Введение
Воспитание приемных детей в замещающих семьях сопряжено с рядом проблем как социального, так и психологического характера. Основными из них являются сложное поведение ребенка, потерявшего родителей или пережившего изъятие из семьи, появление дополнительных социальных и материальных трудностей в семье и, как возможное следствие, эмоциональное выгорание родителей, а также ухудшение семейных взаимоотношений. Данные обстоятельства, с одной стороны, требуют соответствующей подготовки потенциальных принимающих родителей, а с другой — разработки эффективных методов сопровождения замещающих семей. Ключевой задачей последних является профилактика вторичного сиротства (Волчанская, Меркуль, 2021; Мануйлова, Зайцева, Костюченко, 2023).
Под вторичным сиротством принято понимать отказ опекунов, замещающих родителей или усыновителей от приемных детей. Отторжение детей, переживших утрату как кровных, так и приемных родителей, приводит к повторной психологической травматизации, к укреплению у них убежденности в своей ущербности, неполноценности, лишает их возможности адекватно выстраивать социальные связи на основе доверия и принятия других (Ослон и др., 2023; Семья, Карнаух, Шульга, 2022). Такая личностная деформация ребенка приводит к деструктивным последствиям для него: формируются жестокость и агрессия по отношению к окружающим, наступает разочарование в семейных ценностях, возникают поведенческие нарушения и психосоматические расстройства (Буслаева, 2018; Власова, 2019).
Как отмечают исследователи, наиболее частыми причинами отказа от ребенка со стороны замещающих родителей являются: убеждение родителей в том, что источник негативных поступков ребенка кроется исключительно в наследственных факторах, непонимание возрастных и индивидуально-личностных особенностей подопечного, низкий уровень коммуникации и дисфункциональность семейной системы (Меркуль, Машкова, 2023; Ослон и др., 2021; Ослон и др., 2023).
Наиболее эффективным вариантом профилактики вторичного сиротства, по мнению специалистов, является психолого-педагогическое сопровождение. Так, Н.В. Колпакова (Колпакова, 2015, с. 261) отмечает, что «психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей нужно рассматривать как систему социально-правовых, психолого-педагогических мер, направленных на профилактику и преодоление неблагополучия в замещающей семье и обеспечивающих социально-педагогические и психологические условия успешной жизнедеятельности приемного ребёнка и замещающих родителей». В настоящее время указанная психолого-педагогическая помощь оказывается практически во всех регионах России (Омельченко, Волчанская, Колесникова, 2023). В то же время статистические данные свидетельствуют о том, что количество детей, которых вернули в детские дома за последние 3 года, неуклонно растет. При этом в 60% случаев возврат происходит по инициативе приемных родителей. Чаще всего вторичное сиротство обусловлено тем, что замещающие родители отказываются от сотрудничества с органами опеки и попечительства, формально относятся к предлагаемой помощи. Так, Э.Ш. Гарифулина в своих исследованиях приходит к выводу, что отсутствие близких межличностных отношений, построенных на доверии и уважении, является основной причиной конфликтов в семье и нежелания родителей ее разрешать (Гарифулина, Телицына, 2024).
В то же время ряд иностранных специалистов и российских исследователей подчеркивают роль независимого психолого-педагогического сопровождения детей специалистами органов опеки и попечительства. Так, J. Dare, C. Wilkinson, S.P. Karthigesu, D.A. Coall, R. Marquis в своем исследовании показывают, что в семьях, где отказывались сотрудничать с социальными работниками, а также в семьях, воспитывающих детей старше 14 лет, ребенок в 21% случаев оставался в семье и избегал вторичного сиротства, если социальные работники продолжали наблюдение за процессом его воспитания (Dare et al., 2023). В дополнение к этому А.Ю. Телицына, анализируя проблему жестокого обращения с детьми, приходит к выводу, что «система защиты детей тем эффективнее, чем больше в ней задействовано элементов, представленных государственными, коммерческими и некоммерческими структурами, в силу многокомпонентного контроля друг за другом» (Телицына, 2023, с. 47).
Вместе с тем в последние годы наибольший интерес исследователей в области психолого-педагогического сопровождения замещающих семей вызывает подход, основанный на формировании у приемных родителей осознанной мотивации к сотрудничеству со специалистами данного направления (Shah et al., 2019). W.R. Miller, S. Rollnick определяют мотивационный подход как «стиль совместной беседы, направленный на укрепление личной мотивации человека и его готовности к изменениям» (Miller, Rollnick, 2023). Основными компонентами данного метода выступают: партнерство, принятие, сопереживание и побуждение. В этих условиях замещающим родителям легче как признаваться в собственных тревогах, проблемах и переживаниях, так и принимать другой взгляд на проблему с приемным ребенком.
Используя в своей практической деятельности мотивационное консультирование, В. Магкоев и Я. Туреханов определяют его «как технику, в рамках которой консультант становится помощником в процессе изменения поведения клиента» (Магкоев, Туреханов, 2011, с. 4). Именно к этим преобразованиям необходимо подвести замещающих родителей в процессе формирования у них осознанного желания принимать помощь со стороны специалистов социальных служб, педагогов и психологов. Понимание приемными родителями причин проблемы и ее возможных решений является важным шагом на пути к сближению в семье и формированию доверительных отношений с ребенком (Тузова, 2019).
Все вышесказанное и определило цель данного экспериментального исследования — доказательство эффективности коррекционной программы по формированию мотивации на активное участие приемных родителей во взаимодействии со службами сопровождения с целью профилактики вторичного сиротства.
Материалы и методы
Исследование было организовано и проводилось на базе ГКУСО Ростовской области «Донецкий центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». В качестве респондентов выступили 32 замещающие семьи, воспитывающие приемных детей в возрасте от 5 до 10 лет и находящиеся на сопровождении специалистов учреждения. Указанные семьи были выбраны в соответствии со следующими критериями: наличие проблем в детско-родительских отношениях, риск отказа от ребенка, низкая мотивация на взаимодействие со специалистами.
На первом этапе исследования приемные родители прошли психодиагностическое обследование с использованием методик «Взаимодействие родитель-ребенок» (автор И.М. Марковская) и «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) (авторы А.Я. Варга, В.В. Столин). Опросники реализовывались в полном объеме, но для анализа были использованы лишь отдельные шкалы, которые соответствовали мишеням коррекционного воздействия.
На втором этапе исследования была реализована коррекционная программа по формированию мотивации на активное взаимодействие замещающих родителей со специалистами социальной и психологической помощи Центра. Данная коррекционная «Программа мотивации» является авторской разработкой. Она была выстроена на основе принципов оказания психопрофилактической помощи и включала в себя следующие этапы: установление контакта, выявление причин проблемной ситуации в детско-родительских отношениях, обсуждение трудностей и конфликтов и их восприятия членами семьи, выявление ресурсов и потребностей семьи, обсуждение и принятие решения по разрешению проблемной ситуации. Реализация «Программы мотивации» включала в себя 4 индивидуальных и 4 групповых занятия, которые проходили с частотой один раз в неделю. Основным методом коррекционной работы являлся метод мотивационного консультирования.
Для доказательства эффективности реализуемой «Программы мотивации» вся выборка респондентов была распределена на две группы — экспериментальную и контрольную. Экспериментальную группу составили 16 замещающих родителей (14 женщин и 2 мужчин), в контрольную группу вошли также 16 приемных родителей (13 женщин и 3 мужчин).
Результаты
На начальном этапе исследования все респонденты (32 человека) прошли тестирование в очном формате. В соответствии с полученными результатами с использованием методики «Взаимодействие родитель-ребенок» было установлено, что 59% замещающих родителей имеют низкий уровень принятия приемного ребенка, 23% респондентов показали средний уровень и 18% продемонстрировали высокий уровень принятия. При этом результаты обследования, полученные по отдельным шкалам, показали еще более тревожную картину. Так, по фактору «Эмоциональная дистанция — близость» 90% респондентов показали низкий уровень эмоциональной близости, у оставшихся 10% замещающих родителей этот показатель находился на среднем уровне. По шкале «Отсутствие сотрудничества — сотрудничество» 78% опрошенных продемонстрировали низкий уровень сотрудничества, а 22% — средний. В то же время по шкале «Воспитательная конфронтация» только 25% родителей имели низкий и 12% средний уровень, а 63% отличались высокой воспитательной конфронтацией по отношению к приемному ребенку. Также по шкале «Удовлетворенность отношениями» 16% родителей показали средний уровень, в то время как у 84% данный показатель находился на низком уровне.
Схожие результаты были получены по данным «Теста-опросника родительского отношения». Так, 16% замещающих родителей имеют низкий уровень принятия ребенка, 84% — средний уровень, а высокого уровня принятия не было выявлено вообще.
Далее общее число респондентов было поделено случайным образом на 2 равные группы — экспериментальную и контрольную. Результаты эмпирического исследования до проведения «Программы мотивации» по группам можно видеть в табл. 1, 2. Значимых различий в полученных данных по всем показателям диагностических методик между группами выявлено не было. Затем в течение 8 недель реализовывалась «Программа мотивации» в экспериментальной группе, по окончании которой был произведен повторный замер исследуемых параметров.
В результате после реализации программы по формированию мотивации родителей в замещающих семьях на получение психолого-социальной поддержки («Программы мотивации») был проведен сравнительный анализ результатов диагностики с использованием заявленного выше инструментария. Данные сравнительного анализа по методике «Взаимодействие родитель-ребенок» приведены в табл. 1.
Таблица 1 / Table 1
Результаты сравнительного анализа по методике «Взаимодействие родитель-ребенок»
The results of a comparative analysis using the “Parent-child interaction” methodology
|
Параметры / Parameters |
Среднее значение по экспериментальной группе / The average value for the experimental group |
U-критерий Манна — Уитни / The Mann-Whitne U-test |
Значимость p / Significance p |
Среднее значение по контрольной группе / The average value for the control group |
U-критерий Манна —Уитни / The Mann-Whitne U-test |
Значимость p / Significance p |
||
|
до / before |
после / after |
до / before |
после / after |
|||||
|
Отвержение — принятие / Rejection — acceptance |
34,38 |
68,75 |
32,5 |
0,003* |
31,88 |
33,13 |
117,5 |
0,704 |
|
Эмоциональная дистанция — близость / Emotional distance — intimacy |
26,25 |
66,25 |
18 |
0,001* |
26,88 |
27,5 |
125 |
0,928 |
|
Отсутствие сотрудничества — сотрудничество / Lack of cooperation — cooperation |
24,38 |
73,75 |
5,5 |
0,000* |
21,25 |
23,13 |
98 |
0,441 |
|
Воспитательная конфронтация / Educational confrontation |
50 |
35,63 |
99 |
0,285 |
81,25 |
78,75 |
108 |
0,465 |
|
Удовлетворенность отношениями / Relationship satisfaction |
18,13 |
70,63 |
0,5 |
0,001* |
26,88 |
25 |
116 |
0,667 |
Примечание: * — различия значимы при p < 0,01.
Note: * — the differences are significant at p < 0,01.
Также результаты проведенного экспериментального исследования были подтверждены с использованием «Теста-опросника родительского отношения». Они приведены в табл. 2. Как можно заметить, получены значимые различия в показателях принятия ребенка замещающими родителями. В свою очередь, это демонстрирует существенное изменение в родительском эмоциональном отношении к ребенку, его уважении, понимании, готовности оказывать ему поддержку и помощь, воспринимать его интересы и потребности.
Таблица 2 / Table 2
Результаты сравнительного анализа по методике
«Тест-опросник родительского отношения»
The results of the comparative analysis using
the “Parental Attitude Test Questionnaire” method
|
Параметры / Parameters |
Среднее значение по экспериментальной группе / The average value for the experimental group |
U-критерий Манна — Уитни / The Mann-Whitne U-test |
Значимость p / Significance p |
Среднее значение по контрольной группе / The average value for the control group |
U-критерий Манна —Уитни / The Mann-Whitne U-test |
Значимость p / Significance p |
||
|
до / before |
после / after |
до / before |
после / after |
|||||
|
Отвержение — принятие / Rejection — acceptance |
13,06 |
29,56 |
1,0 |
0,001* |
10,63 |
11,38 |
108 |
0,465 |
Примечание: * — различия значимы при p < 0,01.
Note: * — the differences are significant at p < 0,01.
Обсуждение результатов
Согласно представленным результатам на первом этапе исследования можно говорить о том, что больше половины приемных родителей относились к приемному ребенку дистанцированно, отвергая его, постоянно убеждая себя в том, что они ничего не могут сделать в сложившейся трудной жизненной ситуации. Данные обстоятельства во многом негативно сказывались на отношениях с ребенком, когда при всех проблемах и переживаниях родители пытались снять с себя ответственность и переложить ее на самого воспитанника или его биологических родителей. При возникновении детско-родительских конфликтов замещающие родители, как правило, использовали либо крайне авторитарные методы, либо вообще игнорировали проблему, не находя выхода из нее или полагаясь на ее случайное разрешение.
В то же время на основании полученных данных сравнения результатов до и после проведения «Программы мотивации» можно констатировать, что были выявлены значимые различия в экспериментальной группе по следующим шкалам методики: «Отвержение — принятие», «Эмоциональная дистанция — близость», «Отсутствие сотрудничества — сотрудничество», «Удовлетворенность отношениями». Эти данные указывают на то, что реализация «Программы мотивации» позволила изменить отношение замещающих родителей к приемному ребенку. Так, родители смогли увидеть значимость самого воспитанника, лучше понять его возрастные и личностные особенности, а самое главное, поверили в то, что поддержка, которую способны им оказывать сотрудники Центра, несомненно является действенной и качественной. В процессе реализации «Программы мотивации» нередко приходилось сталкиваться с сопротивлением родителей, нежеланием менять воспитательную тактику по отношению к ребенку. В то же время внимательное и безоценочное отношение, которое было продемонстрировано со стороны сотрудников Центра, позволило родителям иначе взглянуть на свою семейную ситуацию и оценить ее глазами других членов семьи.
При этом следует отметить, что, несмотря на в целом успешные итоги реализации «Программы мотивации», по показателю методики «Воспитательная конфронтация» не было получено значимых различий. Можно увидеть лишь некоторое снижение данного показателя по среднему значению. Данный результат можно объяснить наличием у замещающих родителей довольно устойчивых установок в отношении требований к ребенку, отсутствием надлежащей социальной гибкости, а также процессом адаптации к тем изменениям, которые произошли в процессе коррекционного воздействия. Согласно результатам сравнительного анализа, можно заключить, что реализация программы по формированию мотивации на активное участие замещающих родителей в сотрудничестве со специалистами социальной и психологической помощи Центра позволила получить позитивные результаты. Таким образом, «Программа мотивации» является эффективным средством коррекции детско-родительских отношений в замещающих семьях, что позволяет сделать следующие выводы.
- В замещающих семьях, имеющих проблемы во взаимодействии с ребенком и отказывающихся от сотрудничества со специалистами социально-психологической поддержки, принятие ребенка и удовлетворенность от взаимодействия с ним находятся на низком уровне. При этом по отношению к ребенку большинство замещающих родителей демонстрируют воспитательную конфронтацию, отсутствие сотрудничества и эмоциональную дистанцированность.
- Реализуемая в ходе исследования авторская «Программа мотивации», направленная на формирование мотивации на активное участие замещающих родителей в сотрудничестве со специалистами социальной и психологической помощи, является эффективным средством коррекции отношений между замещающими родителями и приемным ребенком. Она позволяет значимо повысить эмоциональное принятие ребенка, способствует изменению отношения к нему, большему признанию его личности, повышает уровень продуктивного взаимодействия и позволяет учитывать интересы ребенка при возникновении семейных конфликтов.
Также необходимо отметить, что при проведении «Программы мотивации» немаловажным является и учет некоторых индивидуально-личностных факторов респондентов. Так, согласно данным беседы, проведенной по результатам реализации программы, участники отмечали, что часто им легче было опираться на чужой опыт, которые они получали при взаимодействии друг с другом.
Заключение
Воспитание приемного ребенка в замещающей семье, как правило, сопровождается большим количеством социально-психологических проблем. К ним можно отнести как индивидуально-личностные особенности ребенка (состояние здоровья, особенности эмоционального реагирования и характера), так и социально-психологические условия семьи (материальный достаток, социальный статус, функциональность семейной системы). Взаимодействие и взаимовлияние данных факторов нередко приводят к неразрешимым противоречиям в семье, к конфликтам в сфере детско-родительских отношений и могут стать причиной отказа попечителей от ребенка. Следовательно, существует необходимость в разработке эффективных методов профилактики вторичного сиротства.
Согласно данным проведенного эмпирического исследования, было выявлено, что более половины приемных родителей относятся к приемному ребенку отстраненно, отвергая его, без должного внимания к его проблемам и интересам. Воспитание приемного ребенка в замещающей семье, как правило, осуществляется либо в крайне авторитарном, либо в попустительском стиле.
Реализуемая в ходе исследования программа по формированию мотивации на активное участие замещающих родителей в сотрудничестве со специалистами социальной и психологической помощи («Программа мотивации») является эффективным средством коррекции отношений между замещающими родителями и приемным ребенком. Она позволила значимо повысить эмоциональное принятие ребенка, послужила большему признанию особенностей его личности, повысила продуктивность взаимодействия в детско-родительских отношениях. В дальнейших исследованиях планируется расширить методический аппарат исследования с увеличением количества респондентов.
Ограничения. Вместе с тем следует отметить, что полученные результаты имеют ряд ограничений, которые обусловлены, прежде всего, небольшим объемом выборки. Также в группах, участвующих в эксперименте, были мало представлены родители мужского пола, что снижает возможность экстраполяции результатов исследования.
Limitations. However, it should be noted that the results obtained have a number of limitations, which are primarily due to the small sample size. Also, male parents were poorly represented in the groups participating in the experiment, which reduces the possibility of extrapolating the results of the study.