Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция трудностей в освоении образовательной программы у обучающихся начального общего образования (нейропсихологический подход)»

165

Аннотация

В статье представлено описание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы работы с детьми в возрасте от 7 до 10 лет, имеющими трудности в освоении образовательной программы, на основе методов нейропсихологической коррекции. Автор выделяет типы трудностей, в отношении которых подтверждена эффективность программы: трудности, связанные с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения, трудности, обусловленные особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений, а также трудности, связанные с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Программа направлена на гармонизацию развития высших психических функций с целью преодоления трудностей в освоении образовательной программы. Оценка качества программы проведена на основе количественных и качественных показателей по результатам психодиагностического обследования, наблюдения, опроса детей и родителей.

Общая информация

Ключевые слова: нейропсихическая коррекция, профилактика , трудности в обучении, дифференциальная психофизиология, детские возраста

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190301

Получена: 06.10.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Шауберт С.Е. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция трудностей в освоении образовательной программы у обучающихся начального общего образования (нейропсихологический подход)» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 3. С. 7–27. DOI: 10.17759/bppe.2022190301

Полный текст

Актуальность и перспективность программы

Своевременная ранняя диагностика и профилактика трудностей в обучении помогает предотвратить складывание и закрепление у детей стихийных, не всегда адекватных способов компенсации недостатков в функционировании тех или иных познавательных функций, еще не закончивших свое формирование.

Коррекция трудностей в освоении образовательной программы обучающихся начального общего образования достаточно актуальная проблема в современной педагогике и психологии. Исследования авторов (Б.Г. Ананьев, Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Дж. Варгас, И.В. Дубровина, М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, Н.П. Локалова, Р.И. Лалаева и др.) позволяют утверждать, что именно младший школьный возраст является сензитивным для развития основных психофизиологических структур, позволяющих преодолевать эти трудности.

В целом можно выделить три группы трудностей:

  • первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения (нестабильность графических форм, отсутствие связных движений при письме, низкий уровень понимания читаемого, очень медленный темп и т. п.);
  • вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений (замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв, недописывание слов и предложений, трудности понимания слов, незнание отношений между смежными числами, трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план, неумение решать задачи);
  • третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.

Проблему индивидуального подхода и качественного анализа особенностей развития ребенка можно успешно решить с помощью дифференциальной нейропсихологии детского возраста (Т.В. Ахутина, Ж.М. Глозман, Н.М. Пылаева), основной задачей которой является исследование индивидуальных различий в формировании психических функций на разных этапах онтогенеза. Синдромный анализ состояния ВПФ как базовый методический прием работы используется в отношении детей школьного возраста и позволяет выделить основные типы и варианты развития и отклонений в развитии психических функций у детей в связи с особенностями формирования мозга (А.Р. Лурия). На основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики, не ограничивающейся выявлением слабых звеньев в развитии ребенка, но определяющей зону его ближайшего развития (в понимании этого термина Л.С. Выготским), может быть построена своевременная программа коррекционно-развивающих занятий.

Так, например, исходя из основных трудностей в освоении образовательной программы, Л.С. Цветкова предлагает проводить обследование детей младшего школьного возраста, учитывая следующие особенности:

  • предметные действия — тесты на все виды праксиса, и особенно динамического, позы и пространства;
  • восприятие (разной модальности) и особенно — речевой слух, предметно-зрительное восприятие и тактильное восприятие предметов;
  • память — общая (непосредственная и отсроченная), слухоречевая, предметно-зрительная;
  • внимание — о его состоянии делается вывод на основании предыдущих видов деятельности ребенка;
  • речь — изучается педагогом в процессе всего обследования, т. к. во всех тестах можно обнаружить состояние понимания речи (инструкций), диалогической речи, состава лексики и фразовой речи. Специально нужно исследовать фонематический слух, повторение, называние предметов и слов-действий, спонтанную речь (описание картинки, у старших детей — устное сочинение, текст — «расскажи, как провел лето» и др.);
  • интеллект — простые тесты на аналогии, классификацию предметных картинок, классификацию (разложить по группам) всех предметов, которые лежат на столе (находятся в комнате);
  • во время игры исследуется и ориентировка ребенка в месте и времени: какое сегодня число (месяц, год), а где ты сейчас находишься и т. д.

По мнению Т.В. Ахутиной, необходимо внедрение нейропсихологического подхода к коррекции трудностей в обучении. Данный подход позволит решить следующие задачи:

  • выявлять сильные и слабые компоненты высших психических функций ребенка;
  • предсказывать, до какой степени особенности обработки информации будут влиять на развитие психических функций и обучение;
  • строить гипотезы об эффективных стратегиях коррекционного воздействия.

Уникальность данной программы состоит в комплексном подходе к коррекции, занятия учитывают работу по всем трудностям развития высших психологических функций с точки зрения нейропсихологического подхода, в то время как другие программы задевают только одну область. Например, только трудности в переработке зрительной и слуховой информации либо работа только с двигательной и пространственной организацией.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для развития и коррекции высших психических функций для преодоления трудностей в освоении образовательной программы обучающимися.

Задачи:

  • повышение работоспособности, устойчивости внимания, повышение уровня развития мнестических процессов;
  • повышение уровня развития функций программирования и контроля;
  • устранение трудностей переработки слуховой и зрительной информации;
  • повышение уровня развития пространственных представлений;
  • улучшение развития двигательной и графомоторной сферы.

Нормативно-правовые основания программы

Нормативно-правовой основой для разработки данной программы явились следующие нормативно-правовые акты: Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства» (утвержден распоряжением Правительства РФ от 06.07.2018 № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства»); Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; методические рекомендации Министерства просвещения РФ «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях», Устав государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (утвержден приказом Министерства общего и профессионального образования).

Практическая направленность

При отборе содержания и его организации мы опирались на основные принципы коррекционно-развивающей работы:

  • принцип научности;
  • принцип комплексности (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
  • принцип системности;
  • принцип последовательности;
  • принцип адресности, дифференцированности (учета индивидуальных характеристик);
  • принцип личной заинтересованности и ответственности участников;
  • принцип максимальной активности личности.

Продолжительность, форма и количество занятий

Работа по программе начинается с индивидуальной психодиагностики ребенка на предмет развития высших психических функций (определения нейропсихологических индексов), анкетирования родителей на предмет наличия тех или иных трудностей в освоении образовательной программы.

Групповые занятия педагога-психолога проводятся 2 раза в неделю по 60 минут. Программа предполагает проведение 24 занятий, в течение 3 месяцев.

Каждое занятие представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие соответствующих нейропсихологических показателей, и состоит из следующих компонентов.

  1. Ритуальное приветствие.
  2. Блок развития серийной организации движений и действий.
  3. Блок развития регуляции и контроля деятельности.
  4. Блок развития переработки кинестетической / зрительной / пространственной информации.
  5. Блок развития мышления.
  6. Блок развития переработки слуховой информации, речи.
  7. Блок развития мнестических процессов.
  8. Ритуальное прощание.

Помимо групповой работы с детьми необходимо проведение консультативных мероприятий для родителей, педагогов с целью закрепления достигнутых на занятиях результатов.

Требования к результату освоения детьми программы, система оценок результатов

Предполагаемым результатом работы по данной программе является гармонизация развития высших психических функций с целью преодоления трудностей в освоении образовательной программы.

Оценка качества освоения программы будет определяться системой количественных и качественных показателей, которые могут быть замерены или отслежены с помощью диагностических процедур, наблюдения, опроса детей и родителей. К числу таких показателей будут относиться изменения в показателях нейропсихологических индексов в соответствии с проведенными нейропсихологическими пробами.

Данные о практической апробации программы

Апробация программы проводилась на обучающихся 2 коррекционного класса г. Полевского на базе ГБУ СО ЦППМСП «Ладо» в период с июля по сентябрь 2019 года. Всего в апробации приняло участие 12 обучающихся.

Оценка эффективности программы основывалась на результатах контрольной диагностики контрольной и экспериментальной выборочных совокупностей и их сравнении до и после формирующего эксперимента с помощью методов математико-статистической обработки данных. На этапе контрольного эксперимента был использован тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента. Опишем эмпирические результаты по измеряемым параметрам в экспериментальной и контрольной группах после экспериментального воздействия.

В результате повторного исследования развития высших психических функций в экспериментальной группе были получены следующие данные (рис. 1).



Рис. 1. Результаты проб (средний балл) в экспериментальной группе
до и после проведения эксперимента.

Показатели проб разнятся до и после эксперимента. Так, средний показатель графической пробы изменился с 2,83 до 1,58 — что говорит о положительных изменениях в развитии серийной организации движений и действий.

Среднее время выполнения пробы «таблицы Шульте» сократилось с 63 сек. до 53 сек., что означает развитие контроля и регуляции деятельности (рис. 2).



Рис. 2. Показатели программирования, регуляции и контроля деятельности
в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента

Средний показатель пробы «праксис позы пальцев» вырос с 2,33 до 3,58. Обучающиеся легче справлялись с заданием, делали меньше ошибок, что говорит о развитии возможностей переработки кинестетической информации.

В переработке слуховой информации также заметны положительные изменения. Средний балл по пробе «воспроизведение оценка ритмов» возрос с 4,0 до 6,0, а показатели по пробе «слухоречевая память» — с 10,8 до 13,7 (рис. 3). Дети легче стали воспринимать инструкцию на слух, понимать материал, представленный только вербальным методом.



Рис. 3. Показатели переработки слуховой информации в экспериментальной группе
до и после проведения эксперимента

Переработка зрительной информации оценивалась по результатам трех проб: опознание перечеркнутых изображений, опознание наложенных изображений, опознание незаконченных изображений. Увеличилось количество правильно опознанных изображений во всех трех пробах. Таким образом, мы наблюдаем развитие возможности переработки зрительной информации.

В показателях пробы «конструктивный праксис» произошли положительные изменения со среднего балла 1,7 до 2,7. Переработка зрительно-пространственной информации хоть и вызывает трудности у обучающихся, но уже достигла возрастной нормы.

Проведено повторное анкетирование родителей. Хотя 100% родителей и отмечают, что трудности в освоении образовательной программы детей все же остаются, однако характер этих трудностей стал менее выражен. Так, до эксперимента 42% родителей отмечали, что сталкиваются с трудностями часто, а 34% — очень часто. После эксперимента — часто встречаются с трудностями 25% опрошенных, а очень часто 20%. Самостоятельное письмо теперь вызывает трудности у 45% детей (до эксперимента у 75%), с письмом под диктовку дети стали справляться лучше (до эксперимента 50% испытывали трудности, после 20%). Улучшилось качество чтения детей — до эксперимента 75% родителей отмечали трудности в чтении длинных текстов вслух, после формирующего эксперимента такие сложности отмечают 45%. В работе с числами анкетирование родителей также показывает положительные изменения. Также родители отмечают, что дети стали более усидчивыми, внимательными.

В контрольной группе на этапе формирующего эксперимента коррекционно-развивающие занятия с младшими школьниками не проводились, но статистически незначимые изменения в результатах повторной диагностики наблюдаются.

Появление в контрольной группе таких незначительных изменений можно объяснить естественным развитием высших психических функций, а также тем, что задания при проведении психодиагностического исследования были аналогичные первичной диагностике и, вероятно, мог проявиться эффект тренировки.

Проанализировав полученные результаты в экспериментальной группе, можно сделать вывод о том, что после формирующего эксперимента, направленного на развитие высших психических функций, наблюдается положительная динамика.

Проверка значимости различий в контрольной и экспериментальной группах после формирующего эксперимента осуществлялась посредством использования U-критерия Манна — Уитни (табл. 1).

В результате компьютерной обработки полученные значения свидетельствуют, что различия достоверны на уровне статистической значимости, равном p ≤ 0,01, при N1=12, N2=12. То есть выборки по уровню данного признака статистически достоверно отличаются. Следовательно, в результате статистического анализа данных, полученные значения свидетельствуют о существенных отличиях между контрольной и экспериментальной группами по всем рассматриваемым показателям на этапе повторной диагностики. Таким образом, можно говорить об эффективности выбранных форм, методов и средств, используемых в рамках программы нейропсихологической коррекции трудностей в освоении образовательной программы младших школьников.

Табл. 1. Результаты математической обработки по критерию U Манна — Уитни. Повторная диагностика

Наименование пробы

U Манна — Уитни

Средний ранг

Контрольная группа

Эксперимент. группа

Графическая проба

20,25

8,2

16,7

Таблицы Шульте

30

9

16

Праксис позы пальцев

31

15,9

9

Воспроизведение и оценка ритмов

14,5

17,3

7,7

Слухоречевая память

16

17,2

7,8

Опознание наложенных изображений

19

17

8

Опознание перечеркнутых изображений

37

15,4

9,6

Опознание незаконченных изображений

20

16,8

8

Конструктивный праксис

10

17,7

7,3

С целью оценки достоверности сдвига в уровнях развития высших психических функций младших школьников до и после формирующего эксперимента использовался непараметрический Т-критерий Вилкоксона.

Статистически значимые сдвиги зафиксированы по всем исследуемым параметрам в экспериментальной группе, в контрольной группе выявлены статистически значимые изменения по показателям пробы «Воспроизведение и оценка ритмов».

Следовательно, формирующий эксперимент в форме апробации программы нейропсихологической коррекции трудностей в освоении образовательной программы в экспериментальной группе привел к значимым изменениям по всем исследуемым показателям. В соответствии с полученными результатами на этапе контрольного эксперимента можно заключить, что программа нейропсихологической коррекции трудностей в освоении образовательной программы у младших школьников, предполагающая:

  • повышение работоспособности, устойчивости внимания, повышение уровня развития мнестических процессов,
  • повышение уровня развития функций программирования и контроля,
  • устранение трудностей переработки слуховой и зрительной информации,
  • повышение уровня развития пространственных представлений,
  • улучшение развития двигательной и графомоторной сферы,

доказала свою эффективность.

Структура и содержание занятий

Программа состоит из игр и упражнений, направленных на развитие ВПФ.

Каждое занятие состоит из: ритуального приветствия, основной части (упражнения по 6 основным блокам), ритуального прощания.

Методы, используемые при реализации программы. При реализации данной программы использованы методы нейропсихологической коррекции:

  • двигательные упражнения;
  • сенсорные упражнения;
  • упражнения, направленные на развитие мышления;
  • мнестические упражнения;
  • ритмические упражнения;
  • графические диктанты;
  • упражнения, направленные на развитие способности переработки зрительной / слуховой / кинестетической информации.

Учебно-тематический план программы

Название раздела, темы

Количество времени

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Блок развития серийной организации
движений и действий

4 ч

4 ч

диагностическое обследование, анкетирование

2

Блок развития регуляции и контроля
деятельности

4 ч

4 ч

диагностическое обследование, анкетирование

3.

Блок развития переработки кинестетической / зрительной / пространственной информации

4 ч

4 ч

диагностическое обследование, анкетирование

4

Блок развития мышления

4 ч

4 ч

диагностическое обследование, анкетирование

5

Блок развития переработки слуховой
информации, речи

4 ч

4 ч

диагностическое обследование, анкетирование

6

Блок развития мнестических процессов

4 ч

4 ч

диагностическое обследование, анкетирование

Требования к условиям реализации программы

Для реализации программы использованы методические пособия по коррекционно-развивающей работе, сборники упражнений, диагностические сборники (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова, Т.В. Ахутина, А.В. Семенович). Пособия представлены в списке литературы.

Для обеспечения реализации программы необходимо помещение, оборудованное мебелью и освещением (стол, стулья), а также оборудованная сенсорная комната (музыкальный центр, кресла для релаксации, светоприборы и др.).

Критерии ограничения и противопоказания к участию в освоении программы

Показанием к работе по данной программе являются все случаи трудностей в освоении образовательной программы при отсутствии следующих противопоказаний:

    • психические заболевания, протекающие с расстройством сознания, актуальными бредовыми идеями и резким возбуждением (в стадии обострения);
    • выраженные нарушения двигательных функций, приводящие к невозможности самообслуживания и самостоятельного передвижения больных;
    • грубые расстройства слуха и зрения, препятствующие коррекционному процессу;
  • противопоказанием к двигательным упражнениям может быть поставленный врачебный диагноз, в котором не рекомендуются физические нагрузки (послеоперационный период, обострение сердечно-сосудистых заболеваний, острое психотическое состояние и др.).

Примерное содержание занятий

Занятие 1.

  1. Ритуальное приветствие: «Я сегодня вот такой».

Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой», — и показывает невербально свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой», копируют его жесты, мимику, позу.

В игре должен принять участие каждый ребенок. В заключение дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!»

  1. Упражнение «Вверх-вниз, влево-вправо». Знакомство с теннисным мячом.

Каждый ребенок берет по теннисному мячу и встает в круг, по команде педагога выполняет необходимое действие: «вверх» — подбросить мяч и поймать, проследив за ним глазами, «вниз» — бросить мяч в пол, поймать, проследив глазами, «влево-вправо» — передать по направлению в круге другому ребенку свой мяч.

  1. Графический диктант «Слон».
  2. Упражнение «Постучи, как я». Воспроизведение ритмов.

Выполняются ритмы, задаваемые педагогом.

  1. Упражнение «Анаграммы».

Решите анаграммы (слова с перепутанными буквами) и исключите лишнее слово, например:

  • ААЛТЕРК КОЖАЛ ДМОНЧЕА ШКААЧ (ответ: чемодан, т. к. все остальные — посуда);
  • НИАВД СЕОТТ СЛОТ ЛЕКСОР (ответ: тесто, т. к. все остальное — мебель);
  • ЖААРБ ТЯХА НУССКА КОДАЛ (ответ: скунс, т. к. остальные — типы судов);
  • АТСЕН ТИВОНОКР РАКЫШ КООН (ответ: воротник, т. к. остальные — части дома).
  1. Упражнение «Знакомство со звуками».

Послушайте звуки природы, транспорта, домашние звуки. Дети должны определить, какова природа этих звуков.

  1. Упражнение «Шапка-невидимка».

В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

  1. Ритуальное прощание «Встретимся опять».

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: «Раз, два, три, четыре, пять — скоро встретимся опять!»

Занятие 2.

  1. Ритуальное приветствие: «Я сегодня вот такой».
  2. Упражнение «Животный мяч».

У каждого ребенка теннисный мяч, одна рука находится на уровне живота раскрытой ладонью вверх. Задача ребенка попасть мячом в руку, которая находится на животе, опустив его второй рукой, находящейся на уровне глаз. Мяч необходимо отслеживать глазами. 10 попаданий.

  1. Графический диктант «Кот».
  2. Упражнение «Рисунки и буквы на спине и на ладонях».

Дети рисуют пальцем на спине и ладонях друг друга одну из знакомых фигур (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Необходимо угадать, какая фигура нарисована. Рисуем сначала на правой, а потом на левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти.

  1. Упражнение «Говори наоборот».

Педагог говорит слова, а детям необходимо вспомнить слово «наоборот». Ход проведения: большой — маленький, толстый — тонкий, черный — белый, горячий — холодный, пустой — полный, легкий — тяжелый, чистый — грязный, больной — здоровый, ребенок — взрослый, огонь — вода, сильный — слабый, веселый — грустный, красивый — безобразный, трус — храбрец.

  1. Упражнение «Поймай звук».

Педагог произносит слова — такие, в которых есть звук «а» и нет, дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат «а».

Слова: мак, парус, стол, сани, валенки, лимон, краски, кино, альбом, сапоги, книга.

Педагог произносит слова — такие, в которых есть звук «а» и нет, дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат «а», — также необходимо сказать, в какой части слова он стоит.

Слова: аист, август, стена, игра, осень, пенал, ластик, садик, перо, полоса, телефон, телеграф.

  1. Упражнение «Восстанови порядок».

Необходимо приготовить 5–10 игрушек (предметов), разложить их в случайном порядке. Предложите детям запомнить их расположение (15–20 с). Затем дети отворачиваются, а педагог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Дети должны восстановить все в первоначальном виде (возможна работа в парах).

  1. Ритуальное прощание «Встретимся опять».

Занятие 3.

  1. Ритуальное приветствие: «Я сегодня вот такой».
  2. Упражнение «Сверху вниз».

У каждого ребенка теннисный мяч, задача ребенка перебрасывать мяч из руки в руку, начиная с верха тела (над головой) и заканчивая на уровне живота. Перебрасывать необходимо как сверху вниз, так и передвигая руки снизу наверх. В усложненном варианте следим глазами за мячом.

  1. Графический диктант «Человек».

  2. Упражнение «Ощупывание фигурок, букв и цифр, различных по форме и размеру».

Необходимо взять объемные или вырезать из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т. д.) и величины (большие и маленькие). Нарисовать такие же фигурки на листе бумаги. Попросите детей:

  • на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других фигурок этой же, затем другой рукой. Затем смените руки;
  • с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных;
  • одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.
  1. Упражнение «Нелогичные ассоциации».

Дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой: книга, цветок, сосиска, мыло. Предложите им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Постарайтесь дать простор их воображению, не ограничивайте их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

  1. Упражнение «Слова со звуком “и”».

Детям предлагается назвать слова, в которых есть звук «и». Далее называются слова со звуком «и» в начале, середине, конце слова. Посмотрите вокруг, в названиях каких предметов есть звук «и».

  1. Упражнение «Запомни порядок».

Дети встают полукругом; задача ведущего ребенка — запомнить порядок расположения детей. Первый вариант — он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант — педагог изменяет порядок, переставляя не более трех-пяти детей, а ребенок его восстанавливает.

  1. Ритуальное прощание «Встретимся опять».

Занятие 4.

  1. Ритуальное приветствие: «Я сегодня вот такой».
  2. Упражнение «Коготки».

У каждого ребенка по два теннисных мяча, задача ребенка резким движением кисти отпустить и тут же поймать мяч. Упражнение выполняется на уровне груди. По 10 повторений — правой, левой рукой, двумя руками (если ребенок справляется одной рукой).

  1. Графический диктант «Елка».

  2. Упражнение «Чего здесь не хватает?»

Внимательно посмотрев на изображение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти и исправить (дорисовать) «ошибки художника».

  1. Упражнение «Найди общее слово».

В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способности к абстракции.

Каким общим словом можно назвать следующие слова:

  • Вера, Надежда, Любовь, Елена;
  • а, б, с, в, н;
  • стол, диван, кресло, стул;
  • понедельник, воскресенье, среда, четверг;
  • январь, март, июль, сентябрь.
  1. Упражнение «Составь рассказ».

Глядя на картинки, детям необходимо составить последовательный рассказ, что происходит (разложить картинки в ряд).

  1. Упражнение «Повтори фигуру».

Детям раздаются счетные палочки, педагог на несколько секунд показывает фигуры, которые он выполнил с помощью палочек, задача детей повторить увиденное.

  1. Ритуальное прощание «Встретимся опять».

Занятие 5.

  1. Ритуальное приветствие: «Я сегодня вот такой».
  2. Упражнение «Крест-накрест».

У каждого ребенка теннисный мяч, задача ребенка кидать мяч в пол наперекрест (например, левой рукой к правой ноге), затем поймать. По 10 повторений — правой, левой рукой.

  1. Графический диктант «Кораблик».


  2. Упражнение «Письмо в воздухе».

Психолог рисует в воздухе перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и т. д., которые он должен опознать и назвать.

  1. Игра «Какое что бывает?».

Взрослый задает вопросы, а дети отвечают. Примеры:

  • Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше — дерево или дом; человек или столб.
  • Что бывает длинным (коротким)?
  • Что бывает широким (узким)?
  • Что бывает круглым (квадратным)?
  1. Упражнение «Составь рассказ».

Глядя на картинки, детям необходимо составить последовательный рассказ, что происходит (разложить картинки в ряд).

  1. Упражнение «Магазин».

Дети делятся на пары. Один из них посылает другого в «магазин» и просит запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до пяти-семи. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

  1. Ритуальное прощание «Встретимся опять».

Занятие 6.

  1. Ритуальное приветствие: «Я сегодня вот такой».
  2. Упражнение «Поймай боком».

У каждого ребенка теннисный мяч. Необходимо зажать мяч между рукой подмышкой, ладонь раскрыть кверху, рука прямая. Положение тела прямо. Аккуратно отпуская мяч, необходимо попасть мячом в ладонь. По 10 повторений — правой, левой рукой.

  1. Графический диктант «Верблюд».

  2. Упражнение «Угадай что».

Необходимы мешочки с разным наполнением: горох, пух, песок, камни и др. Ребенок должен опознать и назвать то, что находится в мешке.

  1. Игра «Жили-были...».

Взрослый задает вопросы, а дети отвечают:

  • «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» — «Он стал петушком».
  • «Жила-была тучка, что с ней потом стало?» — «Из нее дождик пролился».
  • «Жил-был ручеек, что с ним стало?» — «Зимой замерз», «засох в жару».
  • «Жило-было семечко, что с ним потом стало?» — «Из него цветок вырос».
  • «Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?» — «Из него сделали кирпич (вазу...)».
  1. Упражнение «Составь рассказ».

Глядя на картинки, детям необходимо составить последовательный рассказ, что происходит (разложить картинки в ряд).

  1. Упражнение «Повтори».

Ведущий ребенок показывает серию движений для других детей (3-5 движений). Задача других детей — повторить.

  1. Ритуальное прощание «Встретимся опять».

Занятие 7.

  1. Ритуальное приветствие: «Я сегодня вот такой».
  2. Упражнение «Брось соседу».

Дети становятся друг напротив друга. Поочередно бросают друг другу теннисный мяч одной рукой, второй ребенок ловит этот мяч той же рукой. По 10 повторений на каждую руку.

  1. Графический диктант «Олень».

  2. Упражнение «Барабаны».

Дети разбиваются на пары. Каждый ребенок по очереди отбивает ритм на барабане (не более 7 ударов), задача другого ребенка повторить.

  1. Упражнение «Главный предмет».

Взрослый говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т. е. то, без чего этот предмет не может быть.

Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т. е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?»

Примерные задания:

  • сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище);
  • река (берег, рыба, рыболов, тина, вода);
  • город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед);
  • сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены);
  • куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево);
  • деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага);
  • игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила);
  • чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово);
  • война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).
  1. Упражнение «Составь рассказ».

Глядя на картинки, детям необходимо составить последовательный рассказ, что происходит (разложить картинки в ряд).

  1. Упражнение «Зарисуй, что запомнил».

Педагог показывает картинку, на которой изображены разные фигуры, на 30 секунд. Задача ребенка запомнить и зарисовать то, что он запомнил.

  1. Ритуальное прощание «Встретимся опять».

Занятие 8.

  1. Ритуальное приветствие: «Я сегодня вот такой».
  2. Упражнение «В пол, в потолок».

У каждого ребенка 2 теннисных мяча. Задача ребенка бросать мячи сначала в пол одновременно двумя руками, потом поймать, потом подбрасывать вверх и снова ловить. По 10 повторений. За мячом надо следить глазами.

  1. Графический диктант «Сердце».

  2. Упражнение «Кто сказал».

Ведущий ребенок закрывает глаза, педагог указывает на одного ребенка в группе, он говорит какое-либо слово. Задача ведущего ребенка, открыв глаза, указать на того, кто говорил.

  1. Упражнение «Слова-близнецы».

Какое слово обозначает то же самое, что и слова:

  • родник и то, чем открывают дверь;
  • прическу у девочки и инструмент для срезания травы;
  • ветку винограда и инструмент, которым рисуют.
  • овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие);
  • часть ружья и часть дерева;
  • то, на чем рисуют, и зелень на ветках;
  • подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вода.

Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению.

  1. Упражнение «Составь рассказ».

Глядя на картинки, детям необходимо составить последовательный рассказ, что происходит (разложить картинки в ряд).

  1. Упражнение «Зарисуй, что запомнил».

Педагог показывает картинку, на которой изображены разные фигуры, на 30 секунд. Задача ребенка запомнить и зарисовать то, что он запомнил.

  1. Ритуальное прощание «Встретимся опять».

Литература

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Неуспевающие дети. СПб: Питер, 2012. 240 с.
  2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / под ред. Л.С. Цветковой. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
  3. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 243–244.
  4. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. М.: Академия, 2012. 290 с.
  5. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009. 464 с.
  6. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. М., 2012.
  7. Блонский П.П. Школьная успеваемость. М.: Просвещение, 2010.
  8. Боденко Б.Н. Анализ психологических причин неуспеваемости и способы ее коррекции на начальном этапе обучения. М.: Просвещение, 1998. 112 с.
  9. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: Дисс. … канд. пед. наук. М., 1965.
  10. Вавилов Ю.П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 2. С. 19–24.
  11. Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. М.: Оперант, 2015. 480 с.
  12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982.
  13. Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: методическое пособие для учителей-дефектологов. Минск: Зорны верасень, 2008. 112 с.
  14. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. М.: Академия, 2009. 272 с.
  15. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. СПб: Питер, 2008. 80 с.
  16. Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: Учебное пособие. М.: Секачев В.Ю., 2015. 256 с.
  17. Дерябин В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. Психофизиологические очерки. М.: Машиностроение, 2016. 202 с.
  18. Дубровина И.В. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга. М.: Питер, 2009. 520 с.
  19. Дубровина Т.И. Особенности мнестических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 9. С. 156–160.
  20. Звойленко Е.В. Характеристика условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: (на примере задержки психического развития) // Специальное образование. 2014. № 3 (35). С. 31–42.
  21. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Дрофа, 2004. 200 с.
  22. Картер Р. Как работает мозг. М.: АСТ, Corpus, 2014. 224 c.
  23. Коменский Я. Великая дидактика. СПб: Типография А.М. Котомина, 1875.
  24. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. 156 с.
  25. Логопедия: Методическое наследие / под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2007.
  26. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. СПб, 2009.
  27. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. М.: Изд-во Московского университета, 1982.
  28. Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет / под общ. ред. Т.В. Ахутиной. М.: Секачев, 2017. 280 с.
  29. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость у школьников. Минск, 2003. 164 с.
  30. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч. 1 / Конганова В.С. и др. М.: АЙРИС-пресс, 2017. 416 с.
  31. Николаенко Н.Н. Современная нейропсихология. М.: Речь, 2013. 267 с.
  32. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. СПб, 2003.
  33. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993. 61 с.
  34. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Академия, 2008. 367 с.
  35. Степанов В. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых. Возраст, обучение, творчество, профориентация. М.: СИНТЕГ, 2013. 320 с.
  36. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: система заданий / под ред. А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. М.: Просвещение, 2012. 160 с.
  37. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 2007. 639 с.
  38. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Российское педагогическое агентство, Когито-центр, 2012.
  39. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М.: Педагогика, 2009.
  40. Шадриков В.Д. Мысль и познание. М.: Логос, 2014. 280 с.
  41. Шайтор В.М., Емельянов В.Д. Диспраксия у детей с последствиями перинатального повреждения нервной системы (стабилометрическая диагностика и коррекция). СПб, 2012. 96 с.

Информация об авторах

Шауберт Светлана Евгеньевна, педагог-психолог, реабилитационный отдел, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО «ЦППМСП «Ла-до»), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7729-3604, e-mail: shaubert.s@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 707
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 165
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4