Социальная психология и общество
2025. Том 16. № 2. С. 96–115
doi:10.17759/sps.2025160207
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Связь деонтических представлений подростков с характеристиками их самоотношения
Резюме
Контекст и актуальность. Мир человека характеризуется особым аспектом оценки долженствования, приемлемости, желательности. Деонтический характер социальной ситуации развития личности осложняется многообразием ее контекстов и неоднозначностью нормативных регламентаций в современном обществе. Подростничество – ключевой возраст для интеграции понимания социальных контекстов, выработки собственной системы определения деонтически значимых действий и их оценки. Формирование представлений об окружающем мире и оценочных отношениях в нем тесно связано с процессами самосознания, особенно в его самоотношенческом аспекте.
Цель. Выявить соотношение собственных деонтических оценок с представляемыми оценками субъектов ближнего и дальнего круга и особенности их связи с характеристиками самоотношения у подростков.
Гипотеза. Рассматривались предположения о том, что: 1) деонтические оценки подростков близки оценкам, которые они приписывают сверстникам, 2) собственные деонтические оценки и представляемые оценки других социальных субъектов в разной степени связаны с характеристиками самоотношения.
Методы и материалы. Анкета, в которой предлагается дать деонтическую оценку значимым для подростков действиям и характеристики поведения в вариантах собственного мнения и представляемых мнений субъектов ближнего (друзья и родители) и дальнего (сверстники и взрослые) круга; «Тест-опросник самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева; «Шкала Я-концепции для детей» (методика «Piers-Harris Children's Self-Concept Scale» Е. Пирса и Д. Харриса в адаптации А.М. Прихожан). Математическая обработка: сравнение средних в единицах стандартного отклонения, корреляционный анализ. Респонденты исследования: уравненная в гендерном составе выборка городских подростков, обучающихся в средних общеобразовательных школах, общей численностью 116 человек.
Результаты. Собственные оценки подростки располагают в промежутках между оценками родителей, наиболее в их представлении просоциальными, и составляющими их альтернативу оценками сверстников. Сравнительно высоки только собственные оценки поведенческих проявлений, выделяющих субъекта из социального контекста. В общей тенденции с показателями позитивного самоотношения прямые связи имеют оценки просоциальных действий, обратные – действий анти- и асоциальной направленности. Исключение составляют положительные связи приписываемых родителям, взрослым и сверстникам оценок криминогенных действий и употребления вредных веществ. Наиболее насыщенную систему прямых связей с показателями позитивного самоотношения имеют оценки проявлений честности.
Выводы. Результаты исследования подтвердили правомерность второй гипотезы и не подтвердили первое из выдвинутых предположений. Собственные оценки подростков близки с представляемыми оценками сверстников только в отношении эгоцентрического поведения. Полученные данные могут быть использованы при разработке средств психологического обеспечения воспитательной работы с подростками.
Общая информация
Ключевые слова: подростки, сверстники, родители, социальные нормы, девиантность, деонтические представления, самоотношение
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2025160207
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда совместно с Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности в рамках научного проекта № 22-28-20026, https://rscf.ru/project/22-28-20026/.
Поступила в редакцию 30.03.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Лукьянченко, Н.В., Захарова, Л.С., Аликин, М.И. (2025). Связь деонтических представлений подростков с характеристиками их самоотношения. Социальная психология и общество, 16(2), 96–115. https://doi.org/10.17759/sps.2025160207
© Лукьянченко Н.В., Захарова Л.С., Аликин М.И., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Полный текст
Введение
Материалы и методы
Результаты

Категории / Categories |
Действия и характеристики поведения / Actions and behavior characteristics |
По мнению / According to |
||||
моему / my |
друзей / friends |
сверстников / peers |
родителей / parents |
взрослых / adults |
||
Криминогенность / Criminogenicity |
Присваивание чужого имущества / Appropriation of someone else's property |
– |
– |
(+) ФП** |
(+) АС** СО** СПр** О** СУд** ФП** (–) И* |
– |
Убийство человека / Murder of a man |
(–) ФП* |
– |
– |
(+) ООД** СЖ** |
(+) СЖ** (–) СОб* |
|
Убийство животного / Killing an animal |
(–) ПС* |
– |
(–) Пс* |
– |
(+) СР** |
|
Распространение наркотических средств / Distribution of narcotic drugs |
(–) ПС* |
(–) П** Пс* |
(–) П** |
(+) АС** П** СПр** |
– |
|
Повреждение чужого имущества / Damage to someone else's property |
(–) И* |
(–) СИ* |
– |
– |
– |
|
Личностная слабость/ресурсность / Personal weakness/resources |
Курение / Smoking |
(–) Пс* |
(–) СЖ* |
– |
(+) Си** |
(+) СУд** У** |
Употребление алкоголя / Alcohol consumption |
(–) СЖ* |
(–) СЖ** Пс** |
(+) СР** О** |
(+) СР** |
(+) СР** О** |
|
Употребление психоактивных веществ / Use of psychoactive substances |
(–) И* СР* Ин* Пс** |
(–) Пс* |
(+) ООД** ОД** |
(+) ОД** |
|
|
Отстаивание своего мнения / Defending my opinion |
(+) ООД** СПр ** СР** У** |
(+) СУв** ОД* СПр** |
(+) ОД** СПр* СР** |
(+) И* СУ** АС* ОД** СПр* Си** СО** П** СУд* У** (–) Т* |
(+) АС** СПр* |
|
Честность / Honesty |
(+) И* СУ** ООД** СИ* СУв* ОД* СПр** СР* Си* СО* П* Ин* СШ* ФП* О* СУд* Пс* У* (–) Т** |
(+) И* СУ** АС* ООД* СИ* СУв ** ООД* СПр* СР* Си* СО* П* Ин** СШ** ФП* О* СУд* ПС* У* (–) СОб* Т** |
(+) И** АС* СИ* Си** СО* П* СШ** ФП* О** СУд** Пс** (–) СОб* Т* |
(+) СИ** Си** СО** П** СШ** ФП** О** СУд** Пс** |
– |
|
Этика / Ethics |
Соблюдение норм поведения в общественных местах / Compliance with the rules of conduct in public places |
(+) П* |
(+) ООД* СИ* ОД** СПр** Си* П* |
– |
(+) СИ** ОД** СПр** СО** Си** П** СШ* |
(+) СИ** СУв** ОД** СПр** |
Проявление уважения к пожилым и инвалидам / Showing respect for the elderly and disabled |
(+) П** |
(+) СИ** СУв ** ОД** СПр* Си** П** |
(+) СИ** СПр** |
(+) СИ** СПр** Си* |
– |
|
Уравновешенность в ситуации разногласий / Balance in a situation of disagreement |
(+) И** СУ** ООД* СИ** ОД* СР** П** СШ** |
(+) СИ** СУв** П** У** |
– |
(+) ООД** ОД** |
(+) СИ* СУв* ОД* |
|
Обнажение в публичных местах и соцсетях / Nudity in public places and social networks |
(+) У** |
– |
– |
(+) СУв** ОД** ФП** |
– |
|
Эгоцентрическое поведение / Egocentric behavior |
(–) СЖ* |
(–) СП* |
(–) СЖ* |
(–) СЖ* Ин* СШ* СП* |
(–) СП* СЖ* Ин* СШ* |
|
Отношения / Relationship |
Проявление симпатии вне близких отношений / Showing affection outside of close relationships |
– |
(+) У** |
– |
(+) П** |
(–) АС** |
Поддержка буллинговых действий друзей / Supporting bullying actions of friends |
(–) СИ* П* |
(–) СУ* СИ* СПр* Си* |
– |
– |
– |
|
Доверительные отношения помимо близких друзей / Trusting relationships beyond close friends |
– |
– |
– |
– |
– |
|
Помощь родителям / Help for parents |
(+) СИ** Си** СО** П* О** |
(+) СУ** СУв** ОД** СПр** Си** СО** П* ПС** У** |
– |
(+) СО** П* |
(+) СУв** П** |
|
Помощь животным / Helping animals |
(+) СОб ** П* |
(+) П* ПС** |
|
(+) СО** П* |
(–) СЖ* |
|
Социальная успешность / Social success |
Хорошая учеба / Good study |
(+) И** ООД* СИ* У* ОД* Си* СО** П* |
(+) И** ООД* СИ** СУв* ОД** Си* П** |
(+) СУв** |
– |
– |
Успехи во внеучебной деятельности / Success in extracurricular activities |
(+) И** СИ** СУв** СПр** СР* СО** П** О** СУд** |
(+) СИ** СУв** |
– |
(+) СУв** |
(+) СУв** |
|
Здоровый образ жизни / Healthy lifestyle |
(+) И** ООД** СИ* СУв** ОД** СР* Си* СО** ПО* СУ** ПС** |
(+) И** СИ* СУ* СР** Си** СО* П** ФП** СУв* Пс** У** (–) Т* |
(+) СУв** |
(+) СО** СУв* |
(+) СУв* |
|
Подвиг / Feat |
(+) СУв** |
(+) СУв** У** |
– |
– |
(–) СП* |
|
Активная подготовка к будущей профессиональной карьере / Active preparation for a future professional career |
(+) И* СУ** АС** У* ООД** СПр* О** СУв* ОД** СР** СО** ФП** СУд* |
(+) СУ** ООД** СУв* СПр** |
(+) СУв** |
(+) СУв** (–) СЖ* |
(+) СУв* |
Обсуждение результатов
Заключение
Дополнительные материалы
Наборы данных доступны по адресу: https://ruspsydata.mgppu.ru/ handle/123456789/232
Литература
- Алехин, А.Н., Осташева, Е.И. (2013). Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды. Психологическая наука и образование, 18(6), 13–18.
Alekhin, A.N., Ostasheva, E.I. (2013). Features of identity formation in adolescence as indicators of the quality of the educational environment. Psychological Science and Education, 18(6), 13–18. (In Russ.). - Андреева, Г.М. (2005). Социальная психология и социальные изменения. Психологический журнал, 26(5), 38–42.
Andreeva, G.M. Social Psychology and Social Change. Psychological Journal, 26(5), 38–42. (In Russ.). - Бобнева, М.И. (1978). Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.
Bobneva, M.I. (1978). Social norms and regulation of behavior. Moscow: Nauka Publ. (In Russ.). - Бовина, И.Б., Бовин, Б.Г. (2021). Нормы и их нарушение: классические и современные исследования. Современная зарубежная психология, 10(3), 21–31. https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100302
Bovina, I.B., Bovin, B.G. (2021). Norms and their violation: Literature review. Journal of Modern Foreign Psychology, 10(3), 21–31. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100302 - Божович, Е.Д. (2019). Гармоническая личность: структура, механизмы развития, индивидуальные различия. Культурно-историческая психология, 15(2), 91–98. https://doi.org/10.17759/chp.2019150211
Bozhovich, E.D. (2019). Harmonic Personality: Structure, Developmental Mechanisms, Individual Differences. Cultural-Historical Psychology, 15(2), 91–98. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2019150211 - Бойкина, Е.Э., Чернов, В.А. (2021). Правосознание подростков поколения центиниалов: прогностическая оценка. Психология и право, 11(1), 135–149. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110111
Boikina, E.E., Chernov, V.A. (2021). Legal Conscience of Teens from the Centennials Generation: a Prognostic Assessment. Psychology and Law, 11(1), 35–149. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110111 - Бронсон, П., Мерримен, Э. (2014). Мифы воспитания. Наука против интуиции. М.: Манн, Иванов и Фербер.
Bronson, P., Merryman, (2014). Nurtureshock. New thinking about children. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber. (In Russ.). - Василевская, Е.Ю. (2018). Сравнительный анализ возможных «Я», связанных с профессией, у российских и американских студентов. Организационная психология, 8(4), 95–110. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (дата обращения: 02.09.2024).
Vasilevskaia, E.Iu. (2018). Comparative analysis of professional possible selves among russian and american students. Organizational Psychology, 8(4), 95–110. (In Russ.). URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (viewed: 02.09.2024). - Горьковая, И.А., Микляева, А.В. (2022). Сравнительно-исторический анализ самооценки подростков с устойчивым противоправным поведением (1996, 2004 и 2020 г.). Психология и право, 12(4), 171–184. https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120413
Gor'kovaia, I.A., Mikliaeva, A.V. (2022). Comparative-Historical Analysis of the Self-Esteem in Adolescents with Persistent Illegal Behavior (1996, 2004 and 2020). Psychology and Law, 12(4), 171–184. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120413 - Гусельцева, М.С. (2018). Психологические маркеры перемен: трансформация ценностей в транзитивном обществе. В: А. Асмолов (ред.), Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен (с. 181–198). М.: Издательский Дом ЯСК.
Gusel'tseva, M.S. (2018). Psychological markers of change: transformation of values in a transitive society. In A. Asmolov (Ed.), Mobilis in mobili: lichnost' v epokhu peremen (pp. 181–198). Moscow: Izdatel'skii Dom IaSK Publ. (In Russ.). - Ермолаева, М.В., Лубовский, Д.В., Силаева, Л.В. (2018). Проблема личностного самоопределения в трудах Л.И. Божович и ее развитие с позиций субъектного подхода. Психолого-педагогические исследования, 10(3), 148–159. https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100313
Ermolaeva, M.V., Lubovskii, D.V., Silaeva, L.V. (2018). The Problem of Personal Self-Determination in L.I. Bozhovich’s Works and its Development from the Viewpoint of the Subject-Centered Approach. Psychological-Educational Studies, 10(3), 148–159. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100313 - Карабанова, О.А. (2002). Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции. Дис. ... докт. психол. наук. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. М.
Karabanova, O.A. (2002). Social situation of child development: structure, dynamics, principles of correction. Doctoral dissertation (Psychology). Lomonosov Moscow State University. (In Russ.). - Лукьянченко, Н.В., Захарова, Л.С. (2025). Представления подростков о деонтическом оценивании: Набор данных. RusPsyData: Репозиторий психологических исследований и инструментов. Москва. https://doi.org/10.48612/MSUPE/g9bu-4dm2-rg5b
Lukyanchenko, N.V., Zakharova, L.S. (2025). Adolescents' ideas about deontic evaluation: Dataset. RusPsyData: Repository of psychological research and instruments. Moscow. https://doi.org/10.48612/MSUPE/g9bu-4dm2-rg5b - Лукьянченко, Н.В., Захарова, Л.С., Аликин, М.И. (2024а). Гендерные особенности связи оценочных представлений с характеристиками самоотношения у подростков. Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review), 2(54), 168–178. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-2-168-178
Lukyanchenko, N.V., Zakharova, L.S., Alikin, M.I. (2024). Gender features of the relationship of evaluative conceptions with characteristics of self-attitude in adolescents. Pedagogical Review, 2(54), 168–178. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-2-168-178 (In Russ.). - Лукьянченко, Н.В., Захарова, Л.С., Аликин, М.И. (2024б). Деонтическое самоопределение современных подростков. В: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием (с. 209–213). Красноярск. (дата обращения: 02.03.2025).
Luk'ianchenko, N.V., Zakharova, L.S., Alikin, M.I. (2024b). Deontic self-determination of modern teens. In: Professional Identity of Youth in Innovative Region: Problems and Prospects [Electronic resource]: materials of the All-Russian (National) Research and Application Conference with International Participation on November 7-23, 2023 (pp. 209–213). Krasnoyarsk. (In Russ.) (viewed: 02.03.2025). - Лукьянченко, Н.В., Захарова, Л.С., Аликин, М.И. (2022). Представления подростков о критериях нормативного оценивания. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 3(61), 109–124. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-61-3-356
Luk'ianchenko, N.V., Zakharova, L.S., Alikin, M.I. (2022). Representations of adolescents about the criteria of normative assessment. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, 61(3), 109–124. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-61-3-356 (In Russ.). - Марцинковская, Т.Д. (2018). Транзитивное общество как психологический феномен. В: А. Асмолов (ред.), Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен (с. 150–165). М.: Издательский Дом ЯСК.
Martsinkovskaya, T.D. (2018). Transitive society as a psychological phenomenon. In A. Asmolov (Ed.), Mobilis in mobili: lichnost' v epokhu peremen (pp. 150–165). Moscow: Izdatel'skii Dom IaSK Publ. (In Russ.). - Молчанова, О.Н. (2010). Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования. М.: Флинта.
Molchanova, O.N. (2010). Self-esteem: Theoretical issues and empirical research. Moscow: Flinta Publ. (In Russ.). - Поливанова, К.Н. (2016). Детство в меняющемся мире. Современная зарубежная психология, 5(2), 5–10. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201
Polivanova, K.N. (2016). Childhood in a changing world. Journal of Modern Foreign Psychology, 5(2), 5–10. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201 (In Russ.). - Прихожан, А.М. (2007). Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО ПЭБ.
Prihozhan, A.M. (2007). Diagnostics of personal development of adolescent children. Moscow: ANO PEB Publ. (In Russ.). - Собкин, В.С., Калашникова, Е.А. (2019). Особенности межпоколенных различий в жизненной позиции подростков. Социальная психология и общество, 10(3), 19–39. https://doi.org/10.17759/sps.2019100302
Sobkin, V.S., Kalashnikova, E.A. (2019). Features of intergenerational differences in the life position of adolescents. Social Psychology and Society, 10(3), 19–39. https://doi.org/10.17759/sps.2019100302 (In Russ.). - Солдатова, Г.У., Чигарькова, С.В., Илюхина, С.Н. (2022). Я-реальное и Я-виртуальное: идентификационные матрицы подростков и взрослых. Культурно-историческая психология, 18(4), 27–37. https://doi.org/10.17759/chp.2022180403
Soldatova, G.U., Chigar'kova, S.V., Iliukhina, S.N. (2022). Real-Self and Virtual-Self: Identity Matrices of Adolescents and Adults. Cultural-Historical Psychology, 18(4), 27–37. https://doi.org/10.17759/chp.2022180403 (In Russ.). - Столин, В.В., Пантилеев, С.Р. (1988). Опросник самоотношения. В: А.А. Бодалёв (ред.). Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы (с. 123–130). М.: МГУ.
Stolin, V.V., Pantileev, S.R. (1988). Self-Attitude Questionnaire. In: A.A. Bodalev (Ed.), Workshop on psychodiagnostics: Psychodiagnostic materials (pp. 123–130). Moscow: (In Russ.). - Becker, H.S. (1991).Outsiders: Studies in the Sociology of Deviance. New York: Free Press.
- Crocker,, Lee, S.J., Park, L.E. (2004). The pursuit of self-esteem: Implications for good and evil. In A.G. Miller (Ed.), The social psychology of good and evil (pp. 150–165). New York: Guilford Press. URL: http://wings.buffalo.edu/psychology/labs/SMRL/docs/Crocker,%20Lee,%20Park%20(2004,%20-Сhapter%20in%20Social%20Psychology%20of%20Good%20and%20Evil).pdf
- Eriksson, K., Strimling, P., Gelfand, M., Wu, J., Abernathy, J., Akotia, C., Aldashev, A., Andersson, P.A., Andrighetto, G., Anum, A., Arikan, G., Aycan, Z., Bagherian, F., Barrera, D., Basnight-Brown, D., Batkeyev, B., Belaus, A., Berezina, E., Björnstjerna, M., Blumen, S., Boski, P., Bou Zeineddine, F., Bovina, I., Huyen, B.T.T., Cardenas, J.C., Čekrlija, Đ., Choi, H.S., Contreras-Ibáñez, C.C., Costa-Lopes, R.… Paul, A.M., Van Lange, P.A.M. (2021). Perceptions of the appropriate response to norm violation in 57 societies. Nature Communication, 12. Article 1481. https://doi.org/10.1038/s41467-021
- Lahmi, A., Rasyid, A., Ritonga, M., Saputar, R. (2020). The Role of Parents in Forming Morality Adolescents Puberty in Globalization Era. International Journal of Future Generation Communication and Networking, 13(4), 3991–3996. URL: https://www.researchgate.net/publication/348355178
- Prislin, R., Crano, W. (2012). A history of social influence research. In A. Kruglanski, W. Stroebe (Ed.), The Handbook of the History of Social Psychology (pp. 321–339). New York: Psychology Press. URL: https://books.google.ru/books?id=vS0QrvMGwhMC&lpg=PP1&hl=ru&pg=PA321#v=onepage&q&f=false (viewed: 25.12.2024).
- van Kleef, G., Gelfand, M., Jetten, J. (2019). The dynamic nature of social norms: new perspectives on norm development, impact, violation, and enforcement. Journal of Experimental Social Psychology, 84. Article 103860. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2019.05.002
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 43
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 43
Скачиваний PDF
За все время: 13
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 13
Всего
За все время: 56
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 56