Балансировочные комплекты и доски-балансиры Ф. Белгау как эффективное средство улучшения межполушарного взаимодействия у детей с задержкой психического развития

74

Аннотация

В работе прописаны и проанализированы эффективные средства улучшения межполушарного взаимодействия детей с задержкой психического развития. Метод мозжечковой стимуляции позволяет максимально эффективно организовать коррекционно-развивающий процесс в работе с детьми по улучшению межполушарного взаимодействия, стабилизировать поведение, преодолеть нарушения в работе вестибулярного аппарата (проблемы в координации и согласованности движений), улучшить осанку, чувство равновесия, развить зрительно-моторную и пространственную координацию, корректировать нарушения в развитии речи, повышать общий уровень интеллекта. Дети данной категории часто имеют трудности поведения и концентрации внимания. Целенаправленное развитие межполушарного взаимодействия способствует коррекции, в том числе, и поведенческих расстройств. Для детей с задержкой психического развития была составлена рабочая программы «Нейро-фитнес для ума». В статье представлено исследование результатов реализации программы. Данная практика показывает положительные результаты в работе с детьми с задержкой психического развития.

Общая информация

Ключевые слова: межполушарное взаимодействие, дошкольный возраст, ОВЗ, ЗПР, нейропсихология

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200408

Финансирование. нейропсихологическое оборудование (доски-балансиры) были приобретены в результате участия МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка» в грантовом конкурсе компании «Металлоинвест» «Сделаем вместе! — 2020».

Благодарности. автор благодарит за помощь в реализации программы заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка» Е.Н. Луневу и старшего воспитателя Е.И. Толстову.

Получена: 26.07.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Шулакова И.Ю. Балансировочные комплекты и доски-балансиры Ф. Белгау как эффективное средство улучшения межполушарного взаимодействия у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 4. С. 88–96. DOI: 10.17759/bppe.2023200408

Полный текст

Межполушарное взаимодействие — это особый механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга в единую, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. В современных условиях проблема организации работы по развитию межполушарного взаимодействия у дошкольников особенно актуальна.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий успешной реализации программ является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

В процессе поиска форм совершенствования организации коррекционно-развивающего процесса внимание автора привлекла система работы с использованием нейротренажеров — балансировочных комплектов и досок-балансиров Ф. Белгау [1]. Автором была составлена рабочая программа «Нейро-фитнес для ума» для детей с задержкой психического развития. Программа предусматривает проведение 32 занятий, которые включают в себя: организованную образовательную деятельность, глазодвигательные упражнения, растяжки, упражнения двигательного репертуара, дыхательные упражнения и упражнения на досках-балансирах Ф. Белгау [5, с. 90].

Ранний и дошкольный возраст — период активного развития мозговых структур. Игры и упражнения, используемые в рамках реализации программы, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в образовательную деятельность.

В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) в психике ребенка появляются новые образования, а именно: формируется произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и др. и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, отношения со сверстниками переходят на принципиально новый уровень. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Педагог-психолог детского сада помогает детям в этом возрасте осознавать и контролировать свои эмоции и понимать чувства и эмоции других людей [8].

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. Ребенок стремится к принятию новой социальной «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6–7-летнего возраста.

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность. Психолог проводит с детьми игровые занятия, направленные на психологическую готовность к школьному обучению, удержание внутренней позиции ученика, развитие познавательных и психических процессов, коммуникативных умений, формирование самосознания и адекватной самооценки.

В связи с этим все более актуальным становится поиск новых форм и методов работы, позволяющих максимально эффективно организовать коррекционно-развивающий процесс в работе с детьми по улучшению межполушарного взаимодействия, стабилизации поведения, преодолению нарушений в работе вестибулярного аппарата (проблем в координации и согласованности движений), улучшению осанки, чувства равновесия, развитию зрительно-моторной, пространственной координации, коррекции нарушений в развитии речи, повышению общего уровня интеллекта. Решение перечисленных проблем может быть продуктивным только тогда, когда устранение пробелов в развитии осуществляется как вид учебной деятельности [2].

В комплексе с лечебными мероприятиями данная практика показывает хорошие результаты у детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с педагогической запущенностью.

Игры и упражнения выполняются с помощью нейротренажеров (балансировочных комплектов и досок-балансиров Ф. Белгау), на сегодняшний день вызывающих стойкий интерес со стороны специалистов и учреждений различного профиля, который подкрепляется хорошими показателями эффективности их применения в коррекционно-развивающей работе (данный факт подтверждается многолетними наблюдениями, исследованиями, положительными отзывами со стороны детей и их родителей).

Главная задача дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ребенка, то есть способствовать всестороннему развитию его личности. В коррекционной работе с детьми улучшение межполушарного взаимодействия с помощью программы мозжечковой стимуляции приобретает особое значение и превращается в сложную задачу, становится главной, конечной целью всего коррекционного процесса, требующей кропотливой работы педагога-психолога, ребенка и родителей [3, с. 260].

Головной мозг человека разделяют на три большие части: полушария большого мозга, ствол мозга и мозжечок. Балансировочные комплекты в первую очередь разработаны с целью воздействия на мозжечковую систему. Полушария мозжечка отвечают за формирование целенаправленных движений и определяют инициацию движений, их координацию и коррекцию. Они активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия. Из коры больших полушарий мозга поступают импульсы в полушария мозжечка не о совершенном, а только лишь о планируемом движении, в соответствии с которыми мозжечок моментально посылает импульсы, корригирующие произвольные движения. В результате произвольные движения становятся четкими, скоординированными, лишенными нецелесообразных компонентов. В целом мозжечок имеет большое значение в интегративной работе мозга, что обеспечивает скорость обучения и формирования новых, более эффективных нейронных сетей [6].

Мозжечок и связанные с ним мозговые структуры играют ключевую роль в развитии ребенка, а также лежат в основе различных патологий детского развития, поэтому возможности мозжечковой стимуляции рассматриваются в различных направлениях медицины, неврологии, нейрофизиологии, нейропсихологии. В целом мозжечковую стимуляцию можно определить как серию коррекционно-развивающих и реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка [4].

Ф. Белгау доказал, что физическая активность на балансировочной доске с применением всего комплекта дополнительных тренажеров в течение 12–24 недель развивает навык чтения, спортивные способности, улучшает физическую подготовку, а также способность к обучению. Указанные результаты возможны вследствие того, что выполняемая двигательная деятельность:

  • повышает эффективность работы нейронов головного мозга человека;
  • увеличивает общее количество нейронов;
  • увеличивает количество нейронных связей между различными структурами мозга, улучшая интеграцию между ними.

Перечень тренажеров, входящих в нейропсихологический комплект.

  1. Доска-балансир — базовый элемент балансировочного комплекса.
  2. Мяч-маятник — его использование позволяет развивать способность мозга программировать, вычислять, определять нужную траекторию движения мяча-маятника, предугадывать точный промежуток времени его движения из одной точки пространства в другую, что позволяет развивать пространственно-временное восприятие мира у ребенка, лежащее в основе функционирования высших психических функций мозга.
  3. Цветная рейка — упражнения с ней делаются в тандеме с мячом-маятником. Они нацелены на развитие способностей структурировать пространство, визуализировать движение объектов в пространстве, их отслеживание, осуществлять планирование перед движением, выполнение самого движения, проводить анализ/оценку и, при необходимости, корректировку действий для следующего цикла движения маятника.
  4. Мешочки с крупой — вариативность веса и размера мешочков позволяет развивать мелкую моторику, хватательные движения, координацию пальцев обеих рук, помогает формировать чувство гравитации.
  5. Набор мячей — 2 мяча-попрыгунчика и 2 лакированных пустотелых мяча (все мячи отличаются по цвету). Мячи-попрыгунчики используют для упражнений с отскоком (от пола, от мишени обратной связи). Пустотелые мячи используют для перекидывания/перекладывания из руки в руку, а также между ребенком и специалистом. Вариативность веса и размера мячей позволяет развивать мелкую моторику, хватательные движения, помогает формировать чувство гравитации.
  6. Мишень обратной связи — действия с отскоком мяча стимулируют интеграцию вестибулярной, тактильной, двигательной, слуховой и зрительной систем по вертикали, от ствола мозга до коры, и по горизонтали, от одного полушария к другому. Упражнения с мишенью обратной связи улучшают синхронизацию мозга, концентрацию внимания, проприоцептивный контроль и синхронизацию частей тела.
  7. Телескопическая стойка с мишенями («стенд с целями») — самый сложный блок программы [7, с. 11].

Основные блоки программы.

Программа мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса состоит из семи блоков, каждый из которых посвящен освоению того или иного элемента оборудования.

  • 1-й блок «Освоение балансира.
  • 2-й блок «Комплекс упражнений с мешочками с крупой».
  • 3-й блок «Комплекс упражнений с мячом-маятником».
  • 4-й блок «Комплекс упражнений с цветной рейкой».
  • 5-й блок «Комплекс упражнений с набором мячей».
  • 6-й блок «Комплекс упражнений с мишенью обратной связи».
  • 7-й блок «Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями».

Последовательность выполнения блоков упражнений в программе соответствует порядку из перечисления.

Каждый из блоков содержит примерный комплекс упражнений, который модифицируется и/или дополняется другими упражнениями в зависимости от целей программы и особенностей психофизического развития ребенка.

Результаты апробации программы

Начальная диагностика, проведенная с воспитанниками с задержкой психического развития, показала, что 66,7% детей имеют низкий уровень развития межполушарного взаимодействия. Нейропсихологическая диагностика (индивидуальная) проводилась по комплексу методик, направленных на исследование отдельных познавательных процессов (внимания, памяти), позволяющих в целом определить уровень развития межполушарного взаимодействия:

  • Корректурная проба Б. Бурдона;
  • Счет по Э. Крепелину;
  • Таблицы Шульте;
  • Опосредованное запоминание (А.Н. Леонтьев);
  • Запоминание 10 слов (А.Р. Лурия);
  • Запоминание серии слов;
  • Координационные пробы (Ю.В. Малова).

Диагностика показала, что большинство детей данной категории имеют проблемы в двигательном и познавательном развитии, низкий уровень общей моторной ловкости, испытывают значительные трудности в координации движений и удержании равновесия, с трудом усваивают образовательную программу МБДОУ.

По результатам обследования 12 детей было выявлено, что 4 ребенка (33,3% от общего числа детей) по данным показателям имеют средний уровень, а остальные 8 детей — низкий уровень. Воспитанники с высоким уровнем отсутствовали.

Проанализировав результаты начальной диагностики, изучив методическую литературу, ресурсы сети интернет, педагог-психолог составила рабочую программу и разработала перспективное планирование для детей с задержкой психического развития по развитию межполушарного взаимодействия посредством нейропсихологических упражнений и оборудования.

Педагог-психолог подобрала и пополнила методическую библиотеку материалами и книгами об использовании метода мозжечковой стимуляции, изучила интернет-ресурсы и опыт работы коллег в других образовательных организациях.

С учетом возрастных особенностей детей была создана развивающая предметно-пространственная образовательная среда: в сенсорной комнате оформлен центр «Нейро-фитнес для ума», где дети могли совместно с педагогом-психологом выполнять коррекционно-развивающие задания на досках-балансирах Ф. Белгау.

Педагог-психолог создала медиатеку для родителей, куда вошли: подборка художественной литературы и презентации для использования в работе с детьми и видео-мастер-классы «Фитнес для мозга». Совместно с детьми и родителями был проведен совместный досуг «Зарядка для ума».

С воспитанниками с задержкой психического развития проводилась непосредственно образовательная деятельность «Цирк, да и только!». В форме игры дети выполняли задания на балансировочных комплектах, учились быть активными, внимательными, дружелюбными. В ходе образовательной деятельности дети познакомились с профессиями, которые существуют в цирке, участвовали в эксперименте.

Для формирования дружных отношений между воспитанниками с задержкой психического развития были проведены тематические занятия «Ты+я=друзья», «Секрет дружбы», «О дружбе и друзьях», «Дружбой нужно дорожить» и др. Дети в форме игры закрепляли знания о правилах дружелюбия, взаимовыручки, способствующие сплочению коллектива, учились сопереживать друг другу, помогать, быть внимательными и сосредоточенными, согласовывали свои действия с действиями других детей. В ходе путешествия дети закрепили умения выполнять упражнения с телескопической стойкой с мишенями.

Чтобы стабилизировать эмоциональный фон и поведенческие реакции, в группе регулярно проводились игры на снятие эмоционального напряжения, воспитанники обучались способам контроля за своим поведением и управления им. Такие игры, как «Злые — добрые кошки», «Попробуй устоять и полежать на балансире», «Мешок с капризами», «Найди совушку с определенным настроением», «Муравей и ежик» и др., помогали детям снять общую агрессию, ослабить негативные эмоции, развивали умение чувствовать себя и других.

Не менее важным в процессе развития межполушарного взаимодействия, которое оказывает влияние на внимание и память дошкольников, было использование развивающих игр «Будь внимателен на балансире», «Шаг в сторону», «Попробуй повтори», «Лови удачу», «Шаг в сторону», «Близко и далеко» и т. д.

Расслабляющим и занимательным было занятие по теме «Зарядка для ума» с применением метода мозжечковой стимуляции для детей совместно с родителями, по окончанию которого все участники мероприятия получили не только заряд позитива, хорошего настроения, но и памятки с упражнениями на развитие межполушарного взаимодействия, которые родители могли выполнять дома совместно с ребенком. Родители имели возможность отвлечься от работы и провести время со своими детьми. А дети с задержкой психического развития закрепляли полученные знания и умения по выполнению упражнений на развитие межполушарного взаимодействия. Пополнился и усложнился материал для выполнения упражнений (изготовление кругов на развитие внимания и сенсорное восприятие «Радужные ладошки», магнитный конструктор, создание на мишени обратной связи изображений сов с различными эмоциональными состояниями). Очень интересными и занимательными для детей стали упражнения с телескопической стойкой с мишенями. Ребята объединялись в пары и выполняли задания, требующие особого сосредоточения и умения стоять на балансире.

Воспитанникам с задержкой психического развития очень важно тренировать логическое мышление, мелкую и крупную моторику, усидчивость и внимательность. Все это реализовывалось с помощью развивающих игр «Закрой глаза и увидишь сад», «Умные совушки», «Посчитай с другом до 10» и др. Для закрепления знаний и умений воспитанников проводились различные мероприятия, где дети показывали свои результаты при выполнении различных игр и упражнений посредством использования нейропсихологического оборудования.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе педагога и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Это предполагает использование принципов взаимодействия с родителями:

  • доброжелательный стиль общения педагога с родителями;
  • корректность при общении с семьей;
  • тщательное планирование действий педагога;
  • индивидуальный подход;
  • сотрудничество, а не наставничество;
  • динамичность.

Совместно с родителями были проведены развлечения «Почта доверия», «Наш внутренний мир», на которых дети учили своих родителей приемам и упражнениям на балансировочных комплектах. Такое совместное мероприятие помогло создать благоприятную эмоциональную атмосферу не только в детском коллективе, но и помогло сплотить и укрепить дружеские отношения среди родителей, а также внутри каждой семьи.

Взаимодействие с родителями осуществлялось в системе с использованием различных форм. Это и видеоконференцсвязь на платформе ZOOM, и мессенджеры (родительский чат группы), и рассылка электронных материалов на почту родителей, и размещение материалов в социальных сетях и на официальном сайте ДОУ.

В процессе работы с родителями происходила гармонизация внутреннего психологического состояния и самих родителей, снятие у них внутреннего напряжения, укреплялось позитивное настроение и отношение не только к себе, но и к своему ребенку. При ознакомлении с методом мозжечковой стимуляции и с нейротренажерами родители смогли иначе взглянуть на свое отношение к процессу развития и воспитания ребенка, научились лучше контролировать себя. Совместное выполнение упражнений на досках-балансирах в паре «ребенок — взрослый» способствует гармонизации взаимоотношений, проявлению чувств, принятию ребенка, позволяет посмотреть на ребенка другими глазами, открыть новое, ранее не замеченное в нем.

Для педагогов ДОУ был проведен мастер-класс на тему «Гимнастика для мозга, или Развиваем межполушарное взаимодействие». Педагоги активно участвовали в мастер-классе, выполняли упражнения на балансировочных досках и применяли в упражнениях нейропсихологическое оборудование, такое как мяч-маятник, мешочки с крупой, телескопическая стойка с мишенями и т. д. Педагоги обогатили свой профессиональный опыт для более качественной организации коррекционно-развивающего процесса. Воспитатели группы для детей с задержкой психического развития после участия в мастер-классе стали активно применять на практике нейропсихологические игры и упражнения.

Промежуточная диагностика, проведенная с воспитанниками с задержкой психического развития по тем же методикам, показала, что низкий уровень развития межполушарного взаимодействия имеют 42% воспитанников (против 66,7% начальных).

По результатам обследования было выявлено, что 6 детей по данным показателям имеют средний уровень (50% от общего числа детей), а 5 детей — низкий уровень. Был выявлен 1 воспитанник (8%) с высоким уровнем.

Таким образом, в результате проведенных занятий и различных мероприятий в соответствии с календарным планом-графиком проекта была выявлена положительная динамика в развитии дошкольников с задержкой психического развития в плане улучшения у них межполушарного взаимодействия.

Табл. 1. Сравнительный анализ уровня развития межполушарного взаимодействия
у воспитанников с задержкой психического развития

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Начальная диагностика

0%

4 ребенка (33,3%)

8 детей (66,7%)

Промежуточная диагностика

1 ребенок (8%)

6 детей (50%)

5 детей (42%)

Балансировочные комплекты и доски-балансиры Ф. Белгау показали свою эффективность при работе с детьми с задержкой психического развития. У воспитанников с задержкой психического развития отмечаются следующие положительные результаты применения балансировочного комплекса:

  • совершенствование межполушарного взаимодействия;
  • улучшение и стабилизация работы вестибулярной системы;
  • развитие координации, крупной и мелкой моторики;
  • развитие зрительно-пространственных представлений, формирование схемы тела, чувства времени и пространства;
  • развитие зрительно-моторной координации, расширение оптического поля;
  • улучшение показателей внимания (объем внимания, переключаемость, концентрация, распределение);
  • улучшение саморегуляции и самоконтроля;
  • стабилизация поведения;
  • повышение самооценки, уверенности в себе.

Литература

  1. Абрамова А.Ю. Нейропсихологическая диагностика высших психических функций детей с 3-х до 18 лет. М.: Нейропсихология, 2018. 22 с.
  2. Джин Айрес Э. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М.: Теревинф, 2009. 272 с.
  3. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: Учебник. 2-е изд. М.: Юрайт, 2017. 258 с.
  4. Глозман Ж.М., Соболева А.Е., Титова Ю.О. Нейропсихологическая диагностика дошкольного возраста: В 3 ч. Ч. 1. Теоретические и методологические основы нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте. М.: АЙРИС-пресс, 2020. 96 с.
  5. Сиротюк А.Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М., 2015. 18 с.
  6. Созончук Е., Созончук А. Нейропсихолог родителям: как помочь ребенку? М.: Издательские решения, 2020. 208 с.
  7. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. 36 с.
  8. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ (ОНР): Рабочая тетрадь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. 58 с.

Информация об авторах

Шулакова Ирина Юрьевна, педагог-психолог, Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка» (МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка»), Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-7929-7913, e-mail: irina.psychologist1995@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 375
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 74
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3