Вестник практической психологии образования
2024. Том 21. № 1. С. 86–96
doi:10.17759/bppe.2024210107
ISSN: 2658-3100 (online)
Готовность будущих учителей к работе в технопарке универсальных педагогических компетенций
Аннотация
В статье рассмотрена проблема готовности будущих учителей к работе в технопарке универсальных педагогических компетенций. Проанализирован профессиональный стандарт педагога, ФГОС ВО и выделены требования к деятельности учителя физики, организующего образовательный процесс в условиях технопарка. В статье анализируется значимость и готовность будущих учителей организовывать учебный процесс при обучении физике средствами технопарка. Описываются полученные результаты проведения опытно-экспериментальной работы на базе технопарка универсальных педагогических компетенций ЮУрГГПУ среди студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Физика. Математика» и «Технология. Дополнительное образование», при введении практико-ориентированных заданий. В результате анализа итогов работы в условиях технопарка выделены трудности, даны рекомендации и делается общий вывод о готовности работы в технопарке и об уровне развития универсальных педагогических компетенций у студентов педагогического вуза — будущих учителей.
Общая информация
Ключевые слова: адаптационные технологии, профессия учителя, студент, готовность учителя общеобразовательной школы
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210107
Финансирование. работа выполнена при поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 14.06.2023 г. № 16-441 по теме «Адаптивная направленность методики обучения дисциплине «Элементарная физика» студентов педагогического вуза» № ШК-04-2023/1 от 20.04.2023 г.
Получена: 15.02.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Антонова Н.А. Готовность будущих учителей к работе в технопарке универсальных педагогических компетенций [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 86–96. DOI: 10.17759/bppe.2024210107
Полный текст
Введение
Технопарк универсальных педагогических компетенций — это образовательное пространство, которое оснащено высокотехнологичным оборудованием от лучших российских и мировых производителей. На базе ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» г. Челябинска создан технопарк универсальных педагогических компетенций, в котором имеются следующие лаборатории: «Аналитическая химия», «Робототехнические системы и виртуальная реальность», «Генетика. Оптика. Физиология», «Фундаментальная физика», «Рентгенография», «Альтернативная энергетика».
В условиях цифровизации требуется пересмотр подхода к обучению в школе, а следовательно, и к подготовке будущего учителя для его дальнейшей профессиональной деятельности, учитель должен уметь пользоваться современным оборудованием и быть готовым внедрять его в учебный процесс.
Теоретико-методологической основой исследования проблемы являются:
- обзор опыта и перспективы развития технопарков (Е.А. Булгаков [2], М.С. Оборин [11] и др.);
- готовность будущих учителей (Е.В. Коротаева [6], С.П. Санина [14], А.С. Шубина [19] и др.);
- подготовка будущих учителей в условиях технопарка (Н.Н. Божко [1], С.П. Злобина [4], Т.И. Кондаурова [5], Т.В. Ледовская [8], О.Н. Филатова [16], С.О. Фоминых [17; 18] и др.);
- детские технопарки в обучении школьников (В.В. Крехалев [7], А.Ю. Милинский [9], Е.Н. Сорокина [15], Н.Н. Новикова [10], М.А. Якунчев [20] и др.);
- обучение физике средствами технопарка (В.Е. Евдокимова [3], М.Ю. Санина [13] и др.).
Готовность к работе в технопарке универсальных педагогических компетенций у учителей начинает формироваться в процессе освоения методических и специальных дисциплин при обучении в педагогическом вузе и продолжается в рамках самообразования и на курсах повышения квалификации.
А готов ли на самом деле студент бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» к работе в технопарке универсальных педагогических компетенций? Для ответа на этот вопрос мы провели исследование. На основе анализа публикаций по данной проблематике [6; 14; 19] определились с дефинициями «готовность», «готовность к педагогической деятельности» и выделили компоненты, лежащие в основе данной готовности:
- ценностно-ориентационная (система отношений к различным аспектам профессионально-педагогической деятельности;
- эмоционально-волевая (эмоциональная сфера личности, способность к сопереживанию, ответственность, волевые качества);
- когнитивная (теоретические знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности);
- действенно-практическая (умения и навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности) [12].
Методология
Анализ профессионального стандарта педагога, требований ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование», фундаментального ядра образования, ФГОС СОО, а также публикаций по работе в технопарке и способности будущих учителей физики к осуществлению своей профессиональной деятельности при организации учебного процесса в условиях технопарка показал, какими знаниями и умениями должны владеть студенты:
- знать особенности работы технопарка при обучении физике (специфика, цели, требования к содержанию образования, методические приемы);
- осуществлять отбор учебного материала для достижения метапредметных результатов в условиях технопарка;
- описывать экспериментальную установку, уметь настраивать ее;
- готовить методическое обеспечение по работе с современным оборудованием технопарка;
- подбирать и конструировать задачи разного типа, учитывая специфику оборудования технопарка;
- формировать у обучающихся умение извлекать информацию из текста, умение применять новую информацию из текста для объяснения процессов и решения учебно-практических задач, формулировать выводы на основе данных из текста, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из текста в график или схему и обратно. Понимать, что эти умения имеют свои особенности, которые обусловлены системообразующей функцией и выделением новых операций в структуре деятельности в условиях работы технопарка. Обучающийся должен уметь:
- владеть основами работы с современным оборудованием технопарка;
- быть готовым к планированию и проведению учебных занятий в условиях технопарка;
- применять современные технические средства обучения и образовательные технологии;
- использовать информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы для работы в технопарке;
- быть способным взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ в условиях технопарка;
- знать особенности методики формирования экспериментальных умений в условиях технопарка;
- уметь формировать у обучающихся структуру деятельности по работе с цифровой лабораторией на практических занятиях по физике;
- уметь формировать у обучающихся умение (самостоятельно) работать с различными интернет-источниками при обучении физике;
- критически оценивать полученные экспериментальные данные;
- готовить описание лабораторных работ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
- определять уровень сформированности экспериментальных умений каждого обучающегося при обучении физике в условиях технопарка;
- формировать у обучающихся экспериментальные умения при работе с современным оборудованием в условиях технопарка;
- формировать у обучающихся универсальные учебные действия, необходимые для работы с современным оборудованием в условиях технопарка.
Мы организовываем профессиональную подготовку и развитие у будущих учителей — средствами технопарка — универсальных педагогических компетенций следующим образом:
- адаптация первокурсников происходит в рамках дисциплин «Учебная практика», «Элементарная физика», где они повторяют и закрепляют школьный учебный материал;
- оснащение кабинетов технопарка затрагивается на дисциплине «Школьный физический кабинет» (4 курс);
- студенты работают методически, готовя описание лабораторных работ и рекомендации по их использованию. При этом они используют знания, полученные при изучении дисциплины «Методика обучения» или на методических дисциплинах профильной направленности (3–5 курс);
- проводят лабораторные работы в течение всего обучения по курсу «Общая и экспериментальная физика»;
- будущие учителя физики и дополнительного образования в рамках дисциплины «Электрорадиотехника» знакомятся с современным оборудованием технопарка.
В процессе работы в технопарке универсальных педагогических компетенций (лаборатория «Фундаментальная физика») студенты выполняют следующие задания.
Задание 1. Работа с установками технопарка.
При проведении практических работ в условиях технопарка мы предлагаем студентам следующий план.
- Теоретическая часть. Познакомьтесь с установкой, опишите ее по плану.
План изучения приборов
- Назначение прибора.
- Принцип действия прибора (какое явление или закон положен в основу работы прибора).
- Схема устройства прибора (его основные части, их назначение).
- Правила пользования прибором.
- Область применения прибора.
- Практическая часть. Описание эксперимента, результаты, выводы.
III. Предложите практическую работу и задание к данной установке для школьников (решения, ответы, критерии оценивания).
Задание 2. Планирование учебной работы в условиях технопарка универсальных педагогических компетенций.
- Представьте перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих технопарк универсальных педагогических компетенций.
- Составьте глоссарий следующих определений (с ссылками на источник информации):
- технопарк;
- универсальные педагогические компетенции;
- педагогический технопарк;
- кванториум.
III. Подготовьте обзор основных публикаций по теме «Технопарк универсальных педагогических компетенций», представленных в системе eLIBRARY.RU.
- Соберите подборку вебинаров по теме «Технопарк универсальных педагогических компетенций».
- Выделите трудности в работе с технопарком и пути их решения. Подготовьте рекомендации для учителя физики в условиях технопарка.
Задание 3. Итоговая аттестация.
На итоговой аттестации предполагается выполнение творческого задания, например, составить конспект урока, внеурочного занятия (викторины, квеста, лабораторного занятия и др.) по физике с использованием средств технопарка универсальных педагогических компетенций.
Результаты
Для определения готовности будущих учителей к работе в технопарке универсальных педагогических компетенций в рамках нашего исследования, проводимого на базе ЮУрГГПУ, мы провели анкетирование студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Физика. Математика» и «Технология. Дополнительное образование». Анализ результатов анкетирования представлен в табл. 1.
Анализируя данные анкетирования будущих учителей, мы пришли к выводу о том, что информации по методике обучения физики в условиях технопарка универсальных педагогических компетенций недостаточно. Методическое обеспечение есть на сайте производителя оборудования технопарка [21], что требует особенных навыков — знания иностранного языка и, следовательно, доработки. Студенты осознают, что школьники не справятся с имеющимися текстами лабораторных работ и установками, поэтому считают целесообразным разработать методическое пособие для работы с технопарком для школьников.
В результате работы в условиях технопарка студенты отметили трудности:
- недостаточное затемнение кабинета. Некоторые установки требуют проведения экспериментов в темном помещении, что может быть решено путем установки черных экранов на окна, но в технопарке установлены широкие вертикальные жалюзи белого цвета, которые пропускают много света, что негативно сказывается на измерениях;
- неточные описания к лабораторным работам, предложенные производителем оборудования, что требует определенной доработки. Необходимо провести лабораторные работы несколько раз или рассмотреть каждый элемент установки отдельно с целью установить его параметры;
- необходимо пространство. В данном технопарке большинство установок стоит по периметру кабинета, что делает их расположение слишком близким, а это, в свою очередь, делает затруднительным одновременную работу обучающихся на соседних установках;
- необходимость разбираться в настройке оборудования и корректировать снятие показаний эксперимента при возникновении вопросов.
Табл. 1. Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты
Вопросы |
Варианты ответа |
Результат |
Для чего нужен |
овладение интерактивными технологиями |
66,7 |
развитие функциональной грамотности |
46,7 |
|
развитие навыков метапредметных исследований |
77,8 |
|
разнообразить учебный процесс |
66,7 |
|
реализовать учебные идеи |
60 |
|
формирование экспериментальных компетенций |
73,3 |
|
Хватило ли Вам |
да |
26,7 |
нет |
73,3 |
|
Какие трудности у Вас возникли при работе |
описание работ (некорректно составленный текст, ошибки, научный язык) |
73,3 |
физическая установка (ненадежно собрана) |
40 |
|
коммуникация с одногруппниками |
11,1 |
|
коммуникация с преподавателем |
11,1 |
|
коммуникация с лаборантом |
11,1 |
|
оснащение кабинета (парты, стулья, лампы и т. д.) |
26,7 |
|
сложность в объяснении наблюдаемого явления |
33,3 |
|
не умею делать чертежи, графики |
23,3 |
|
не имею достаточной математической подготовки и затрудняюсь в вычислениях |
0 |
|
затрудняюсь делать проверку единиц |
12,2 |
|
разработка заданий для школьников |
13,3 |
|
Что Вам понравилось |
описание работ (интересные задания, иллюстрации) |
22,2 |
лабораторная установка |
55,6 |
|
коммуникация с одногруппниками |
60 |
|
коммуникация с преподавателем |
22,2 |
|
коммуникация с лаборантом |
22,2 |
|
оснащение кабинета |
26,7 |
|
выполнение экспериментальной части |
55,6 |
|
разработка заданий для школьников |
26,7 |
|
Как технопарк можно |
экскурсия |
80 |
решение профессионально-ориентированных задач |
40 |
|
решение экспериментальных задач |
77,8 |
|
в рамках летнего лагеря |
46,7 |
|
в рамках подготовки к ВПР/ОГЭ/ЕГЭ |
44,4 |
|
Сможете ли Вы использовать опыт работы с технопарком в будущей профессиональной деятельности? |
да |
77,8 |
нет |
22,2 |
При разработке методического обеспечения для технопарка студенты испытывали следующие затруднения:
- определять недостающие сведения для разрешения предлагаемой дидактической ситуации (будущие учителя дополнительного образования — 64%, будущие учителя физики — 58%);
- проявлять творческий подход к ее разрешению (будущие учителя дополнительного образования — 58%, будущие учителя физики — 32%);
- применять знания о Федеральном государственном образовательном стандарте основного и среднего образования по физике, спецификации и кодификаторе ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по физике (будущие учителя дополнительного образования — 58%, будущие учителя физики — 29%);
- применять знания о деятельности учителя по проектированию и организации учебных занятий и внеурочной деятельности по физике, что свидетельствует о необходимости осуществления целенаправленной работы по развитию профессиональных умений будущих учителей физики (будущие учителя дополнительного образования — 59%, будущие учителя физики — 29%).
Заключение
Беседа с обучающимися привела к пониманию необходимости создания рекомендаций по работе с технопарком универсальных педагогических компетенций.
- При работе в технопарке следует внимательно работать с установкой и обращать внимание на описание. Если возникают определенные трудности, то необходимо подойти к лаборанту и попросить помощи или обратиться к преподавателю.
- Следует заранее познакомиться с подобными лабораторными работами, чтобы знать предполагаемые результаты и ход работы.
- Необходимо анализировать свою работу, выделять плюсы и минусы работы в технопарке и особенности выполнения конкретных лабораторных работ, чтобы оперировать этой информацией при защите, обсуждении выполнения работы.
- Необходимо учитывать, что на выполнение некоторых работ необходимо больше времени, чем один академический час.
- Обязательно нужно соблюдать технику безопасности, так как многие работы имеют свои особенности (работа со стеклянными колбами, с нагревающимися элементами, работа с электричеством, а также работа с ртутью).
- Необходимо скорректировать описания лабораторных работ с подробным объяснением настройки экспериментальных установок и пошаговой инструкцией работы с ними (в этом может помочь сайт производителя с описанием на иностранном языке, разработки преподавателей, а также собственный опыт).
Таким образом, работа в технопарке универсальных педагогических компетенций позволяет:
- повысить уровень мотивации к естественно-научным дисциплинам;
- расширять кругозор обучающихся;
- развивать навыки работы с современным оборудованием;
- развивать навыки работы с литературой для подготовки теоретического материала;
- формировать профессиональные компетенции;
- работать над описанием лабораторных работ, описывать экспериментальную установку, уметь настраивать ее;
- критически оценивать полученные экспериментальные данные;
- разрабатывать задания для школьников (что в дальнейшем пригодится в профессиональной деятельности);
- формировать готовность использовать знания в области физики для решения профессиональных задач и применять их в дальнейшей профессиональной деятельности.
Литература
- Божко Н. Н., Шубина А. С. Опыт включения преподавателей педагогического университета в реализацию сетевых научно-образовательных проектов с использованием ресурсов технопарка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 10 (173). С. 56–64.
- Булгакова Е., Петрова Л., Шульгинова О. Технопарк в учебно-образовательных объектах [Электронный ресурс] // Проект Байкал. 2021. Том 18. № 69. С. 146–149. doi:10.51461/projectbaikal.69.1866
- Евдокимова В.Е., Устинова Н.Н. Организация экскурсий по физике в технопарк универсальных педагогических компетенций [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 12-2. С. 312–317. doi:10.17513/snt.39478
- Злобина С.П. Учебные занятия в технопарке Шадринского государственного педагогического университета // Перспективы науки. 2022. № 6 (153). С. 97–99.
- Кондаурова Т.И., Фетисова Н.Е. Особенности подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях технопарка университета [Электронный ресурс] // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 4 (37). С. 196–199. doi:10.36809/2309-9380-2022-37-196-199
- Коротаева Е.В., Андрюнина А.С. Формирование готовности у будущих педагогов к интерактивному взаимодействию в образовательной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 1. С. 38–45. doi:10.17759/bppe.2023200104
- Крехалев В. В. Проблемы организации деятельности детских технопарков в условиях цифровой образовательной среды: на примере технопарка «Северный Кванториум» // Наукосфера. 2022. № 2-2. С. 85–88.
- Ледовская Т.В., Солынин Н.Э. Формирование универсальных педагогических компетенций средствами современных технопарков (на примере социальных УПК) [Электронный ресурс] // Преподаватель XXI век. 2022. № 4-1. С. 75–87. doi:10.31862/2073-9613-2022-4-75-87
- Милинский А.Ю. Межфакультетский технопарк универсальных педагогических компетенций как средство профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии [Электронный ресурс] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 4 (206). С. 247–251. doi:10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p247-251
- Новикова Н.Н., Кузнецова Т.А., Конов А.Б. Технопарк «Кванториум» как площадка для развития регулятивных и коммуникативных учебных действий учащихся // Школа и производство. 2020. № 4. С. 3–12.
- Оборин М.С. Опыт и перспективы развития технопарков в регионах России [Электронный ресурс] // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Том 28. № 2. С. 92–100. doi:10.21209/2227-9245-2022-28-2-92-100
- Редько Л.Л., Шумакова А.В., Веселова В.Г. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза: Монография. Ставрополь: Издательство СТПИ, 2010. 282 с.
- Санина М.Ю., Ларина Т.В., Федосова А.Р. Использование технопарков универсальных педагогических компетенций и педагогического «Кванториума» при обучении химии и физике в ВГПУ [Электронный ресурс] // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (297). С. 83–88. doi:10.47438/2309-7078_2022_4_83
- Санина С.П. Формирование профессиональной готовности студентов к организации совместной учебной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2023. Том 20. № 1. С. 27–37. doi:10.17759/bppe.2023200103
- Сорокина Е.Н., Просвирнин А.В. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в детских технопарках // Научный вестник НГГТИ. 2019. № 1. С. 23–28.
- Филатова О.Н., Барабашкина Е.В., Трифанова А.А. Педагогический технопарк «Кванториум» как площадка для формирования цифровых компетенций [Электронный ресурс] // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 4 (62). С. 170–173. doi:10.46845/2071-5331-2022-4-62-170-173
- Фоминых С.О. Некоторые аспекты организации научно-исследовательской деятельности будущих учителей физики [Электронный ресурс] // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Том 17. № 2 (50). С. 228–234. doi:10.30914/2072-6783-2023-17-2-228-234
- Фоминых С.О. Особенности организации проектной деятельности будущих учителей физики в условиях Технопарка [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. 2023. № 1 (156). С. 76–82. doi:10.51379/KPJ.2023.158.1.007
- Шубина А.С. Формирование готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности в цифровой среде на базе технопарка универсальных педагогических компетенций // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 7 (170). С. 44–50.
- Якунчев М.А., Семенова Н.Г., Кемешева А.А., Шорина К.О. Возможности детского технопарка «Кванториум» для практико-ориентированного обучения школьников [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 11. С. 233–238. doi:10.17513/snt.39427
- PHYWE [Электронный ресурс]. URL: https://www.phywe.com/ru/ (дата обращения: 24.03.2023).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 146
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 29
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1