

Заслуживает внимания конкурсное задание «Кейс». Участники в группах по 5-7 человек в ограниченное время представляют решение проблемы, предложенной в кейсе. Группа должна представить проект выполнения задания, используя любые средства: карандашно-бумажные, информационно-технические, театрализованные и др.

В каждую группу включен педагог-психолог. Особенно значимым в этой ситуации нам представляется проявление профессиональной позиции педагога-психолога как интегрального свойства личности, сочетающего в себе совокупность профессиональных знаний и умений гностического, проектировочного, коммуникативного, организаторского, рефлексивного и личностного компонентов, необходимых для успешного решения профессиональных задач [1; 3; 4]. Жюри оценивает результативность выполнения задания (участники представляли оптимальный вариант решения ситуации); владение профессиональными знаниями, необходимыми для решения задания-кейса (участники продемонстрировали знание основ педагогики, психологии, современного законодательства в области образования); владение умениями и навыками коммуникативного взаимодействия (умения слышать и слушать собеседника, учитывать позицию другого, выражать свою точку зрения, принимать совместные решения).

С 2017-2018 гг. практиковалось психодиагностическое исследование участников регионального конкурса профессионального мастерства, включающее в себя интервью с конкурсантами и прохождение ими психодиагностических методик («Мотивация достижения успеха или избегания неудач» Т. Элерс; «Ориентационная анкета» Б. Басса; «Методика исследования самооценки личности» С. А. Будасси).

Анализ данных по применяемым методикам отразил положительное влияние самого процесса подготовки и участия в конкурсе профессионального мастерства для специалистов.

Анализ материалов интервью с педагогами-психологами — участниками конкурса «Я в педагогике нашел свое призвание.» показал, что конкурсные задания эссе «Моя педагогическая философия» и «Кейс» оказывают наибольшее влияние на изменение отношения к профессии, понимание собственных трудностей в профессии, побуждают к переосмыслению пути своего профессионального развития.

Конкурсантами были выделены две группы проблем. Первую можно обозначить как «понимание себя, своего места в профессии», что связано с гностическим компонентом профессиональной деятельности. Вторая связана с проектировочным, коммуникативным и личностным компонентами. Педагоги-психологи отмечали трудности в выстраивании эффективного взаимодействия с незнакомыми участниками, проявлении лидерских качеств.

По мнению участников, саморефлексия профессионально-личностных трудностей помогла им сделать более осознанный выбор курсов повышения квалификации, обучающих семинаров и тренингов, направленных на их преодоление. Часть конкурсантов отмечала положительную роль участия в конкурсе «Я в педагогике нашел свое призвание...» для совершенствования компетен­ций, отмеченных в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Конкурс «Я в педагогике нашел свое признание...» позволяет создать условия для саморефлексии, повышения мотивации личностно-профессионального роста, развития компетенций в осуществлении регионального межпрофессионального взаимодействия.

Комплексный подход к разработке концепции регионального конкурса профессионального мастерства способствует укреплению базовых конструктов профессионально значимых качеств, необходимых специалистам для практического осуществления личностного потенциала, развития «Я-концепции» в профессиональной деятельности. В числе критериев развития личностного потенциала на региональном этапе конкурса профессионального мастерства посредством диагностики были выявлены изменения в проявлениях мотивации конкурсантов, в частности, в преобладании внутренней мотивации над внешней положительной и отрицательной.

Вместе с тем, проблема несоответствия компетенций педагогов-психологов системы образования Калужского региона содержанию трудовых функций профессионального стандарта, обозначенная еще в 2016-2018 гг. в процессе работы по внедрению, апробации и сопровождению дальнейшей реализации профстандарта, сохраняется для некоторых категорий специалистов.

Исследования показали, что большая часть педагогов-психологов, работающих в системе образования региона, обладая достаточным уровнем базовой квалификации, испытывает проблемы в соответствии с новыми инновационными требованиями к компетенциям, выдвигаемым профстандартом, продолжает нуждаться в повышении квалификации по наиболее актуальным компетенциям. Прежде всего — это компетенции в области современных форм работы с особыми группами обучающихся (детьми-инвалидами, обучающимися с ОВЗ, одаренными обучающимися, детьми с девиантным поведением) [2].

Анализ материалов исследования выявил потребность в разработке дополнительных мер повышения мотивации педагогов-психологов к овладению новыми трудовыми функциями, развитию профессиональных компетенций.

Опираясь на результаты исследований компетентностных дефицитов педагогов-психологов, команда сопровождения конкурсного движения региона, включающая специалистов ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования» и Министерства образования Калужской области, приняла решение об организации в 2018 году инновационного конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников организаций, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), поощрения лучших педагогических работников, повышения их статуса и престижа, распространения опыта работы с детьми с ОВЗ «Мастерство без границ» [8].

В рамках конкурса для специалистов психолого-педагогического сопровождения были учреждены следующие номинации:

•              «Воспитание и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья»;

•              «Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями

здоровья»;

•              «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья»;

•              «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»;

•              «Профессиональная ориентация и профессионально-трудовое обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Конкурс проводится в два этапа, включающие экспертизу представленных на конкурс методических материалов и публичную демонстрацию конкурсантом владения интересными приемами, методами, технологиями обучения, воспитания, коррекции и развития, результатов использования своих наработок.

Жюри оценивает владение профессиональными компетенциями в области образования детей с ОВЗ и оказания им психолого-педагогической помощи, умениями и навыками коммуникативного взаимодействия, культуру и оригинальность.

Анализ четырехлетнего опыта проведения конкурса «Мастерство без границ» позволяет выделить позитивные тенденции в изменении мотивации и уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов в части выполнения обобщенной трудовой функции оказание психолого­педагогической помощи лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Об этом свидетельствуют данные об увеличении количества участников конкурса, а именно педагогов-психологов: в 2018 и 2019 гг. — 39 и 41 человек, соответственно. В 2020 г. из-за пандемии количество участников снизилось до 16, но в 2021 г. тенденция к увеличению возобновилась. — 27 человек.

Дополнительное психодиагностическое исследование конкурсантов отражает положительную динамику формирования готовности педагогов-психологов к творческой самореализации в профессиональной деятельности, способствует удовлетворенности содержанием профессиональной деятельности, укрепляет индивидуальную систему ценностей личности, иерархию целей, потребностей, интересов.

Конкурсы профессионального мастерства предоставляют большие возможности для объективного исследования развития профессиональных компетенций специалистов. Участники на протяжении всего конкурса занимаются самоисследованием.

Саму процедуру оценивания членами жюри компетенций и личностных профессионально­важных качеств педагогов-психологов по разработанным критериям и показателям можно рассматривать в качестве метода экспертного оценивания, что позволяет проанализировать кадровый ресурс специалистов, ответственных за психологическое сопровождение участников образовательного процесса, и уровень его профессионального и личностного потенциала в регионе. Состав жюри не исчерпывается научно-педагогическим сообществом, включая представителей активного родительского сообщества, общественных организаций, что определяет оценку деятельности специалиста в разрезе социального запроса различных целевых групп.

Рост профессионализма отмечается экспертным сообществом по результатам оценивания участников на этапах конкурса. В критерии оценивания входят позиции, необходимые для анализа успешности освоения специалистами требований, предъявляемых профстандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В число победителей и призеров конкурса регулярно выходят педагоги-психологи, демонстрирующие владение компетенциями в области разработки и реализации программ (планов) коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, а также разработки и проведения профилактических, диагностических, развивающих мероприятий, организации и осуществления совместно со специалистами (педагогами, преподавателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации.

Конкурсы профессионального мастерства остаются в регионе фактором развития профессиональных компетенций и повышения мотивации к овладению новыми, предъявляемыми требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Преимуществом конкурсного движения для специалистов психолого-педагогического сопровождения в Калужском регионе считаем развитие конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников Калужской области «Я в педагогике нашел свое призвание...», объединяющего несколько категорий специалистов, а также создание инновационного конкурса «Мастерство без границ», стимулирующего специалистов к овладению дефицитными компетенциями в области образования детей с ОВЗ и оказания им психолого-педагогической помощи.

Проведение подобных конкурсов способствует разрешению противоречий между значительным потенциалом межпрофессионального взаимодействия и низкой степенью его востребованности в системе образования региона. Региональные конкурсы профессионального мастерства формируют готовность педагога-психолога к профессиональной творческой самореализации, укрепляют желание работать профессионально, стимулируют к саморазвитию как в профессиональном, так и в личностном плане.

 

Литература

  1. Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2016. Том 8. № 3. С. 1–15. DOI:10.17759/psyedu.201608030
  2. Калитько Е.Н., Соловьева Н.А. Об опыте апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в системе образования Калужской области // Вестник практической психологии образования. 2019. № 1 (1). С. 41–46.
  3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. ВНИИ проф.-техн. образования. М.: Высшая школа, 1990. 117 с.
  4. Мусина В.П. Диагностика профессиональной активности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 2 (84). С. 111–115.
  5. Соловьева Н.А., Калитько Е.Н., Рудая О.Ю. Проблемы диагностики уровня овладения педагогами-психологами трудовыми функциями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования» // Сборник научных работ областных премий и стипендий. Калуга, 2017. С. 189–195.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201805070038 (дата обращения: 27.05.2021).
  7. Положение о проведении ежегодного регионального конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников Калужской области «Я в педагогике нашел свое призвание…» [Элек-тронный ресурс] // Гарант. URL: http://base.garant.ru/29340262/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 27.05.2021).
  8. Приказ от 12 марта 2018 года №285 «Об утверждении Положения о проведении ежегодного регионального конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, “Мастерство без границ”» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 446655771 (дата обращения: 27.05.2021).

Информация об авторах

Калитько Елена Николаевна, начальник Центра психологического сопровождения образовательной деятельности, ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования» (ГАОУ ДПО «КГИ-РО»), главный внештатный психолог системы образования Калужской области, Калуга, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3706-7378, e-mail: en21@mail.ru

Соловьева Надежда Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), педагог-психолог отдела психологического сопровождения развития детей и подростков, профессиональной ориентации ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования» (ГАОУ ДПО «КГИРО»), Калуга, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7663-2309, e-mail: n2038@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 613
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 118
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1