Введение
Технопарк универсальных педагогических компетенций — это образовательное пространство, которое оснащено высокотехнологичным оборудованием от лучших российских и мировых производителей. На базе ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» г. Челябинска создан технопарк универсальных педагогических компетенций, в котором имеются следующие лаборатории: «Аналитическая химия», «Робототехнические системы и виртуальная реальность», «Генетика. Оптика. Физиология», «Фундаментальная физика», «Рентгенография», «Альтернативная энергетика».
В условиях цифровизации требуется пересмотр подхода к обучению в школе, а следовательно, и к подготовке будущего учителя для его дальнейшей профессиональной деятельности, учитель должен уметь пользоваться современным оборудованием и быть готовым внедрять его в учебный процесс.
Теоретико-методологической основой исследования проблемы являются:
- обзор опыта и перспективы развития технопарков (Е.А. Булгаков [Булгакова, 2021], М.С. Оборин [Оборин, 2022] и др.);
- готовность будущих учителей (Е.В. Коротаева [Коротаева, 2023], С.П. Санина [Санина, 2023], А.С. Шубина [Шубина, 2022] и др.);
- подготовка будущих учителей в условиях технопарка (Н.Н. Божко [Божко, 2022], С.П. Злобина [Злобина, 2022], Т.И. Кондаурова [Кондаурова, 2022], Т.В. Ледовская [Ледовская, 2022], О.Н. Филатова [Филатова, 2022], С.О. Фоминых [Фоминых, 2023; Фоминых, 2023а] и др.);
- детские технопарки в обучении школьников (В.В. Крехалев [Крехалев, 2022], А.Ю. Милинский [Милинский, 2022], Е.Н. Сорокина [Сорокина, 2019], Н.Н. Новикова [Новикова, 2020], М.А. Якунчев [Якунчев, 2022] и др.);
- обучение физике средствами технопарка (В.Е. Евдокимова [Евдокимова, 2022], М.Ю. Санина [Санина, 2022] и др.).
Готовность к работе в технопарке универсальных педагогических компетенций у учителей начинает формироваться в процессе освоения методических и специальных дисциплин при обучении в педагогическом вузе и продолжается в рамках самообразования и на курсах повышения квалификации.
А готов ли на самом деле студент бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» к работе в технопарке универсальных педагогических компетенций? Для ответа на этот вопрос мы провели исследование. На основе анализа публикаций по данной проблематике [Коротаева, 2023; Санина, 2023; Шубина, 2022] определились с дефинициями «готовность», «готовность к педагогической деятельности» и выделили компоненты, лежащие в основе данной готовности:
- ценностно-ориентационная (система отношений к различным аспектам профессионально-педагогической деятельности;
- эмоционально-волевая (эмоциональная сфера личности, способность к сопереживанию, ответственность, волевые качества);
- когнитивная (теоретические знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности);
- действенно-практическая (умения и навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности) [Редько, 2010].
Методология
Анализ профессионального стандарта педагога, требований ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование», фундаментального ядра образования, ФГОС СОО, а также публикаций по работе в технопарке и способности будущих учителей физики к осуществлению своей профессиональной деятельности при организации учебного процесса в условиях технопарка показал, какими знаниями и умениями должны владеть студенты:
- знать особенности работы технопарка при обучении физике (специфика, цели, требования к содержанию образования, методические приемы);
- осуществлять отбор учебного материала для достижения метапредметных результатов в условиях технопарка;
- описывать экспериментальную установку, уметь настраивать ее;
- готовить методическое обеспечение по работе с современным оборудованием технопарка;
- подбирать и конструировать задачи разного типа, учитывая специфику оборудования технопарка;
- формировать у обучающихся умение извлекать информацию из текста, умение применять новую информацию из текста для объяснения процессов и решения учебно-практических задач, формулировать выводы на основе данных из текста, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из текста в график или схему и обратно. Понимать, что эти умения имеют свои особенности, которые обусловлены системообразующей функцией и выделением новых операций в структуре деятельности в условиях работы технопарка. Обучающийся должен уметь:
- владеть основами работы с современным оборудованием технопарка;
- быть готовым к планированию и проведению учебных занятий в условиях технопарка;
- применять современные технические средства обучения и образовательные технологии;
- использовать информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы для работы в технопарке;
- быть способным взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ в условиях технопарка;
- знать особенности методики формирования экспериментальных умений в условиях технопарка;
- уметь формировать у обучающихся структуру деятельности по работе с цифровой лабораторией на практических занятиях по физике;
- уметь формировать у обучающихся умение (самостоятельно) работать с различными интернет-источниками при обучении физике;
- критически оценивать полученные экспериментальные данные;
- готовить описание лабораторных работ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
- определять уровень сформированности экспериментальных умений каждого обучающегося при обучении физике в условиях технопарка;
- формировать у обучающихся экспериментальные умения при работе с современным оборудованием в условиях технопарка;
- формировать у обучающихся универсальные учебные действия, необходимые для работы с современным оборудованием в условиях технопарка.
Мы организовываем профессиональную подготовку и развитие у будущих учителей — средствами технопарка — универсальных педагогических компетенций следующим образом:
- адаптация первокурсников происходит в рамках дисциплин «Учебная практика», «Элементарная физика», где они повторяют и закрепляют школьный учебный материал;
- оснащение кабинетов технопарка затрагивается на дисциплине «Школьный физический кабинет» (4 курс);
- студенты работают методически, готовя описание лабораторных работ и рекомендации по их использованию. При этом они используют знания, полученные при изучении дисциплины «Методика обучения» или на методических дисциплинах профильной направленности (3–5 курс);
- проводят лабораторные работы в течение всего обучения по курсу «Общая и экспериментальная физика»;
- будущие учителя физики и дополнительного образования в рамках дисциплины «Электрорадиотехника» знакомятся с современным оборудованием технопарка.
В процессе работы в технопарке универсальных педагогических компетенций (лаборатория «Фундаментальная физика») студенты выполняют следующие задания.
Задание 1. Работа с установками технопарка.
При проведении практических работ в условиях технопарка мы предлагаем студентам следующий план.
- Теоретическая часть. Познакомьтесь с установкой, опишите ее по плану.
План изучения приборов
- Назначение прибора.
- Принцип действия прибора (какое явление или закон положен в основу работы прибора).
- Схема устройства прибора (его основные части, их назначение).
- Правила пользования прибором.
- Область применения прибора.
- Практическая часть. Описание эксперимента, результаты, выводы.
III. Предложите практическую работу и задание к данной установке для школьников (решения, ответы, критерии оценивания).
Задание 2. Планирование учебной работы в условиях технопарка универсальных педагогических компетенций.
- Представьте перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих технопарк универсальных педагогических компетенций.
- Составьте глоссарий следующих определений (с ссылками на источник информации):
- технопарк;
- универсальные педагогические компетенции;
- педагогический технопарк;
- кванториум.
III. Подготовьте обзор основных публикаций по теме «Технопарк универсальных педагогических компетенций», представленных в системе eLIBRARY.RU.
- Соберите подборку вебинаров по теме «Технопарк универсальных педагогических компетенций».
- Выделите трудности в работе с технопарком и пути их решения. Подготовьте рекомендации для учителя физики в условиях технопарка.
Задание 3. Итоговая аттестация.
На итоговой аттестации предполагается выполнение творческого задания, например, составить конспект урока, внеурочного занятия (викторины, квеста, лабораторного занятия и др.) по физике с использованием средств технопарка универсальных педагогических компетенций.
Результаты
Для определения готовности будущих учителей к работе в технопарке универсальных педагогических компетенций в рамках нашего исследования, проводимого на базе ЮУрГГПУ, мы провели анкетирование студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Физика. Математика» и «Технология. Дополнительное образование». Анализ результатов анкетирования представлен в табл. 1.
Анализируя данные анкетирования будущих учителей, мы пришли к выводу о том, что информации по методике обучения физики в условиях технопарка универсальных педагогических компетенций недостаточно. Методическое обеспечение есть на сайте производителя оборудования технопарка [PHYWE [Электронный ресурс]], что требует особенных навыков — знания иностранного языка и, следовательно, доработки. Студенты осознают, что школьники не справятся с имеющимися текстами лабораторных работ и установками, поэтому считают целесообразным разработать методическое пособие для работы с технопарком для школьников.
В результате работы в условиях технопарка студенты отметили трудности:
- недостаточное затемнение кабинета. Некоторые установки требуют проведения экспериментов в темном помещении, что может быть решено путем установки черных экранов на окна, но в технопарке установлены широкие вертикальные жалюзи белого цвета, которые пропускают много света, что негативно сказывается на измерениях;
- неточные описания к лабораторным работам, предложенные производителем оборудования, что требует определенной доработки. Необходимо провести лабораторные работы несколько раз или рассмотреть каждый элемент установки отдельно с целью установить его параметры;
- необходимо пространство. В данном технопарке большинство установок стоит по периметру кабинета, что делает их расположение слишком близким, а это, в свою очередь, делает затруднительным одновременную работу обучающихся на соседних установках;
- необходимость разбираться в настройке оборудования и корректировать снятие показаний эксперимента при возникновении вопросов.
Табл. 1. Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты
|
Вопросы |
Варианты ответа |
Результат |
|
Для чего нужен |
овладение интерактивными технологиями |
66,7 |
|
развитие функциональной грамотности |
46,7 |
|
|
развитие навыков метапредметных исследований |
77,8 |
|
|
разнообразить учебный процесс |
66,7 |
|
|
реализовать учебные идеи |
60 |
|
|
формирование экспериментальных компетенций |
73,3 |
|
|
Хватило ли Вам |
да |
26,7 |
|
нет |
73,3 |
|
|
Какие трудности у Вас возникли при работе |
описание работ (некорректно составленный текст, ошибки, научный язык) |
73,3 |
|
физическая установка (ненадежно собрана) |
40 |
|
|
коммуникация с одногруппниками |
11,1 |
|
|
коммуникация с преподавателем |
11,1 |
|
|
коммуникация с лаборантом |
11,1 |
|
|
оснащение кабинета (парты, стулья, лампы и т. д.) |
26,7 |
|
|
сложность в объяснении наблюдаемого явления |
33,3 |
|
|
не умею делать чертежи, графики |
23,3 |
|
|
не имею достаточной математической подготовки и затрудняюсь в вычислениях |
0 |
|
|
затрудняюсь делать проверку единиц |
12,2 |
|
|
разработка заданий для школьников |
13,3 |
|
|
Что Вам понравилось |
описание работ (интересные задания, иллюстрации) |
22,2 |
|
лабораторная установка |
55,6 |
|
|
коммуникация с одногруппниками |
60 |
|
|
коммуникация с преподавателем |
22,2 |
|
|
коммуникация с лаборантом |
22,2 |
|
|
оснащение кабинета |
26,7 |
|
|
выполнение экспериментальной части |
55,6 |
|
|
разработка заданий для школьников |
26,7 |
|
|
Как технопарк можно |
экскурсия |
80 |
|
решение профессионально-ориентированных задач |
40 |
|
|
решение экспериментальных задач |
77,8 |
|
|
в рамках летнего лагеря |
46,7 |
|
|
в рамках подготовки к ВПР/ОГЭ/ЕГЭ |
44,4 |
|
|
Сможете ли Вы использовать опыт работы с технопарком в будущей профессиональной деятельности? |
да |
77,8 |
|
нет |
22,2 |
При разработке методического обеспечения для технопарка студенты испытывали следующие затруднения:
- определять недостающие сведения для разрешения предлагаемой дидактической ситуации (будущие учителя дополнительного образования — 64%, будущие учителя физики — 58%);
- проявлять творческий подход к ее разрешению (будущие учителя дополнительного образования — 58%, будущие учителя физики — 32%);
- применять знания о Федеральном государственном образовательном стандарте основного и среднего образования по физике, спецификации и кодификаторе ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по физике (будущие учителя дополнительного образования — 58%, будущие учителя физики — 29%);
- применять знания о деятельности учителя по проектированию и организации учебных занятий и внеурочной деятельности по физике, что свидетельствует о необходимости осуществления целенаправленной работы по развитию профессиональных умений будущих учителей физики (будущие учителя дополнительного образования — 59%, будущие учителя физики — 29%).
Заключение
Беседа с обучающимися привела к пониманию необходимости создания рекомендаций по работе с технопарком универсальных педагогических компетенций.
- При работе в технопарке следует внимательно работать с установкой и обращать внимание на описание. Если возникают определенные трудности, то необходимо подойти к лаборанту и попросить помощи или обратиться к преподавателю.
- Следует заранее познакомиться с подобными лабораторными работами, чтобы знать предполагаемые результаты и ход работы.
- Необходимо анализировать свою работу, выделять плюсы и минусы работы в технопарке и особенности выполнения конкретных лабораторных работ, чтобы оперировать этой информацией при защите, обсуждении выполнения работы.
- Необходимо учитывать, что на выполнение некоторых работ необходимо больше времени, чем один академический час.
- Обязательно нужно соблюдать технику безопасности, так как многие работы имеют свои особенности (работа со стеклянными колбами, с нагревающимися элементами, работа с электричеством, а также работа с ртутью).
- Необходимо скорректировать описания лабораторных работ с подробным объяснением настройки экспериментальных установок и пошаговой инструкцией работы с ними (в этом может помочь сайт производителя с описанием на иностранном языке, разработки преподавателей, а также собственный опыт).
Таким образом, работа в технопарке универсальных педагогических компетенций позволяет:
- повысить уровень мотивации к естественно-научным дисциплинам;
- расширять кругозор обучающихся;
- развивать навыки работы с современным оборудованием;
- развивать навыки работы с литературой для подготовки теоретического материала;
- формировать профессиональные компетенции;
- работать над описанием лабораторных работ, описывать экспериментальную установку, уметь настраивать ее;
- критически оценивать полученные экспериментальные данные;
- разрабатывать задания для школьников (что в дальнейшем пригодится в профессиональной деятельности);
- формировать готовность использовать знания в области физики для решения профессиональных задач и применять их в дальнейшей профессиональной деятельности.