Введение
Жизнедеятельность общества, составляющих его групп и индивидов предполагает наличие ориентиров для поведения (Бобнева, 1978; Бовина, Бовин, 2021; Kleef, Gelfand, Jetten, 2019; Prislin, 2012), включающих определение социально значимых, подлежащих регламентации поведенческих проявлений и их оценку с точки зрения нормативности-девиантности. Социальные условия развития личности носят деонтический характер, констатирует М.И. Бобнева, и это обусловливает априорный характер соответствующей модальности психики и поведения (Бобнева, 1978).
Формирование внутренних ориентиров является, по словам Е.Д. Божович, необходимым условием целостности личности, но осложняется реальностью многообразия и динамичности нормативных систем социума (Божович, 2019). Оценочные регуляторы варьируют в разных сообществах, во многом являются атрибутами групповой принадлежности и идентичности (Бовина, Бовин, 2021; Becker, 1991; Eriksson et al., 2021), окрашиваясь, соответственно, тенденциозностью межгрупповых отношений.
В современном обществе ответы на вопросы нормативной регламентации, с одной стороны, стали более плюралистичными, с другой – представляют собой пространство новых проблематизаций. Как вызов современности и основную проблему для психологии определяет Т.Д. Марцинковская актуальную транзитивность социума (Марцинковская, 2018). Составляющая суть транзитивности множественность макро- и микросоциокультурных контекстов, их постоянная веерно многоаспектная изменчивость обусловливают размытость социальных норм и ценностей (Гусельцева, 2018), нарушенность механизмов их передачи от старшего поколения к младшему (Собкин, 2019; Lahmi, 2020). По мнению Т.Д. Марцинковской, ситуация транзитивности характерна для всех поколений, но в силу расширения мультикультурного пространства социализации наиболее значимой она становится для молодежи и подростков (Марцинковская, 2018).
В качестве актуальных ориентиров для психологической науки можно рассматривать определение Г.М. Андреевой в качестве важнейшей задачи в условиях преобразований общества изучения особенностей понимания социальных реалий их субъектами (Андреева, 2005) и констатируемую аналитиками необходимость смещения методологических оснований восприятия детства в направлении диалога, основанного на понимании его внутренней логики (Поливанова, 2016).
Подростничество рассматривается исследователями как ключевой возраст для построения единой картины мировосприятия, синтезирующей понимание социальных контекстов, определения значимых действий и их характеристик, выработки собственной системы оценочных представлений (Ермолаева, Лубовский, Силаева, 2018), формирования способности к преодолению нормативно-оценочных противоречий (Божович, 2019). В формирующейся мировоззренческой картине соотносятся, структурируются, интегрируются представления о социальных субъектах и их деонтических ориентирах, в которых личности необходимо самоопределиться (Божович, 2019).
О.А. Карабанова отмечает, что изменяющееся в соответствии с возрастными задачами соотношение значимости контекстов определяет характер социальной ситуации развития (Карабанова, 2022). По уточнению Е.Э. Бойкиной и В.А. Чернова, значение контекстов – это не объективная, а феноменологическая, определяемая субъективным восприятием характеристика (Бойкина, Чернов, 2021). В качестве контекстов возрастного развития рассматриваются отношения, которые можно классифицировать по основаниям возрастной когортности (со сверстниками и со взрослыми) и по степени близости (ближний и дальний круг отношений).
Формирование представлений об окружающем мире и оценочных отношениях в нем тесно связано с процессами самосознания, особенно в его самоотношенческом аспекте. О.Н. Молчанова обращает внимание на феномен абсолютизации позитивной роли высокого самоотношения, рассматриваемого практически как условие, необходимое и достаточное для благополучия личности как в психологическом, так и в социальном аспектах (Молчанова, 2010). Такое понимание утвердилось не только в околопсихологических воззрениях широких слоев населения, но во многом и в установках профессионалов психолого-педагогической сферы. Результаты исследований, однако, ставят под сомнение безоговорочно позитивную утилитарность «модели высокого самоуважения». В настоящее время актуальна проблема более дифференцированного подхода к пониманию значения самоотношения (Горьковая, Микляева, 2022; Молчанова, 2010; Crocker J., Lee S.J., Park, 2004). Важным уточнением при этом является то, что самоотношение и оценочные представления связаны не простой односторонней связью: «хорошее самоотношение – хорошие представления». Выстраиваемые субъектом оценочные стратегии реализуют функцию поддержки и подтверждения самоотношения, и их логика этой функцией во многом определяется (Бронсон, Мерримен, 2014).
В соответствии со сказанным было проведено исследование, сфокусированное на задачах выявления соотношения собственных деонтических оценок с представляемыми оценками субъектов ближнего и дальнего круга и особенностей связи деонтических оценок с различными характеристиками самоотношения у подростков. В качестве гипотез рассматривались предположения о том, что: 1) деонтические оценки подростков близки оценкам, которые они приписывают сверстникам, 2) собственные деонтические оценки и представляемые оценки других социальных субъектов в разной степени связаны с характеристиками самоотношения.
Материалы и методы
В исследовании использовались следующие методики.
- Для выявления деонтических представлений использовалась анкета, разработанная на основе результатов опроса представительной выборки подростков о том, что они считают значимым для оценивания с точки зрения негативной и позитивной девиантности (Лукьянченко, Захарова, Аликин, 2022). Результаты опроса показали, что в качестве подлежащих деонтической оценке подростки рассматривают поведенческие проявления, которые можно отнести к семантическим группам «Криминогенность», «Личностная слабость/ресурсность», «Этика», «Отношения», «Социальная успешность». В инструкции анкеты предлагается оценить эти значимые для подростков действия и характеристики поведения в вариантах собственного мнения и представляемых мнений субъектов ближнего (друзья и родители) и дальнего (сверстники и взрослые) круга посредством выбора из градаций «недопустимо» (эквивалент делинквентности); «недостойно» (эквивалент негативной девиантности); «допустимо»; «нормально»; «предмет гордости» (эквивалент позитивной девиантности).
Для выявления особенностей самоотношения использовались две методики.
- Тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева (Столин, Пантилеев, 1988), предназначенный для определения особенностей самоотношения в трех уровнях обобщенности:
1) глобальное самоотношение;
2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
3) уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я»: самоуверенность; отношение других; самопринятие; саморуководство, самопоследовательность; самообвинение; самоинтерес; самопонимание.
- Шкала Я-концепции для детей (Прихожан, 2007) (вариант методики Piers-Harris Children's Self-Concept Scale Е. Пирса и Д. Харриса в адаптации А.М. Прихожан), предназначенная для выявления общего уровня самоотношения подростка и отношения к себе в следующих сферах: поведение, интеллект, ситуация в школе, внешность, тревожность, общение, удовлетворенность жизненной ситуацией, положение в семье, уверенность в себе.
В качестве методов математической обработки использовались сравнение средних в единицах стандартного отклонения и корреляционный анализ (коэффициент Спирмена).
Респонденты исследования: выборка городских подростков, обучающихся в средних общеобразовательных школах (N = 116), уравненная в гендерном составе: 52,6% респондентов мужского пола, 47,4% респондентов – женского. Возраст респондентов – четырнадцать-пятнадцать лет.
Характеристики выборки, методического обеспечения и первичных результатов исследования частично были представлены на конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (Лукьянченко, Захарова, Аликин, 2024б).
Обработка результатов исследования проводилась с помощью программы IBM SPSS Statistics 27.
Результаты
Для анализа соотношения того, как поведенческие проявления оцениваются самими подростками, и того, как они, по представлению респондентов, оцениваются сверстниками и взрослыми, проведена процедура сравнения средних в единицах стандартного отклонения, графическое отображение результатов которой представлено на рисунке.

Рис. Средние значения собственных деонтических оценок подростков и представляемых ими деонтических оценок субъектов ближнего и дальнего круга в единицах стандартного отклонения: «Криминогенность»: 1. присваивание чужого имущества; 2. убийство человека; 3. убийство животного; 4. распространение наркотических средств; 5. повреждение чужого имущества. «Личностная слабость/ресурсность»: 6. курение; 7. употребление алкоголя; 8. употребление психоактивных веществ; 9. отстаивание своего мнения; 10. честность. «Этика»: 11. соблюдение норм поведения в общественных местах; 12. проявление уважения к пожилым людям и инвалидам; 13. уравновешенное поведение в ситуации разногласий; 14. обнажение в публичных местах и соцсетях; 15. поведение в соответствии с собственными желаниями вне зависимости от оценок и самочувствия окружающих. «Отношения»: 16. при наличии близкого отношения с одним человеком проявления симпатии к другому; 17. поддержка своих друзей, когда они игнорируют или унижают кого-либо; 18. при наличии близких друзей установление доверительных отношений с другими людьми; 19. помощь родителям; 20. помощь попавшим в беду животным. «Социальная успешность»: 21. хорошая учеба; 22. успехи во внеучебной деятельности; 23. здоровый образ жизни; 24. спасение человека или животного с риском для жизни (подвиг); 25. активная подготовка к будущей профессиональной карьере.
Fig. Average values of adolescents’ own deontic assessments and the deontic assessments they present of subjects in their immediate and distant circles in standard deviation units: "Criminogenicity": 1. appropriation of someone else's property; 2. murder of a person; 3. murder of an animal; 4. distribution of narcotics; 5. damage to someone else's property. "Personal weakness/resource": 6. smoking; 7. alcohol consumption; 8. use of psychoactive substances; 9. defending one's opinion; 10. honesty. "Ethics": 11. compliance with rules of behavior in public places; 12. showing respect for the elderly and disabled; 13. balanced behavior in a situation of disagreement; 14. nudity in public places and on social networks; 15. behavior in accordance with one's own desires regardless of the assessments and well-being of others. "Relationships": 16. if there is a close relationship with one person, showing sympathy for another; 17. supporting your friends when they ignore or humiliate someone; 18. if you have close friends, establishing trusting relationships with other people; 19. helping parents; 20. helping animals in trouble. "Social success": 21. good grades; 22. success in extracurricular activities; 23. healthy lifestyle; 24. saving a person or an animal at risk to life (feat); 25. active preparation for a future professional career.
Наибольшая уровневая разница характеризует в представлении опрошенных подростков деонтические оценки родителей и сверстников. По мнению респондентов, родители выше, а сверстники ниже всех других субъектов оценивают просоциальные действия, такие как этичное, уважительное, уравновешенное, помогающее поведение, а также честность и проявления, соответствующие образу социально успешного молодого человека. В отношении асоциальных и антисоциальных действий, таких как нарушение имущественных прав и этических норм, убийство, распространение и употребление психоактивных веществ и алкоголя, наиболее толерантное оценивание характеризует позицию сверстников, наименее толерантное – родительскую. Ранее на такую альтернативность в представлении подростков деонтических оценок сверстников и родителей, как бы задающих рамку для оценок других субъектов, мы обратили внимание в материалах исследования, представленных на конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (Лукьянченко, Захарова, Аликин, 2024б). Оценки большинства взрослых, по мнению респондентов, близки к оценкам их родителей, но имеют более мягкий характер, несколько меньшие цифровые значения. Представляемые респондентами оценки друзей и их собственные оценки имеют значения, располагающиеся в промежутках между представляемыми оценками сверстников и родителей.
На таком общем фоне выделяются оценки поведенческих проявлений «спасение человека или животного с риском для жизни» (подвиг); «поведение в соответствии с собственными желаниями вне зависимости от оценок и самочувствия окружающих» (эгоцентрическое) и «отстаивание своего мнения». Если попытаться обозначить объединяющее их основание, то оно может быть сформулировано в определителях выделенности из социального контекста, своего рода нерядоположенности субъекта действия. Во всех этих случаях собственные оценки занимают не промежуточное, как в общей тенденции, положение, а верхние позиции. При этом в относительно высокой оценке благородного проявления – совершения подвига респонденты, по их мнению, не одиноки, а скорее единодушны с родителями и большинством взрослых в альтернативу сверстникам. В то же время в относительно высоких оценках эгоцентрического поведения, игнорирующего самочувствие окружающих, респонденты близки в своем видении со сверстниками и друзьями в альтернативу взрослому сообществу. Что касается отстаивания своего мнения, то здесь собственные оценки подростков хотя и не контрастно, но выше представляемых оценок всех остальных субъектов, особенно родителей и взрослых.
К этому следует добавить еще два варианта несколько выбивающегося из общей тенденции оценивания. В отношении употребления алкоголя уровень собственных оценок практически идентичен осуждающей позиции родителей. А в отношении проявления при наличии близких отношений симпатии к кому-либо другому как наиболее толерантную видят подростки позицию друзей.
Оценочное отношение к убийству животного и установлению доверительных отношений вне группы друзей в видении подростков не имеет контрастных отличий у разных субъектов.
В таблице отражена совокупность значимых корреляционных связей с показателями самоотношения собственных деонтических оценок подростков и представляемых ими оценок субъектов ближнего и дальнего круга.
Таблица / Table
Связь между деонтическими оценками и показателями самоотношения подростков
The relationship between deontic assessments and self-esteem indicators of adolescents (N = 116)
|
Категории / Categories
|
Действия и характеристики поведения / Actions and behavior characteristics
|
По мнению / According to
|
|
моему / my
|
друзей / friends
|
сверстников / peers
|
родителей / parents
|
взрослых / adults
|
|
Криминогенность / Criminogenicity
|
Присваивание чужого имущества / Appropriation of someone else's property
|
–
|
–
|
(+) ФП**
|
(+) АС**
СО**
СПр** О** СУд** ФП**
(–) И*
|
–
|
|
Убийство человека / Murder of a man
|
(–) ФП*
|
–
|
–
|
(+) ООД**
СЖ**
|
(+) СЖ**
(–) СОб*
|
|
Убийство животного / Killing an animal
|
(–) ПС*
|
–
|
(–) Пс*
|
–
|
(+) СР**
|
|
Распространение наркотических средств / Distribution of narcotic drugs
|
(–) ПС*
|
(–) П** Пс*
|
(–) П**
|
(+) АС** П** СПр**
|
–
|
|
Повреждение чужого имущества / Damage to someone else's property
|
(–) И*
|
(–) СИ*
|
–
|
–
|
–
|
|
Личностная слабость/ресурсность / Personal weakness/resources
|
Курение / Smoking
|
(–) Пс*
|
(–) СЖ*
|
–
|
(+) Си**
|
(+) СУд**
У**
|
|
Употребление алкоголя / Alcohol consumption
|
(–) СЖ*
|
(–) СЖ** Пс**
|
(+) СР** О**
|
(+) СР**
|
(+) СР**
О**
|
|
Употребление психоактивных веществ / Use of psychoactive substances
|
(–) И* СР* Ин* Пс**
|
(–) Пс*
|
(+) ООД** ОД**
|
(+) ОД**
|
|
|
Отстаивание своего мнения / Defending my opinion
|
(+) ООД**
СПр ** СР** У**
|
(+) СУв** ОД*
СПр**
|
(+) ОД** СПр* СР**
|
(+) И* СУ** АС* ОД** СПр* Си** СО** П** СУд* У** (–) Т*
|
(+) АС** СПр*
|
|
Честность / Honesty
|
(+) И* СУ** ООД** СИ* СУв* ОД* СПр** СР* Си* СО* П* Ин*
СШ* ФП* О* СУд* Пс* У*
(–) Т**
|
(+) И* СУ** АС* ООД* СИ*
СУв ** ООД* СПр* СР* Си* СО* П* Ин** СШ** ФП* О* СУд* ПС* У*
(–) СОб* Т**
|
(+) И** АС* СИ* Си** СО* П* СШ** ФП*
О** СУд** Пс**
(–) СОб* Т*
|
(+) СИ** Си** СО** П** СШ** ФП** О** СУд** Пс**
|
–
|
|
Этика / Ethics
|
Соблюдение норм поведения в общественных местах / Compliance with the rules of conduct in public places
|
(+) П*
|
(+) ООД* СИ* ОД** СПр** Си* П*
|
–
|
(+) СИ** ОД** СПр** СО** Си** П** СШ*
|
(+) СИ** СУв** ОД** СПр**
|
|
Проявление уважения к пожилым и инвалидам / Showing respect for the elderly and disabled
|
(+) П**
|
(+) СИ** СУв ** ОД** СПр* Си** П**
|
(+) СИ**
СПр**
|
(+) СИ** СПр** Си*
|
–
|
|
Уравновешенность в ситуации разногласий / Balance in a situation of disagreement
|
(+) И** СУ** ООД* СИ** ОД* СР** П** СШ**
|
(+) СИ**
СУв**
П** У**
|
–
|
(+) ООД**
ОД**
|
(+) СИ*
СУв*
ОД*
|
|
Обнажение в публичных местах и соцсетях / Nudity in public places and social networks
|
(+) У**
|
–
|
–
|
(+) СУв**
ОД**
ФП**
|
–
|
|
Эгоцентрическое поведение / Egocentric behavior
|
(–) СЖ*
|
(–) СП*
|
(–) СЖ*
|
(–) СЖ* Ин* СШ* СП*
|
(–) СП* СЖ* Ин* СШ*
|
|
Отношения / Relationship
|
Проявление симпатии вне близких отношений / Showing affection outside of close relationships
|
–
|
(+) У**
|
–
|
(+) П**
|
(–) АС**
|
|
Поддержка буллинговых действий друзей / Supporting bullying actions of friends
|
(–) СИ* П*
|
(–) СУ* СИ* СПр* Си*
|
–
|
–
|
–
|
|
Доверительные отношения помимо близких друзей / Trusting relationships beyond close friends
|
–
|
–
|
–
|
–
|
–
|
|
Помощь родителям / Help for parents
|
(+) СИ** Си** СО** П* О**
|
(+) СУ** СУв** ОД** СПр** Си** СО** П* ПС** У**
|
–
|
(+) СО** П*
|
(+) СУв** П**
|
|
Помощь животным / Helping animals
|
(+) СОб ** П*
|
(+) П* ПС**
|
|
(+) СО** П*
|
(–) СЖ*
|
|
Социальная успешность / Social success
|
Хорошая учеба / Good study
|
(+) И** ООД* СИ* У* ОД* Си* СО** П*
|
(+) И** ООД* СИ** СУв* ОД** Си* П**
|
(+) СУв**
|
–
|
–
|
|
Успехи во внеучебной деятельности / Success in extracurricular activities
|
(+) И** СИ** СУв** СПр** СР* СО** П** О** СУд**
|
(+) СИ** СУв**
|
–
|
(+) СУв**
|
(+) СУв**
|
|
Здоровый образ жизни / Healthy lifestyle
|
(+) И** ООД** СИ* СУв** ОД** СР* Си* СО** ПО* СУ** ПС**
|
(+) И** СИ* СУ* СР** Си** СО* П** ФП** СУв* Пс** У** (–) Т*
|
(+) СУв**
|
(+) СО** СУв*
|
(+) СУв*
|
|
Подвиг / Feat
|
(+) СУв**
|
(+) СУв** У**
|
–
|
–
|
(–) СП*
|
|
Активная подготовка к будущей профессиональной карьере / Active preparation for a future professional career
|
(+) И* СУ** АС** У* ООД** СПр* О** СУв* ОД** СР** СО** ФП** СУд*
|
(+) СУ** ООД** СУв* СПр**
|
(+) СУв**
|
(+) СУв**
(–) СЖ*
|
(+) СУв*
|
Примечание. (–) – обратные корреляционные связи; (+) – прямые корреляционные связи; * – ρ ≤ 0,05; ** – ρ ≤ 0,01. Тест-опросник самоотношения: И – интегральный показатель самоотношения; СУ – самоуважение; АС – аутосимпатия; ООД – ожидаемое отношение от других; СИ – самоинтерес; СУв – самоуверенность; ОД – отношение других; СПр –самопринятие; СР – саморуководство, самопоследовательность; СОб – самообвинение; Си – самоинтерес как уровень конкретных действий; СП – самопонимание; СЖ – шкала социальной желательности. Шкала Я-концепции для детей: СО – уровень самоотношения; П – поведение; Ин – интеллект, положение в школе; СШ – ситуация в школе; ФП – внешность, физическая привлекательность; Т – тревожность; О – общение, популярность среди сверстников; Суд –счастье и удовлетворенность; Пс – положение в семье; У – уверенность.
Note. (–) – inverse correlation; (+) – direct correlation; * – ρ ≤ 0,05; ** – ρ ≤ 0,01. Self-attitude questionnaire: И – integral indicator of self-attitude; СУ – self-respect; АС – auto-sympathy; OOД – expected attitude from others; СИ – self-interest; СУв – self-confidence; OД – attitude of others; СПр – self-acceptance; СР – self-leadership, self-consistency; СОб – self-blame; Си – self-interest as a level of specific actions; СП – self-understanding; СВ – social desirability scale. Self-concept scale for children: СО – level of self-attitude; П – behavior; Ин – intelligence, position at school; СШ – situation at school; ФП – appearance, physical attractiveness; T – anxiety; O – communication, popularity among peers; Суд – happiness and satisfaction; Пс – position in the family; У – confidence.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что деонтические оценки (свои и приписываемые другим субъектам) связаны у подростков с характеристиками их самоотношения многочисленными связями, но эти связи распределены весьма неравномерно.
Прежде всего обращает на себя внимание насыщенность системы связей с самоотношением оценок проявлений честности (пятая часть всей совокупности связей). Высокие их оценки прямым образом связаны с высокими уровнями позитивного самоотношения практически во всех его аспектах. В представлении подростков с более позитивным самоотношением деонтическую ценность честности выше оценивают как они сами, так и их друзья, родители и сверстники. При этом представляемые респондентами оценки честности взрослыми оказались с самоотношением респондентов не связаны.
Богатый диапазон связей с характеристиками самоотношения имеют оценки (свои и представляемые оценки друзей) поведенческих проявлений, относимых к категории «Социальная успешность», и помощи родителям. В одной из наших более ранних работ зафиксировано, что связь деонтической значимости проявлений социальной успешности с характеристиками самоотношения в большей степени выражена у девочек (Лукьянченко, Захарова, Аликин, 2024а).
Респонденты с более позитивным самоотношением также приписывают родителям, сверстникам и взрослым более высокие оценки этичного поведения, чем респонденты с не столь благоприятным самоотношением. Поведенческая уравновешенность в их восприятии ценима как другими субъектами (за исключением сверстников), так и самими подростками.
Следует отметить особенности совокупности связей характеристик самоотношения с оценками криминогенных проявлений и действий, связанных с употреблением вредных веществ. Связи собственных оценок и оценок друзей с этими проявлениями отрицательные, но их немного. Связи показателей самоотношения и представляемых оценок взрослых субъектов в абсолютном большинстве положительные. И особенно много таких связей у оценок родителями присваивания чужого имущества. В представлении подростков с более высоким самоуважением взрослые, и особенно родители, более толерантны, менее категоричны в оценках подлежащих осуждению поведенческих проявлений, чем в представлениях подростков с не столь положительным самоотношением.
При этом представляемые подростками родительские оценки отстаивания своего мнения имеют положительные связи со множеством показателей самоотношения.
Обсуждение результатов
Материалы научной и публицистической литературы, заключения аналитиков свидетельствуют, что постулаты понимания возрастной проблематики требуют пересмотра в связи с кардинальными изменениями социальных условий детства (Алехин, Осташева, 2018; Поливанова, 2016). К характеристикам актуального состояния этих условий можно отнести: средовую мультикультурность, размытость социальных границ, перспективу долгой жизни в изменяющейся реальности, тотальную цифровизацию, срощенность реального и виртуального, воспитание, в котором декларируемая ценность самоопределения сочетается с необходимостью прохождения социальных фильтров, таких как ЕГЭ, родительское принятие и эмоциоцентрированность в связке с «позитивным давлением» ожиданий от ребенка удовлетворяющей родителей успешности.
В списке отмечаемых исследователями характеристик подрастающего поколения: отсутствие поддержки идеалов прошлого и абсолютных авторитетов, альтероцентрическая направленность в общении; толерантность к инаковости; восприятие мира с позиций глобальных угроз; настроенность изменить общество; соблюдение правил и ожидание того же от других; невыраженность стремления к взрослению (Бойкина, Чернов, 2021). В связи с неопределенностью социальных перспектив констатируется, с одной стороны, своего рода жертвенная роль молодого поколения (Василевская, 2018), с другой стороны, адаптивность, как актуальная, так и ориентированная в перспективу (Солдатова, Чигарькова, Илюхина, 2022). В общественном дискурсе прослеживаются темы ориентации на успех, понимаемый гедонистически, как достижение счастья, перфекционистского стиля при низкой ценности долговременных усилий, неконфликтности в отношениях с родителями, стремления к комфорту и экологичности условий жизнедеятельности, к самовыражению, к подтверждению собственной уникальности и интеллектуальной компетентности. Такой портретный коллаж является продуктом оценивающего взгляда взрослого сообщества.
Данные нашего исследования составляют картину социального оценивания из другого (подросткового) ракурса видения. Тенденции, которые в ней определились, могут служить дополнением, уточнением и объяснением феноменов, фиксируемых видением взрослого сообщества. Важно, что в нем использовались деонтические характеристики, значимые для самих подростков, служащие семантической основой их субъективной системы координат. Выявилось, что в понимании подростков их собственные оценки и оценки друзей представляют своего рода компромисс между деонтическими установками сверстников и родителей. В широком диапазоне деонтически значимых проявлений альтернатива оценок сверстников и родителей имеет однотипный характер: родители относительно высоко оценивают просоциальные проявления и строже других субъектов относятся к анти- и асоциальным проявлениям. Оценки сверстников составляют противоположную тенденцию. Сравнительно высокие оценки подростки дают только проявлениям, которые выделяют субъекта из социального контекста. Отстаивание собственного мнения, как одно из них, – единственный вариант, когда собственные оценки составляют контраст относительно низким родительским оценкам. Иными словами, если рассматривать традиционное в отношении подростков ожидание их противостояния родителям, то оно проявляется только в том, что в понимании подростков родители, в отличие от них самих, излишне скромны в проявлении личной позиции.
Источником интересных предположений может стать анализ совокупности связей, например, рассмотрение трех выявленных тенденций. 1) Множество положительных связей имеют характеристики самоотношения с оценками своими и друзей проявлений социальной успешности и уравновешенного поведения. 2) Со множеством аспектов позитивного самоотношения подростков положительно связана представляемая ими родительская оценка отстаивания собственного мнения. 3) Неожиданные, на первый взгляд, множественные положительные связи показателей позитивного самоотношения с родительскими оценками криминогенных действий, употребления и распространения вредных веществ. Если рассматривать эти тенденции в совокупности, можно предположить, что они имеют общее основание: соотносимое с усилением позитивного характера самоотношения сближение в деонтической картине подростков их собственных и родительских оценок. В случае оценок социальной успешности и уравновешенного поведения оценки родителей в представлении подростков сравнительно высоки, и сокращение разницы с собственными оценками у подростков с более позитивным самоотношением достигается за счет повышения их собственных оценок желательности этих проявлений. Оценки отставания собственного мнения относительно высоки у подростков и низки в их представлении у родителей. Сокращение разницы у подростков с более позитивным самоотношением достигается за счет смещения родительских оценок в сторону положительного оценивания этого проявления. Оценки криминогенных и связанных с употреблением вредных веществ действий самый критический характер имеют в представлении подростков у родителей. Сближение собственных и родительских оценок в субъективной картине подростков достигается за счет смягчения родительской осуждающей позиции.
Заключение
Исходным для исследования послужило осознание необходимости изучения психологической специфики возраста изнутри, в логике ее представителей. Подростничество рассматривается как период интеграции понимания социальных контекстов, выработки собственной системы деонтических определителей и оценок, осуществляемой во взаимосвязи с процессами самосознания, особенно в его самоотношенческом аспекте.
Гипотезами исследования послужили предположения о том, что: 1) деонтические оценки подростков близки оценкам, которые они приписывают сверстникам, 2) собственные деонтические оценки и представляемые оценки других социальных субъектов в разной степени связаны с характеристиками самоотношения. Данные исследования подтвердили правомерность второй гипотезы и не подтвердили первое из выдвинутых предположений. Собственные оценки подростков близки с представляемыми оценками сверстников только в отношении эгоцентрического поведения.
Результаты исследования представляют интересную картину деонтического самоопределения современных подростков. Потенциал более глубокой интерпретации психологической сущности и механизмов выявленных феноменов, отнесения их к возрастным особенностям подростничества, особенностям актуального состояния общества, габитуса становления личности в нем может быть реализован в дальнейших уточняющих исследованиях. Вместе с тем полученные данные могут быть полезны практикам обучения и воспитания, поскольку исходящий от них запрос на понимание особенностей внутренних оценочных ориентиров подрастающего поколения очень высок.
Ограничения. Проведенное исследование имеет ограничения, связанные с его локальностью: респондентами являются городские школьники одного региона, объем выборки невелик.
Limitations. Possible issues in generalization of results, e. g., sample size, limited access to data.