Вступительное слово

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 3 мин. чтения

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Опубликована

Для цитаты: Олтаржевская, Л.Е. (2025). Вступительное слово. Вестник практической психологии образования, 22(2), 1–2. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2025_n2/from_editor (дата обращения: 05.12.2025)

© Олтаржевская Л.Е., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

«Самая возможность единого плана в воспитании, установка его на будущее свидетельствуют о наличии такого плана в процессе развития, которым стремится овладеть воспитание. В сущности, это означает только одно: развитие и формирование ребенка есть социально-направленный процесс»

Л.С. Выготский

Данный выпуск сетевого журнала «Вестник практической психологии образования», представляет опыт Московского региона и является первым в серии выпусков Вестника, направленной на систематизацию и распространение лучших региональных практик в области психолого-педагогического сопровождения. Это позволит создать платформу для обмена опытом между педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с детьми в системе образования.

На сегодняшний день уникальность регионального опыта в психолого-педагогическом сопровождении становится особенно актуальной в условиях современных социальных изменений и глобализации. Опыт коллег показывает значимость развития многогранного подхода, предполагающего не только внедрение новейших технологий, но также грамотное, рациональное распределение ресурсов в образовании и позволяет психологам лучше понимать сложные проблемы и потребности современных детей с учетом особенностей менталитета и культуры того или иного региона. Учитывая наличие локальных традиций, языковых и исторических контекстов, специалистам в области педагогики и психологии необходимо интегрировать региональный опыт в свою практику для обеспечения более эффективной и целенаправленной помощи детям.

Существует множество региональных инициатив, которые уже доказали свою эффективность. Например, в некоторых субъектах России реализуются программы, направленные на поддержку эмоционального и психологического состояния детей. Эти программы включают в себя тренинги, консультации для родителей и педагогов, а также психологические занятия, которые помогают детям развивать навыки социальной адаптации и эмоционального интеллекта. Опыт, идеи и инициативы разных регионов могут стать основой для создания единой федеральной системы психолого-педагогического сопровождения, которая логична в соответствии с новой Стратегией развития образования до 2036 года, подразумевающей введение единого образовательного пространства страны: закрепление единой программы образования, которая, как сказал Сергей Кравцов, министр просвещения РФ, ориентирована «не на либеральные, а на традиционные» ценности.

Открывает выпуск рубрика «Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере», в которой представлены статьи, освещающие опыт Московского региона в вопросах реализации направлений деятельности психологической службы, приоритетные задачи, которые решают специалисты в рамках своих компетенций, особенности образа педагога-психолога в системе образования города Москвы, опыт просветительской работы с родителями, профилактика вторичного сиротства, организация психологической работы с военнослужащими, прибывшими из района специальной военной операции.

Во второй рубрике номера «Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей» обсуждаются особенности профессиональной подготовки педагогов-психологов - готовность выпускников к введению демонстрационного экзамена, вопросы реализации основных направлений помощи и поддержки обучающихся разных целевых групп и программы психолого-педагогического сопровождения различной направленности формирование позитивной социализации и позитивного образа будущего у современного подростка, а также цифровая анонимность, ставшая неотъемлемой частью онлайн-социализации.

Третью рубрику «Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов» представляют статьи, посвященные алгоритмам психолого-педагогической помощи детям с различными нарушениями, определению проблемных зон процесса организации образовательной среды, опыту и методам построения детско-взрослых отношений в системе «педагог-воспитанник», результатам разработки и апробации программы психолого-педагогических занятий «Уроки психологии».

Мы надеемся, что сборник, представляющий опыт Москвы послужит источником полезной информации для улучшения психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений, а также в создании благоприятной образовательной среды в условиях меняющегося мира.

Информация об авторах

Любовь Евгеньевна Олтаржевская, кандидат педагогических наук, Научный руководитель, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4712-9170, e-mail: oltarzhevskayale@edu.mos.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 61
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2

 Скачиваний PDF

За все время: 22
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 83
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 2